![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/20/s_5c1b984857d96/1032722_1.jpeg)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса составлена на основе государственного стандарта 2009 года, примерной программы основного общего образования по немецкому языку 2007 года и авторской программы для общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И. Л. Бим и с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на 102 часа, из расчета 3-х учебных часов в неделю, 34 учебных недели.
Цели и задачи предмета
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языком выдвигает задачу развития личности учащегося, усиления гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому основной целью обучения иностранным языком в общеобразовательной школе является развитие личности учащихся, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Следовательно, специфичными для иностранного языка как учебного предмета являются коммуникативные цели обучения, которые предполагают обучение иноязычному общению в единстве всех его функций, а именно:
Познавательной (сообщение и запрос информации, ее извлечение при чтении и аудировании), регулятивной (выражение просьбы, совета, побуждение к речевым и неречевым действиям), ценностно-ориентационной (развивающая) выражение мнения, оценки, формирование взглядов, убеждений и этикетной (соблюдение речевого этикета, имеющего у каждого народа свои особенности).
Таким образом, воспитательные, образовательные, развивающие цели как бы пронизывают практические, интегрированы в них. Комплексные коммуникативные цели ориентированы на получение практического результата обучения, на его образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Практический компонент цели заключается в формировании у школьников коммуникативной компетенции в иностранном языке, обеспечивающей основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся на каждом этапе обучения и возможность приобщения к культурным ценностям народов – носителей изучаемого языка.
В целом процесс обучения иностранным языкам призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни. Эта способность порождает у учащихся формирование:
Умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения;
Знаний о системе иностранного языка и правил оперирования языковыми средствами в речевой деятельности;
Знаний правил речевого и неречевого поведения в определенных стандартных ситуациях, национальных особенностей страны изучаемого языка и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями.
В качестве целевой доминанты выступает овладение чтением как формой общения. Особенность данного класса в том, что он заключительный в рамках базового курса. Поэтому одна из важнейших задач данного года обучения – достижение «конечного уровня» владения немецким языком.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Материал учебника объединён в следующие параграфы:
Ferien, ade! (Kleiner Wiederholungskurs)
I.Ferien und Bücher. Gehören sie zusammen?
Для многих чтение – это хобби. Какие книги читают школьники во время летних каникул? Знакомство с различными жанрами немецкой литературы. Каталоги немецких издательств как помощники в поисках нужной книги. О вкусах не спорят, поэтому мнения о книгах разные. Как создаётся книга?
II. Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?
Молодёж в Германии. О чем мечтают молодые люди? Что их волнует? Разочарование в любви, поиск работы и места в жизни, поиск верных друзей, конфликты с родителями, насилие на улице и дома, наркотики, курение и алкоголизм – проблемы, с которыми в наши дни сталкиваются юноши и девушки.
III. Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?
Система образования в Германии, типы школ. Возможности получения профессионального образования. Организация производственной практики в школе. Поиск рабочего места выпускниками школ. Наиболее популярные профессии в Германии, профессии, о которых мечтают подростки. Что нужно, чтобы стать хорошим специалистом? Управление глаголов. Употребление местоименных наречий. Инфинитивные обороты.
IV. Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht?
Средства массовой информации: какие задачи стоят перед ними в обществе? Газеты и журналы, которые издаются в Германии. Как найти нужную информацию в газете или журнале? Телевидение как самое популярное СМИ. Телевидение: «за» и «против». Компьютер и его место в жизни молодёжи. Интернет как помощник в учебе. Различные мнения о СМИ.
