СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каспинская основная общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей-предметников

Протокол № 1 от ______.2020г

Руководитель:_______/А.А.Иркитова


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______ / А.К.Анакова/

« » _________ 2020г


Принято

на педагогическом совете

Протокол №1 от _____ 2020г

«Утверждаю»

Директор школы _____ / В.В.Попова /

Приказ № _____ от _____2020г






Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

для 7класса

на 2020 – 2021 учебный год



Учитель: Иркитова А.А., учитель русского языка и литературы






с. Каспа, 2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( приказ Министерства образования и науки РФ от17.12.2010г № 1897);

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  2. Примерная программа по предметам. Русский язык. 5-9 класс.- М.: «Просвещение», 2011;

  3. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.:Просвещение, 2013.

  4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Каспинская основная общеобразовательная школа»;

  5. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Каспинская основная общеобразовательная школа»;

  6. Учебный план и годовой календарный график МБОУ «Каспинская основная общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год;

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Программа ориентирована на использование УМК по русскому языку для 7класса авторов М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.


Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Тематика учебных проектов в 7 классе:

«История одной фотографии»

«Будущий спортзал – какой он?»

Технологии, используемые в обучении: технология развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, ин­формационно-коммуникационные, здоровьесбережения.


Формы текущего контроля знаний, умений и навыков и промежуточной аттестации обучающихся

При планировании предусмотрены разнообразные формы:

  • входной, текущий или промежуточный, тематический, итоговый

  • диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием), морфемный

  • тесты

  • устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.

  • изложение сжатое, подробное

  • комплексный анализ текста

  • работа над проектами.




Раздел І. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» обучающиеся должны овладеть следующими планируемыми результатами:

Личностные результаты:

  • формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

  • получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой  культуры и достижениям цивилизации;

  • формирование основы для   понимания особенностей разных культур и  воспитания уважения к ним;

  • осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

  • формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,  c установкой на билингвизм;

  • обогащение  активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Метапредметные результаты :

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

  • выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

Речь и речевое общение

Ученик научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность. Аудирование

Ученик научится:

  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием

основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

  • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученик научится:

  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических

(информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

  • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать

отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

Говорение

Ученик научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе

оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

  • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения;

  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

  • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

Текст

Ученик научится:

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в видеплана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы.

  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разных жанров.

  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи

  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Фонетика

Ученик научится:

  • проводить фонетический анализ слова;

  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Лексикология и фразеология

Ученик научится:

  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,

принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также

указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

  • группировать слова по тематическим группам;

  • подбирать к словам синонимы, антонимы;

  • опознавать фразеологические обороты;

  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

  • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в

публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления

лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии;

  • различать грамматические омонимы;

  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.


Раздел І І.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


РАЗДЕЛ I. Общие сведения о языке

Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Раздел II. Повторение изученного в V-VIклассах

Орфографические, пунктуационные условия написания слов.

Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе.

Свойства прилагательных и глагола у причастия.

Синтаксическая роль.

Действительные и страдательные причастия.

Обособление причастного оборота.

Не с причастиями.

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий.

Описание внешности человека. Выборочное изложение. Описание внешности по фотографии

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия.

Не с деепричастиями.

Описание действий как вид текста. Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий.

Не с наречиями.

Правописание суффиксов наречий.

Н и НН в суффиксах наречий.

Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Сжатое изложение с описанием состояния природы

Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов.

Непроизводные и производные предлоги.

Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов.

Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов.

Сочинительные и подчинительные союзы.

Простые и составные. Текстообразующая роль союзов.

Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы.

Различение НЕ и НИ, их правописание.

Структура сочинения-рассуждения

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях.

Интонационное выделение междометий.

Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему


Раздел ІІІ. Тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Развитие связной речи

Кол-во контрольных работ

І. Общие сведения о языке

1

-

-

ІІ.Повторение изученного в V-VIклассах

7

3

1

ІІІ. Морфология и орфография. Орфография. Культура речи.




Причастие

19

3

1

Деепричастие

8

2

1

Наречие

14

1

1

Категория состояния

2

1

-

ІV. Служебные части речи. Культура речи.




Предлог

7

1

1

Союз

9

1

1

Частица

8

1

1

Междометие

2

1

-

V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе

4

-

1





















Итого:

81

14

8




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Кол-

во часов

Тема

урока

Дата проведения

по плану

по факту



Общие сведения о языке



1

1

Русский язык как развивающееся явление




(13)

Повторение изученного в V-VIклассах



2

1

Синтаксис.



