2018 г.
1. Статус документа. Элективный курс «В мире профессий» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому назрел вопрос выделить профессиональное самоопределение школьников как социально-значимый раздел обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Включение таких дидактических единиц, как выбор профессии, склонности и интересы в профессиональном выборе, социально-психологический портрет современного профессионала, внутренний мир человека и возможности его познания, анализ профессий, интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде, рынок труда и его требования к профессионалу и т.д. в предпрофильный уровень обучения обусловлено недостаточностью представления учебного материала в ныне действующей базовой программе по технологии.
В блок изучения тем по профессиональному обучению необходимо включать модули, представляющие технологии, которые распространены в регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию на востребуемые рынком труда профессии.
Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в ст. 37 Конституции РФ. В ней говориться: «Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Профессиональное самоопределение - длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определённые цели и задачи.
3. Задачи курса:
4. Курс предусматривает расширение знаний учащихся о профессиях, знакомит с классификацией профессий, требованиям профессии к человеку, помогает предостеречь учащихся от типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. В ходе посещения курсов учащиеся изучают свои интересы, склонности, оценивают свои возможности, интеллектуальные способности путём выполнения тестовых заданий.
Курс даёт возможность сравнить требования , которые определяет профессия, со своими возможностями. Изменяющаяся структура экономики России влечёт за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Всё большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью, развиваются рыночные отношения. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс « Профессиональное обучение и карьера».
№ | Тема | Содержание (основные понятия) | Повторение | Домашнее задание | План | Факт | Приме чание |
Многообразие мира профессий ( 5 часов) | |
1 | Понятие о профессии и специальности. | Цели и задачи курса «Путь в профессию». Как появилась профессия человека. Что мы знаем о современном мире профессий. Понятия « профессия», « специальность» | | Подумать, как можно составить классификацию профессий | 3.09 – 9.09 | | |
2 | Классификация профессий. Типы. | Классификация профессий по типам, понятие о каждом из них. Практическая работа» Тестовые задания к теме урока» | Понятия « профессия», « специальность» | Записи в тетради | 10.09 – 16.09 | | |
3 | Классы профессий | Классы профессий в зависимости от цели труда: гностические, преобразующие, изыскательские. | Типы профессий | Определить тип и класс выбранной вами профессии. Обосновать свой выбор ( письменно) | 17.09 – 23.09 | | |
4 | Отделы и группы профессий | Отделы: профессии, связанные с использованием ручного труда( Р); с использованием машинного труда ( М); с использованием автоматизированных и автоматических систем ( А); с преоб-ладанием функциональных средств ( Ф) | Классы профессий | Определить отдел и группу выбранной вами профессии. Обосновать свой выбор ( письменно) | 24.09 – 30.09 | | |
5 | Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо» | Составление формулы выбора профессии. Основа выбора профессии- девиз « Нужно», « хочу», « смогу» | Классификация профессий | | 1.10 – 7.10 | | |
Склонности и интересы в профессиональном выборе «хочу» ( 2 часа) | |
6 | Склонности и интересы | Понятие « интерес». Виды интересов. Практическая работа по выявлению интересов. Задание на проверку устойчивости интересов. | | Записи в тетрадях | 8.10 – 14.10 | | |
7 | Склонности. Как управлять интересами и склонностями | Понятие о склонностях. Выполнение заданий по самооценке склонностей «Выбирайте профессию». Как управлять интересами и склонностями. | Понятие « интерес». Виды интересов | Записи в тетради | 15.10 – 21.10 | | |
Возможности личности в профессиональной деятельности «могу» – ( 7 часов) | |
8 | Способности. Общие их виды. | Общие и специальные способности. Диагностика общих способностей. | Понятие склонности | Записи в тетради | 22.10 – 28.10 | | |
9 | Специальные способности | Понятие о специальных способностях. Тестовые задания на диагностику технических и гуманитарных способностей. | Способности, общие способности | Записи в тетради | 29.10 – 4.11 | | |
10 | Профессиональная пригодность и планирование карьеры | Понятие о профессиональной пригодности | | | 12.11 – 18.11 | | |
11 | Возрастные особенности и ценностные ориентации личности | Понятия , связанные с потребностями человека, которые указывают на профессиональное самоопределение в различных периодах жизни, ведущие виды деятельности, изучение ориентаций и потребностно- мотивационной сферы молодёжи. | | Записи в тетради | 19.11 – 25.11 | | |
12 | Планирование жизни и профес-сиональная пригодность личности | Понятие « профессиональная пригодность». Этапы формирования с учётом профессионально важных качеств личности | | Записи в тетради | 26.11 – 2.12 | | |
