СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов гуманитарного профиля " Введение в правоведение"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса для  10-11 классов гуманитарного профиля 

Введение в правоведение. поможет в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов гуманитарного профиля " Введение в правоведение"»


Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов гуманитарного профиля


Введение в правоведение













Автор: Нефёдова Елена Ивановна


учитель истории и обществознания


ГБОУ СОШ №2 “ОЦ”с.Кинель-Черкассы













с.Кинель-Черкассы, 2021




Пояснительная записка

вид рабочая программа профильного курса рассчитана на два года обучения в старшей школе;

− происхождение работы авторская;

целевая аудитория 10-11классы СОО;

цели и задачи изучения учебного профильного курса «Введение в правоведение» являются:

  • Воспитание гражданской ответственности, правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и моральным ценностям, при­ верженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве РФ;

  • развитие правового сознания, функциональной грамотности, способности к предстоящему профессиональному самоопределению;

  • освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение базовых юридических понятий и норм, регулирующих отношения в современном обществе;

  • развитие комплекса умений, направленных на систематизацию информации из разных источников для решения образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения типичных социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях осуществления коммуникации, взаимодействия с государственными органами, финансовыми организациями;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессионального выбора, поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего образования, по направлениям социально­гуманитарной подготовки.


Планируемые образовательные результаты;

Личностными результатами выпускников при изучении курса « Введение в правоведение» являются:

— осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, предполагающими в том числе анализ и оценку ситуаций, действий с правовых позиций;

— мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности, включая области правоприменительной и правотворческой деятельности;

— ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира.

Метапредметные результаты изучения проявляются в:

— умении на основе полученных в курсе правовых знаний адекватно оценивать с правовых позиций собственное поведение, действия окружающих; осуществлять самоконтроль, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;

— способности анализировать с опорой на полученные правовые знания конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы правомерного поведения, адекватные этим ситуациям;

— ключевых навыках решения проблем правового характера, работы с информацией, её поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;

— готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования правоведческого профиля;

— ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками правовой информации).

_Предметными результатами освоения на углублённом уровне содержания курса являются:

— понимание права как целостной системы, как культурного явления в развитии цивилизационных процессов, его значения для становления демократического правового государства;

— умение выявлять функциональные, иерархические и другие связи как внутри правовой системы, так и в связи с другими социальными процессами, происходящими в общественной жизни;


— владение основными правовыми понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления правовых ситуаций, возникающих в социальной действительности;

— опыт использования получаемых знаний и умений для решения проблем, связанных с возникновением правовых ситуаций;

— умение извлекать правовую информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, со- относить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;

— умение соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями

— правовая идентификация личности обучающегося как гражданина России и будущего активного участника общественной жизни;

— понимание гражданственности как полной субъектной самостоятельности, права быть как партнёром государства и общества, так и находиться к ним в определённой оппозиции;

— мотивация к самостоятельному изучению правовых дисциплин, развитие интереса к их проблематике;

— умение ориентироваться в социальных нормах: различать нравственные и правовые нормы, суждения и оценки, понимать их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

— признание ценности Конституции РФ как основного закона страны, определяющего основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина;

— признание прав каждой отдельной личности на обладание этими правами, признание факта равноценности всех людей и незыблемости их достоинства и прав;

— отношение к институту власти и права не с позиций зависимости и запрета, а с позиций партнёрства и средства защиты и, как следствие, признание за собой ряда обязанностей, определяющих взаимоотношения партнёрства и ответственности. Выпускник школы должен не только овладеть перечисленными знаниями и умениями, но и достичь определённого уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях. Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, освоение которой — одна из главных задач правового образования.


объем академических часах); Общее количество времени на два года обучения составляет 136 часа (68 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.


Общая характеристика форм обучения, методов;

Основная форма организации обучения элективное занятие но, в зависимости от особенностей общения, выделяют фронтальную, индивидуальную, групповую, индивидуально-групповую.

Групповая форма организации обучения имеет две разновидности: фронтальную (например, работа учителя с классом) и звеньевую (бригадную). Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава или в диалогических сочетаниях, или в динамичных парах представляет собой коллективную форму организации занятий.

Опосредованное общение людей происходит без личного контакта, главным образом через письменную речь или средства, её заменяющие. В учебно-воспитательном процессе это индивидуальная самостоятельная работа учащихся, например: решение правовых задач, анализ нормативно-правовых документов и т.п.

Фронтальная форма организации обучения – учитель общается со всеми учащимися; перед учащимися ставится одна или несколько дидактических задач; учащиеся сопричастны к коллективу, разделяется общий успех или не успех.

Опрос проходит устно, посредством «мозговой атаки». Фронтальная форма представляет собой совместные действия всех учащихся, при этом они выполняют одинаковую, общую для всех деятельность, педагог ведёт работу со всем классом. Используется в начале или в конце занятия для проверки полученных знаний и усилению мотивации к обучению.

Индивидуальная форма организации обучения может применяться как при фронтальной форме организации обучения, так и при групповой. Индивидуальное задание ученик должен выполнить независимо от других.

Существует два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая предполагает деятельность учащегося по выполнению общего для всего класса задания самостоятельно в едином для всех темпе работы. Вторая предусматривает выполнение учащимися специфических, индивидуальных заданий, что позволяет реализовать индивидуальный, дифференцированный подход в воспитании и обучении. Индивидуальную форму организации деятельности учащихся уместно использовать как при закреплении пройденного материала, совершенствовании умений и навыков, например, правовой диктант (проверка знаний правовых терминов, решения правовых задач, тестов.)

