СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «В мире профессий» 9 класс 2018 - 2019 учебный год

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Элективный курс «В мире профессий» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому назрел вопрос выделить профессиональное самоопределение школьников как социально-значимый раздел обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «В мире профессий» 9 класс 2018 - 2019 учебный год»


Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №

от « » _________ 2018 г.



Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №

от « »___________2018 г.


«Утверждаю»

Директор школы

__________ /Н.В. Лысенко/ Приказ №

от « »___________2018 г.






МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«В мире профессий»

9 класс

на 2018 - 2019 учебный год





Разработал:

Учитель первой

квалификационной категории

Молчевский Сергей Сергеевич

















2018 г.




Пояснительная записка.


1. Статус документа. Элективный курс «В мире профессий» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому назрел вопрос выделить профессиональное самоопределение школьников как социально-значимый раздел обучения.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Включение таких дидактических единиц, как выбор профессии, склонности и интересы в профессиональном выборе, социально-психологический портрет современного профессионала, внутренний мир человека и возможности его познания, анализ профессий, интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде, рынок труда и его требования к профессионалу и т.д. в предпрофильный уровень обучения обусловлено недостаточностью представления учебного материала в ныне действующей базовой программе по технологии.

В блок изучения тем по профессиональному обучению необходимо включать модули, представляющие технологии, которые распространены в регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию на востребуемые рынком труда профессии.

Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в ст. 37 Конституции РФ. В ней говориться: «Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Профессиональное самоопределение - длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определённые цели и задачи.



  1. Целью курса « Путь в профессию» является:

формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.



3. Задачи курса:

  • Обобщить знания учащихся о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

  • Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

  • Развивать представление о современном рынке труда, потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

  • Развивать интерес к трудовой деятельности.

  • Воспитывать уважение к рабочему человеку.

  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

4. Курс предусматривает расширение знаний учащихся о профессиях, знакомит с классификацией профессий, требованиям профессии к человеку, помогает предостеречь учащихся от типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. В ходе посещения курсов учащиеся изучают свои интересы, склонности, оценивают свои возможности, интеллектуальные способности путём выполнения тестовых заданий.

Курс даёт возможность сравнить требования , которые определяет профессия, со своими возможностями. Изменяющаяся структура экономики России влечёт за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Всё большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью, развиваются рыночные отношения. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс « Профессиональное обучение и карьера».


Программа курса рассчитана на 35 часов и состоит из 6 разделов.

Основные методы и приёмы преподавания :

  • беседы;

  • дискуссии;

  • тестирование.

Содержание программы:

  • В курсе « Профессиональное обучение и карьера»:

  • Классификация профессий по типам, классам, группам, отделам.

  • Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо».

  • Склонности и интересы в профессиональном выборе.

  • Возможности личности в профессиональной деятельности.

  • Рынок труда и современные требования к профессионалу.

  • Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.

  • Слагаемые выбора профессии.

Организация и проведение аттестации:

  • Тестирование.

  • Защита реферата « Моя будущая профессия»

Тематическое планирование курса « Профессиональное обучение и карьера» ( 34 часа)

Тема

Содержание (основные понятия)

Повторение

Домашнее задание

План

Факт

Приме

чание

Многообразие мира профессий ( 5 часов)


1

Понятие о профессии и специальности.

Цели и задачи курса «Путь в профессию». Как появилась профессия человека. Что мы знаем о современном мире профессий. Понятия « профессия», « специальность»


Подумать, как можно составить классификацию профессий

3.09 – 9.09



2

Классификация профессий. Типы.

Классификация профессий по типам, понятие о каждом из них.

Практическая работа» Тестовые задания к теме урока»

Понятия « профессия», « специальность»

Записи в тетради

10.09 – 16.09



3

Классы профессий

Классы профессий в зависимости от цели труда: гностические, преобразующие, изыскательские.

Типы профессий

Определить тип и класс выбранной вами профессии. Обосновать свой выбор ( письменно)

17.09 – 23.09



4

Отделы и группы профессий

Отделы: профессии, связанные с использованием ручного труда( Р); с использованием машинного труда ( М); с использованием автоматизированных и автоматических систем ( А); с преоб-ладанием функциональных средств ( Ф)

Классы профессий

Определить отдел и группу выбранной вами профессии. Обосновать свой выбор ( письменно)

24.09 – 30.09



5

Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо»

Составление формулы выбора профессии. Основа выбора профессии- девиз « Нужно», « хочу», « смогу»

Классификация профессий


1.10 – 7.10



Склонности и интересы в профессиональном выборе «хочу» ( 2 часа)


6

Склонности и интересы

Понятие « интерес». Виды интересов.

Практическая работа по выявлению интересов. Задание на проверку устойчивости интересов.


Записи в тетрадях

8.10 – 14.10



7

Склонности. Как управлять интересами и склонностями

Понятие о склонностях. Выполнение заданий по самооценке склонностей

«Выбирайте профессию». Как управлять интересами и склонностями.

Понятие « интерес». Виды интересов

Записи в тетради

15.10 – 21.10




Возможности личности в профессиональной деятельности «могу» – ( 7 часов)



8

Способности. Общие их виды.

Общие и специальные способности. Диагностика общих способностей.

Понятие склонности

Записи в тетради

22.10 – 28.10



9

Специальные способности

Понятие о специальных способностях. Тестовые задания на диагностику технических и гуманитарных способностей.

Способности, общие способности

Записи в тетради

29.10 – 4.11



10

Профессиональная пригодность и планирование карьеры

Понятие о профессиональной пригодности



12.11 – 18.11



11

Возрастные особенности и ценностные ориентации личности

Понятия , связанные с потребностями человека, которые указывают на профессиональное самоопределение в различных периодах жизни, ведущие виды деятельности, изучение ориентаций и потребностно- мотивационной сферы молодёжи.


