МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уринская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _________ \ Т.М.Воронина Протокол № ___ «___»__________ 2022 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ________ \ Н.В. Ахмадулина «___»__________ 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Уринская СОШ» ________ \ Г.Л. Аксентьева приказ № _____ «___»__________ 2022 г. М П |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературному чтению
Для обучающихся 5 класса с ОВЗ по программе С(К)УО VII вида
Разработчик программы: учитель русского языка,литературы
Воронина Т.М.
Рассмотрено на
заседании педагогического совета
Протокол №___ от
«___» _____20 22
с. Уро
2022-23 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для учащихся с задержкой психического развития (7 типа) 5 класса МБОУ Уринская СОШ
Перечень нормативных документов, используемых при составлении адаптированной рабочей программы:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017);
-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
-ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287, далее - ФГОС ООО), обеспечивающий, в том числе, преемственность с ФГОС НОО ОВЗ.
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее – СанПиН 2.4.2.2821–10;
-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26.
-Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся 7 типа МБОУ Уринская СОШ
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год;
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
-Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
-Уставом МБОУ «Уринская СОШ».
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель З.Ф. Малышева, 17-е издание, переработанное. М. «Просвещение», 2018 г.
Цель программы: научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, уметь пересказывать текст.
Основными задачами данного учебного предмета являются:
- закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур,
- учить обучающихся читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
- совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.
- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;
- обогащать словарь, развивать связную устную речь;
- прививать интерес к чтению;
- развивать нравственные качества обучающихся на примерах произведений русских писателей.
Общая характеристика учебного предмета
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения в образовательной организации. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основными критериями отбора материала по чтению, являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане МБОУ «Уринская СОШ» на предмет «Чтение» в 5 классе выделяется 1 ч. в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
развитие нравственных чувству, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;
способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
умение строить сообщения в устной форме;
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
умение формулировать собственное мнение;
способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;
умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения);
способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям);
способность выделять главную мысль произведения;
способность участвовать в беседе;
умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
способность заучивать стихотворения наизусть;
способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.
Основные требования к умениям учащихся.
1-ы уровень (минимальный):
правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);
заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
принимать участие в уроках внеклассного чтения.
2-й уровень (достаточный):
правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;
читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
выучить наизусть 8 – 10 стихотворений;
читать внеклассную литературу под наблюдением учителя
Содержание учебного предмета «Чтение»
Устное народное творчество
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы.
Сказки. Представления о добре и зле.
Картины родной природы.
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
О животных.
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Из прошлого нашего народа.
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Спешите делать добро.
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
Из произведений зарубежных писателей.
Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.
Внеклассное чтение. Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.
Внеклассное чтение в коррекционной школе в 5 классе носит рекомендательный характер. Проводится с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. Творческие работы по освоению литературных текстов должны проводиться коллективно.
Навыки чтения.
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Работа с текстом.
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста.
Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение в соответствии с данным планом частей текста.
Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизации диалогов.
Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений 9с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Устное народное творчество. | 1 |
2 | Сказки. | 4 |
3 | Картины родной природы | 6 |
4 | О друзьях - товарищах | 4 |
5 | Басни И. Крылова | 2 |
6 | Спешите делать добро | 5 |
7 | О животных | 7 |
8 | Из прошлого нашего народа | 2 |
9 | Из произведений зарубежных писателей | 3 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
| Устное народное творчество | 1 | | | |
1 | Малые жанры устного народного творчества | 1 | | | |
| Сказки. | 4 | | | |
2 | Русская народная сказка «Никита Кожемяка». | 1 | | | |
3 | Башкирская сказка «Золотые руки». | 1 | | | |
4 | Русская народная сказка «Морозко». | 1 | | | |
5 | Татарская сказка «Три дочери». | 1 | | | |
| Картины родной природы | 6 | | | |
6 | Г. Скребицкий «Июнь». | 1 | | | |
7 | И. Суриков «Ярко солнце светит …» | 1 | | | |
8 | А. Прокофьев «Березка». | 1 | | | |
9 | К. Бальмонт «Осень». | 1 | | | |
10 | В. Астафьев «Осенние грусти». | 1 | | | |
11 | И. Бунин «Первый снег». Обобщающий урок по теме «Картины родной природы». | 1 | | | |
| О друзьях – товарищах. | 4 | | | |
12 | Ю. Яковлев «Колючка». | 1 | | | |
13 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». | 1 | | | |
14 | В. Медведев «Фосфорический мальчик». | 1 | | | |
15 | Я. Аким «Твой друг». | 1 | | | |
| Басни И. Крылова | 2 | | | |
16 | «Ворона и Лисица» | 1 | | | |
17 | «Щука и Кот», «Квартет». | 1 | | | |
| Спешите делать добро | 5 | | | |
18 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец». | 1 | | | |
19 | О. Бондарчук «Слепой домик». | 1 | | | |
20 | В. Осеева «Бабка». | 1 | | | |
21 | А. Платонов «Сухой хлеб». | 1 | | | |
22 | В. Распутин «Люся». | 1 | | | |
| О животных | 7 | | | |
23 | Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». | 1 | | | |
24 | А. Толстой «Желтухин». | 1 | | | |
25 | К. Паустовский «Кот Ворюга». | 1 | | | |
26 | Контрольная работа | | | | |
27 | Б. Житков «Про обезьянку». | 1 | | | |
28 | Э. Асадов «Дачники». | 1 | | | |
29 | С. Михалков «Будь человеком». | 1 | | | |
| Из прошлого нашего народа | 2 | | | |
30 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года». | 1 | | | |
31 | Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата». | 1 | | | |
| Из произведений зарубежных писателей | 3 | | | |
32 | В. Гюго «Гаврош» (отрывки). | 1 | | | |
33 | М. Твен «Приключение Тома Сойера» | 1 | | | |
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | |
| Итого | 34 | | | |