СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по элективному курсу 

«Подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии»

для  10  класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по биологии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Андреевка

Чернянского района Белгородской области»

















Рабочая программа

по элективному курсу

«Подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии»

для 10 класса



Учитель Мамашева Мария Геннадьевна







2020 год



Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения.

  2. Формирование и расширение знаний об основах науки биологии на уровне ее современного состояния; овладение способами добывания и применения этих знаний

  3. Раскрытие значения биологии в познании законов живой природы; роли общего биологического образования для повышения культуры учащихся и ориентирования культуры учащихся и ориентиров в будущей образовательной деятельности.

  4. Формирование и развитие навыков и умений решения заданий и задач в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.

Изучение разделов курса направлено на достижение целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема), развития современных представлений о живой природе, роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, находить и анализировать информацию о живых объектах, умений решения биологических задач;

развитие познавательных интересов, путей развития современных научных взглядов, идей, теорий;

воспитание понимания роли биологии как науки

использование знаний и умений в повседневной жизни.

1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по биологии.

2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ

3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.

Контролирующие материалы:

1.Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачет (итоговое тестирование)

2.Защита рефератов, защита профессии.

Учащиеся должны знать:

1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.

2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.

3.Естественную классификацию органического мира.

4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.

5.Закономерности наследственности и изменчивости.

6.Механизмы эволюционного процесса.

Учащиеся должны уметь:

1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.

2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.

4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.

6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Содержание курса.

I.Цитология - наука о клетке (13 часов)

- Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.

-Реализация генетической информации в клетке.

-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию.

-Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков.

-Структура и функции клетки.

-Естественная классификация органического мира.

-Прокариоты. Бактерии, археи.

-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.

-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

-Решение биологических задач по цитологии.

-Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.

-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.

-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.

II.Размножение и развитие организмов (5 часов)

-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.

-Половое размножение.

-Индивидуальное развитие организмов.

-Митоз и мейоз в сравнении.

III.Основы генетики(8 часов)

-Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.

-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.

-Закономерности изменчивости.

-Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.

-Решение генетических задач повышенной сложности.

IV.Эволюция(3 часа)



Тематическое планирование с указанием количества часов на основе каждой темы

10 класс


п/п

Название раздела

Кол-во час.

Характеристика основной деятельности ученика




Цитология - наука о клетке.


13


1

Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.

1

Шлейден, Шванн, биологически важные х. элементы, неорганические вещества, органические вещества.

2

Органические вещества

1

Строение и свойства

3

Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке.

1

Функции белков: структурная, каталитическая, защитная, транспортная, регуляторная, энергетическая.

4

Решение биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трансляцию.

1

Решение заданий из сб. ЕГЭ, части С на составление полипептидной цепочки.

5

Структура и функции клетки.

1

Двухмембранные, одномембранные, немембранные органоиды клетки, взаимосвязь строения и функции.

6

Естественная классификация органического мира.

1

Клеточная и неклеточная формы жизни, вирусы, безъядерные, ядерные, основные царства организмов.

7

Прокариоты. Бактерии, археи.

1

Особенности структуры и функционирования доядерных организмов. Дробянки.

8

Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.

1

Пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, целлюлоза, хитин, муреин.

9

Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

1

Фаги, бактериофаги, вирион, ДНК-содержащие, РНК-содержащие вирусы, ретровирусы.

10

Решение биологических задач по цитологии.

1

Решение заданий из сб. ЕГЭ, части В на сравнение клеток организмов различных царств.

11

Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.

1

Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, катаболизм, взаимосвязь между двумя видами обмена.

12

Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.

1

Подготовительный этап, бескислородный этап- гликолиз, кислородный этап, анаэробы, аэробы.

13

Фотосинтез, его значение для жизни на земле.

1

Хлорофилл, световая, темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, биоаккумуляторы.



Размножение и развитие организмов.

5


14

Основные свойства живой материи. Размножение и развитие организмов. Бесполое размножение.

1

Хлорофилл, световая, темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, биоаккумуляторы.


15

Половое размножение.

1

Гаметогенез, мужские и женские гаметы, сперматогенез, овогенез, оплодотворение, зигота.

16

Индивидуальное развитие организмов.

1

Онтогенез, эмбриональное и постэмбриональное развитие, морула, бластула, гаструла, нейрула.

17

Митоз и мейоз в сравнении.

1

Диплоидные и гаплоидные наборы хромосом, биваленты, конъюгация, кроосинговер.

18

Обобщение знаний по теме « Размножение и развитие организмов». Решение биологических задач.

1

Работа с терминами, решение заданий из сб. ЕГЭ части А


Основы генетики

8


19

Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.

1

Законы Г.Менделя и Т.Моргана, алгоритм решения задач по генетике

20

Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.

1

Законы Г.Менделя и Т.Моргана, алгоритм решения задач по генетике

21

Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.

1

Законы Г.Менделя и Т.Моргана, алгоритм решения задач по генетике

22

Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.

1

Методы изучения генетики человека, профилактика наследственных болезней человека.

23

Закономерности изменчивости.

1

Наследственная и ненаследственная изменчивость, модификации, мутации, классификация мутаций.

