Элективный курс по информатике для 9 класса
Информационные технологии в повседневной жизни
Пояснительная записка
Тип: повышение уровня, направленного на углубление знаний в любой области и по информатике
1. Аннотация программы
Информационные технологии ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории.
2. Место и роль курса в профильном обучении
Элективный курс «Информационные технологии в повседневной жизни» выбран потому, что умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих технологий. Данная тема дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
В настоящее время информационные технологии занимают немалую роль в жизни каждого из нас. На данный момент сложно представить человека, не имеющего мобильного телефона или какого-то иного гаджета. Даже у маленьких детей порой заметишь такую вещь. Информационные технологии на столько глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что порой мы отказываемся от внешнего мира, заменяя его на технические устройства. В первую очередь, с тем, что наше общество вышло на уровень постиндустриального, что подразумевает под собой развитие информационных технологий, путем развития человеческого интеллекта. Создаются все новые и новые технологи, благодаря которым наша жизнедеятельность становится более комфортной и простой. Знания и умения, приобретённые в результате освоения курса, могут быть использованы обучающимися в таких областях знаний, как физика, химия, биология и других, они также являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трёхмерного моделирования, анимации и видеомонтажа. Следует также отметить, что часть заданий Единого государственного экзамена (задания А) требуют знания основ компьютерной графики, кодирования цвета и изображения.
3. Цель и задачи элективного курса:
В проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям изучение информатики предполагает:
овладение умениями работать с различными видами информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий и избирательного отношения к информации;
выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
Целью прохождения настоящего курса является:
заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств в различных областях ;
познакомить с принципами работы Word? Excel, программ мультимедиа, электронными деньгами и т.д.;
сформировать понятие о безграничных возможностях использования компьютерной техники
изучить теоретические основы применения компьютерных технологий в быту.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам компьютерной грамотности в различных областях;
освоение навыков в работе на компьютере с использованием программ «Домашняя экономика», программ мультимедиа и т.д.
развитие навыков практического использования компьютерной графики при разработке плакатов, дизайна web-страниц, иллюстраций для изданий;
решение практических задач;
приобщении к проектно-творческой деятельности.
Воспитательные:
Развивающие:
формировать базу практических знаний, необходимых для самостоятельной разработки домашней бухгалтерии, создании анимаций, интерактивных элементов для web-публикаций и различных приложений.
развитие логического мышления и памяти учащегося;
развитие навыков творческой деятельности.
4. Сроки реализации программы:
Курс рассчитан на 35 часов. Режим проведения занятий 1 час в неделю. Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся.
5. Основные принципы отбора и структурирования материала; методы, формы, режимы занятий.
Предполагается, что к началу изучения курса учащийся владеет основами работы на компьютере: знаком с интерфейсом современных операционных систем, достаточно уверенно манипулирует палитрами инструментов.
Курс носит практико-методологический характер и базируется на ряде ключевых понятий, связанных с компьютерной техникой, имеет практическую направленность. В соответствии с этим занятия делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части объясняется и демонстрируется материал на компьютере, вырабатываются алгоритмы выполнения поставленных задач. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В ходе обучения проводится промежуточное тестирование по определению уровня знаний учеников по данной технологии. Такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности обучения данному программному продукту. Заканчивается этап отчетным занятием, где учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные работы по курсу.
6. Предполагаемые результаты:
Программа предусматривает проведение лекций, практических занятий.
Освоение курса предполагает, помимо посещения занятий (лекции, практические работы), выполнение внеурочных (домашних) заданий.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление об:
о способности компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;
о том, что компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения;
компьютер лучше соответствует принципам индивидуального подхода к решению поставленной задачи;
Знает:
способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
способы поиска информации в информационных архивах, информационной среде Интернета, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Умеет:
формировать умение ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивать получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
В результате изучения модуля «Создание проектов домов и квартир».
Учащиеся должны уметь
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера.
В результате изучения модуля «Создание печатных публикаций» учащиеся должны уметь:
вставлять изображения в печатную публикацию;
создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
Владеет:
основами работы за компьютером;
умением создавать и редактировать графические изображения;
умением применять различные графические эффекты.
Владеет основными понятиями:
7. Инструменты для оценивания результатов.
Для учащихся предлагаются следующие виды деятельности:
создавать и редактировать графические изображения;
создавать экономические расчеты;
создавать анимированные рисунки;
тестирование.
№ | План | Факт | Раздел | Тема урока |
-
| | | Введение | Компьютер и жизнедеятельность человека |
-
| | | Создание печатных электронных публикаций | Создание документов |
-
| | | | Редактирование и форматирование |
-
| | | Создание проектов домов и квартир | Как используются компьютеры для проектирования жилья |
-
| | | | Создание проекта дома или квартиры в графическом редакторе |
-
| | | | Создание проекта дома или квартиры в графическом редакторе |
-
| | | Делопроизводство и информационные технологии | Задачи делопроизводства и виды документации |
-
| | | | Документооборот и классификация деловых документов |
-
| | | | Правила оформления деловых документов |
-
| | | Электронный офис | Знакомство с программами электронного офиса. Создание таблиц. Создание электронной почты. |
-
| | | | Облачные технологии |
-
| | | | Облачные технологии |
-
| | | Компьютер в обучении | Роль компьютерной техники в обучении |
-
| | | | Знакомство с современными средствами информационного обмена, обеспечивающими операции по сбору, созданию, накоплению, хранению, обработке и передачи информации |
-
| | | | Обучающие программы |
-
| | | Использование компьютеров в торговле | Знакомство со штрих кодом продукции |
-
| | | | Создание электронного склада в таблицах Excel |
-
| | | | Электронные деньги |
-
| | | | Знакомство с верификацией кредитных карточек (т.е. удостоверение их подлинности) снятием денег со счета покупателя; перечислением их на счет продавца |
-
| | | Компьютер для бухгалтерии | Ведение домашней бухгалтерии |
-
| | | | Планирование и создание журнала домашних расходов в таблицах Excel |
-
| | | | Планирование и создание журнала домашних расходов в таблицах Excel |
-
| | | | Что такое базы данных и экспертные системы |
-
| | | | Знакомство с БД и экспертными системами |
-
| | | Компьютеры в медицине | Обзорная лекция использования компьютера в медицинских целях |
-
| | | Компьютер для музыки | Создание компьютерной музыки |
-
| | | | Знакомство со средствами компьютерной музыки и музыкальными произведениями |
-
| | | Компьютер и кино | Назначение графических редакторов |
-
| | | | Применение компьютеров для создания эффектов, 3D-графика |
-
| | | Компьютеры и сельское хозяйство. | Знакомство с возможностями компьютера при сельскохозяйственных работах |
-
| | | Применение в автомобилестроении | Автомобиль и компьютер |
-
| | | | Электронное управление автомобилем |
-
| | | Итоговый проект | Итоговый проект |
-
| | | | Итоговый проект |
-
| | | | Итоговый проект |
8. Рекомендуемая литература:
1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 9-10 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с.
2. Шикин Е. В. Компьютерная графика / Е. В. Шикин, А. В. Боресков. - М.: Диалог-МИФИ, 19с.
3.Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
4.www.dolinin-infografika.narod.ru/index.htm