Сосенское муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Центр детского творчества»
г.Сосенкий
Утверждаю
Директор Центра детского творчества
_____________ Прибыткова Е.И.
_____________ 2018 год
Образовательная программа
«Юный эколог»
Педагог дополнительного образования
Мысова Светлана Николаевна
Срок реализации программы 2018 – 2019 год
Оглавление
1. Введение ………………………………………………………………………..стр. 3
2. Пояснительная записка ……………………………………………………….. стр. 3
3. Учебно-тематический план (Первый год обучения) ………………………... стр. 4
4. Учебно-тематический план (Первый год обучения.)
Краткое содержание курса ……………................................................................. стр. 5
5. Ожидаемые результаты (Первый год обучения)…………………………….. стр. 7
6. Воспитательная работа (Первый год обучения).……………………………..стр. 7
7. Работа с родителями (Первый год обучения).………………………………....стр. 7
8. Учебно-тематический план (Второй год обучения) …………………………. стр. 8
9. Учебно-тематический план (Второй год обучения)
Краткое содержание курса …………………………………………………….. стр. 9
10. Ожидаемые результаты (Второй год обучения)…………………………….. стр.11
11. Воспитательная работа (Второй год обучения) …………………………….. стр.11
12. Работа с родителями (Первый год обучения) ………………………………. стр. 11
13. Используемая литература ……………………………………………………. стр. 12
Введение.
Название курса – экологическая работа школьников.
Название кружка - «Юный эколог»
Рассчитана на детей – 13 – 17 лет.
Учебное заведение – Центр детского творчества.
Тип программы – авторская, экспериментальная для дополнительного образования.
Составлена на два учебных года: 2018-2019; 2019-2020 учебные года.
Педагог дополнительного образования - Мысова Светлана Николаевна.
Пояснительная записка:
Работа по экологическому краеведению нацелена на расширение знаний школьников об экологическом состоянии родного края, формирование у них определенных умений и навыков в доступной природоохранной деятельности. Сочетая в себе биологическую, географическую и природоведческую тематику, занятия по экологическому краеведению пробуждают у школьников интерес к своей земле, развивают мышление ребенка, его экологическую культуру.
Человек – часть природы, плод ее творения. Ребенок всегда должен помнить об этом и делать все от него зависящее, чтобы сохранить и преумножить ее богатства.
Планета стонет от экологических бед. Сейчас природа нуждается ужу не в охране, а в спасении!
Но, чтобы стать настоящим защитником природных богатств, нужно многому научиться, многое знать, и, прежде всего то, от чего зависит развитие природы, какова роль человека в ее судьбе и каким должно быть его поведение, чтобы природное равновесие не нарушилось. А начать процесс познания следует с того, что находится вокруг самого ребенка, с изучения природной среды той местности, в которой он живет.
Богаты окрестности города Сосенский многочисленными и разнообразными природными достопримечательностями. Они живописны и неповторимы, из-за обитания и произрастания на них редких или ценных видов животных и растений.
Изучением природы и экологии родного края мы и будем занимать на экологическом кружке.
Цель программы:
- Развивать экологическое сознание и мышление, экологическую культуру личности и ответственное отношение человека к окружающему миру и своему здоровью.
- Вести исследовательскую работу, используя местный краеведческий материал.
Задачи:
Развитие самостоятельности при ведении учебно-познавательной деятельности.
Формирование умения определения растений и животных с помощью атласа-определителя.
Развитие наблюдательности, фантазии, способности проявлять творческий интерес.
Отрабатывать умения учащихся систематизировать собранный материал, выполнять презентации.
Побудить обучающихся к следованию в своем поведении элементам научной этики взаимоотношений.
