СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью по коррекционному курсу " Альтернативная коммуникация " (1-й дополнительный, 1-4 классы)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс Альтернативная коммуникация разработан для 1 (доп) класса, 1-4 классов из расчёта 2 часа в неделю 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью по коррекционному курсу " Альтернативная коммуникация " (1-й дополнительный, 1-4 классы)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Межевская средняя общеобразовательная школа имени Д.П.Крутикова Межевского муниципального округа Костромской области






Согласовано Заместитель директора ______________________ Шатикова Н.И. 26 августа 2021г Директор МБОУ Межевская СОШ __________________ Смирнова А.В. 26 августа 2021 Приказ № 68-О





Рабочая программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью по коррекционному курсу " Альтернативная коммуникация " (1-й дополнительный, 1-4 классы).



















с.Георгиевское


I. Пояснительная записка


В основу рабочей программы положены следующие нормативно – правовые документы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Санитарно - эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Межевская СОШ имени Д.П.Крутикова.

  • Учебный план МБОУ Межевская СОШ имени Д.П.Крутикова.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

- развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;

- развивать фонематический слух;

- способствовать пониманию обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

- развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;

- учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- расширять словарный запас учащегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;

- знакомить учащихся с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями;

- обучать глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.


II. Общая характеристика коррекционного курса «Альтернативнная коммуникация»

Содержание программы состоит из следующих разделов:

  1. Коммуникация. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации.

  2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова. Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания. Темы тесно переплетаются с предметами «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», на которых обучающиеся получают представления о себе и предметах окружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Альтернативная коммуникация» закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек, активно работают с пиктограммами.

  3. Чтение и письмо. Совершенствование ручной и мелкой моторики. Закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации. Расширение возможностей элементарных графо моторных умений. Совершенствование слухового внимания и слухового восприятия. Закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.


Раздел

Краткое содержание

Раздел 1.

Коммуникация

Упражнения на установление, поддержание и завершение контакта. Упражнения на формирование умения привлечь к себе внимание звуком (словом, предложением).

Игры и упражнения на формирование умения давать положительный или отрицательный ответ на конкретный вопрос.

Импрессивная речь

Упражнения на узнавание и различение членов семьи по их ролям в семье, по именам.

Упражнения на установление контакта с педагогами, одноклассниками, идентификацию в соответствиис именем. Упражнения и игры на узнавание, показ, а так же называние предметов обобщающих категорий «Школьные принадлежности», «Фрукты», «Овощи», «Животные».

Экспрессивная речь

Упражнения для развития выразительности мимики и речи

(Игра «Повторяй за мной»), Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов,

Называние простых по звуковому составу слов. Упражнения и игры на узнавание, показ, а так же называние предметов обобщающих категорий

«Школьные принадлежности», «Фрукты», «Овощи»,

«Животные».

Чтение и письмо.

Упражнения для кистей рук, самомассаж. Обводка по трафарету, по контуру, штриховка предметов обобщающих категорий «Фрукты», «Овощи», «Животные».

Зрительные упражнения с картинками «Покажи». Узнавание (различение) образов графем.

Узнавание напечатанных слов обозначающих имена людей.

Раздел 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Упражнения на формирование умения ребенка выражать свои желания в доступной ему форме (словом, звуком, жестом).

Игры и упражнения на формирование умения давать положительный или отрицательный ответ на конкретный вопрос.

Формирование умения отвечать на вопрос в доступной ребенку форме (жест, звук, слово, предложение). Игровые упражнения на формирование умения обращаться за

помощью («Помоги мишке»).

Импрессивная речь

Упражнения и игры на узнавание, показ, а так же называние предметов обобщающих категорий «Одежда», «Обувь»,

«Игрушки», «Посуда».

Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями.

Экспрессивная речь

Упражнения на выразительности мимики и речи (Игра

«Повторяй за мной», «Послушай и повтори»).Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Слушай и делай вместе со мной.

