Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
СОГЛАСОВАНО | | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УВР _______________Н.В. Агабабова | | Директор МБОУ «СОШ №4» ____________ Н. Н. Семигина |
«____»_________2020г. | | «____»_________2020г. |
Рабочая программа
по предмету «Математика(алгебра)»
в 7 «А» классе
(обучение на дому)
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель Г.П. Минаева
учитель математики
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». Для реализации содержания программы используется учебник«Алгебра» Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А.Теляковского. - М.: Просвещение, 2013; дидактические материалы по алгебре для 7 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2013.
В связи с соответствием с индивидуальным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» на изучение предмета отводится на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год, в соответствии с индивидуальным учебным планом обучения на дому.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе учебника «Алгебра» для 7 класса, Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- развитие логического и практического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
сличать свой способ действия с эталоном;
сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;
вносить коррективы и дополнения в составленные планы;
вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
выделять и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
осознавать качество и уровень усвоения;
оценивать достигнутый результат;
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
составлять план и последовательность действий;
предвосхищать временные характеристики результата (когда будет результат?);
предвосхищать результат и уровень усвоения (какой будет результат?);
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;
принимать познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи;
самостоятельно формировать познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- умения применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;
создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста;
выделять количественные характеристики объектов, заданных словами;
восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;
выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи;
уметь заменять термины определениями;
уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;
выделять формальную структуру задачи;
выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей;
анализировать условия и требования задачи;
выбирать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам;
выбирать знаково-символические средства для построения модели
выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
выражать структуру задачи разными средствами;
выполнять операции со знаками и символами;
выбирать, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи;
проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности;
выбирать обобщенные стратегии решения задачи;
выделять и формулировать познавательную цель;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умения применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии выдвигать контраргументы;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимать позицию другого, различая в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
глядеть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- умения слушать партнера;
- умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители.
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
понимать и применять терминологию и символику, связанные с определением неравенства, свойствами числовых неравенств;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления.
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты;
применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Содержание учебного предмета
Выражения, тождества, уравнения (8 часов)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Функции (4 часа)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Степень с натуральным показателем (4 часа)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3и их графики.
Многочлены (6 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Формулы сокращенного умножения (6 часов)
Формулы (а ± b)2= а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3= а3 ± 3а2Ь + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Системы линейных уравнений (6 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Контрольных работ-7
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности |
План | Факт | |
| Выражения, тождества, уравнения | 8 | | | |
| Выражения | 1 | | | Выполняют элементарные знаково-символические действия: применяют буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений; составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или чертежом; преобразовывают алгебраические суммы и произведения (выполняют приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок, упрощение произведений). Вычисляют числовое значение буквенного выражения; находят область допустимых значений переменных в выражении. Распознают линейные уравнения. Решают линейные уравнения. Решают текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения; решать составленное уравнение; Извлекают информацию из таблиц и диаграмм, выполняют вычисления по табличным данным. Определяют по диаграммам наибольшие и наименьшие данные, сравнивают величины. Представляют информацию в виде таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ. Приводят примеры числовых данных (цена, рост, время на дорогу и т. д.), находят среднее арифметическое, размах числовых наборов. Приводят содержательные примеры использования средних для описания данных (уровень воды в водоеме, спортивные показатели, определение границ климатических зон). |
1 | ИОТ 016. Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений. | 1 | | |
| Преобразование выражений | 3 | | |
2 | Свойства действий над числами. Тождества | 1 | | |