Учебно-тематический план. (Первый год обучения)
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Введение. Цели и задачи кружка. Лесное урочище Чертово городище. | 11 | 13 | 24 |
2. | История изучения Лесного урочища Чертово городище. | 12 | 12 | 24 |
3. | Физико - географическая характеристика Чертова городища.. | 12 | 12 | 24 |
4. | Геологическое строение и история формирования урочища. | 6 | 18 | 24 |
5. | Растительный мир. Лес. | 10 | 14 | 24 |
6. | Растительный мир. Сосудистые растения. | 6 | 18 | 24 |
7. | Растительный мир. Мохообразные. Лишайники. | 9 | 15 | 24 |
8. | Грибы. Определение видового разнообразия трутовых грибов. | 6 | 18 | 24 |
9. | Экологический десант на Чертово городище. Изучение популяции Ландыша европейского. Анализ работы экологического кружка «Юный Эколог» | 9 | 15 | 24 |
| | 81 | 135 | 216 |
Учебно-тематический план (Первый год обучения). Краткое содержание курса.
Экологического кружка «Юный эколог» на 2018-2019 уч.год.
№ п/п | Месяц | Название темы, мероприятие. Краткое содержание. | Теория | Практика | Всего |
1. | Сентябрь | 1.Вводное занятие. 2.Набор детей. 3. Проведение инструктажа по ТБ и правилам поведения на экологическом кружке. 4. Беседа на тему «Сосенскому 55 лет». 5. По программе. -Правила поведения во время экологического десанта на Чертово городище. - Экологический десант на Чертово городище. | 2 1 1 3 4 | 13 | 2 1 1 3 |
| | | 11 | 13 | 24 |
2. | Октябрь | 1.День учителя. Поздравление педагогов с праздником. 2.Беседы на тему «Природные ресурсы. Возобновляемые природные ресурсы» 3. По программе: - История изучения Урочища Чертово городище. - Работа с литературой. | 3 9 | 2 10 | 2 3 19 |
| | | 12 | 12 | 24 |
3. | Ноябрь | 1.Беседы на тему «Моя любимая мамочка!» 2.Беседы на тему «Не возобновляемые природные ресурсы». 3. По программе. - Физико-географическая характеристика Чертова городища. - Работа с литературой и картами – схемами. | 3 3 6 | 12 | 3 3 18 |
| | | 12 | 12 | 24 |
4. | Декабрь. | 1.Беседа-практикум «Вы сказали «Здравствуйте!» 2.Отдых на природе «На пороге Новый год!» 3. «Битва под Москвой». День воинской славы России. 4.По программе: - Геологическое строение и история формирования. - Работа с литературой. | 3 3 | 3 3 12 | 3 3 3 15 |
| | | 6 | 18 | 24 |
5. | Январь | 1.Беседа «Рождество Христово». 2.Беседа-практикум «Есть выбор – жизнь без наркотиков!» 3. По программе: - Растительный мир. Лес. - Работа по атласу – определителю. | 3 1 6 | 2 12 | 3 3 18 |
| | | 10 | 14 | 24 |
6. | Февраль | 1.День защитника Отечества. «А ну-ка, мальчики!» (Спортивные состязания в лесу). 2. Беседа «Курить или не курить – выбери сам!» 3. По программе: - Растительный мир. Сосудистые растения. - Работа по атласу – определителю. | 3 3 | 6 12 | 6 3 15 |
| | | 6 | 18 | 24 |
7 | Март | 1.Беседа «Святые женщины России». 2.Развлекательная игра «А ну-ка, девочки!» 3.Беседа «Алкоголь и его влияние на организм». 4.По программе: - Растительный мир. Мохообразные. Лишайники. - Работа по атласу – определителю. | 3 3 3 | 3 12 | 3 3 3 15 |
| | | 9 | 15 | 24 |
8. | Апрель | 1.Беседа – практикум «Редкие и охраняемые растения Калужской области». 2.Экскурсия «Весенние явления в жизни растений». 3.По программе: - Грибы. - Определение видового разнообразия трутовых грибов по атласу-определителю. | 6 | 3 3 12 | 3 3 18 |
| | | 6 | 18 | 24 |
9. | Май | 1.Беседа «Правила поведения и ТБ во время посещения Особо-охраняемых природных территорий». 2.Виртуальное путешествие «Города герои». 3. По программе: - Экологический десант на Чертово городище. - Изучение популяции Ландыша европейского. - Анализ работы экологического кружка «Юный Эколог» | 3 6 | 15 | 3 21 |
| | | 9 | 15 | 24 |
| | | 81 | 135 | 216 |
Ожидаемые результаты:
- Воспитание экологического сознания и мышления школьника.
