СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Астрономия»

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета ОДБ.08 «Астрономия»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Астрономия»»


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»





Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ

Совета техникума директор ОБПОУ

Протокол № _____ от ____ «Рыльский аграрный техникум»

_________________ Харин А.В.

приказ № ____

от «____» ______ 20 _____ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



ОДБ. 08 АСТРОНОМИЯ

для профессии: 19.01.04 «Пекарь»














Рыльск 2020 г.

Рабочая программа учебного предмета ОДБ.08 «Астрономия» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «астрономия» для профессиональных образовательных организаций рекомендовано федеральным государственным автономным учреждением «федеральный институт развития образования» (ФРАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования протокол №3 от 21 июля 2015года регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015г. ФРАУ «ФИРО»

Организация – разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».

Разработчик: Дягилева Анастасия Валентиновна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».

Рабочая программа учебного предмета ОДБ.08 «Астрономия»

Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК математического и общего естественно-научного учебного цикла

Протокол № _____ от «_____» ___________________ 20______г.

Председатель ПЦК ____________ И.В. Кузьменко

(подпись) ф.и.о.

Рабочая программа учебного предмета ОДБ.08 «Астрономия»

Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума

Протокол №_______ от «_____» _________________ 20______г.

Председатель методического совета _____________ И.Н. Добрынина

(подпись)

Заместитель директора по учебной работе ___________ И.Н. Добрынина

(подпись)

Методист ________________ Н.И. Абраменко

( подпись)


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОго предмета


6

  1. условия реализации программы учебного предмета


15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета


16




  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета одб.08 Астрономия.

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 19.01.04 Пекарь.

    1. Место учебного предмета в структуре ППКРС

предмет входит в общеобразовательный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета:

личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из- бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметные

− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

− умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;

− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметные

- смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимоеи реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

- определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

- смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

- выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

- решение задачи на применение изученных астрономических законов;

    1. Количество часов на освоение программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося144 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96часа;

самостоятельной работы обучающегося 48часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:


практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:


Подготовка презентаций, сообщений по темам; работа с опорным конспектом; выполнение индивидуальных заданий


Итоговая аттестация в форме д дифференциального зачета



Темы сообщений, индивидуальных проектов:

  • Легенды и мифы на небе.

  • Звездные карты и координаты.

  • Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям.

  • Эклиптика. Видимое движение Солнца.

  • Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.

  • Время и календарь.

  • Состав и масштабы Солнечной системы.

  • Конфигурации и условия видимости планет.

  • Законы Кеплера.

  • Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

  • Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космические скорости и форма орбит. Возмущения в движении планет. Приливы. Определение масс небесных тел.

  • Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.

  • Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

  • Планета Земля.

  • Луна – естественный спутник Земли.

  • Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

  • Планеты – гиганты.

  • Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки).

  • Солнце – ближайшая звезда.

  • Определение расстояний до звезд.

  • Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.

  • Двойные звезды. Массы звезд.

  • Размеры звезд. Плотность их вещества.

  • Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.

  • Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.

  • Наша галактика.

  • Диффузная материя.

  • Другие звездные системы – галактики.

























2.2. Тематический план и содержание тем учебного предмета ОДБ. 08.«Астрономия».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Предмет астрономии

4



Содержание учебного материала:

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии.

4

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

4


Раздел 2

Основы практической астрономии

16



Содержание учебного материала:

Небесная сфера. Практическое применение астрономических исследований. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил.

16

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение земли вокруг солнца. Видимое движение и фазы луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

6


Раздел 3

Законы движения небесных тел

8



Содержание учебного материала:

Структура и масштабы солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет.. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

8

2


Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Методы определения расстояний до тел солнечной системы и их размеров. Небесная механика

4


Раздел 4

Солнечная система

8



Содержание учебного материала:

Происхождение солнечной системы. Система земля–луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

8

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Спутники и кольца планет. Малые тела солнечной системы. Астероидная опасность.

2


Раздел 5

Методы астрономических исследований

20



Содержание учебного материала:

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.

20

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения вина. Закон Стефана – Больцмана.

10


Раздел 6

Звезды

18



Содержание учебного материала:

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

18

3


Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Строение солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на солнце. Солнечно-земные связи

10


Раздел 7

Наша Галактика–Млечный путь

6



Содержание учебного материала:

Состав и структура галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.

6

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Вращение галактики. Темная материя.

4


Раздел 8

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

16



Содержание учебного материала:

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.

16

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия

8


Всего


96






3. . условия реализации программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3.1. Материально-техническое обеспечение


Дляреализация программы предмета имеется учебный кабинет «Физика» Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебная литература для обучающихся;

- комплект методической литературы для преподавателя;

- комплект лабораторного и демонстрационного оборудования;

- комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Астрономия».

Технические средства обучения:

- ноутбук с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- лабораторное оборудование.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.:Дрофа, 2018. - 238,[2] с. : ил,, 8л.цв. вкл. (Российский учебник).

  2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.

  3. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.

  4. Астрономия // Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1997. - 686 с.

  5. Гаврилов М.Г. Звездный мир: сборник задач по астрономии и космической физике. - М., 1998 - 99 с.


Дополнительные источники:

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. 11 класс.– М.: Дрофа, 2014. – 224с

  2. http://www.astronet.ru;

  3. http://www.sai.msu.ru;

  4. http://www.izmiran.ru;

  5. http://www.sai.msu.su/EAAS;

  6. http://www.myastronomy.ru;

  7. http://www.krugosvet.ru;

  8. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Контрольи оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественным астрономическим открытиям

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной астрономической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение использовать различные источники для получения астрономической информации, оценивать ее достоверность;

- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

− сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников.


Оценка выполнения ответов фронтального и индивидуального опроса.

Оценка выполнения индивидуальных письменных работ.


Оценка выполнения групповых письменных заданий.




Оценка выполнения разно уровневых тестов.


Оценка выполнения практических занятий.



Оценка выполнения решения задач.





Оценка выполнения домашней работы








Доклады и их презентация.


Оценка выполнения докладов и презентаций




Оценка выполнения контрольной работы




Оценка выполнения исследовательской работы





Оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий.


Оценка выполнения решения задач.


Оценка выполнения домашней работы


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!