Индивидуально-групповая, групповая форма организации обучения

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, например, каждая группа должна создать свои критерии «хорошего работника на предприятии». Дифференцированная группа выполняет различные задания разными группами. Например, используя различные символические формы (пантомима, сценка, плакат и т.п.) изобразить содержание статьи Всеобщей декларации прав человека. Остальные ребята должны угадать. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических, лабораторных работ, а также при отработке навыков разговорной речи на уроках права и обществознания, при решении правовых задач, при изучении текстов, копий юридических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при изучении правовых документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:
  1. предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;

  2. обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;

  3. работа по выполнению учебного задания;

  4. наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;

  5. взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;

  6. сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация, формулировка окончательных выводов;

  7. индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.


Методы обучения

Ведущее место в системе обучения занимают следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Практические методы правового обучения: решения правовых задач, работа с источниками правовой информации.

активные и интерактивные методы обучения праву.


Система оценивания достижения планируемых образовательных результатов, включая показатели оценки достижения конечных результатов.


Основная цель разработанного элективного курса - подготовка обучаемых к сдаче ЕГЭ, поэтому система оценивания аналогична.

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств. Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 9 и 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, в ответе каждый символ присутствует, лишние символы отсутствуют. Порядок записи символов в ответе на задания 1, 9 и 12 значения не имеет.

Правильное выполнение каждого из заданий 6, 13, 15 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют, 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 16 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, в ответе каждый символ присутствует, лишние символы отсутствуют. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 6 баллов. За полное правильное выполнение заданий 17, 18 выставляется по 2 балла; заданий 19–21, 23 – по 3 балла; заданий 22 и 24 – по 4 балла, задания 25 – 6 баллов.Развёрнутые ответы проверяются по критериям. Максимальный первичный балл за выполнение работы – 58.На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Содержание учебного предмета

Количество

часов

11.

Право и государство.

Происхождение права и государства. Сущность права: отличительные признаки. Сущность государства. Власть и формы государства.

Гражданское общество и его основные элементы.

14

22.

Форма и структура права.

Право в системе социальных регуляторов. Нормы права. Структура правовой нормы и способы ее закрепления. Источники права. Отрасли

права. Система права. Правовые системы современности.

21

33.

Правотворчество и правореализация.

Правотворчество. Реализация и толкование права. Правовые отношения. Законность и правопорядок. Механизм правового регулирования.

Правосознание и правовая культура. Правонарушение и юридическая ответственность. Преступление и наказание.

21

44.

Основы конституционного права Российской Федерации.

Права человека. Правовой статус человека и гражданина. Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации.

Международная защита прав человека. Конституционное право Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Система органов государственной власти Российской федерации. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Институт

гражданства. Гражданство Российской Федерации. Избирательное право.

12

55.

Гражданское, налоговое и семейное право.

Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага и способы их защиты. Причинение и возмещение вреда.

28

66.

Трудовое право.


Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора. Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплат труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда здоровья женщин и несовершеннолетних.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам. Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.


16

77.

Административное, уголовное, процессуальное право.


24


Итого:


136



Материально-технические и методические ресурсы

Оснащение процесса обучения курсу « Введение в правоведение» обеспечивается библио­течным фондом, печатными пособиями, а также информационно-комму­никативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным обо­рудованием.

В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендован­ных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и са­мостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечиваю­щих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требо­ваниями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докла­дов, сообщений, рефератов, творческих работ.

Информационные средства обуче­ния - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополни­тельные условия для изучения отдельных тем и разделов.


Учебно-методическое обеспечение.

Литература для обучающихся:

  1. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2021 г.

  2. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2021.

  3. Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

  4. Ю. А. Кожин Практикум по праву к учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2020.

Литература для учителя:

  1. Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2022.-352с.

  2. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права 2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2020.

  3. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2021.

  4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2019

  5. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2021.

  6. Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив).

  7. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2019

  8. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,2021

Список дополнительной литературы:

  1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993

  2. Никитин А.Ф.Конституционное право

  3. Никитин А.Ф.Уголовное право

  4. Никитин А.Ф. Налоги

  5. Никитин А.Ф Права человека

  6. Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»





Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

  8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

  9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

  11. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

  12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

  13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

  14. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

  15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

  16. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

  17. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

Экранно-звуковые пособия

видеофильмы по отраслям права, аудиокурсы по разделам учебника.

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.

  1. Гражданское процессуальное право. Практикум.+CD СПС ГАРАНТ.

  2. Гражданское право России Часть вторая Практикум (+ CD-ROM) Рамзаев П.В.

  3. СD Уроки права по учебнику Е.А. Певцовой для учащихся 10-11 классов

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

2.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

3.«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

4.Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru


Интернет ресурсы

  1. http://www.openclass.ru/

  2. http://festival.1september.ru/articles/subjects/1

  3. www.planetashkol.ru

  4. humanities.edu.ru – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.

  5. ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»

  6. sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на профильном уровне.

  7. http://www.krugosvet.ru Энциклопедия «Кругосвет»


Материально-техническое обеспечение.


1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

2.ноутбук;

3.принтер;

4.мультимедиапроектор;

5.экран навесной;

6.дидактический материал

7.тесты.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!