СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа экологического кружка "Юный исследователь"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая направленность в обучении и воспитании школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа экологического кружка "Юный исследователь"»

Сосенское муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Центр детского творчества»

г.Сосенкий





Утверждаю

Директор Центра детского творчества

_____________ Прибыткова Е.И.

_____________ 2018 год







Образовательная программа

«Юный эколог»
















Педагог дополнительного образования

Мысова Светлана Николаевна








Срок реализации программы 2018 – 2019 год








Оглавление


1. Введение ………………………………………………………………………..стр. 3

2. Пояснительная записка ……………………………………………………….. стр. 3

3. Учебно-тематический план (Первый год обучения) ………………………... стр. 4

4. Учебно-тематический план (Первый год обучения.)

Краткое содержание курса ……………................................................................. стр. 5

5. Ожидаемые результаты (Первый год обучения)…………………………….. стр. 7

6. Воспитательная работа (Первый год обучения).……………………………..стр. 7

7. Работа с родителями (Первый год обучения).………………………………....стр. 7

8. Учебно-тематический план (Второй год обучения) …………………………. стр. 8

9. Учебно-тематический план (Второй год обучения)

Краткое содержание курса …………………………………………………….. стр. 9

10. Ожидаемые результаты (Второй год обучения)…………………………….. стр.11

11. Воспитательная работа (Второй год обучения) …………………………….. стр.11

12. Работа с родителями (Первый год обучения) ………………………………. стр. 11

13. Используемая литература ……………………………………………………. стр. 12



































Введение.


Название курса – экологическая работа школьников.

Название кружка - «Юный эколог»

Рассчитана на детей – 13 – 17 лет.

Учебное заведение – Центр детского творчества.

Тип программы – авторская, экспериментальная для дополнительного образования.

Составлена на два учебных года: 2018-2019; 2019-2020 учебные года.

Педагог дополнительного образования - Мысова Светлана Николаевна.


Пояснительная записка:


Работа по экологическому краеведению нацелена на расширение знаний школьников об экологическом состоянии родного края, формирование у них определенных умений и навыков в доступной природоохранной деятельности. Сочетая в себе биологическую, географическую и природоведческую тематику, занятия по экологическому краеведению пробуждают у школьников интерес к своей земле, развивают мышление ребенка, его экологическую культуру.

Человек – часть природы, плод ее творения. Ребенок всегда должен помнить об этом и делать все от него зависящее, чтобы сохранить и преумножить ее богатства.

Планета стонет от экологических бед. Сейчас природа нуждается ужу не в охране, а в спасении!

Но, чтобы стать настоящим защитником природных богатств, нужно многому научиться, многое знать, и, прежде всего то, от чего зависит развитие природы, какова роль человека в ее судьбе и каким должно быть его поведение, чтобы природное равновесие не нарушилось. А начать процесс познания следует с того, что находится вокруг самого ребенка, с изучения природной среды той местности, в которой он живет.

Богаты окрестности города Сосенский многочисленными и разнообразными природными достопримечательностями. Они живописны и неповторимы, из-за обитания и произрастания на них редких или ценных видов животных и растений.

Изучением природы и экологии родного края мы и будем занимать на экологическом кружке.


Цель программы:


- Развивать экологическое сознание и мышление, экологическую культуру личности и ответственное отношение человека к окружающему миру и своему здоровью.

- Вести исследовательскую работу, используя местный краеведческий материал.


Задачи:


  1. Развитие самостоятельности при ведении учебно-познавательной деятельности.

  2. Формирование умения определения растений и животных с помощью атласа-определителя.

  3. Развитие наблюдательности, фантазии, способности проявлять творческий интерес.

  4. Отрабатывать умения учащихся систематизировать собранный материал, выполнять презентации.

  5. Побудить обучающихся к следованию в своем поведении элементам научной этики взаимоотношений.



Учебно-тематический план. (Первый год обучения)


п/п

Название темы


Теория

Практика

Всего

1.

Введение. Цели и задачи кружка. Лесное урочище Чертово городище.


11

13

24

2.

История изучения Лесного урочища Чертово городище.


12

12

24

3.

Физико - географическая характеристика Чертова городища..


12

12

24

4.

Геологическое строение и история формирования урочища.


6

18

24

5.

Растительный мир. Лес.


10

14

24

6.

Растительный мир. Сосудистые растения.


6

18

24

7.

Растительный мир. Мохообразные. Лишайники.


9

15

24

8.

Грибы. Определение видового разнообразия трутовых грибов.


6

18

24

9.

Экологический десант на Чертово городище. Изучение популяции Ландыша европейского.

Анализ работы экологического кружка «Юный Эколог»


9

15

24



81

135

216



















Учебно-тематический план (Первый год обучения). Краткое содержание курса.

Экологического кружка «Юный эколог» на 2018-2019 уч.год.


п/п

Месяц

Название темы, мероприятие.

Краткое содержание.


Теория


Практика


Всего

1.

Сентябрь

1.Вводное занятие.

2.Набор детей.