Построение параграфов учебника носит блочный характер. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | В том числе практические, лабораторные, контрольные работы |
Прощайте, каникулы! (Повторение) | 6 | |
I. Каникулы и книги. | 24 | 1 |
II. Сегодняшняя молодёжь. Какие у неё проблемы? | 22 | 1 |
III. Будущее начинается уже сейчас. Как обстоит дело с выбором профессии? | 23 | 1 |
IV. Средства массовой информации. Это действительно четвёртая власть? | 22 | 1 |
Итого | 102 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела | К-во часов | Тема урока | Дата |
По плану | Факти-чески |
Прощайте, каникулы! (Повторение) | 6 | 1.Какими были летние каникулы? | 01.09 | |
2. Каникулы в Австрии. Вена. | 04.09 | |
3. Места отдыха в Германии. | 05.09 | |
4. Школа в Германии. | 08.09 | |
5. Повторение страдательного залога Passiv. | 11.09 | |
6. Международная школа. | 12.09 | |
Каникулы и книги. | 24 | 1. Что читает немецкая молодежь? | 15.09 | |
2. «Наше семейное хобби». Отрывок из романа Г.Фаллады «В те далекие детские годы». | 18.09 | |
3. Стихотворения Гете, Шиллера, Гейне. | 19.09 | |
4. Отрывок из романа М. Пресслер «Горький шоколад». | 22.09 | |
5. Картинки тоже можно читать. Комиксы. | 25.09 | |
6. Книголюбы. | 26.09 | |
8. Литературные жанры. | 29.09 | |
9. Книги, которые я охотно читаю. | 02.10 | |
10. Аудирование. | 03.10 | |
11. Повторение грамматической темы «Passiv». | 06.10 | |
12. Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv. | 09.10 | |
13. Придаточное предложение цели и инфинитивный оборот um … zu+Infinitiv. | 10.10 | |
14. Поговорим о чтении. | 13.10 | |
15. Повторение изученного по теме «Каникулы и книги» | 16.10 | |
16. Систематизация знаний по теме «Каникулы и книги» | 17.10 | |
17. Контрольная работа по теме «Каникулы и книги». | 20.10 | |
18. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 23.10 | |
19. М. Л. Кашниц «Последняя книга». | 24.10 | |
20. Страноведение: Города книг. | 27.10 | |
21. Г. Гейне «Путешествие по Гарцу» (отрывок). | 06.11 | |
22. Готовимся к итоговой аттестации. Аудирование. | 07.11 | |
23. Готовимся к итоговой аттестации. Чтение. | 10.11 | |
24. Домашнее чтение. | 13.11 | |
Сегодняшняя молодёжь. | 22 | 1. Расслоение молодежи на субкультуры. | 14.11 | |
2. Что сегодня важно для молодежи? | 17.11 | |
3. Стремление к индивидуальности. | 20.11 | |
4. Конфликты с родителями. | 21.11 | |
5. Современная молодежь. | 24.11 | |
6. Проблемы современной молодёжи. | 27.11 | |
7. Инфинитивные группы (an)statt…zu +Infinitiv, ohne …zu + Infinitiv. | 28.11 | |
8. Инфинитивные группы. | 01.12 | |
9. Аудирование. Конфликты с родителями. | 04.12 | |
10. Аудирование. Телефон доверия. | 05.12 | |
11. Взаимоотношения со взрослыми. | 08.12 | |
12. Взрослые о молодежи. | 11.12 | |
13. Отрывок из романа К. Нёстлингер «Ильзе пропала». | 12.12 | |
14. Повторение изученного по теме «Сегодняшняя молодёжь». | 15.12 | |
15. Систематизация знаний по теме «Сегодняшняя молодёжь». | 18.12 | |
16. Контрольная работа по теме «Сегодняшняя молодёжь». | 19.12 | |
17. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 22.12 | |
18. Страноведение: Современная немецкая литература для детей и подростков. | 25.12 | |
19. Домашнее чтение: К. Нёстлингер «Маленький Джо». | 26.12 | |
20. Домашнее чтение. | 29.12 | |
21. Готовимся к итоговой аттестации. | 15.01 | |
Будущее начинается уже сейчас. Как дела с выбором профессии? | 23 | 1. Система образования в Германии. | 16.01 | |
2. Профессиональная подготовка в школах Германии. | 19.01 | |
3. Двойственная система профессиональной подготовки в Германии. | 22.01 | |
4. Перспективные профессии. | 23.01 | |
5. Каким подростки видят своё будущее? | 26.01 | |
6. Что важно при выборе профессии? | 29.01 | |
7. 100 крупнейших предприятий Германии. | 30.01 | |
8. Управление глаголов. | 02.02 | |
9. Местоименные наречия. | 05.02 | |
10. Аудирование. | 06.02 | |
11. Легко ли выбрать профессию? | 09.02 | |
12. Мои планы на будущее. | 12.02 | |
13. Повторение изученного по теме «Будущее начинается уже сейчас. Как дела с выбором профессии?» | 13.02 | |
14. Систематизация знаний по теме «Будущее начинается уже сейчас. Как дела с выбором профессии?» | 16.02 | |
15. Революция в повседневной жизни. | 19.02 | |
16. Страноведение: Образец для подражания. | 20.02 | |
17. Г. Шлиманн и его мечта о Трое. | 26.02 | |