3

1

Пунктуация



4

1

Лексика и фразеология



5

1

Фонетика и орфография



6

1

Словообразование и орфография

Морфемный и словообразовательные разборы



7

1

РР Текст. Типы речи. Диалог



8

1

РР Публицистический стиль



9

1

Спряжение глагола. Переходные и непереходные глаголы



10

1

Наклонение глагола



11

1

Морфологический разбор глагола



12

2

Контрольная работа(комплексная работа) по теме «Повторение изученного в 5–6 классах» и анализ



14

1

РР Подготовка к сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью»




(23)

Морфология и орфография. Орфография. Культура речи.

Причастие



15

1

Повторение о глаголе



16

1

Понятие о причастии



17

1

Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий



18

1

Причастный оборот



19

1

Знаки препинания при причастном обороте



20

1

Описание внешности человека



21

1

Действительные и страдательные причастия



22

1

Действительные причастия настоящего времени



23

1

Действительные причастия прошедшего времени



24

1

Страдательные причастия настоящего времени



25

1

Страдательные причастия прошедшего времени



26

1

Полные и краткие страдательные причастия



27

1

Морфологический разбор причастия



28

1

Слитное и раздельное написание не с причастием



29

1

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.



30

1

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных



31

1

Гласные перед Е в полных и кратких страдательных причастиях



32

1

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени



33

1

Повторение и обобщение по теме «Причастие»



34

1

Контрольная работа (диктант с заданиями) по теме «Причастие»



35

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками



36

1

РР Описание внешности по фотографии




(11)

Деепричастие



37

1

Деепричастие как часть речи



38

1

Деепричастный оборот.



39

1

РР Описание действия как вид текста



40

1

Не с деепричастием



41

1

Деепричастия несовершенного вида



42

1

Деепричастия совершенного вида



43

1

РР Рассказ с включением описания действий. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»(у.209)



44

1

Морфологический разбор деепричастия



45

1

Повторение по теме «Деепричастие»



46

1

Контрольная работа по теме «Деепричастие» (диктант)



47

1

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Тестирование




(15)

Наречие



48

1

Наречие как часть речи



49

1

Смысловые группы наречий



50

2

Степени сравнения наречий



52

1

Морфологический разбор наречия



53

1

Слитное и раздельное написание не с наречиями на и



54

1

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий



55

1

Одна и две буквы н в наречиях на и



56

1

Буквы о и е после шипящих на конце наречий



57

1

Буквы о и а на конце наречий



58

1

Дефис между частями слова в наречиях



59

1

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных



60

1

Мягкий знак после шипящих на конце наречий



61

1

Повторение по теме «Наречие»



62

1

Контрольная работа (комплексная работа) по теме «Наречие




(2)

Категория состояния



63

1

Категория состояния



64

1

РР Сжатое изложение с описанием состояния природы

(К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)




(9)

Служебные части речи. Культура речи. Предлог



65

1

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог



66

1

Употребление предлогов



67

1

Непроизводные и производные предлоги



68

1

Простые и составные предлоги



69

1

Морфологический разбор предлога



70

1

РР Работа по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»



71

1

Слитное и раздельное написание производных предлогов



72

1

Повторение по теме «Предлог»



73

1

Контрольный диктант по теме «Предлог»




(11)

Союз



74

1

Союз как часть речи.

Анализ контрольного диктанта



75

1

Простые и составные союзы



76

1

Союзы сочинительные и подчинительные



77

1

Запятая между простыми предложениями в составе сложного



78

1

Сочинительные союзы



79

1

Подчинительные союзы



80

2

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато



82

1

Морфологический разбор союза



83

1

Повторение по теме «Союз»



84

1

Контрольная работа по теме «Союз» (тест)




(10)

Частица



85

1

Частица как часть речи.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте



86

1

Разряды частиц. Формообразующие частицы



87

1

Смысловые частицы



88

1

РР Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом» (упр. 374)



89

1

Раздельное и дефисное написание частиц



90

1

Морфологический разбор частицы



91

1

Отрицательные частицы не и ни



92

1

Различение приставки и частицы не .Частица ни, приставка ни, союз ни – ни



93

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы»



94

1

Контрольный диктант по теме «Частица»




(3)

Междометие



95

1

Междометие как часть речи.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте



96

1

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях



97

1

РР Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему




(5)

Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.