Упражнения и игры на узнавание, показ, а так же называние

предметов обобщающих категорий «Одежда», «Обувь»,

«Игрушки», «Посуда».

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Аудиальные и визуальные упражнения «слушай и показывай».

Раздел 3.

Чтение иписьмо.

Упражнения для кистей рук, самомассаж. Обводка по трафарету, по контуру, штриховка предметов обобщающих категорий

«Фрукты», «Овощи», «Животные».

Зрительные упражнения с картинками «Покажи». Узнавание (различение) образов графем.

Узнавание напечатанных слов обозначающих имена людей. Упражнения для кистей рук ,самомассаж. Обводка по трафарету, по контуру, штриховка предметов обобщающих категорий

«Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда».

Зрительные упражнения с картинками «Покажи». Узнавание (различение) образов графем. Узнавание напечатанных слов обозначающих имена людей.

Узнавание напечатанных слов, обозначающих предметы. Упражнения на подражание выражению лица учителя.

Игры-имитации на передачу в движении образов животных.



III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ Межевская СОШ им. ДП.Крутикова.

В соответствии с учебным планом коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» отводится:

1 (доп.) класс - 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 учебные недели);

1 класс - 68 часа в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели);

2 класс - 68 часа в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели);

3 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели);

4 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).


IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета


1 (ДОП.) КЛАСС

Личностные результаты

Предметные результаты

- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение навыками адаптации.



1) Восприятие внимания к себе:

- умение принимать партнера по коммуникации;

- умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители;

- умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание;

- умение согласиться на контакт и отказаться от контакта, установление ребенком контакта доступным способом, способность поддерживать контакт.

2) Сообщение:

- умение распознавать, что поступает сообщение;

- умение высказываться (вербально и невербально).

3) Накопление речевого опыта:

- умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него, внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и др.);

- умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе и невербальные).

4) Узнавание голоса:

- умение различать голос и прочие шумы, умение узнавать голоса знакомых людей.

5) Понимание речевых сигналов:

- умение реагировать на имя, просьбу, запрет; умение понимать похвалу и простые формы вежливости.


1 КЛАСС

Личностные результаты

Предметные результаты

- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение навыками адаптации.




1) Восприятие внимания к себе:

- умение принимать партнера по коммуникации;

- умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители;

- умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание;

- умение согласиться на контакт и отказаться от контакта, установление ребенком контакта доступным способом, способность поддерживать контакт.

2) Сообщение:

- умение распознавать, что поступает сообщение;

- умение высказываться (вербально и невербально).

3) Накопление речевого опыта:

- умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него, внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и др.);

- умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе и невербальные).

4) Узнавание голоса:

- умение различать голос и прочие шумы, умение узнавать голоса знакомых людей.

5) Понимание речевых сигналов:

- умение реагировать на имя, просьбу, запрет; умение понимать похвалу и простые формы вежливости.


2 КЛАСС

Личностные результаты

Предметные результаты

- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение навыками адаптации.




1) Восприятие внимания к себе:

- умение принимать партнера по коммуникации;

- умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители;

- умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание;

- умение согласиться на контакт и отказаться от контакта, установление ребенком контакта доступным способом, способность поддерживать контакт.

2) Сообщение:

- умение распознавать, что поступает сообщение;

- умение высказываться (вербально и невербально).

3) Накопление речевого опыта:

- умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него, внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и др.);

- умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе и невербальные).

4) Узнавание голоса:

- умение различать голос и прочие шумы, умение узнавать голоса знакомых людей.

5) Понимание речевых сигналов:

- умение реагировать на имя, просьбу, запрет; умение понимать похвалу и простые формы вежливости.

обводка, штриховка, печатание букв


3 КЛАСС

Личностные результаты

Предметные результаты

- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- овладение навыками адаптации;

- освоение доступной социальной роли (обучающегося);

- развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование личностного смысла обучения;

- развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.




