СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Разноаспектный анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Содержание. Поянительная записка. Тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование. Подготовка к итоговому сочинению по трем темам. Подготовка к сочинению-рассуждению(ЕГЭ) 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Разноаспектный анализ текста"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Красный Ключ

муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан



УТВЕРЖДЕНА

приказом по школе № 51

от 31 августа 2023 г.

директор ____Максютова Э.Р











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Разноаспектный анализ текста»

11 класс

2023-2024 год







Составитель

учитель русского языка и литературы

Шайдуллина Н.А.











2023





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Разноаспектный анализ текста» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) в действующей редакции.

Нормативную основу рабочей программы составили:

  1. Учебный план МБОУ СОШ с.Красный Ключ на 2023-2024 учебный год.

  2. Примерные программы:

- Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов «Итоговое сочинение по литературе. Интенсивный практикум. «Сочинение на зачет». Авторы-составители: Вайрах Ю.В., к.ф.н., преподаватель русского языка и литературы, Казорина А.В., к.ф.н., преподаватель русского языка и литературы. – Департамент образования комитета по социальной политике и культуре г. Иркутска, НОУ «Средняя общеобразовательная школа Леонова», Иркутск, 2015.

Программа элективного курса предназначена для подготовки выпускников к написанию итогового сочинения в 11 классе и составлена из рас­чета 1 час в неделю (11 класс — 34 часа).



Актуальность разработки курса

В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. «Концепция модернизации российского образования до 2020 года» предписывает внедрение компетенций, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков.

В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования в области русского языка от центрически-знаниевого подхода к потребностно-личностному овладению языком. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания - догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося, под которой понимается способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности.

Однако анализ состояния преподавания русского языка и уровня подготовленности выпускников по русскому языку на современном этапе свидетельствует о том, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи, теоретические сведения о русском языке не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена и в настоящее время относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Один из путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. Но здесь необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью формирования коммуникативных компетенций и тем, что в школьном курсе изучения русского языка в силу объективных причин нет возможности уделить достаточно времени на развитие у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому важны вопросы разработки дополнительных учебных курсов, во время изучения которых у обучающихся формировалась творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их практическому применению. Всѐ вышеизложенное обуславливает введение элективного курса «Итоговое сочинение. Интенсивный практикум. «Сочинение на зачет».

Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовательного цикла) является написание сочинения-рассуждения, проверяющего умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и являющегося показателем не только уровня владения русским языком.

С 2014 года появилась новая форма аттестации — итоговое сочинение, обязательное для всех выпускников и ориентированное на проверку уровня культуры чтения. Это является еще одной причиной введения в старших классах данного элективного курса, изучение которого будет необходимо выпускнику школы.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку необходимо уметь свободно и грамотно писать.



2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к творческой работе, теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения- рассуждения и подобранные к ним задания.

Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ, что является требованием к организации учебного процесса.

Предлагаемая программа является авторской, построена на основе авторского учебно-методического пособия. В ходе учебных занятий работа по выработке умений и навыков написания сочинения ведется по учебно-методическому пособию Ю.В. Вайрах и А.В. Казориной.

Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему работы учителя-словесника по решению проблемы формирования языковых, лингвистических, коммуникативных, культуроведческих компетенций обучающихся в рамках обучения написанию сочинения.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план, изучение которого связано с дисциплинами филологического цикла: русский язык и литература. Программа адресована обучающимся 10-11 классов, но может быть использована и в 9 классе. Содержание программы соответствует требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта.

Целью прохождения настоящего курса является создание условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых для освоения русского языка и литературы, содействие успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

В ходе ее достижения решаются задачи:

-способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции, культуроведческой компетенций обучающихся;

-сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения - рассуждения; -совершенствовать умения интерпретировать содержание текста; последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь создавать собственный текст определенной модели, соответствующий требованиям выполнения части С;

-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроков-мастерских ценностной ориентации, творческого письма, уроков комплексного применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, практикумы и др.), выполнение внеурочных (домашних), в том числе повышенной сложности, заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности, волевой регуляции как черт личности.



3.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ

В базисном учебном плане МАОУ СОШ с.Красный Ключ для подготовки выпускников к написанию итогового сочинения в 11 классе предусмотрен 1 час в неделю, 34/год.



4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма.

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения, как на основе исходного текста, так и по заданной теме, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

-теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; должен уметь применять такие коммуникативные умения, как умение:

-интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;

-уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;

-выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

-уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинению-рассуждению;

-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их владеть:

- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Формы итогового контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трех уровнях:

1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)

5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Разделы и подразделы курса

1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

  • 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

  • 1.3. Познание человеком самого себя.