13 | Планирование жизненного пути и профессиональная пригодность личности | Понятие « профессиональная пригодность». Этапы формирования с учётом профессионально важных качеств личности | | | 3.12 – 9.12 | | |
14 | Здоровье и профессия | Влияние здоровья на выбор профессии. Деление профессий на по влиянию на организм человека, условий труда. Укрепление здоровья, работа над собою. Изучение медицинских противопоказаний | Понятие «профпригодность». Степени профпригодности | | 10.12 – 16.12 | | |
Рынок труда и современные требования к профессионалу «надо» - ( 3 часа) | |
15 | Рынок, его структура | Рынок, рыночный механизм, структура рынка, спрос и предложение, методы их регулирования, внутренний и внешний рынок. | Понятие « рынок», «спрос», «предложение» ( с уроков обществознания) | | 17.12 –23.12 | | |
16 | Конкуренция. Предпринимательство | Конкуренция, конъюнктура рынка. Развитие предпринимательства. Банки данных о рабочей силе, прогнозирование состояния рабочей силы | Структура рынка | « Позволяет ли выбранная тобою профессия заниматься предпринимательской деятельностью? В чём ты видишь будущее своей профессии? ( письменно) | 24.12 – 30.12 | | |
17 | Занятость и безработица | Занятость населения. Безработица. Государственная служба занятости населения. Перспективы изменения мира профессий. Потребность нашего района в кадрах | Понятие конкуренция», « предпринимательство» | Ответить на вопрос: « Востребована ли выбранная тобою профессия на рынке труда? ( доказать письменно) | 14.01 – 20.01 | | |
Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде ( 9 часов) | |
18 | Память | Понятие о памяти, её виды. Выявление особенностей своей памяти | | Записи в тетради | 21.01 – 27.01 | | |
19 | Память, как её улучшить. | Продолжение тестирования « Особенности своей памяти» пути улучшения и компенсации памяти | Память, её виды ( основные понятия) | Сделать итоговое заключение об особенностях вашей памяти ( письменно) | 28.01 – 3.02 | | |
20 | Внимание, свойства | Понятие о внимании. Свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение, концентрация. Виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное | | Записи в тетради | 4.02 – 10.02 | | |
21 | Внимание. Практическая работа. | Тесты на оценку своего внимания | Понятия по теме « Внимание» | Итоговое заключение об особенностях своего внимания | 11.02 – 17.02 | | |
22 | Мышление. Развитие мышления | Понятие о мышлении | | Записи в тетради. Анализ своего мышления. | 18.02 – 24.02 | | |
23 | Воображение | Понятие о воображении. Определение уровня развития воображения учащихся. Как развивать своё воображение | Основные понятия по теме « Мышление» | Сделать анализ об уровне развития воображения | 25.02 – 3.03 | | |
24 | Координация движений | Понятие о координации движения. Выявление особенностей своей координации | Вопросы по теме « Воображение» | Сделать анализ своей координации | 4.03 – 10.03 | | |
25 | Характер | Понятие о характере. Выполнение тестовых заданий, анкетирование. Пути формирования своего характера | « Характер»- жизненные наблюдения | Записи в тетради | 11.03 – 17.03 | | |
26 | Темперамент | Понятие о темпераменте, его виды. Темперамент и выбранная вами профессия | | Записи в тетради | 18.03 – 21.03 | | |
Слагаемые выбора профессии (8 часов) | |
27 | Профессиональный план | Понятие и личном профессиональном плане, его составление | | Составить личный профессиональный план, обсудить его с родителями | 1.04 – 7.04 | | |
28 | Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии | Затруднения и ошибки при выборе профессии | Чтение и обсуждение личных профессиональных планов | Обсудить с товарищами свои ошибки при выборе профессии. Наметьте пути их преодоления | 8.04 – 14.04 | | |
29 | Профессиональная консультация | Типы профессиональной консультации, условия оптимального выбора профессии. Задачи профессиональной консультации | Ошибки и затруднения при выборе профессии | Определите груг вопросов , которые бы вы хотели обсудить с профконсультантом | 15.04 – 21.04 | | |
30 | Характеристика профессии. Профессиограмма | Изучение профессиограмм некоторых профессий. Какую помощь может оказать профессиограмма выбирающему профессию | | Найти профес-сиограмму вашей профессии или составить характеристику вашей будущей профессии | 22.04 – 28.04 | | |
31 | Пути получения профессии | Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии: система профессионально- технического образования. Подготовка рабочих на производстве, средние специальные учебные заведения, высшие, курсы. | Чтение профессиограмм или характеристик выбранной профессии | Оформление реферата « Моя будущая профессия» | 29.04 – 5.05 | | |
32 | Урок- игра «Профессиональные пробы» | Профессиональные пробы ( по желанию учащихся) | | Оформление реферата «Моя будущая профессия» | 6.05 – 12.05 | | |
33 | Написание реферата «Моя будущая профессия» | Оформление реферата. Консультация | | Оформление реферата «Моя будущая профессия» | 13.05 – 19.05 | | |
34 | Защита реферата «Моя будущая профессия» | Защита реферата | | Оформление реферата «Моя будущая профессия» | 20.05 – 26.05 | | |
Основы технологической культуры 10-11кл. под ред. Симоненко В.Д., М: Вентана-
Граф, 2000.
ориентация. Культура личной работы. М.Ю. Савченко, Л.А. Обухова., Воронеж,
2006.
Профессиограммы некоторых профессий.
Интернет ресурсы.