1) Коммуникация с использованием вербальных средств:

- умение реагировать на собственное имя, умение привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением); умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).

2) Коммуникация с использованием невербальных средств:

- умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания.

3) Импрессивная речь:

- понимание простых предложений.

4) Экспрессивная речь:

- умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- умение употреблять простые по звуковому составу слова (мама, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (одноклассников, педагогов).

5) Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

- использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета.

6) Чтение и письмо.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму:

- умение узнавать (различать) образы графем (букв);

- умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма:

- узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Копирование с образца отдельных букв (слогов, слов).



4 КЛАСС

Личностные результаты

Предметные результаты

- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- освоение доступной социальной роли (обучающегося);

- развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование личностного смысла обучения;

- развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.




1) Коммуникация с использованием вербальных средств:

- умение реагировать на собственное имя, умение привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением); умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).

2) Коммуникация с использованием невербальных средств:

- умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания;

- умение пользоваться предметами для выражения сообщения.

3) Импрессивная речь:

- понимание простых предложений, понимание сложных предложений.

4) Экспрессивная речь:

- расширение умения употреблять простые по звуковому составу слова (мама, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (одноклассников, педагогов), называние (употребление) слов, обозначающих предмет, обобщающие понятия, действия предмета, признак предмета, признак действия, состояние.

5) Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

- использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия, состояния для обозначения числа и количества предметов.

6) Чтение и письмо.

Элементы глобального чтения:

- умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму:

- расширение умения узнавать (различать) образы графем (букв);

- умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).


V. Содержание учебного предмета

Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Большинство разделов программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» изучается ежегодно, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы:

  • "Коммуникация",

  • "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации",

-"Чтение и письмо".

Раздел "Коммуникация".
    • Коммуникация с использованием вербальных средств.

Группа детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неоднородна, поэтому каждый год по предмету «Альтернативная коммуникация» дублируются темы с целью овладения или закрепления полученных знаний и навыков. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

    • Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
    • Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

    • Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

    • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Раздел «Чтение и письмо».
    • Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

    • Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

    • Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

VI. Тематическое планирование


1 (ДОП.) КЛАСС

Наименование раздела Количество часов

1

Коммуникация

13

2

Импрессивная речь

13

3

Экспрессивная речь

16

4

Чтение и письмо

24

1 КЛАСС


Наименование раздела Количество часов

1

Коммуникация

13

2

Импрессивная речь

13

3

Экспрессивная речь

16

4

Чтение и письмо

26

2 КЛАСС


Наименование раздела Количество часов

1

Коммуникация

10

2

Импрессивная речь

13

3

Экспрессивная речь

19

4

Чтение и письмо

26


3 КЛАСС


Наименование раздела Количество часов

1

Коммуникация

13

2

Импрессивная речь

13

3

Экспрессивная речь

14

4

Чтение и письмо

28


4 КЛАСС


Наименование раздела Количество часов

1

Коммуникация

13

2

Импрессивная речь

13

3

Экспрессивная речь

14

4

Чтение и письмо

28



Календарно-тематическое планирование 1 (доп) класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Раздел 1. Коммуникация 5 ч.

1

Установление контакта с собеседником, приветствие.

1


2

Меня зовут…. Реагирование на собственное имя

1


3

Урок-игра: «Это кто?»

1


4-5

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

2

Раздел 2. Импрессивная речь4 ч.

6

Развитие словаря по теме «Семья».

1


7

Узнавание (различение) имён членов семьи.

1


8

Узнавание и называние слов категории «Семья».

1


9

Узнавание (различение) школьных принадлежностей.

1

Раздел 3. Экспрессивная речь 5 ч

10

Игра: «Повтори за мной»

1


11-12

«Называние» отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

2


13

«Называние» своего имени.

1


14

Узнавание и называние слов категории «Школа».

1

Раздел 4. Чтение и письмо1ч

15

Развитие зрительного восприятия (конструирование).