  • 1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2 Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.

  • 2.2. Человек и общество.

  • 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3 Природа и культура в жизни человека

  • 3.1. Природа и человек.

  • 3.2. Наука и человек.

  • 3.3. Искусство и человек.

  • 3.4 Языковая личность

4 Написание сочинения-рассуждения ЕГЭ.



Введение. Цели и задачи курса. Тематические направления 2022-2023 учебного года. Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения.

Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров.

Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые слова темы.

Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.

Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста.

Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.

Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.

Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.

Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления.

Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа.

Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении.

Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.

Анализ работ. Работа над ошибками.

Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения. Работа с иллюстративным материалом. Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов художественных произведений, ее иллюстрирующих. Анализ школьных сочинений и примеров из художественной литературы, представленных в них.

Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность. Творческая работа.

Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом.

Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Практикум. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом.

Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.

Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая работа.

Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.

Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля.

Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Правильное понимание темы, формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»?

Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу.





6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА, 11 класс





№ 

Название раздела

Содержание темы.

Кол-во

часов

Дата

1

Введение: что, когда, зачем и как?

Тематические направления 2023-2024 учебного года. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения

1

1.09

2

Анализ формулировки темы.

Различение понятий тема - проблема - тезис. Тема-вопрос, тема-понятие, тема-утверждение

1

8.09

3

Структура рассуждения: тезис - доказательство - вывод.

Вступление - главная часть - заключение. Виды вступлений: традиционное и оригинальное.

1

15.09

4

Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Сбалансированность частей сочинения. Практическая работа над вступлением к темам направления. Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Отбор литературного материала. 1.Внутренний мир человека и его нравственные ориентиры2. Отношение человека к другому человеку.  1.3. Познание человеком самого себя». » 1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2

22.09

29.09

5

Тематическое направление  «Семья, общество, Отечество в жизни человека

Приём «Облако мыслей». Приём «Облако мыслей». Приём «Вершина». Приём «Предмет как проблема. .1. Семья, род; семейные ценности и традиции». Отбор литературного материала. Приём «Дерево предсказаний». .2. Человек и общество, 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека».

2

6.10

13.10

6

Тематическое направление « Природа и культура в жизни человека: 

3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек».3.4. Языковая личность. Отбор литературного материала. Приём «Предмет как проблема».

2

20.10

27.10

7

Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Порядок работы над сочинением. Анализ образца. Критерии оценивания сочинения. Практикум. Оценивание готового сочинения по критериям.

1

10.11

8

Проблема текста. Типы проблем. Практикум. Определяем проблему текста.

Выбор одной проблемы из нескольких. Способы формулировки проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.

2

17.11

24.11

9

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Практикум.

Способы отсылки к тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Пояснение к примеру-иллюстрации и связь между примерами, анализ связи.

2

1.12

8.12

10

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Практикум. Формулируем авторскую позицию.

Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

2

15.12

22.12

11

Аргументация собственного мнения. Виды аргументов.

Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации.

3

29.12

12.01.

19.01

12

Композиция сочинения.

Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения.

2

26.01

2.02

13

Практикум. Написание сочинения по тексту (демонстрационный вариант 2024)

Практикум. Анализ сочинений.

4

9.02

16.02

1.03 15.03

14

Речевое оформление сочинения.

Грамматические и речевые ошибки, их исправление.

1

22.03

15

Грамматические и речевые ошибки, их исправление. Логические и фактические ошибки, их исправление.

Логические и фактические ошибки, их исправление

2

5.04

13.04

16

Итоговое занятие. Занятие-консультация. Заключение к сочинению. Виды заключений: традиционное и оригинальное.

Заключение к сочинению. Виды заключений: традиционное и оригинальное.

2

19.04

26.04

3.05

Резерв-4ч.

Итого

34

17.05

24.05





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Список литературы

  1. Русский язык. Отличник ЕГЭ. ФИПИ.Авторы: И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева и др. Издательство «Интеллект-центр», 2011.

  1. 120 текстов ЕГЭ по русскому языку. Учебно-методический центр «Эдвис», Уфа,2014.

  2. Борисова В.В., Дорожкина Т.Н. «Сочинение как жанрово определенный текст и его риторический фундамент», Уфа,2006г.

Русский язык. 100 экзаменационных сочинений на «отлично». М.: Издательство «Экзамен», 2017









ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Характеристика приемов и методов, применяемых на занятиях



название

характеристика

примеры

1.

Приём

«Цветные поля”.


Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь»


2.

Приём

«Слово-магнит»


Каждое слово предлагается оценить: какое оно, какой у него знак («плюс» или «минус»)? Какие слова оно «притягивает» к себе? Получаются целые «магнитные» семантические поля.


3.