3 | Тождественные преобразования выражений | 1 | | |
4 | Контрольная работа № 1 по теме: «Выражения. Преобразование выражений» | 1 | | |
| Уравнения с одной переменной | 2 | | |
5 | Уравнение и его корни. Линейное уравнение с одной переменной | 1 | | |
6 | Решение задач с помощью линейных уравнений | 1 | | |
| Статистические характеристики | 2 | | |
7 | Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана, как статистическая характеристика | 1 | | |
8 | Контрольная работа № 2 по теме: «Уравнения с одной переменной» | 1 | | |
| Функции | 4 | | | |
| Функции и их графики | 1 | | | Вычисляют значения функций, заданных формулами, составляют таблицы значений функций. Строят по точкам графики функций. Описывают свойства функции на основе ее графического представления. Моделируют реальные зависимости формулами и графиками. Читают графики реальных зависимостей. Используют функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково-символических действий. Строят речевые конструкции с использованием функциональной терминологии. Распознают виды изучаемых функций. Показывают схематически положение на координатной плоскости графиков функций. |
9 | Что такое функция. Вычисление значений функций по формуле. График функции | 1 | | |
| Линейная функция | 3 | | |
10 | Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и ее график | 1 | | |
11 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | | |
12 | Контрольная работа № 3 по теме: «Функции» | 1 | | |
| Степень с натуральным показателем | 4 | | | |
| Степень и её свойства | 1 | | | Описывают множество целых чисел, множество рациональных чисел, соотношение между этими множествами. Сравнивают и выполняют вычисления с рациональными числами, вычисляют значения степеней с целым показателем. Формулируют определение квадратного корня из числа. Используют график функцииу = х2 для нахождения квадратных корней. Вычисляют точные и приближенные значения корней, используя при необходимости калькулятор; проводить оценку квадратных корней. Формулируют определение корня третьей степени; находят значения кубических корней |
13 | Определение степени с натуральным показателем. Свойства степени. | 1 | | |
| Одночлены | 3 | | |
14 | Одночлен и его стандартный вид. Умножение одночленов, возведение одночлена в степень | 1 | | |
15 | Функции у = х2 и, у = x3 и их графики | 1 | | |
16 | Контрольная работа № 4 по теме: «Степень и её свойства. Одночлены» | 1 | | |
| Многочлены | 6 | | | |
| Сумма и разность многочленов | 1 | | | Формулируют, записывают в символической форме и обосновывают свойства степени с натуральным показателем; применяют свойства степени для преобразования выражений и вычислений. Выполняют действия с многочленами. Выполняют разложение многочленов на множители. Распознают квадратный трехчлен, выясняют возможность разложения на множители,представляют квадратный трехчлен в виде произведения линейных множителей. Применяют различные формы самоконтроля при выполнении преобразований. |
17 | ИОТ 016Многочлен и его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов | 1 | | |
| Произведение одночлена и многочлена | 2 | | |
18 | Умножение одночлена на многочлен | 1 | | |
19 | Вынесение общего множителя за скобки. Разложение многочлена на множители | 1 | | |
| Произведение многочленов | 3 | | |
20 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | | |
21 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | | |
22 | Контрольная работа № 5 по теме: «Произведение многочленов» | 1 | | |
| Формулы сокращенного умножения | 6 | | | |
| Квадрат суммы и квадрат разности | 1 | | | Выполняют действия с многочленами. Выводят формулы сокращенного умножения, применяют их в преобразованиях выражений и вычислениях. Выполняют разложение многочленов на множители. Распознают квадратный трехчлен, выясняют возможность разложения на множители, представляют квадратный трехчлен в виде произведения линейных множителей. Применяют различные формы самоконтроля при выполнении преобразований |
23 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | | |
| Разность квадратов. Сумма и разность кубов | 3 | | |
24 | Произведение разности и суммы двух выражений. Разложение разности квадратов на множители.. | 1 | | |
25 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | | |
26 | Контрольная работа № 6 по теме: «Формулы сокращённого умножения» | 1 | | |
| Преобразование целых выражений | 2 | | |
27 | Целые выражения. Преобразование целого выражения в многочлен. Доказательства тождеств | 1 | | |
28 | Разложение многочлена на множители способом группировки и с помощью формул квадрата суммы и разности | 1 | | |
| Системы линейных уравнений | 6 | | | |
| Линейные уравнения с двумя переменными и их системы | 2 | | | Определяют, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными; приводят примеры решения уравнений с двумя переменными. Решают задачи, алгебраической моделью которых является уравнение с двумя переменными; находят целые решения путем перебора. Решают системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании. Решают текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; решают составленную систему уравнений; интерпретировать результат. Строят графики уравнений с двумя переменными. Конструируют эквивалентные речевые высказывания с использованием алгебраического и геометрического языков. Решают и исследуют уравнения и системы уравнений на основе функционально-графических представлений уравнений |
29 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | | |
30 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем линейных уравнений графическим способом | 1 | | |
| Решение систем линейных уравнений | 4 | | |
31 | Способ подстановки. Решение систем линейных уравнений способом подстановки. | 1 | | |
32 | Способ сложения. Решение систем линейных уравнений способом сложения | 1 | | |
33 | Контрольная работа № 7 по теме: «Системы линейных уравнений» | 1 | | |
34 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |