СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования детей с нарушением интеллекта "Основы компьютерной грамотнности"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  рабочей программы:  формирование начального навыка работы  на компьютере с текстом и графикой, знакомство с интернетом и общением  в социальных сетях.

Курс рассчитан на детей с нарушением интеллекта, имеющих элементарные знания по чтению, письму и счету, но не имеющих навыков общения с компьютером.

 Рабочая программа по основам компьютерной грамотности  рассчитана на два года и содержит  тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы, планируемые результаты освоения учебного предмета.

Курс ориентирован на учебный план 152 ч.: занятия по 35 минут  проводятся два раза в неделю.   

На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.

В программе учтены особенности детей с нарушением интеллекта и  указаны способы их преодоления.

Прогнозируется использование нашими выпускниками компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования детей с нарушением интеллекта "Основы компьютерной грамотнности"»


ГБУ РМЭ «ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ» «Солнышко»


«Утверждаю»


Директор__ ___/Е.А.Карташова/


«___» __________2020г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

«основы компьютерной грамотности»

Составила:

педагог дополнительного

образования Рыжова Т.М.





Йошкар-Ола 2020

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Структура курса «Основы компьютерной грамотности»………………………5

Содержание обучения…………………………………………………………….5

Материально-техническое обеспечение…………………………………………8

Программное обеспечение…………………………………………………….…8

Ожидаемые результаты обучения……………………………………………….8

Литература ………………………………………………………………………..9






















Пояснительная записка

В настоящее время существуют некоторые трудности с социальной адаптацией детей с нарушением интеллекта. Низкий уровень интеллекта, плохое состояние речи, как устной, так и письменной препятствует освоению программы школьного курса информатики. На сегодняшнем этапе развития нашего общества перед педагогами стоит задача усовершенствование учебно-воспитательного процесса, в особенности в сфере информационных технологий.

Основной его направленностью должна стать практическая подготовка к жизни этой наиболее уязвимой группы общества, которая позволит им вести самостоятельную жизнь.

Воспитанники должны овладеть основными умениями работы с текстовым редактором Word при создании документов и поисковыми системами. Необходимо отметить, что социум наших воспитанников ограничен. Поэтому, общение в социальных сетях формирует адекватную самооценку и осознание перспектив будущей жизни у детей с нарушением интеллекта.

Курс рассчитан на детей с нарушением интеллекта., имеющих элементарные знания по чтению, письму и счету, но не имеющих навыков общения с компьютером.

Рассматриваются три аспекта изучения информатики:

  • Компьютерные игры как средство восстановления движений (мелкой моторики). Для формирования движений в процессе терапевтической работы ребенка приходится выполнять множество однообразных движений при использовании традиционных средств (например, при лечебной физкультуре). Придать этим упражнениям привлекательный смысл бывает очень трудно хотя бы потому, что они должны повторяться многократно, а выполнение движения является в них самоцелью.

  • Компьютер используется как средство предъявления аудиовизуальной информации, представляющей собой сюжетную игру, а также как средство регуляции и контроля за пространственно-временными и точностными параметрами движения в процессе игры.

  • Компьютер как средство обучения, получения информации и общения – это обучение конкретным информационным технологиям. В качестве пропедевтических занятий воспитанники могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (рисование, переписки в социальных сетях и т.д.)

Цель: формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой, знакомство с интернетом и общением в социальных сетях.

Задачи:

  1. Знакомство с возможностями компьютера.

  2. Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.

  3. Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.

  4. Развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

  5. Овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

  6. Формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры.

  7. Развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др.).

Содержание программы инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в учреждении моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. В практической деятельности обращается внимание учащихся, знакомых с операционной системой Windows на сходство и различие с системой Mac OS X.

Прогнозируется использование компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.

Курс ориентирован на учебный план 152 ч.: занятия по 35 минут проводятся два раза в неделю.

На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.


Структура курса «Основы компьютерной грамотности»

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

10 ч.

2.