1

Раздел 5.Коммуникация 4 ч.

16

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

1


17

Узнавание игрушек.

1


18

Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы».

1


19

Игра: «Общение»

1

Раздел 6. Импрессивная речь 3ч

20

Обобщающая категория: «Игрушки»

1


21

Обобщающая категория: «Одежда. Обувь»

1


22

Сказка «Курочка Ряба».

1

Раздел 7. Экспрессивная речь 4ч

23

Игра: «Послушай и повтори»

1


24

«Называние» слов категории «Игрушки».

1


25

«Называние» слов категории «Одежда. Обувь».

1


26

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

Раздел 8.Чтение и письмо.

27-28

Звук и буква Аа.

2


29

Рисование вертикальных линий от начальной точки.

1


30

Рисование горизонтальных линий от начальной точки. Рисование красками «Дорожка для машины»

1


31

Проведение горизонтальных и вертикальных линий. Праздник «Новый год»

1


32

Повторение. Звук и буква А.

1


33

Зрительные упражнения с картинками «Покажи».

1


34

Рисование горизонтальных линий по начальной точке: разной, одинаковой длины, длиннее или короче образца.

1


35

Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам.

1


36

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

1

Раздел 9. Коммуникация 4ч.

37

Использование в речи этикетных выражений.

1


38

Поддержание диалога на заданную тему: Поддержание зрительного контакта с собеседником.

1


39

Соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.

1


40

Использование в речи этикетных выражений.

1

Раздел 10. Импрессивная речь 2 ч.

41

Обобщающая категория: «Животные»

1


42

Обобщающая категория: «Птицы»

1

Раздел 11. Экспрессивная речь 5ч.

43-44

«Называние» слов категории «Животные»

2


45-46

«Называние» слов категории «Птицы»

2


47

Игра: «Угадай кто?»

1

Раздел 12. Чтение и письмо ч.7

48

Время года. Зима.

1


49

Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай».

1


50

Весна. Составление рассказа по сюжетным картинкам

1


51-52

Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки.

2


53-54

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

2

Раздел 13. Импрессивная речь 4

55-56

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

2


57-58

Понимание слов, обозначающих признак предмета.

2

Раздел 14. Экспрессивная речь 2

59

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным картинкам

1


60

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

1

Раздел 15. Чтение и письмо 6

61

Повторение изученных буквы А.

1


62

Письмо линий по образцу.

1


63

Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Веселые ладошки"

1


64

Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Дорожки"

1


65

Время года. Лето.

1


66

Обобщение изученного материала. Повторение

1


Итого: 66 часов


Календарно-тематическое планирование 1 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Раздел 1. Коммуникация 5 ч.

1

Установление контакта с собеседником, приветствие.

1


2

Меня зовут…. Реагирование на собственное имя

1


3

Урок-игра: «Это кто?»

1


4-5

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

2

Раздел 2. Импрессивная речь4 ч.

6

Развитие словаря по теме «Семья».

1


7

Узнавание (различение) имён членов семьи.

1


8

Узнавание и называние слов категории «Семья».

1


9

Узнавание (различение) школьных принадлежностей.

1

Раздел 3. Экспрессивная речь5 ч.

10

Игра: «Повтори за мной»

1


11-12

«Называние» отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

2


13

«Называние» своего имени.

1


14

Узнавание и называние слов категории «Школа».

1

Раздел 4. Чтение и письмо 3ч.

15

Развитие зрительного восприятия (конструирование).

1


16

Звук А. Графическое изображение буквы А



17

Звук У. Графическое изображение буквы У.


Раздел 5.Коммуникация 4 ч.

18

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

1


19

Узнавание игрушек.

1


20

Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы».

1


21

Игра: «Общение»

1

Раздел 6. Импрессивная речь 3ч

22

Обобщающая категория: «Игрушки»

1


23

Обобщающая категория: «Одежда. Обувь»

1


24

Сказка «Курочка Ряба».

