Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено Утверждено
на заседании приказом директора
педагогического совета №
Протокол № 1 от « » августа 20 г.
от « » августа 20 года ________/У. К. Кугаева
Рабочая программа элективного курса
по математике
«Подготовка к олимпиаде по математике.
8 класс»
Рабочую программу составила
Учитель математики: Королева Е.И.
________________________________
Рассмотрена на ШМО учителей
________________________________
Протокол № _____ от ______________
Руководитель ШМО _______________
п. Светлый
Пояснительная записка
Известно, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений, навыков; ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики; одним из факторов их математического и личностного развития. Эффективное использование задач в процессе обучения в значительной мере определяет не только качество обучения математике, но и их воспитание, развитие индивидуальных сущностных качеств и степень их практической подготовленности к деятельности в различных сферах экономики, политики, науки, искусства.
Олимпиадная задача по математике – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. К сожалению, на уроках по математике часто не хватает времени на решение и разбор таких задач. Хорошие возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде предоставляет данный курс.
Данный спецкурс направлен на развитие познавательного интереса, расширение знаний по математике, полученных на уроках, качественной отработке математических умений и навыков при решении олимпиадных задач по математике.
Данный курс рассчитан на 1 учебный год (34 часа) для преподавания учащимся 8 класса, занятия проводится еженедельно, продолжительность занятия 1 час. Формы обучения: очная, домашняя подготовка учащихся.
Цель:
Задачи:
Создать условия для систематизации методов и приёмов олимпиадных задач;
Создать условия для развития исследовательских навыков в работе;
Создать условия для систематизации и обобщения знаний, полученных на уроках геометрии по наиболее сложным темам, которые чаще всего встречаются в олимпиадных задачах по геометрии (задачи на построение, подобие фигур, окружность, площади, наименьшее и наибольшее значение величин);
Создать условия для формирования логических навыков в работе, в том числе умение обобщать, систематизировать полученную в результате исследовательской работы информацию, умение следовать от общего к частному и наоборот;
Создать условия для формирования представлений об идеях и методах математики.
Содержание программы
Алгебраические методы в олимпиадных задачах (17 часов)
В ходе изучения этой главы учащиеся отработают навыки по решению олимпиадных задач по математике алгебраическими методами (комбинаторные, инварианты, логические рассуждения и другие).
В результате изучения темы «Алгебраические методы в олимпиадных задачах» учащиеся должны знать:
Алгебраические методы решения олимпиадных задач;
Что значит решить олимпиадную задачу по математике.
УМЕТЬ:
Выбирать и применять наиболее рациональный метод при решении олимпиадной задачи;
Анализировать исходные данные и их взаимосвязи при решении олимпиадной задачи;
Обосновывать ход решения олимпиадной задачи.
Геометрические методы в олимпиадных задачах (17 часов)
В ходе изучения этой главы учащиеся обобщат и систематизируют знания, умения и навыки по решению олимпиадных задач по математике геометрическими методами.
В результате изучения темы «Геометрические методы в олимпиадных задачах» учащиеся должны ЗНАТЬ:
Теоретический материал, необходимый при решении задач по геометрии;
Геометрические методы решения олимпиадных задач.
УМЕТЬ:
Выполнять дополнительные построения на чертеже, способствующие поиску решения задачи (продолжение некоторого отрезка, проведение медианы, биссектрисы, высоты или других отрезков, не оговорённых в условии задачи и другие).
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Название темы | Количество часов |
| Алгебраические методы в олимпиадных задачах | 17 |
1 | Коммутативность. Ассоциативность. Дистрибутивность. | 1 |
2 | Треугольник Паскаля. | 1 |
3 | Деление многочленов с остатком. | 1 |
4 | Многочлены, значения, интерполяция. | 1 |
5 | Квадратное уравнение. Теорема Виета. | 1 |
6 | График квадратного трехчлена. | 1 |
7 | Максимум и минимум квадратного трехчлена. | 1 |
8 | Доказательство числовых неравенств. | 1 |
9 | Среднее арифметическое и среднее геометрическое. | 1 |
10 | Задачи на максимум и минимум. | 1 |
11 | Неравенство Коши. | 1 |
12 | Среднее квадратическое. | 1 |
13 | Среднее гармоническое. | 1 |
14 | Арифметика остатков. | 1 |
15 | Диафантовы уравнения. | 1 |
16 | Круги Эйлера | 1 |
17 | Зачет | 1 |
| Геометрические методы в олимпиадных задачах | 17 |
18 | Правильные треугольники. | 1 |
19 | Биссектриса угла (ГМТ). | 1 |
20 | Взаимное расположение высот, медиан, биссектрис. | 1 |
21 | Поворот. | 1 |
22 | Неравенства для прямоугольных треугольников. | 1 |
23 | Вписанные и описанные многоугольники. | 1 |
24 | Связь величины угла с длиной дуги и хорды. | 1 |
25 | Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. | 1 |
26 | Параллельные прямые. | 1 |
27 | Наглядная геометрия. | 1 |
28 | Свойства симметрий и осей симметрии. | 1 |
29 | Четность и нечетность. | 1 |
30 | Правильные многоугольники. | 1 |
31 | Площади фигур. | 1 |
32 | Замечательные точки и отрезки треугольника. | 1 |
33 | Популярные задачи геометрии: разрезание и составление | 1 |
34 | Зачет | 1 |
Литература:
Акулич И.Ф. Учимся решать сложные олимпиадные задачи.- М.:ИЛЕКСА, 2012, 152 с.
Гарднер М. Математические чудеса и тайны: Пер. с англ..-4-е изд., стереотип.-М.: Наука, 1982, 128с.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами. Учебное пособие для учащихся 7–11 кл. – Челябинск: Взгляд, 2005. – 271с.
Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы/авт- сост. Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2008.- 174с.
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. – М.: Издательства «Первое сентября»
Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкусы
/авт.-сост. И.В. Фотина – Волгоград: Учитель, 2011. – 202с.
Математические кружки в 5, 6 классах. /сост. О.Б. Комарова.
Олимпиадные задания по математике. 5-11 классы/авт.-сост. О.Л. Безрукова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Москва 1949
Фарков А.В. Математические олимпиады: муниципальный этап. 5-11 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2012. – 192с.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд.-М.: Просвещение, 2006.
Гельфанд И. М., Шень А. Алгебра. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: МЦНМО, 2009.-144с
11