СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Реальная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение учебного материала построено в форме чередования материала по алгебре и геометрии.

Данный курс «Реальная математика» для учащихся 7 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике. Предлагаемый материал является обобщением ранее приобретенных программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. Результаты итоговых контрольных работ и тестирования показали, что многие учащиеся испытывают трудности в применении полученных знания по предмету при решении практических задач, не вчитываются в условие, не всегда дают ответы на вопросы, поставленные в задаче. В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приемы быстрого и рационального счета. При решении задач очевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Реальная математика"»

Пояснительная записка


Данная программа дополнительного образования «Реальная математика» для 7 класса рассчитана на 36 учебных часов (1 час в неделю).

Изучение учебного материала построено в форме чередования материала по алгебре и геометрии.

Данный курс «Реальная математика» для учащихся 7 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике. Предлагаемый материал является обобщением ранее приобретенных программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. Результаты итоговых контрольных работ и тестирования показали, что многие учащиеся испытывают трудности в применении полученных знания по предмету при решении практических задач, не вчитываются в условие, не всегда дают ответы на вопросы, поставленные в задаче. В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приемы быстрого и рационального счета. При решении задач очевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.

Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой базового курса, а также изучением тем, не рассматриваемых в курсе базовой школы. Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление. Тематика многих задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в 7-9 классах складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в обучении математике, реализация которого осуществляется благодаря применению проблемно-поискового и исследовательского методов обучения.

Цель изучения математики в классах с углубленным изучением математики состоит в обеспечении уровня подготовки учащихся по математике, необходимого для успешной самореализации личности в динамической социальной среде, для дальнейшего выбора и успешного освоения профессии, требующей высокого уровня математических знаний, то есть специализации в направлении теоретической и прикладной математики либо в областях, требующих развитого математического аппарата для изучения и анализа закономерностей реальных явлений и процессов; в подготовке к обучению в высшем учебном заведении соответствующего профиля.

Курс математики для 7-9 классов общеобразовательной школы является первым этапом углубленного изучения математики. Одной из главных целей является содействие развитию у учащихся интереса к углубленному изучению предмета и постепенное вовлечение учащихся в повышенный объем работы над предметом по сравнению с учащимися общеобразовательных классов. Программа построена по принципу согласования материала и учебного плана с соответствующими материалом общеобразовательных классов.



Цели:

  1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  2. Формирование представлений о методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

  3. Развитие интуиции, интеллекта, логического мышления, ясности и точности мысли, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей.

  4. Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Предметные результаты
  1. Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, форме описания и особого метода познания действительности.

  2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы.

  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом, грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификацию, логическое обоснование и доказательства математических утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения.

  4. Формирование представлений о системе функциональных понятий, функциональном языке и символике; развитие умения использовать функционально – графические представления для решения различных математических задач, в том числе: решения уравнений и неравенств, нахождения наибольшего и наименьшего значений, для описания и анализа реальных зависимостей и простейших параметрических исследований.

  5. Овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения линейных уравнений и систем линейных уравнений, а также уравнений, решение которых сводится к разложению на множители; развитие умений моделировать реальные ситуации на математическом языке, составлять уравнения по условию задачи, исследовать построенные модели и интерпретировать результат. Развитие умений использовать идею координат на плоскости для решения уравнений, неравенств, систем.

  6. Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и способах их изучения, о простейших вероятностных моделях. Развитие умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать числовые данные, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений.

  7. Развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического содержания и задач смежных дисциплин.

Основные виды учебной деятельности
  • Чтение формул, правил, теорем, записанных на математическом языке в знаково-символьном виде. Перевод словесных формулировок математических утверждений на математический язык.

  • Описание реальных ситуаций с помощью математических моделей: функций, уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.

  • Планирование хода решения задач с использованием трех этапов математического моделирования. Прогнозирование результата решения, оценка реальности полученного ответа.

  • Узнавание, построение и описание графических моделей элементарных функций, изучаемых в 7 классе. Применение графического метода решения уравнений, неравенств, систем уравнений.

  • Составление алгоритма построения графика, решения уравнения, неравенства, систем уравнений или неравенств, выполнения алгебраических преобразований.

  • Вычисление линейных размеров и площадей плоских фигур.

  • Выполнение алгебраических преобразований, пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма преобразования.

  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок арифметического, алгебраического и логического характера.

  • Сравнение разных способов вычислений, преобразований, решений задач, выбор оптимального способа.

  • Осуществление исследовательской деятельности: наблюдение, анализ, выявление закономерности, выдвижение гипотезы, доказательство, обобщение результата.

  • Вывод формул, доказательство свойств, формулирование утверждений.

  • Сбор, анализ, обобщение и представление статистических данных.

  • Поиск информации в учебной и справочной литературе и в Интернете.

Планируемые результаты обучения

К концу изучения данного элективного курса в 7 классе будет обеспечена готовность учащихся к дальнейшему изучению предмета, достигнут необходимый уровень их математического развития:

  • осознание возможностей и роли математики в познании и описании реальных ситуаций окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;

  • осознание того, как математически определенные функции описывают реальные процессы и зависимости, умение приводить примеры;

  • умение моделировать реальные ситуации;

  • понимание того, как потребности практической деятельности человека привели к расширению понятия числа;

  • понимание того, как используются математические формулы, уравнения и неравенства; умение приводить примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • способность понимать существо понятия математического доказательства, алгоритма действия, приводить их примеры;

  • способность проводить математическое исследование, анализировать, обобщать, делать выводы;

  • применение универсальных учебных действий (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для упорядочивания, установления закономерностей на основе математических фактов; - осознание вероятностного характера многих закономерностей окружающего мира.