1

Раздел 7. Экспрессивная речь 4ч

25

Игра: «Послушай и повтори»

1


26

«Называние» слов категории «Игрушки».

1


27

«Называние» слов категории «Одежда. Обувь».

1


28

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

Раздел 8.Чтение и письмо. 10ч

29-30

Звук и буква А.

2


31

Звук и буква У. Рисование вертикальных линий от начальной точки.

1


32

Рисование горизонтальных линий от начальной точки. Рисование красками «Дорожка для машины»

1


33

Проведение горизонтальных и вертикальных линий. Праздник «Новый год»

1


34

Повторение. Звук и буква А. Зрительные упражнения с картинками «Покажи».

1


35

Повторение. Звук и буква У. Зрительные упражнения с картинками «Покажи».

1


36

Рисование горизонтальных линий по начальной точке: разной, одинаковой длины, длиннее или короче образца.

1


37

Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам.

1


38

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

1

Раздел 9. Коммуникация 4ч

39

Использование в речи этикетных выражений.

1


40

Поддержание диалога на заданную тему: Поддержание зрительного контакта с собеседником.

1


41

Соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.

1


42

Использование в речи этикетных выражений.

1

Раздел 10. Импрессивная речь 2 ч.

43

Обобщающая категория: «Животные»

1


44

Обобщающая категория: «Птицы»

1

Раздел 11. Экспрессивная речь 5ч.

45-46

«Называние» слов категории «Животные»

2


47-48

«Называние» слов категории «Птицы»

2


49

Игра: «Угадай кто?»

1

Раздел 12. Чтение и письмо 7ч

50

Время года. Зима.

1


51

Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай».

1


52

Весна. Составление рассказа по сюжетным картинкам

1


53-54

Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки.

2


55-56

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

2

Раздел 13. Импрессивная речь 4

57-58

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

2


59-60

Понимание слов, обозначающих признак предмета.

2

Раздел 14. Экспрессивная речь 2

61

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным картинкам

1


62

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

1

Раздел 15. Чтение и письмо 6

63

Повторение изученных буквы А.

1


64

Письмо линий по образцу.

1


65

Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Веселые ладошки"

1


66

Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Дорожки"

1


67

Время года. Лето.

1


68

Обобщение изученного материала. Повторение

1


Итого: 68 часов

Календарно-тематическое планирование 2 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Коммуникация 5 ч.

1

Упражнения на установление, поддержание и завершение контакта

1


2

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

1


3

Дай мне ответ - да или нет.

1


4

Я. Мое имя. (жест и пиктограмма"я") Подготовка руки к письму (трафареты) прямые линии (красками, карандашом)

1


5

Просьбы (Дай. Я хочу) Подготовка руки к письму (трафареты) прямые линии (красками, карандашом). Урок-игра: «Покажи кто?»

1

Импрессивная речь 6 ч.

6

Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

1


7

Обобщающее понятие: «Семья»

1


8

Обобщающее понятие: «Школьные принадлежности».

1


9

Обобщающее понятие: «Фрукты»

1


10

Обобщающее понятие: «Овощи»

1


11

Обобщающее понятие:« Животные»

1

Экспрессивная речь 6 ч.

12

Игра «Повторяй за мной».

1


13

Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

1


14

Называние слов категории «Школьные принадлежности».

1


15

Называние слов категории «Овощи».

1


16

Называние слов категории «Фрукты».

1


17

Называние слов категории «Животные».

1

Чтение и письмо 3 ч

19-21

Развитие зрительного восприятия (конструирование).

3

Коммуникация 2ч.

21

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

1


22

Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы».

1

Импрессивная речь 2ч.

23

Обобщающая категория: «Игрушки»

1


24

Сказка. Колобок.

1

Экспрессивная речь

25

Игра: «Послушай и повтори»

1


26

Составление рассказа посюжетным картинкам.

1

Чтение и письмо. 9 ч.