98

1

Роль русского языка, его место в международной жизни. Разделы науки

о языке. Признаки текста; виды текстов. Группировка жанров по стилям



99

2

Фонетика и графика

Лексика и фразеология



101

1

Морфемика. Словообразование



102

1

Морфология



103

1

Итоговая контрольная работа (комплексная работа) за курс 7класса






Приложение №1

Критерии оценивания предметных результатов

Оцениваются только такие знания, умения и навыки уча­щихся, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пункту­ационные умения и навыки; 3) речевые умения.

Проверка знаний, умений и навыков может проводиться как с целью определения их сформированности по этапам обу­чения (текущий контроль), так и для подведения итогов ра­боты за год (итоговый контроль).

С целью повышения ответственности учащихся за качество знаний учитель, выставляя оценку, должен не только объявить, но и объяснить ее. Это относится к оценкам как за устные от­веты, так и за все виды письменных работ.

Уровень знаний учащихся о языке в V—XI классах уста­навливается путем устного опроса (знание правил, определе­ний, грамматический разбор) и выполнения различных упраж­нений (списывание с постановкой слов в нужной форме, до­писывание окончаний, вставка предлогов, приставок и т. п.) Это дает возможность выявить грамматические знания и умения.

1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку, а также выявления у учащихся умений и навыков владения устной (монологиче­ской и диалогической) речью.

При устном опросе ответ ученика считается полным, если в нем содержится исчерпывающая характеристика того или иного языкового явления, приводятся формулировки правил, понятий и примеры, подтверждающие те или иные положения. При этом развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на опре­деленную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следу­ющими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) сте­пень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформ­ление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик; 1) полно излагает изу­ченный материал (раскрывает тему), дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание мате­риала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и полно с точки зрения норм литературного языка, при этом допущено не более одной речевой ошибки, не влияющей на содержание высказывания.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетво­ряющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допус­кает 2—3 речевые ошибки, которые сам же исправляет, 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении изла­гаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и по­нимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно (раскрывает тему не полностью) и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; 3) излагает ма­териал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, допускает 4—5 речевых ошибок. При этом речь ученика недостаточно выразительна.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого матери­ала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл (фактические ошибки), беспорядочно и неуверенно излагает материал, не умеет употреблять изучен­ные слова и конструкции, допускает более 5—6 речевых и грам­матических ошибок.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за еди­новременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протя­жении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

При оценке диалогической речи учитывается умение учащихся вести разговор на определенную тему, правильно оформлять вопросы и ответы как грамматически, так и интонационно. Необходимо учитывать также количество реплик (вопросов, от­ветов), состоящих из полных или неполных предложений, уме­ние включиться в диалог и поддерживать его.

Примерное количество реплик каждого участника диалога: в V—VII классах — от трех до пяти, в VIII—XI классах — не меньше пяти—семи.

Оценка «5» ставится, если ученик умеет задавать вопро­сы по заданной теме, ситуации и отвечать на них, с достаточ­ной полнотой раскрывая содержание картины, темы, особен­ности ситуации; правильно интонирует вопросительные и утвердительные предложения-реплики, употребляет слова в нужной грамматической форме, использует при этом раз­нообразные синтаксические конструкции. Допустимы 1—2 ре­чевые ошибки.

Оценка «4» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать собеседнику, передавая основное содержание картины, темы, специфику ситуации, но допускает 2—3 речевые ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик может задавать, хотя и с трудом, вопросы и отвечать на некоторые из них, но при этом затрудняется в оформлении ответов и допускает 3—5 речевых ошибок.

Оценка «2» ставится, если ученик затрудняется в состав­лении вопросов и ответов на заданную тему, ситуацию и до­пускает большое количество ошибок, речь изобилует продол­жительными паузами.

2. Оценка диктанта

Диктант — одна из основных форм проверки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.

При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.

Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III чет­верти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.

Проверочный диктант по определенной теме должен вклю­чать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготов­ленность учащихся по всем изученным ранее темам.

Объем текстов для диктантов:

для V класса - 60—80 слов,

для VI класса - 80—100 слов,

для VII класса - 100—110 слов,

для VIII класса - 110—130 слов,

для IX класса - 130—150 слов,

для Х—XI классов - 150—200 слов.