3. Проведение инструктажа по ТБ и правилам поведения на экологическом кружке.

4. Беседа на тему «Сосенскому 55 лет».

5. По программе.

-Правила поведения во время экологического десанта на Чертово городище.

- Экологический десант на Чертово городище.


2

1

1




3


4











13





2

1

1




3












11

13

24

2.

Октябрь

1.День учителя. Поздравление педагогов с праздником.

2.Беседы на тему «Природные ресурсы. Возобновляемые природные ресурсы»

3. По программе:

- История изучения Урочища Чертово городище.

- Работа с литературой.




3




9





2






10





2


3




19








12

12

24

3.

Ноябрь

1.Беседы на тему «Моя любимая мамочка!»

2.Беседы на тему «Не возобновляемые природные ресурсы».

3. По программе.

- Физико-географическая характеристика Чертова городища.

- Работа с литературой и картами – схемами.


3


3


6








12


3


3


18







12

12

24

4.

Декабрь.

1.Беседа-практикум «Вы сказали «Здравствуйте!»

2.Отдых на природе «На пороге Новый год!»

3. «Битва под Москвой». День воинской славы России.

4.По программе:

- Геологическое строение и история формирования.

- Работа с литературой.






3



3

3


3







12

3


3



3



15




6

18

24

5.

Январь

1.Беседа «Рождество Христово».

2.Беседа-практикум «Есть выбор – жизнь без наркотиков!»

3. По программе:

- Растительный мир. Лес.

- Работа по атласу – определителю.

3


1



6



2



12

3


3



18




10

14

24

6.

Февраль

1.День защитника Отечества. «А ну-ка, мальчики!» (Спортивные состязания в лесу).

2. Беседа «Курить или не курить – выбери сам!»

3. По программе:

- Растительный мир. Сосудистые растения.

- Работа по атласу – определителю.





3


3


6





12


6



3


15




6

18

24

7

Март

1.Беседа «Святые женщины России».

2.Развлекательная игра «А ну-ка, девочки!»

3.Беседа «Алкоголь и его влияние на организм».

4.По программе:

- Растительный мир. Мохообразные. Лишайники.

- Работа по атласу – определителю.

3




3


3



3




12

3


3


3


15




9

15

24

8.

Апрель

1.Беседа – практикум «Редкие и охраняемые растения Калужской области».

2.Экскурсия «Весенние явления в жизни растений».

3.По программе:

- Грибы.

- Определение видового разнообразия трутовых грибов по атласу-определителю.








6


3



3



12


3



3



18




6

18

24

9.

Май

1.Беседа «Правила поведения и ТБ во время посещения Особо-охраняемых природных территорий».

2.Виртуальное путешествие «Города герои».

3. По программе:

- Экологический десант на Чертово городище.

- Изучение популяции Ландыша европейского.

- Анализ работы экологического кружка «Юный Эколог»


3







6









15


3







21




9

15

24




81

135

216



Ожидаемые результаты:


- Воспитание экологического сознания и мышления школьника.

- Исследовательская деятельность учит ребенка творчески мыслить и углубленно изучить выбранную им тему по краеведению - Чертово городище.

- Дети учатся работать со специальной литературой, атласами – определителями, выделять главное и значимое.

- Ребенок получает практические навыки поведения в природе и учится нормам поведения в обществе.

- Школьник отрабатывает навыки работы с ИКТ.


Воспитательная работа.


- Формирование духовно-нравственных качеств ребенка.

- Создание условий общения, доброжелательности, проведение бесед и диспутов.

- Организация праздников и экскурсий.

- Воспитание потребности ребенка в здоровом образе жизни.


Работа с родителями.


- Индивидуальные беседы с родителями об успехах их детей.

- Проведение родительских собраний.

- Посещение общешкольных и классных родительских собраний.

- Привлечение родителей для сопровождения во время походов и экскурсий.



Учебно-тематический план. (Второй год обучения)


п/п

Название темы


Теория

Практика

Всего

1.

Введение. Цели и задачи кружка. Лесное урочище Чертово городище. (Второй год обучения)



13


11


24

2.

Животный мир. Млекопитающие.


9

15

24

3.

Животный мир. Птицы.


8

16

24

4.

Животный мир. Земноводные и пресмыкающиеся.



4


20


24

5.

Животный мир. Насекомые.


6

18

24

6.

Древнейшая история Чертова городища.



12


12


24

7.

«Чертово городище» в XVIII – XX вв.



11


13


24

8.

Народные представления о Чертовом городище.



10


14


24

9.

Экологический десант на Чертово городище.

Составление паспорта экологической тропы на Чертовом городище.

Анализ работы экологического кружка «Юный Эколог»


10


14


24



83

133

216



















Учебно-тематический план (Второй год обучения). Краткое содержание курса.

Экологического кружка «Юный эколог» на 2019-2020 уч.год.


п/п

Месяц

Название темы, мероприятие.

Краткое содержание.

Теория

Практика

Всего

1.

Сентябрь

1.Вводное занятие.

2.Набор детей.

3. Проведение инструктажа по ТБ и правилам поведения на экологическом кружке.