- Исследовательская деятельность учит ребенка творчески мыслить и углубленно изучить выбранную им тему по краеведению - Чертово городище.
- Дети учатся работать со специальной литературой, атласами – определителями, выделять главное и значимое.
- Ребенок получает практические навыки поведения в природе и учится нормам поведения в обществе.
- Школьник отрабатывает навыки работы с ИКТ.
Воспитательная работа.
- Формирование духовно-нравственных качеств ребенка.
- Создание условий общения, доброжелательности, проведение бесед и диспутов.
- Организация праздников и экскурсий.
- Воспитание потребности ребенка в здоровом образе жизни.
Работа с родителями.
- Индивидуальные беседы с родителями об успехах их детей.
- Проведение родительских собраний.
- Посещение общешкольных и классных родительских собраний.
- Привлечение родителей для сопровождения во время походов и экскурсий.
Учебно-тематический план. (Второй год обучения)
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Введение. Цели и задачи кружка. Лесное урочище Чертово городище. (Второй год обучения) | 13 | 11 | 24 |
2. | Животный мир. Млекопитающие. | 9 | 15 | 24 |
3. | Животный мир. Птицы. | 8 | 16 | 24 |
4. | Животный мир. Земноводные и пресмыкающиеся. | 4 | 20 | 24 |
5. | Животный мир. Насекомые. | 6 | 18 | 24 |
6. | Древнейшая история Чертова городища. | 12 | 12 | 24 |
7. | «Чертово городище» в XVIII – XX вв. | 11 | 13 | 24 |
8. | Народные представления о Чертовом городище. | 10 | 14 | 24 |
9. | Экологический десант на Чертово городище. Составление паспорта экологической тропы на Чертовом городище. Анализ работы экологического кружка «Юный Эколог» | 10 | 14 | 24 |
| | 83 | 133 | 216 |
Учебно-тематический план (Второй год обучения). Краткое содержание курса.
Экологического кружка «Юный эколог» на 2019-2020 уч.год.
№ п/п | Месяц | Название темы, мероприятие. Краткое содержание. | Теория | Практика | Всего |
1. | Сентябрь | 1.Вводное занятие. 2.Набор детей. 3. Проведение инструктажа по ТБ и правилам поведения на экологическом кружке. 4. Беседа к юбилею победы «Что я знаю о войне». 5. По программе: - Введение. Цели и задачи кружка. Лесное урочище Чертово городище. -Правила поведения во время экологического десанта на Чертово городище. - Экологический десант на Чертово городище. | 2 1 1 3 6 | 11 | 2 1 1 3 17 |
| | | 13 | 11 | 24 |
2. | Октябрь | 1.День учителя. Поздравление педагогов с праздником. 2. Беседа «1 октября – день пожилого человека». 3. По программе: - Животный мир. Млекопитающие. - Работа по атласу – определителю. - Составление электронной книги. | 2 2 5 | 15 | 2 2 20 |
| | | 9 | 15 | 24 |
3. | Ноябрь | 1.Беседа – практикум «Моя героическая бабушка». 2.Беседа о проблемах экологического загрязнения планеты «И станет мачехой Земля». 3.По программе: - Животный мир. Птицы. - Работа по атласу – определителю. - Составление электронной книги. | 3 5 | 3 13 | 3 3 18 |
| | | 8 | 16 | 24 |
4. | Декабрь | 1.Школа самоорганизации «Ты и твое время». 2. «Здравствуй Зимушка-зима». Игры на свежем воздухе. 3.По программе: - Животный мир. Земноводные и пресмыкающиеся. - Работа по атласу – определителю. - Составление электронной книги. | 4 | 2 4 14 | 2 4 18 |
| | | 4 | 20 | 24 |
5. | Январь | 1.Школа самоорганизации «Искусство успевать». 2.Беседа-практитум «Святые заступники народа русского» 3.По программе: - Животный мир. Насекомые. - Работа по атласу – определителю. - Составление электронной книги. | 1 5 | 2 2 14 | 2 3 19 |
| | | 6 | 18 | 24 |
