Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
СОГЛАСОВАНО | | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УВР _______________Н.В. Агабабова | | Директор МБОУ «СОШ №4» ____________ Н.Н.Семигина |
«____»_________2020____г. | | «____»_________2020____г. |
Рабочая программа
по предмету «Математика(геометрия)»
в 7 «А» классе
(обучение на дому)
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель Г.П. Минаева
учитель математики
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». Для реализации содержания программы используется учебник «Геометрия 7-9» для 7класса,«Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б.Кадомцева и др.; учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С.Атанасян и др.-13изд.- М.:Просвещение,2014;
Календарно – тематическое планирование составлено на основе учебника «Геометрия 7-9» для 7 класса, «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. Тематическое планирование рассчитано на 0,5учебных часа в неделю, что составляет 17 учебных часов в год, в соответствии с индивидуальным учебным планом обучения на дому.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
- развитие логического и практического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять еѐ в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Предметные
Обучающийся научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители.
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления.
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Обучающийся получит возможность научится:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты;
применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Содержание учебного предмета
Начальные геометрические сведения (3,5часа).
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные углы и их свойства. Вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Треугольники (4 часа).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые (2,5 часа).
Признаки параллельности прямых. Аксиомы параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (5,5 часа).
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
Повторение (1,5 часа)
Смежные углы и их свойства. Вертикальные углы и их свойства. Признаки равенства треугольников. Аксиомы параллельных прямых.
Контрольных работ-5
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
| Начальные геометрические сведения | 3,5 | | | Объясняют, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулируют и обосновывают утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объясняют, какие прямые называются перпендикулярными; формулируют и обосновывают утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных третьей; изображают и распознают указанные простейшие фигуры на чертежах; решают задачи, связанные с этими простейшими фигурами |
1 | ИОТ 016. Прямая и отрезок | 0,5 | | |
2 | Луч и угол. Сравнение отрезков и углов | 0,5 | | |
3 | Измерение отрезков. Измерение углов | 0,5 | | |
4 | Смежные и вертикальные углы | 0,5 | | |
5 | Перпендикулярные прямые | 0,5 | | |
6 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» | 0,5 | | |
7 | Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения» | 0,5 | | |
| Треугольники | 4 | | | Объясняют, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы, периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображают и распознают на чертежах треугольники и их элементы; формулируют и доказывают теоремы о признаках равенства треугольников; объясняют, что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой; формулируют и доказывают теорему о перпендикуляре к прямой, объясняют, какие отрезки называются биссектрисой, медианой и высотой треугольника; формулировают и доказывают теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулируют определение окружности; объясняют, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решают простейшие задачи на построение (построение угла , равного данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых; построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставляют полученный результат с условием задачи; анализируют возможные случаи |
8 | Треугольники Первый признак равенства треугольников. | 0,5 | | |
9 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 0,5 | | |
10 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 0,5 | | |
11 | Второй признак равенства треугольников. Решение задач | 0,5 | | |
12 | Третий признак равенства треугольников. Решение задач | 0,5 | | |
13 | Признаки равенства треугольников | 0,5 | | |
14 | Окружность. Задачи на построение | 0,5 | | |
15 | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» | 0,5 | | |
| Параллельные прямые | 2,5 | | | Формулируют определение параллельных прямых; объясняют с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулируют и доказывают теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объясняют, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулируют аксиому параллельных прямых и выводят следствия из нее; формулируют и доказывают теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объясняют, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объясняют, в чем заключается метод доказательства от противного; формулируют и доказывают теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводят примеры использования этого метода; решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. |
16 | Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых | 0,5 | | |
17 | ИОТ 016. Практические способы построения параллельных прямых | 0,5 | | |
18 | Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых | 0,5 | | |
19 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 0,5 | | |
20 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» | 0,5 | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 5,5 | | | Формулируют и доказывают теорему о сумме углов треугольника и ее следствие, о внешнем угле треугольника; проводят классификацию треугольников по углам; формулируют и доказывают теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника; Формулируют и доказывают теоремы о свойствах прямоугольных треугольников; формулируют определение расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставляют полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи. |
21 | Сумма углов треугольника | 0,5 | | |
22 | Соотношения между сторонами треугольника | 0,5 | | |
23 | Неравенство треугольника | 0,5 | | |
24 | Решение задач по теме «Неравенство треугольника» | 0,5 | | |
25 | Контрольная работа №4 по теме: «Сумма углов треугольника» | 0,5 | | |
26 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 0,5 | | |
27 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 0,5 | | |
28 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 0,5 | | |
29 | Задачи на построение | 0,5 | | |
30 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 0,5 | | |
31 | Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольный треугольник» | 0,5 | | |
| Повторение | 1,5 | | |
32 | Смежные углы и вертикальные углы | 0,5 | | | Умеют решать задачи и проводят доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения. |
33 | Признаки равенства треугольников | 0,5 | | |
34 | Параллельные прямые | 0,5 | | |