18. Контрольная работа по теме «Будущее начинается уже сейчас. Как дела с выбором профессии?». | 27.02 | |
19. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 02.03 | |
20. Готовимся к итоговой аттестации. Письмо. | 05.03 | |
21. Готовимся к итоговой аттестации. | 06.03 | |
22. Домашнее чтение: Б. Миллер «Воровка». | 09.03 | |
23. Домашнее чтение. | 12.03 | |
Средства массовой информации. | 22 | 1. Задачи средств массовой информации. | 13.03 | |
2. Немецкие газеты и журналы. | 16.03 | |
3. Программа телепередач. | 19.03 | |
4. Телевизор или книга? | 20.02 | |
5. О вредных пристрастиях. | 23.03 | |
6. СМИ – четвертая власть. | 02.04 | |
7. Источники информации. | 03.04 | |
8. Аудирование. | 06.04 | |
9. Предлоги Родительного падежа. | 09.04 | |
10. Придаточное предложение условия. | 10.04 | |
11. Что думают члены одной семьи о СМИ? | 13.04 | |
12. Телевидение: за и против. | 16.04 | |
13. Компьютер: за и против. | 17.04 | |
14. Повторение изученного по теме «Средства массовой информации». | 20.04 | |
15. Систематизация знаний по теме «Средства массовой информации». | 23.04 | |
16. Итоговый тест в рамках промежуточной аттестации. | 24.04 | |
17. Анализ теста. Работа над ошибками. | 27.04 | |
18. Страноведение: Эксперимент «Четыре недели без телевизора». | 30.04 | |
19. М. Май «Когда мы станем взрослыми». | 04.05 | |
20. Готовимся к итоговой аттестации. Устная часть. | 07.05 | |
21. Готовимся к итоговой аттестации. | 08.05 | |
22. Домашнее чтение. | 11.05 | |
Резервные уроки | | Обобщающее повторение за курс 9 класса. Правила чтения и интонация. | 14.05 | |
Обобщающее повторение за курс 9 класса. Графика. | 15.05 | |
Обобщающее повторение за курс 9 класса. Фонетика. | 18.05 | |
Обобщающее повторение за курс 9 класса. Лексико-грамматические упражнения. | 21.05 | |
Обобщающее повторение за курс 9 класса. Работа с текстом. | 22.05 | |
Обобщающее повторение за курс 9 класса. Страноведческая викторина. | 25.05 | |
Итоговый урок. | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Овладение иностранным языком в 5-9 классах составляет базовый уровень, который совершенствуется и на котором строится профильно ориентированное обучение в последующих классах. Практически в течение 7 –9 классов закладывается основа для последующей дифференциации обучения. Среди общественных умений, развиваемых и формируемых у учащихся 7-9 классов, особо значимым являются следующие:
Самостоятельно планировать и осуществлять свою учебно-коммуникативную деятельность;
Пользоваться различными видами справочных материалов (словарем, справочником, памятками, комментариями);
Извлекать информацию из различного рода письменных источников, выделять основную мысль, отличать главное от второстепенного;
Составлять план прочитанного в различных вариантах и записывать его, записывать тезисы на основе прочитанного;
Обобщать, систематизировать факты, сведения;
Делать выводы на основе получаемой информации, выражая при этом свое отношение к фактам, событиям, предмету разговора или давать им свою оценку.
Ученик должен
знать:
- значения лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения;
- значение изученных грамматических явлений (видовременные формы глагола, условное наклонение, косвенная речь, согласование времён);
- страноведческую информацию из аутентичных источников;
уметь:
- вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения;
- создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
- понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом языке в различных ситуациях общения;
- понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
- оценивать важность/новизну информации, определять своё отношение к ней;
- читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной цели;
- описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Учебник немецкого языка (9 класс) «Немецкий язык» И.Л. Бим; М.: «Просвещение», 2016 г.
2.Книга для учителя к учебнику немецкого языка (9 класс), И.Л. Бим, Л.М. Садомова; М.: «Просвещение», 2007 г.
3. «100 вопросов к себе и ученику». Книга для учителя. Контроль в обучении иностранному языку Е.В. Мусницкая; М.: «Дом педагогики», 1996 г.
4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку, М.: «Дрофа», 2000 г.
5. «Новые тесты. «Немецкий язык» (7-9 классы) Б.Л. Райн; М.: «Дрофа», 2011 г.
6. Аудиоприложение.