27-28

Упражнения для кистей рук.

2


29

Рисование изображений из категории « Овощи».

1


30

Рисование изображений из атегории «Фрукты».

1


31

Рисование изображений из категории «Животные».

1


32

Зрительные упражнения с картинками «Покажи».

1


33

Узнавание (различение) образов графем.

1


34-35

Узнавание напечатанных слов обозначающих имена людей.

2

Коммуникация 3 ч.

36

Дай мне ответ - да или нет.

1


37

Игра «Покажи».

1


38

Игровые упражнения «Помоги мишке».

1

Импрессивная речь 5 ч.

39

Обобщающая категория «Одежда».

1


40

Обобщающая категория «Обувь».

1


41

Обобщающая категория «Игрушки».

1


42

Обобщающая категория «Посуда».

1


43

Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями.

1

Экспрессивная речь 11 ч.

44

Игра «Повторяй за мной».

1


45

Игра «Послушай и повтори».

2


46

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

2


47

Слушай и делай вместе со мной.

1


48

Называние слов категории «Одежда».

1


49

Называние слов категории « Обувь».

1


50

Называние слов категории « Игрушки».

1


51

Называние слов категории «Посуда».

1


52

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1


53-54

Аудиальные и визуальные упражнения «слушай и показывай».

2

Чтение и письмо 14 ч.

55-56

Зрительные упражнения с картинками «Покажи»

2


57-58

Узнавание (различение) образов графем.

2


59-60

Узнавание напечатанных слов обозначающих имена людей.

2


61-62

Узнавание напечатанных слов обозначающих предметы.

2


63-64

Упражнения на подражание выражению лица учителя.

2


65-66

Игры-имитации на передачу в движении образов животных.

2


67-68

Жестовые и пальчиковые игры.

2


Итого: 68 часов


Календарно-тематическое планирование 3 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Коммуникация 6 ч.

1-2

Упражнения на установление, поддержание и завершение контакта

2


3-4

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

3


5-6

Урок-игра «Покажи кто?»

2

Импрессивная речь 6 ч.

7

Обобщающее понятие «Семья».

3


8-9

Обобщающее понятие «Школьные принадлежности».

2


10

Обобщающее понятие «Фрукты».

1


11

Обобщающее понятие «Овощи».

1


12

Обобщающее понятие «Животные».

1

Экспрессивная речь6ч.

13-14

Игра «Повторяй за мной».

2


15

Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

1


16-17

Называние простых по звуковому составу слов.

2


18

Назови по имени.

1

Чтение и письмо14ч.

19-20

Упражнения для кистей рук.

2


21-22

Узнавание (различение) образов графем.

2


23-24

Упражнения для кистей рук.

2


25-27

Узнавание напечатанных слов, обозначающих предметы.

3


28

Упражнения для кистей рук.

1


29-30

Зрительные упражнения с картинками «Покажи».

2


31-32

Узнавание напечатанных слов обозначающих имена людей.

2

Коммуникация 7 ч.

33-34

Выражение своих желаний жестом, звуком, словом.

2


35-36

Выражение согласия или несогласия.

2


37

Игра «Покажи»

1


38-39

Игровые упражнения «Просьба о помощи»

2

Импрессивная речь7 ч.

40

Обобщающая категория «Одежда».

1


41-42

Обобщающая категория «Обувь».

2


43-44

Обобщающая категория «Игрушки».

2


45

Обобщающая категория «Посуда».

1


46

Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями.

1

Экспрессивная речь8ч.

47-48

Игра «Послушай и повтори».

2


49-52

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

4


53-54

Аудиальные и визуальные упражнения«слушай и показывай».

2

Чтение и письмо.14ч.

55-58

Узнавание (различение) образов графем.

4


59-62

Узнавание напечатанных слов обозначающих имена людей.

4


63-66

Узнавание напечатанных слов, обозначающих предметы.

4


67-68

Жестовые и пальчиковые игры.