24

Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.

1

Искусственный мутагенез, полиплоидия, генная и клеточная инженерия.

25

Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.

1

Искусственный мутагенез, полиплоидия, генная и клеточная инженерия.

26

Решение генетических задач повышенной сложности.

1

Решение задач на сцепленное с полом наследование.


Эволюция

3


27

Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ

1

Отбор случайных ненаследственных изменений.

28

Основные направления эволюции.

1

Ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

29

Этапыэволюции человека. Роль социального фактора в эволюции человека.

1

Дриопитек, австралопитек, древнейшие люди, древние люди, люди современного типа.


Основы экологии

5


30

Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.

1

Абиотические, биотические факторы, основные типы экологических взаимодействий.Саморегуляция, самовоспроизводство, устойчивость, экологическиесуксессии.

31

Биоценоз, экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.

1

Саморегуляция, самовоспроизводство, устойчивость, экологическиесуксессии.

32

Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов

1

Короткие пищевые цепи, видовое разнообразие, дополнительная энергия.

33

Решение экологических задач.

1

Составление пищевых цепей, экологические пирамиды, правило 10-ти.

34

Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы. Итоговое тестирование.

1

Косное, биокосное, биогенное, живое вещество, глобальные экологические проблемы.


-Зачет. Защита рефератов. Итоговое тестирование.

Итого: 34 часа.


Календарно-тематическое планирование

/№

Тема занятий

Характеристика основной деятельности ученика



Тема: Цитология(13 часов)


1.

Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки

Содействовать изучению положений клеточной теории. Клеточная теория

2.

Органические вещества клетки

Организовать изучение органических веществ. Органические вещества

3.

Структура белка. Биосинтез белков.

Способствовать изучению биосинтеза белка. Состав ДНК, РНК, белков

4.

Решение цитологических задач

Помочь в формировании практических навыков решения задач. Органические вещества

5.

Структура и функции органоидов клетки

Помочь в изучении органоидов клетки. Органоиды клетки

6.

Классификация органического мира

Способствовать изучению классификации организмов. Систематика

7.

Прокариоты

Помочь в изучении прокариот. Прокариоты

8.

Эукариоты. Сравнительная характеристика

Организовать изучение вирусов. Вирусы, паразиты

9.

Вирусы – внутриклеточные паразиты

Организовать изучение вирусов. Вирусы, паразиты

10.

Решение задач по цитологии

Помочь в формировании практических навыков. Цитологические основы

11.

Метаболизм в клетке

Содействовать изучению процессов метаболизма. Метаболизм

12.

Обеспечение клетки энергией

Способствовать изучению энергетического обмена. Энергетический обмен, катаболизм

13.

Фотосинтез, его значение

Содействовать изучению фотосинтеза. Фотосинтез


Тема: Размножение и развитие организмов(5 часов)


14.

Основные свойства живой материи. Размножение и его формы. Бесполое размножение.

Систематизировать знания о способах размножения. Способы размножения, бесполое размножение

15.

Половое размножение

Организовать изучение особенностей размножения. Половое размножение

16.

Митоз и мейоз в сравнении

Помочь в сравнении митоза и мейоза. Митоз, мейоз

17.

Индивидуальное развитие

Содействовать изучению индивидуального размножения. Онтогенез, прямое и непрямое развитие

18.

Обобщающий урок

Организовать систематизацию. Размножение митоз и мейоз


Тема: Основы генетики(8часов)


19.

Закономерности наследования признаков

Способствовать изучению закономерностей наследования признаков

Наследственность

20./

21

Решение задач

Помочь в формировании умений. Моно- и дигибридное наследование

22.

Генетика человека. Наследственные болезни и их предупреждение

Организовать изучение генетики человекаНаследственные болезни.

23

Закономерности изменчивости

Помочь в изучении закономерностей изменчивости. Изменчивость

24


Генетика – основа селекции. Методы селекции

Организовать изучение основ селекции. Селекция,

методы селекции

25-26

Решение генетических задач

Помочь в формировании навыков решения задач. Основные понятия и закономерности наследования


Тема: Эволюция(3часа)


27.

Механизмы эволюционного процесса. Движущие силы эволюции


Способствовать изучению закономерностей эволюции. Механизмы эволюции, движущие силы

28.

Основные направления эволюции

Помочь в изучении основных направлений эволюции. Основные направления эволюции


29.

Эволюция человека. Биологические и социальные факторы эволюции

Содействовать изучению эволюции человека. Антропогенез, биологическая и социальные факторы эволюции


Тема: Основы экологии(5часов)


30.

Экологические факторы среды

Способствовать изучению факторов среды. Абиотические, антропогенные и биотические факторы

31.

Биоценоз, экосистемы, свойства и смена экосистем

Организовать изучение экосистем. Биоценоз, экосистемы

32.

Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов

Помочь в сравнении естественных экосистем и агроценозов. Агроценозы

33.

Решение экологических задач

Помочь в формировании навыков решения задач. Законы экологии

34.

Структура и функции биосферы. Экологические проблемы

Содействовать изучению структуры и функций биосферы. Структура и компоненты биосферы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!