СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для индивидуального обучения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для индивидуального обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для индивидуального обучения»

МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уринская средняя общеобразовательная школа»




РАССМОТРЕНО


Руководитель МО


_________ \ Т.М.Воронина

Протокол № ___

«___»__________ 2022 г.



«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора


________ \ Н.В. Ахмадулина


«___»__________ 2022 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Уринская СОШ»


________ \ Г.Л. Аксентьева

приказ № _____

«___»__________ 2022 г.


М П





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературному чтению

Для обучающихся 5 класса с ОВЗ по программе С(К)УО VII вида



Разработчик программы: учитель русского языка,литературы

Воронина Т.М.


Рассмотрено на

заседании педагогического совета

Протокол №___ от

«___» _____20 22

с. Уро

2022-23 г.




Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для учащихся с задержкой психического развития (7 типа) 5 класса МБОУ Уринская СОШ

Перечень нормативных документов, используемых при составлении адаптированной рабочей программы:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017);

-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);

-ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287, далее - ФГОС ООО), обеспечивающий, в том числе, преемственность с ФГОС НОО ОВЗ.

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее – СанПиН 2.4.2.2821–10;

-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26.

-Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся 7 типа МБОУ Уринская СОШ

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год;

Рабочая программа разработана в соответствии с:

-ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»

-Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»

-Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель З.Ф. Малышева, 17-е издание, переработанное. М. «Просвещение», 2018 г.

Цель программы: научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, уметь пересказывать текст.

Основными задачами данного учебного предмета являются:

- закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур,

- учить обучающихся читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

- совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.

- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

- составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;

- обогащать словарь, развивать связную устную речь;

- прививать интерес к чтению;

- развивать нравственные качества обучающихся на примерах произведений русских писателей.

Общая характеристика учебного предмета

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения в образовательной организации. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Основными критериями отбора материала по чтению, являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.

В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.

Место предмета в базисном учебном плане

В учебном плане МБОУ «Уринская СОШ» на предмет «Чтение» в 5 классе выделяется 1 ч. в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год.


Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • развитие нравственных чувству, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;

  • понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;

  • способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

  • способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

  • умение строить сообщения в устной форме;

  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

  • умение формулировать собственное мнение;

  • способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

  • умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

  • умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

  • умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения);

  • способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям);

  • способность выделять главную мысль произведения;

  • способность участвовать в беседе;

  • умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;

  • способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

  • способность заучивать стихотворения наизусть;

  • способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.

Основные требования к умениям учащихся.

1-ы уровень (минимальный):

  • правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

  • находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;

  • отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

  • заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);

  • принимать участие в уроках внеклассного чтения.

2-й уровень (достаточный):

  • правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;

  • читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;

  • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;

  • выучить наизусть 8 – 10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу под наблюдением учителя


Содержание учебного предмета «Чтение»

Устное народное творчество

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы.

Сказки. Представления о добре и зле.

Картины родной природы.

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

О животных.

Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Из прошлого нашего народа.

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Спешите делать добро.

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

Из произведений зарубежных писателей.

Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

Внеклассное чтение. Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.

Внеклассное чтение в коррекционной школе в 5 классе носит рекомендательный характер. Проводится с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. Творческие работы по освоению литературных текстов должны проводиться коллективно.

Навыки чтения.

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом.

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста.

Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение в соответствии с данным планом частей текста.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизации диалогов.

Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений 9с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.










Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Устное народное творчество.

1

2

Сказки.

4

3

Картины родной природы

6

4

О друзьях - товарищах

4

5

Басни И. Крылова

2

6

Спешите делать добро

5

7

О животных

7

8

Из прошлого нашего народа

2

9

Из произведений зарубежных писателей

3


Итого

34



Календарно-тематический план



№ п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина

корректировки


Устное народное творчество

1




1

Малые жанры устного народного творчества

1





Сказки.

4




2

Русская народная сказка «Никита Кожемяка».


1




3

Башкирская сказка «Золотые руки».

1




4

Русская народная сказка «Морозко».

1




5

Татарская сказка «Три дочери».

1





Картины родной природы

6




6

Г. Скребицкий «Июнь».

1




7

И. Суриков «Ярко солнце светит …»

1




8

А. Прокофьев «Березка».

1




9

К. Бальмонт «Осень».

1




10

В. Астафьев «Осенние грусти».

1




11

И. Бунин «Первый снег».

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы».

1





О друзьях – товарищах.

4




12

Ю. Яковлев «Колючка».

1




13

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».

1




14

 В. Медведев «Фосфорический мальчик».

1




15

Я. Аким «Твой друг».

1





Басни И. Крылова

2




16

«Ворона и Лисица»

1




17

 «Щука и Кот», «Квартет».

1





Спешите делать добро

5




18

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

1




19

О. Бондарчук «Слепой домик».

1




20

В. Осеева «Бабка».

1




21

А. Платонов «Сухой хлеб».

1




22

В. Распутин «Люся».

1





О животных

7




23

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».

1




24

А. Толстой «Желтухин».

1




25

К. Паустовский «Кот Ворюга».

1




26

Контрольная работа





27

Б. Житков «Про обезьянку».

1




28

Э. Асадов «Дачники».

1




29

С. Михалков «Будь человеком».

1





Из прошлого нашего народа

2




30

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года».

1




31

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».

1





Из произведений зарубежных писателей

3




32

В. Гюго «Гаврош» (отрывки).

1




33

М. Твен «Приключение Тома Сойера»

1




34

Итоговая контрольная работа.

1





Итого

34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!