Записи в тетради

19.11 – 25.11



12

Планирование жизни и профес-сиональная пригодность личности

Понятие « профессиональная пригодность». Этапы формирования с учётом профессионально важных качеств личности


Записи в тетради

26.11 – 2.12



13

Планирование жизненного пути и профессиональная пригодность личности

Понятие « профессиональная пригодность». Этапы формирования с учётом профессионально важных качеств личности



3.12 – 9.12



14

Здоровье и профессия

Влияние здоровья на выбор профессии. Деление профессий на по влиянию на организм человека, условий труда. Укрепление здоровья, работа над собою. Изучение медицинских противопоказаний

Понятие «профпригодность».

Степени профпригодности


10.12 – 16.12



Рынок труда и современные требования к профессионалу «надо» - ( 3 часа)


15

Рынок, его структура

Рынок, рыночный механизм, структура рынка, спрос и предложение, методы их регулирования, внутренний и внешний рынок.

Понятие « рынок»,

«спрос», «предложение» ( с уроков обществознания)


17.12 –23.12



16

Конкуренция. Предпринимательство

Конкуренция, конъюнктура рынка. Развитие предпринимательства. Банки данных о рабочей силе, прогнозирование состояния рабочей силы

Структура рынка

« Позволяет ли выбранная тобою профессия заниматься предпринимательской деятельностью? В чём ты видишь будущее своей профессии? ( письменно)

24.12 – 30.12



17

Занятость и безработица

Занятость населения. Безработица. Государственная служба занятости населения. Перспективы изменения мира профессий. Потребность нашего района в кадрах

Понятие конкуренция», « предпринимательство»

Ответить на вопрос: « Востребована ли выбранная тобою профессия на рынке труда? ( доказать письменно)

14.01 – 20.01




Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде ( 9 часов)



18

Память

Понятие о памяти, её виды. Выявление особенностей своей памяти


Записи в тетради

21.01 – 27.01



19

Память, как её улучшить.

Продолжение тестирования « Особенности своей памяти» пути улучшения и компенсации памяти

Память, её виды ( основные понятия)

Сделать итоговое заключение об особенностях вашей памяти ( письменно)

28.01 – 3.02



20

Внимание, свойства

Понятие о внимании. Свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение, концентрация. Виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное


Записи в тетради

4.02 – 10.02



21

Внимание.

Практическая работа.

Тесты на оценку своего внимания

Понятия по теме

« Внимание»

Итоговое заключение об особенностях своего внимания

11.02 – 17.02



22

Мышление. Развитие мышления

Понятие о мышлении


Записи в тетради.

Анализ своего мышления.

18.02 – 24.02



23

Воображение

Понятие о воображении. Определение уровня развития воображения учащихся. Как развивать своё воображение

Основные понятия по теме « Мышление»

Сделать анализ об уровне развития воображения

25.02 – 3.03



24

Координация движений

Понятие о координации движения. Выявление особенностей своей координации

Вопросы по теме « Воображение»

Сделать анализ своей координации

4.03 – 10.03



25

Характер

Понятие о характере.

Выполнение тестовых заданий, анкетирование. Пути формирования своего характера

« Характер»- жизненные наблюдения

Записи в тетради

11.03 – 17.03



26

Темперамент

Понятие о темпераменте, его виды. Темперамент и выбранная вами профессия


Записи в тетради

18.03 – 21.03



Слагаемые выбора профессии (8 часов)


27

Профессиональный план

Понятие и личном профессиональном плане, его составление


Составить личный профессиональный план, обсудить его с родителями

1.04 – 7.04



28

Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии

Затруднения и ошибки при выборе профессии

Чтение и обсуждение личных профессиональных планов

Обсудить с товарищами свои ошибки при выборе профессии. Наметьте пути их преодоления

8.04 – 14.04



29

Профессиональная консультация

Типы профессиональной консультации, условия оптимального выбора профессии. Задачи профессиональной консультации

Ошибки и затруднения при выборе профессии

Определите груг вопросов , которые бы вы хотели обсудить с профконсультантом

15.04 – 21.04



30

Характеристика профессии. Профессиограмма

Изучение профессиограмм некоторых профессий. Какую помощь может оказать профессиограмма выбирающему профессию


Найти профес-сиограмму вашей профессии или составить характеристику вашей будущей профессии

22.04 – 28.04



31

Пути получения профессии

Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии: система профессионально- технического образования. Подготовка рабочих на производстве, средние специальные учебные заведения, высшие, курсы.

Чтение профессиограмм или характеристик выбранной профессии

Оформление реферата « Моя будущая профессия»

29.04 – 5.05



32

Урок- игра «Профессиональные пробы»

Профессиональные пробы ( по желанию учащихся)


Оформление реферата

«Моя будущая профессия»

6.05 – 12.05



33

Написание реферата «Моя будущая профессия»

Оформление реферата. Консультация


Оформление реферата

«Моя будущая профессия»

13.05 – 19.05



34

Защита реферата «Моя будущая профессия»

Защита реферата


Оформление реферата

«Моя будущая профессия»

20.05 – 26.05




Список использованной литературы.


Основная литература


Технология, В.Д.Симоненко, 9кл., Москва ИЦ «Вентана - Граф», 2011


Дополнительная литература


Основы технологической культуры 10-11кл. под ред. Симоненко В.Д., М: Вентана-
Граф, 2000.

Управление процессом самоопределения учащихся 9 классов: Профильная

ориентация. Культура личной работы. М.Ю. Савченко, Л.А. Обухова., Воронеж,

2006.

Профессиограммы некоторых профессий.

Интернет ресурсы.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!