Приём “Облака мыслей”.


Работа над направлением «Честь и бесчестие»

1. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно. После того как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями

2. Работа над темами сочинений данного направления. Ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.

1) А.Болконский и Анатоль Курагин (Л.Н.Толстой «Война и мир».

2) Сотников и Рыбак (В.Быков «Сотников».

3) Андрей Соколов (М.А.Шолохов «Судьба человека»)

4) Егор Полушкин и браконьеры (Б.Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей»)


4.

Прием «Вершина»

Работа над направлением «Победа и поражение»

На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («поражение») к вершине («победа»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Можно расположить на скале целую систему персонажей романа.

Можно попросить отметить свое положение на скале относительно героя.

Андрей Болконский (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Сотников и Рыбак (В. Быков «Сотников»).

Родион Раскольников (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).

Лена Бессольцева и класс (Б. Железников «Чучело»)

и др.

5.

Приём “Предмет как проблема”.

Работа над направлением «Опыт и ошибки»

Учитель предлагает представить проблему произведения, урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, перешагнуть, выбросить, не обращать внимания и т. д. А есть ли возможность выхода из ситуации у нашего героя? На первом уроке, не объявляя тему, перед изучением произведения задать прямой вопрос, касающийся проблемы урока, поставив учеников на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации? Давайте посмотрим, какой выход нашли герои произведения…

Жилин и Костылин (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»): представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Проанализировать, как ведут себя герои повести.







Пьер Безухов (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

6.

Приём “Дерево предсказаний”

Работа над направлением «Дружба и вражда»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Онегин и Ленский (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Список литературы

  1. Русский язык. Отличник ЕГЭ. ФИПИ.Авторы: И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева и др. Издательство «Интеллект-центр», 2011.

  1. 120 текстов ЕГЭ по русскому языку. Учебно-методический центр «Эдвис», Уфа,2014.

  2. Борисова В.В., Дорожкина Т.Н. «Сочинение как жанрово определенный текст и его риторический фундамент», Уфа,2006г.

  3. Русский язык. 100 экзаменационных сочинений на «отлично». М.: Издательство «Экзамен», 2017.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Список книг к разделу 1."Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека"

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”, «Капитанская дочка»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство. Отрочество. Юность»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
И.А. Гончаров «Обломов»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.Н. Островский «Гроза»
М. Горький «На дне»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.И. Солженицын “Матренин двор”
В.К. Железников «Чучело»
А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»
А. Грин «Алые паруса»
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
У. Шекспир «Гамлет»
И. Гете «Фауст»
А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», "Моцарт и Сальери", "Евгений Онегин"
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
А.П. Чехов «О любви»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Ф. М.  Достоевский «Преступление и наказание»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.Н. Островский «Гроза»
А.П. Платонов «Юшка»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
В.К. Железников «Чучело»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Дж. Роулинг книги о Гарри Поттере
О. Генри «Дары волхвов»

1.3. Познание человеком самого себя

Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров «Обломов»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
 Ф.М. Достоевский «Белые ночи», «Преступление и наказание»
1.4. Свобода человека и ее ограничения

Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Н. Островский «Гроза»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
М. Горький «Старуха Изергиль»И.Ф. Гёте «Фауст»


Список книг к разделу "Семья, общество, Отечество в жизни человека"

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н Толстой «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
И.А. Гончаров «Обломов»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Дж. Роулинг серия книг о Гарри Поттере




2.2. Человек и общество

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
А.П. Чехов «Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.И. Куприн «Олеся»
М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
А.И. Солженицын “Матренин двор”
Д.И. Фонвизин “Недоросль”
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся!»
Ф. М.  Достоевский «Преступление и наказание»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.П. Платонов «Юшка»
А. Грин «Алые паруса»
В.К. Железников «Чучело»
Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»
А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. Горький «На дне»
Л.Н Толстой «Война и Мир», «После бала»
М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова» 
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Ревизор»
Н.С. Лесков «Левша»

Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
А.П. Платонов «Котлован»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»




Список книг к разделу "Природа и культура в жизни человека"

3.1. Природа и человек

В.П. Астафьев «Царь-рыба»
И.С. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»
А.И. Куприн «Олеся»
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
А.П. Чехов «Дядя Ваня», «Крыжовник», «Степь»
И.А. Бунин «Антоновские яблоки»
В.П. Астафьев «Людочка»
А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Э. Хемингуэй «Старик и море»


3.2. Наука и человек

М.А. Булгаков «Собачье сердце»
А. Р. Беляев «Человек-амфибия»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

3.3. Искусство и человек

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Н.В. Гоголь «Портрет»
Н.С. Лесков «Левша»
В. К. Железников «Чучело»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!