СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Обществознание в вопросах и ответах» 9 класс, базовый уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Обществознание в вопросах и ответах» 9 класс, базовый уровень»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 ЗАТО Озерный Тверской области

«Согласовано»

Руководитель ШМО

Овсянникова О.Н.

Протокол № 1 от

« » августа 2020 г.

.


«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР

_____Фомченкова Т.Г.


« » августа 2020 г.

«Утверждаю»

И.о.директора МБОУ СОШ №2

______Шигина А.А.

Приказ №

от « » сентября 2020 г.









Рабочая программа элективного курса

«Обществознание в вопросах и ответах»

9 класс, базовый уровень

на 2020-2021 учебный год

учитель Ежикова Ольга Александровна



17 часов (0,5 часа в неделю)




















ЗАТО Озерный


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию «Обществознание в вопросах и ответах» для 9 класса составлена на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897, примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

Актуальность: Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.

Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ОГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.

Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,

- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11 классах.

Общая характеристика курса:

Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть. Практические работы в рамках курса включают следующие формы: работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; анализ явлений и событий, происходящих в современном мире; решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Формы и методы обучения:

Лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, написание эссе. Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты. Формы и методы контроля образовательного результата. В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов





Планируемые результаты изучения курса:

В результате изучения курса обучающиеся должны:

знать/ понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, различать в социальной информации факты и мнения;

основополагающих элементов педагогики сотрудничества



ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты: • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на: 3 использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; объяснение изученных положений на конкретных примерах; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Предметные результаты: познавательные • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационные • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; 4 • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовые • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетические • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативные • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.




Содержание курса.


1. Общество и человек (3 часа): Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества Типология обществ. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения.

2. Политико– правовая сфера (4 часа): Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы.

Участие граждан в политической жизни

Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.


Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет. Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения 
Многопартийность . Понятие «право» Нормы права. Отрасли права 
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское общество и правовое государство. государства. Гражданское общество и правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы
.
3. Экономическая сфера (4 часа): Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег.

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным.

4. Социальная сфера (3 часа): Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Статусные символы и знаки отличия.

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Меж поколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты. Межнациональные конфликты. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Правовые основы семьи и брака.

5. Духовная сфера (2 часа): Материальная и нематериальная культура. Её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре. Субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Образование, самообразование Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Религия, ее роль в обществе. Мораль, основные ценности и нормы.

6. Итоговое занятие (1 час).



Учебно-тематический план элективного курса.



№ п\п

Название раздела, темы.

Количество часов

всего

теоретические

занятия

практические

занятия






1

Общество и человек

3

3

3

2

Политико-правовая сфера

4

4

4

3

Экономическая сфера

4

4

4

4

Социальная сфера

3

3

3

5

Духовная сфера

2

2

2

6

Итоговое занятие

1


1

















Календарно-тематическое планирование


П/П

Название раздела

Темы

Дата по плану

Дата по факту






1.

Общество и человек

1.Человек, природа общество.





2.Личность и социальная среда





3.Межличностные отношения, общение 



2

Политико– правовая сфера.

4. Власть. Органы государственной власти Российской Федерации





5.Политические режимы




6.Государство, формы правления.





7.Право.



3

Экономическая сфера

8.Экономика её роль в жизни общества





9.Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство.





10.Бюджет. Налоги. Деньги.





11.Труд, занятость, безработица.



4

Социальная сфера

12.Социальная структура. Социальные отношения.





13.Этнос, нации, народности.





14. Семья как малая группа.



5

Духовная сфера

15.Культура.





16.Наука и образование



6

Итоговое занятие

17.Чему мы научились?





Методическое обеспечение программы:

1.Системы диагностики образовательного результата: тесты специальных способностей и достижений с несколькими вариантами выбора ответов: репродуктивные, направленные на проверку объективированных (формализованных) знаний с элементарными умениями.

2.Формы учебных занятий: 

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая и парная.

Парная и групповая формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга, т.е. создаются реальные условия реализации на практике





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!