2


Итого:68часов


Календарно-тематическое планирование 4 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Коммуникация 6ч.

1-2

Упражнения на установление, поддержание и завершение контакта

2


3-4

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

2


5-6

Урок-игра «Покажи кто?»

2

Импрессивная речь 6ч.

7-8

Обобщающее понятие «Семья».

2


9

Обобщающее понятие «Школьные принадлежности».

2


10

Обобщающее понятие «Фрукты».

1


11

Обобщающее понятие «Овощи».

1


12

Обобщающее понятие « Животные».

1

Экспрессивная речь 6 ч.

13-14

Игра «Повторяй за мной».

2


15

Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

1


16-17

Называние простых по звуковому составу слов.

2


18

Назови по имени.

1

Чтение и письмо 14ч.

19-20

Упражнения для кистей рук.

2


21-22

Узнавание (различение) образов графем

2


23-24

Упражнения для кистей рук.

2


25-27

Узнавание напечатанных слов, обозначающих предметы.

3


27

Упражнения для кистей рук.

1


29-30

Зрительные упражнения с картинками «Покажи».

2


31-32

Узнавание напечатанных слов обозначающих имена людей.

2

Коммуникация 7 ч.

33-34

Выражение своих желаний жестом, звуком, словом.

2


35-36

Выражение согласия или несогласия.

2


37

Игра «Покажи»

1


38-39

Игровые упражнения « Просьба о помощи»

2

Импрессивная речь 7 ч.

40

Обобщающая категория «Одежда».

1


41-42

Обобщающая категория «Обувь».

2


43-44

Обобщающая категория «Игрушки».

2


45

Обобщающая категория «Посуда».

1


46

Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями.

1

Экспрессивная речь 8 ч.

47-48

Игра «Послушай и повтори».

2


49-52

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

4


53-54

Аудиальные и визуальные упражнения «слушай и показывай».

2

Чтение и письмо. 14 ч.

55-58

Узнавание (различение) образов графем А,О,У,М,С,Х.

4


59-61

Узнавание напечатанных слов обозначающих имена людей.

3


62-65

Узнавание напечатанных слов, обозначающих предметы.

4


66-68

Жестовые и пальчиковые игры.

3


Итого: 68 часов


VII. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.


Мониторинг результатов образования обучающегося проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалистами образовательного учреждения оценивается уровень сформированности базовых учебных действий и жизненных компетенций (возможных предметных и личностных результатов) обучающегося, внесенных в СИПР.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме итоговой характеристики за учебный год, на основе которых составляется СИПР на следующий учебный год.


Условные обозначения.

Уровни самостоятельности при выполнении заданий



оценочная шкала

1.

действие не выполняет

0

2.

действие выполняет совместно с педагогом с частичной  физической помощью («рука в руке»)

1

3.

действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 

2

4.

 действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу

3

5.

 действие выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной  или невербальной)

4

6.

действие выполняет самостоятельно.

5





Сформированность представлений



оценочная шкала

1.

не выявить наличие представлений

0

2.

представления не сформированы

1

3.

представления на уровне прямой подсказки

2

4.

представление на уровне использования косвенной подсказки (изображения)

3

5.

представления на уровне использования с помощью взрослого

4

6.

представления сформированы, самостоятельное использование.

5


Выводы о динамике развития жизненной компетенции обучающегося



оценочная шкала

1.

отсутствие динамики или регресс

0

2.

динамика в освоении минимум одной операции, действия

1

3.

минимальная динамика

2

4.

средняя динамика

3

5.

выраженная динамика

4

6.

полное освоение действия

5


VIII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.


Описание УМК и материально – технического обеспечения учебного предмета «Альтернативная коммуникация».

1. УМК коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».

УМК подбирается в соответствии с требованиями АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2, а также с учетом особенностей индивидуального развития обучающегося, указанного в СИПР.

2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.

Электронные устройства для альтернативной коммуникации: компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.).

Информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи. Аудио и видеоматериалы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!