Рабочая программа
дополнительного образования
«Чудеса своими руками»
/1 класс/
Составил: Козанкова Галина Викторовна,
воспитатель,
1 квалификационная категория
2018-2019 учебный год
Прекрасное- это законченное выражение Добра. Добро же-законченное выражение Прекрасного. (Р.Тагор)
Пояснительная записка
Материальная среда, в которой живет, дышит и развивается современный ребёнок,-это преобладание машин, различных механизмов, приборов и игрушек, выполненных из пластика и других синтетических материалов, сотворённых холодными механизмами и автоматами большим «тиражом». Я считаю, что окружающая ребёнка материальная среда должна быть «согревающей» и питающей энергией Добра, Света, Любви и Красоты. Такую энергию несут в себе предметы и вещи, сделанные своими руками. Необходимо взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному, к Добру, тогда у него появится желание самому создавать Красоту своими руками и приумножать энергию Добра. Нельзя создать красоту без мастерства, но одного мастерства недостаточно. Леонардо да Винчи ещё много веков назад нашёл свой ответ на этот вопрос: «Для того, чтобы созидать красоту, надо самому быть чистым душой».
Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества. Ребёнок , творящий своими руками и окружённый добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятию декоративно-прикладным творчеством.
На занятиях кружка мальчишки и девчонки найдут много интересных идей для забавных поделок, игрушек, в основе которых лежат традиционные изделия народных умельцев из разных стран мира. Они научатся с помощью обычных предметов и подручных материалов творить чудеса, которые принесут огромную радость, как изготовителю, так и тому, кому подарят свою игрушку. Задаче деятельности ребёнка является не только приобретение им теоретических и практических знаний, умений и навыков, но и утверждение себя в кругу сверстников. Значима роль этих занятий в интеллектуальном и эстетическом развитии каждого ребёнка.
Цель программы:
Способствовать формированию художественного вкуса и развитию творческих способностей ребёнка.
Задачи программы:
Учить детей терпению и настойчивости в достижении цели.
Познакомить с историей игрушки.
Прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, вкус, усидчивость, чувство меры.
Научить детей видеть причудливое в малом с использованием разнообразных и привычных в быту материалов для воплощения своей творческой фантазии.
Создать условия для самостоятельного творчества.
Формы работы с детьми:
1. Беседа.
2. Игра.
3. Групповая работа.
4. Индивидуальная практическая работа.
5. Консультация.
6. Творческий конкурс.
Методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные: показ, демонстрация образцов.
Практические: выполнение работ.
Аналитический: наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ.
Ожидаемый результат занятий:
Получение знаний по истории игрушек.
Получение навыков в изготовлении игрушек и поделок.
Применение знаний и умений на практике.
Развитие творческих способностей ребёнка.
Программа предназначена для учащихся 1 класса. Количество часов в год-33 часа.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Работа с природными материалами.
Знакомство с природными материалами. Аппликация из листьев. Аппликация из семян и круп «Ваза с цветами». Поделки из шишек и желудей. Конструирование из скорлупы грецкого ореха и яичной скорлупы: Яхта, кораблик. Букет из сухих цветов. Рисование пластилином. Пластилиновая сказка.
Работа с бумагой и картоном.
Бумага-замечательный материал. Оригами: треугольник, тюльпан, каллы. Аппликация: ёж-добытчик, слон, цветы. Обрывная аппликация «Цыплёнок-Цып». Мозаика из бумаги-Яблоня. Цепочки для ёлки. Новогодняя открытка. Новогодние снежинки.
Лепка из солёного теста.
Азбука солёного теста. Фигурки из солёного теста. Овощи и фрукты. Подкова для дома. Ваза с крендельками. В гостях у феи цветов. Ромашки и маки. Весенние цветы. Бабочка и пчёлка. Летняя лужайка. Коллективная работа. Лепка пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц.
Работа с «бросовым «материалом».
Ознакомление с техникой изготовления поделок из «бросового» материала. Ватные диски-Сова. Настенное панно. Изготовление сувенира по выбору. Отчётная выставка работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
1 | Знакомство с природными материалами. | 1 | |
2 | Аппликация из листьев | 1 | |
3 | Аппликация из семян и круп «Ваза с цветами» | 1 | |
4 | Поделки из шишек и желудей. | 1 | |
5 | Конструирование из скорлупы грецкого ореха и яичной скорлупы (яхта, кораблик) | 1 | |
6 | Букет из сухих цветов. | 1 | |
7 | Рисование пластилином | 1 | |
8 | Пластилиновая сказка | 1 | |
9 | Бумага-замечательный материал | 1 | |
10 | Оригами: треугольник, тюльпан, калла. | 1 | |
11 | Аппликация: ёж-добытчик, слон, цветы. | 1 | |
12 | Обрывная аппликация «Цыплёнок-Цып». | 1 | |
13 | Мозаика из бумаги-Яблоня. | 1 | |
14 | Цепочки для ёлки. | 1 | |
15 | Новогодняя открытка | 1 | |
16 | Новогодние снежинки | 1 | |
17 | Азбука солёного теста | 1 | |
18 | Фигурки из солёного теста | 1 | |
19 | Овощи и фрукты | 1 | |
20 | Подкова для дома | 1 | |
21 | Ваза с крендельками | 1 | |
22 | В гостях у феи цветов. Ромашки и маки | 1 | |
23 | Весенние цветы | 1 | |
24 | Бабочка и пчёлка | 1 | |
25 | Летняя лужайка. Коллективная работа | 1 | |
26 | Лепка пасхальных яиц. | 1 | |
27 | Роспись пасхальных яиц. | 1 | |
28 | Ознакомление с техникой изготовления поделок из «бросового» материала | 1 | |
29 | Композиция из ватных дисков-Сова | 1 | |
30 | Настенное панно | 1 | |
31-32 | Изготовление сувенира по выбору | 2 | |
33 | Отчётная выставка учащихся | 1 | |
Материально-техническое обеспечение
1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
5. Сайт Страна Мастеров http:stranamasterov.ru