4. Беседа к юбилею победы «Что я знаю о войне».

5. По программе:

- Введение. Цели и задачи кружка. Лесное урочище Чертово городище.

-Правила поведения во время экологического десанта на Чертово городище.

- Экологический десант на Чертово городище.

2

1

1



3


6








11

2

1

1



3


17




13

11

24

2.

Октябрь

1.День учителя. Поздравление педагогов с праздником.

2. Беседа «1 октября – день пожилого человека».

3. По программе:

- Животный мир. Млекопитающие.

- Работа по атласу – определителю.

- Составление электронной книги.


2


2


5






15


2


2


20




9

15

24

3.

Ноябрь

1.Беседа – практикум «Моя героическая бабушка».

2.Беседа о проблемах экологического загрязнения планеты «И станет мачехой Земля».

3.По программе:

- Животный мир. Птицы.

- Работа по атласу – определителю.

- Составление электронной книги.



3



5




3





13

3


3



18




8

16

24

4.

Декабрь

1.Школа самоорганизации «Ты и твое время».

2. «Здравствуй Зимушка-зима». Игры на свежем воздухе.

3.По программе:

- Животный мир. Земноводные и пресмыкающиеся.

- Работа по атласу – определителю.

- Составление электронной книги.





4

2


4


14

2


4


18




4

20

24

5.

Январь

1.Школа самоорганизации «Искусство успевать».

2.Беседа-практитум «Святые заступники народа русского»

3.По программе:

- Животный мир. Насекомые.

- Работа по атласу – определителю.

- Составление электронной книги.



1


5

2


2


14

2


3


19




6

18

24

6.

Февраль

1.Беседа «Солдат войны не выбирает» Об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне, о моряках с подводной лодки «Курск».

2.Беседа «Великая сила любви». Посвящается празднованию Дня святого Валентина.

3.По программе:

- Древнейшая история Чертова городища.

- Составление электронной книги.


3




3



6









12


3




3



18




12

12

24

7.

Март

1.Беседа-размышление «У войны не женское лицо».

2.Беседа «Как победить дракона, или удержись от вредной привычки».

3. По программе:

- «Чертово городище» в XVIII – XX вв.

- Изучение литературы.

- Составление электронной книги.

3


3



5






13

3


3



18




11

13

24

8.

Апрель

1.Беседы о близнецах «Зеркальное чудо природы».

2.Беседа «Творить благо». О благотворительности, милосердии, сопереживании. Познакомить ребят с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова.

3. По программе:

- Народные представления о Чертовом городище.

- Изучение литературы.

- Составление электронной книги.

2


3





5








14

2


3





19




10

14

24

9.

Май

1. Беседа-практикум «Песни Великого подвига»

2.Беседа «Правила поведения и ТБ во время посещения Особо-охраняемых природных территорий».

3. По программе:

- Экологический десант на Чертово городище.

- Составление паспорта экологической тропы на Чертовом городище.

- Анализ работы экологического кружка «Юный Эколог»

2

2





6







14

2

2





20








10

14

24




83

133

216


Ожидаемые результаты (Второй год обучения):


- Учащиеся знакомы с историей, флорой и фауной ООПТ лесным Урочищем Чертово городище.

- Школьники получили и владеют практическими навыками выполнения исследовательской работы.

- Ребята могут определить таксономическое положение растений и животных в системе органического мира, пользуясь атласами-определителями.

- Дети получают практические навыки поведения в природе, наблюдения за биологическими объектами.

- Кружковцы умеют выполнять презентации, составлять электронные книги.

- Зная историю растительного и животного мира своего родного края, школьник

лучше понимает глобальные проблемы всего человечества, а значит, из стен школы выходит гармонично - развитая личность.


Воспитательная работа (Второй год обучения).


- Развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства удивления, восхищения открывающимися красотами природы.

- Сформировать уважительное отношение к объектам природы.

- Поднять рейтинг значимости природы в системе ценностей подростка.

- Сбалансировать познавательный, потребительский, природоохранный и эстетический аспекты модальности отношения обучающихся в природе.

- Воспитывать всесторонне развитую личность через систему познавательных бесед.

- Побудить обучающихся к следованию в своем поведении простейшим элементам научной этики взаимоотношений.


Работа с родителями (Второй год обучения).


- Индивидуальные беседы с родителями об успехах их детей.

- Проведение родительских собраний.

- Посещение общешкольных и классных родительских собраний.

- Привлечение родителей для сопровождения во время походов и экскурсий.

- Проведение занятий «за круглым столом» с присутствием родителей.




Используемая литература.


  1. Урочище Чертово Городище./ Под научной редакцией В.П.Новикова, Т.А.Гордеевой.- Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2004 год.

  2. Лесное урочище «Чертово городище» /В.А. Самойлов. - г. Козельск, Калужской области 1991 год.

  3. Физическая география и природа Калужской области/ Н.П. Бочкарёва. - Калуга: Издательство 2003г.

4. «Биологические экскурсии» Москва «Просвещение», 1983г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!