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную про­грамму;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в переносе слов;

5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы;

6) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамот­ности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях:

- слитного или раздельного написания приставок в наре­чиях, образованных от существительных с предлогами;

— трудного различения частиц не и ни в сочетаниях не кто иной, как...; не что иное, как..., никто иной не...; ничто иное не...;

- слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании ы и и после приставок;

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания постав­лен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограм­мы, регулируемой одним правилом, например, правописание безударных гласных, не с глаголами, дефис после приставок и наречиях, н и нн в прилагательных, образованных от сущест­вительных и т. д. При этом первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошиб­ка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допу­щены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (ис­правление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки дик­тантов следующие:

Оценка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии и работе трех орфо­графических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфо­графических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуа­ционных при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «3» выставляется при наличии пяти орфографиче­ских и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфогра­фических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунк­туационных ошибок при отсутствии орфографических.
В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационных ошибках.
Оценка
«2» ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и де­сяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.
При некоторой вариативности количества ошибок следует при­нимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Такой предел для оценки «З»— пять орфографических ошибок (для V класса — шесть орфографических ошибок). Для оценки.«2» — девять орфографических ошибок.
Усвоение орфографии по определенной теме или разделу можно проверить при помощи словарного диктанта1. Начи­ная с V класса, словарные диктанты могут быть как обучаю­щие, так и контрольные.
Словарный диктант может состоять:

в V классе из 10 -15 слов.

В диктант целесообразно включать слова, содержащие спе­цифические трудности (непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные и т. д.).

При оценке контрольного словарного диктанта рекомен­дуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допус­тил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктан­та и дополнительного (фонетического, лексического, орфогра­фического, грамматического) задания, выставляются две оцен­ки за каждый вид работы. Объем диктанта может быть сокра­щен примерно на 15 слов, если он сопровождается дополни­тельным заданием.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомен­дуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится, если все задание выполнено пра­вильно;
оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 задания;

оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины задания;

оценка «2» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено менее половины задания;

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошиб­ки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня ре­чевой подготовки учащихся.

Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведе­ния или законченные по смыслу, безукоризненные по языку тексты, принадлежащие к разным типам речи и стилю (в за­висимости от программного учебного материала того или дру­гого класса). Тексты для изложений должны отвечать требо­ваниям нравственно-эстетического воспитания учащихся и со­держанию учебной программы данного класса.

С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей выска­зывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.

Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения пра­вописания выписать их на классной доске.
Примерный объем текстов для изложения:

в V классе 90—120 слов,

Темы контрольных сочинений должны усложняться от клас­са к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем конт­рольного классного сочинения должен быть примерно таким:

для V—VI классов — 0,5—1 страница,

К указанному объему сочинений учитель должен относить­ся как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.

С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение язы­ковых норм и правил правописания.

Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение чле­нить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: пер­вая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуа­ционных и языковых норм. Обе оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оцениваются по следу­ющим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Критерии оценки изложений и сочинений:

Оценка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соот­ветствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание изложено последователь­но (по плану или без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообра­зием используемых морфологических ка­тегорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографиче­ская, или 1 пунк­туационная, или 1 грамматиче­ская ошибка.

132


«4»

1. Содержание работы в основном соответ­ствует теме (с незначительными откло­нениями от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

3. Имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускаются не более 2 недочетов в со­держании и 3—4 речевые ошибки.

Допускается: 3 орфографиче­ские, 3 пунктуационные и 3 грамматиче­ские ошибки.


«3»

1. Допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются отдельные фактические неточ­ности.

3. Допущены отдельные нарушения в по­следовательности изложения мыслей.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 5 орфографиче­ских, 5 пунктуационных и 5 грамматиче­ских ошибок


«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность в изложе­нии, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В работе допущены 6 недочетов в содер­жании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматиче­ских ошибок.



Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем кон­трольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень са­мостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе ра­боты, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошиб­ку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратнос­ти записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превы­шающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимы и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовав­шего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

6. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оцен­ка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение тео­ретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отно­шение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное зна­чение придается оценкам, отражающим степень владения на­выками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть поло­жительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфогра­фическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризу­ющие знания учащихся по литературе и их грамотность, вы­ставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся V—IX классов нерусской национальности, обучаю­щихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допусти­мые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответ­ствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утверж­денными Министерством образования РФ.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!