6. | Февраль | 1.Беседа «Солдат войны не выбирает» Об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне, о моряках с подводной лодки «Курск». 2.Беседа «Великая сила любви». Посвящается празднованию Дня святого Валентина. 3.По программе: - Древнейшая история Чертова городища. - Составление электронной книги. | 3 3 6 | 12 | 3 3 18 |
| | | 12 | 12 | 24 |
7. | Март | 1.Беседа-размышление «У войны не женское лицо». 2.Беседа «Как победить дракона, или удержись от вредной привычки». 3. По программе: - «Чертово городище» в XVIII – XX вв. - Изучение литературы. - Составление электронной книги. | 3 3 5 | 13 | 3 3 18 |
| | | 11 | 13 | 24 |
8. | Апрель | 1.Беседы о близнецах «Зеркальное чудо природы». 2.Беседа «Творить благо». О благотворительности, милосердии, сопереживании. Познакомить ребят с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова. 3. По программе: - Народные представления о Чертовом городище. - Изучение литературы. - Составление электронной книги. | 2 3 5 | 14 | 2 3 19 |
| | | 10 | 14 | 24 |
9. | Май | 1. Беседа-практикум «Песни Великого подвига» 2.Беседа «Правила поведения и ТБ во время посещения Особо-охраняемых природных территорий». 3. По программе: - Экологический десант на Чертово городище. - Составление паспорта экологической тропы на Чертовом городище. - Анализ работы экологического кружка «Юный Эколог» | 2 2 6 | 14 | 2 2 20 |
| | | 10 | 14 | 24 |
| | | 83 | 133 | 216 |
Ожидаемые результаты (Второй год обучения):
- Учащиеся знакомы с историей, флорой и фауной ООПТ лесным Урочищем Чертово городище.
- Школьники получили и владеют практическими навыками выполнения исследовательской работы.
- Ребята могут определить таксономическое положение растений и животных в системе органического мира, пользуясь атласами-определителями.
- Дети получают практические навыки поведения в природе, наблюдения за биологическими объектами.
- Кружковцы умеют выполнять презентации, составлять электронные книги.
- Зная историю растительного и животного мира своего родного края, школьник
лучше понимает глобальные проблемы всего человечества, а значит, из стен школы выходит гармонично - развитая личность.
Воспитательная работа (Второй год обучения).
- Развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства удивления, восхищения открывающимися красотами природы.
- Сформировать уважительное отношение к объектам природы.
- Поднять рейтинг значимости природы в системе ценностей подростка.
- Сбалансировать познавательный, потребительский, природоохранный и эстетический аспекты модальности отношения обучающихся в природе.
- Воспитывать всесторонне развитую личность через систему познавательных бесед.
- Побудить обучающихся к следованию в своем поведении простейшим элементам научной этики взаимоотношений.
Работа с родителями (Второй год обучения).
- Индивидуальные беседы с родителями об успехах их детей.
- Проведение родительских собраний.
- Посещение общешкольных и классных родительских собраний.
- Привлечение родителей для сопровождения во время походов и экскурсий.
- Проведение занятий «за круглым столом» с присутствием родителей.
Используемая литература.
Урочище Чертово Городище./ Под научной редакцией В.П.Новикова, Т.А.Гордеевой.- Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2004 год.
Лесное урочище «Чертово городище» /В.А. Самойлов. - г. Козельск, Калужской области 1991 год.
Физическая география и природа Калужской области/ Н.П. Бочкарёва. - Калуга: Издательство 2003г.
4. «Биологические экскурсии» Москва «Просвещение», 1983г.