Цель элективного курса:

Расширение и углубление знаний о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах.

Задачи:

  1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач, окружающей нас жизни.

  2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.

  3. Развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.

4.Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

5. Воспитать целеустремленность и настойчивость при решении задач. 6. Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.

Основные формы и методы работы:

  1. Лекции (Сообщение теоретического материала)

  2. Семинары (Уроки интересных задач)

  3. Решение олимпиадных задач

  4. Решение исследовательских задач

  5. Решение расчетно-экспериментальных задач

  6. Работа в группах

  7. Работа в парах

  8. Индивидуальная работа

Методические рекомендации:

Каждое занятие должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение включает в себя следующие компоненты:

 создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,

  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения,

  • сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними,

  • создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному,

эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Предполагаемый результат

Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. Читать и понимать графики реальной зависимости;

  2. Отвечать на вопросы практической направленности;

  3. Составлять математические модели к задачам и работать с ними;

  4. Применять рациональные приемы вычисления при решении примеров с большими числами;

  5. Применять различные математические приемы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграция и т. д.); 6. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Содержание курса

Тема 1. Графики, диаграммы (3 часа)

Анализ данных. Виды графиков и диаграмм, диаграммы в различных сферах деятельности, работа с графиками и диаграммами.

Тема 2. Наглядная математика (4 часа)

В данной теме рассматриваются задачи, связанные с применением функций в жизни, различные способы решения практических задач, представленных таблицами.

Тема 3. Решение задач практического характера (5 часов)

Задачи на доли и части. Задачи на проценты. Банковские задачи. Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приемам рационального и быстрого счета. Задачи на работу и производительность.

Тема 4. Уравнения. Системы уравнений (6 часов)

Расширение понятия модуля действительного числа. Линейные уравнения, сущность их решения. Решение рациональных уравнений методом разложения на множители. Системы уравнений. Графическое решение систем линейных уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.

Тема 5. Действия с одночленами и многочленами (6 часов)

Умножение одночленов и возведение одночленов в степень. Разложение многочлена на множители способом группировки. Куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов. Возведение двучлена в степень.

Тема 6. Функции (4 часа)

Графики зависимостей. Чтение графиков. Графики прямой и обратной пропорциональных зависимостей. Линейная функция.

Функция .

Тема 7. Введение в теорию вероятности (4 часа)

Решение задач по теории вероятности из разделов «События и их вероятности», «Комбинаторные задачи».

Итоговое повторение (2 часа)

Учебно-тематический план.

(1 час в неделю, всего 36 часа)

п\п

Содержание

К-во часов

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Графики, диаграммы

3

1

2

2

Наглядная математика

4

1

3

3

Решение задач практического характера

5

2

3

4

Уравнения. Системы уравнений

6

2

4

5

Действия с одночленами и многочленами

6

2

4

6

Функции

4

1

3

7

Введение в теорию вероятности

4

1

3

8

Итоговое повторение

4

-

4

Календарно-тематическое планирование

п\п

Содержание

Кол-во часов

Графики, диаграммы

3

1

Виды диаграмм, работа с диаграммами

1

2

Виды графиков

1

3

Работа с графиками

1

Наглядная математика

4

4

Применение функций в жизни

1

5

Работа с таблицами

1

6-7

Решение практических задач, представленных таблицами

2

Решение задач практического характера

5

8

Задачи на доли и части

1

9-10

Задачи на проценты

2

11-12

Задачи на работу и производительность.

2

Уравнения. Системы уравнений

6

13

Линейные уравнения, сущность их решения

1

14-15

Решение рациональных уравнений методом разложения на множители

2

16

Системы уравнений. Графическое решение систем уравнений

1

17-18

Решение задач с помощью систем уравнений

2

Действия с одночленами и многочленами

6

19-20

Умножение одночленов и возведение одночленов в

2


степень


21-22

Разложение многочлена на множители способом группировки

2

23-24

Куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов

2

Функции

4

25

Графики зависимостей. Чтение графиков

1

26

Графики прямой и обратной пропорциональных зависимостей

1

27-28

Линейная функция. Функция у=𝑘

𝑥

2

Введение в теорию вероятности

4

29-30

События и их вероятности

2

31-32

Комбинаторные задачи

2

Итоговое повторение

3

33-36

Повторение пройденного материала

3

Список литературы
  1. Алгебра, 7 класс / А.Г.Мордкович.- М., 2006 г.

  2. Алгебра, 7 класс / Ш.А. Алимов и др.-12-е изд.-М.,-2006.

  3. Башмаков, М.И. Уравнения и неравенства.-М.:Изд.АПН СССР, 1987 г.

  4. Воробьева А. А. «Нестандартные методы решения задач». М.: Просвещение, 2002

  5. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике. 7 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват.

учреждений М.: Мнемозина, 2008 г.

  1. Иванов А. И. «Реальная математика». Сборник задач. М.: Просвещение, 2010 г

  2. Кузьмин А. Е. «Логические задачи». М.: Просвещение, 2007

  3. Материалы КИМов ЕГЭ и ГИА

  4. Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990 г.

  5. Смирнов В. А., Смирнова И. М. Геометрия на клетчатой бумаге. Издательство: МЦНМО, 2009 г.

  6. Тлейзер. Г.И. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982 г.

  7. Шевкин А.В. Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2003 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!