Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района
Шумилинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании Принята и рекомендована Утверждена приказом директора
Мо учителей гуманитарного цикла к утверждению МБОУ Шумилинской СОШ
29.08.2018г. №1 советом школы 30.08.2018г №43
30.08.2018г.№1
Директор________Шевцова Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса
«История и культура родного края»
9 класс
Учитель Любимова Светлана Николаевна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы курса «История и культура родного края »(Автор Бобкова Г.В.) в соответствии с учебным планом МБОУ Шумилинской СОШ Верхнедонского района на 2018-2019 учебный год (утверждённый приказом директора №43 от 30.08.2018г.
Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.
С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Данная программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.
В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей Верхнедонского района. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные и очные путешествия по хуторам и станицам района, посетят школьный краеведческий музей .
Для реализации учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа, урок - игра, проектная деятельность, экскурсии, семинары ,ролевые игры, уроки-встречи
Главной целью данной Программы является - систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.
Задачи программы:
сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
-воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне
Место предмета в Базисном учебном плане
35 часов для изучения данного курса на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.
Что должны знать учащиеся к концу курса: где расположены наш район, область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.
Прогнозируемые результаты
В процессе обучения учащиеся должны научиться :
-рассказывать краткую историю района, области, находить их на карте,
-показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области,
-называть основные виды животных и растений района,
-давать краткую характеристику сельским поселениям района,
- рассказывать о достопримечательностях родного края,
-формулировать основные экологические проблемы края ,способы их решения, рассказывать о заповедной зоне района.
-делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя.
-работать с карто
Календарно –тематическое планирование
№ п/п | Тема | виды учебной деятельности | Общее количество часов | Дата |
| план | факт |
| Раздел I. Введение |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи, содержание курса. | урок-беседа | 1 | | |
| Раздел II. Культура родного края |
2 | Духовные ценности и традиции донского края. | урок-беседа | 1 | | |
3 | Памятники истории и культуры на Дону | представление презентации | 1 | | |
4 | Донской фолклор. | семинар | 1 | | |
5 | Народные промыслы | урок-беседа | 1 | | |
6 | Хозяйственная деятельность в донском крае. | урок-беседа | 1 | | |
7 8 | Жилища людей, населяющих донские просторы. Традиции донского гостеприимства | представление презентаций ролевая игра | 1 1 | | |
| | Раздел III. «Родословная» |
9 10 | Семья. Родословная моей семьи Семья. Родословная моей семьи | урок-беседа составление родославной семьи | 1 1 | | |
11 | Семейные праздники и традиции | урок-беседа | 1 | | |
12 | Создание истории своей семьи. | проектная деятельность | 1 | | |
| | Раздел IV. «История родного края» |
13 | Географическое положение родного края | урок-беседа | 1 | | |
14 | История станицы (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте) | представление сообщений школьниками | 1 | | |
15 | Верования и религия населения родного края | представлениесообщений | 1 | | |
1617 | Тайны донских курганов Тайны донских курганов | урок-беседа представление сообщений | 1 1 | | |
18 19 | История развития сельского хозяйства. Встреча с ветеранами труда. | урок-беседа урок-встреча | 1 1 | | |
20 | История создания и развития школы | беседа со школьным музейным руководителем | 1 | | |
21 | Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. | просмотр презентаций | 1 | | |
22 | Станица в годы гражданской войны и становления Советской власти | урок-беседа | 1 | | |
23 24 25 26 | Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны Трудовой тыл в годы войны. Трудовой тыл в годы войны. | беседа,обсуждение газетных материалов урок-встречас Асташовым В.И.(ветеран Вов-земляк) урок-беседа просмотр презентации | 1 1 1 1 | | |
2728 | Знаменитые земляки Знаменитые земляки | урок-встреча урок-встреча | 1 1 | | |
29 | Составление проекта по теме : «История родного края» | проектная деятельность | 1 | | |
| Раздел V. Творческая работа |
30 31 | Экскурсия в школьный краеведческий музей Экскурсия в школьный краеведческий музей | экскурсия экскурсия | 1 1 | | |
32 33 34 35 | Писатели и поэты Донского края Пишем стихи о родном крае Защита проектов по курсу «История и культура родного края» Защита проектов по курсу «История и культура родного края» | урок-беседа практикум защита проектов защита проектов | 1 1 1 1 | | |
Содержание программы
Раздел I. Введение.
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы работы.
Раздел II. Культура родного края.
Духовные ценности и традиции донского края. Памятники истории и культуры на Дону. Донской фольклор. Народные промыслы Хозяйственная деятельность в донском крае. Жилища людей, населяющих донские просторы. Традиции донского гостеприимства
Раздел III. «Родословная»
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.
Раздел IV. «История родного края»
Географическое положение, границы поселения и их изменение. История станицы(происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религия. Станица в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства. Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь станицы и колхоза после Великой Отечественной войны. История создания и развития школы. Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины.
Раздел V. Творческая работа.
Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта.
Литература:
1.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
2. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.
3. Валкин М.Х. Историческое краеведение 2001 г. Ульяновск.
4. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
5. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.
6.Кислицын С.А., Кислицына И.Г.История Донского края.Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. – Ростов-на-Дону, Донской издательский дом,2004.
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
-Карта Ростовской области
-Карта Области войска Донского
Технические средства обучения
компьютер
экран
колонки
видео-проектор
Цифровые образовательные ресурсы
1.//www push .ru Методический портал
« Преподавание истории и обществознания в школе»
2. //www proshkolu.ru Портал «Про школу»
3.Первое сентября http://www. 1september ,ru
Экранно-звуковые пособия
Презентации по изучаемым темам (карта памяти)
19