«Шесть шагов вместе с Microsoft Word»

40 ч.

3.

Microsoft Office PowerPoint. Презентация

26 ч.

4

Графический редактор Paint

18 ч.

5.

Знакомство с MacOS

34 ч.

6.

Интернет

24 ч.


Итого

152 ч.


Содержание обучения

I год обучения (76 ч.)

  1. Компьютер для начинающих.

  1. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. - 1ч.

  2. Включение и выключение компьютера – 1ч.

  3. Клавиатура. Ввод информации в память компьютера – 4 ч

  4. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. – 4 ч.

10ч.

  1. «Шесть шагов вместе с Microsoft Word».

  1. Получение начальных знаний при работе с текстом. – 4ч.

  2. Приёмы форматирования. – 6ч.

Практическая работа «Форматирование текста» (4 ч.)

  1. Создание таблицы. – 6ч.

Практическая работа «Форматирование таблиц» (4ч.)

  1. Оформление документов. – 6ч.

  2. Создание рисунков в Microsoft Word – 4ч.

Практическая работа «Создание графических объектов» (4 ч.)

  1. Творческая работа. – 2ч.

40ч.

  1. Microsoft Office PowerPoint. Презентация

  • Знакомство – 2 ч.

  • Создание слайда – 4 ч.

  • Презентация – 20 ч.

26 ч.

II год обучения (76ч.)

  1. Графический редактор Paint

  1. Знакомство . Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. – 2 ч.

  2. Создание рисунка из геометрических фигур. – 2 ч.

  3. Создание комбинированного документа. – 2 ч.

  4. Рисунок карандашом и кистью. Рисунок по образцу.- 5 ч.

  5. Рисунок на свободную тему. – 5 ч.

  6. Создание комбинированного документа. – 2 ч.

18ч.

  1. Знакомство с MacOS

  • Графический редактор ArtRage – 10 ч.

  • Знакомство с iMove – 4 ч.

  • Создание слайд-шоу – 6 ч.

  • Создание мультфильма – 12 ч.

  • Повторение - 2 ч


  1. Интернет

  1. Знакомство. – 2ч.

  2. Поиск информации в сети Интернет. – 10ч.

  3. Создание своей страницы в различных социальных сетях, электронной почты. – 12ч.

24 ч.


Итого

152 ч.


Воспитанники ГБУ РМЭ «детский дом-интернат «Солнышко» имеют ряд особенностей, учтенных составителем программы:

Особенности воспитанников

Способы преодоления

Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов

Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных методик коррекционной педагогики.

Слабое восприятие теоретической базы

Опора на практические задания

Практическая деятельность должна приводить к заметным результатам

Оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии

Ограниченные представления окружающем мире

Формирование представлений, расширение кругозора

Низкая культура поведения

Индивидуальная работа, повышение культуры

Отсутствие чувства самосохранения

Особое внимание к вопросам техники безопасности

Слабо развитая мелкая моторика

Использование клавиатурных тренажеров

Сложная структура дефекта (нарушения интеллекта, сопровождающиеся нарушениями в системе анализаторов, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сфере)

Использование специальных возможностей компьютера.

Индивидуальный подход к учащимся.


Материально-техническое обеспечение:

  1. Персональный компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экран.

  4. Принтер.


Программное обеспечение:

  1. Полная установка программного продукта Microsoft Word и Mac OS X.


Ожидаемые результаты обучения

Воспитанники должны знать:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Воспитанники должны уметь:

  • включать и выключать компьютер ;

  • изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • находить информацию в поисковых системах;

  • создавать электронную почту, регистрироваться в социальных сетях.




Литература:

  1. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.

Задачник – практикум. Том 1,2 – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

  1. Н.Д. Угренович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова.

Практикум по информатике и информационным технологиям.

4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

  1. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. В 2ч. Часть 2.

Офисная технология и информационные системы.

М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001г.

  1. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001

  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002

  3. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998

  4. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001

  5. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

  6. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по информатике. – М.: Дрофа, 2001

  7. Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru













8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!