Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Андреевка
Чернянского района Белгородской области»
Рабочая программа
по элективному курсу
«Подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии»
для 10 класса
Учитель Мамашева Мария Геннадьевна
2020 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа направлена на решение следующих задач:
Формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения.
Формирование и расширение знаний об основах науки биологии на уровне ее современного состояния; овладение способами добывания и применения этих знаний
Раскрытие значения биологии в познании законов живой природы; роли общего биологического образования для повышения культуры учащихся и ориентирования культуры учащихся и ориентиров в будущей образовательной деятельности.
Формирование и развитие навыков и умений решения заданий и задач в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.
Изучение разделов курса направлено на достижение целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема), развития современных представлений о живой природе, роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, находить и анализировать информацию о живых объектах, умений решения биологических задач;
- развитие познавательных интересов, путей развития современных научных взглядов, идей, теорий;
- воспитание понимания роли биологии как науки
- использование знаний и умений в повседневной жизни.
1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по биологии.
2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ
3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.
Контролирующие материалы:
1.Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачет (итоговое тестирование)
2.Защита рефератов, защита профессии.
Учащиеся должны знать:
1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.
2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.
3.Естественную классификацию органического мира.
4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.
5.Закономерности наследственности и изменчивости.
6.Механизмы эволюционного процесса.
Учащиеся должны уметь:
1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.
4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.
6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Содержание курса.
I.Цитология - наука о клетке (13 часов)
- Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.
-Реализация генетической информации в клетке.
-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию.
-Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков.
-Структура и функции клетки.
-Естественная классификация органического мира.
-Прокариоты. Бактерии, археи.
-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.
-Решение биологических задач по цитологии.
-Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.
-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.
II.Размножение и развитие организмов (5 часов)
-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.
-Половое размножение.
-Индивидуальное развитие организмов.
-Митоз и мейоз в сравнении.
III.Основы генетики(8 часов)
-Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.
-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.
-Закономерности изменчивости.
-Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.
-Решение генетических задач повышенной сложности.
IV.Эволюция(3 часа)
Тематическое планирование с указанием количества часов на основе каждой темы
10 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во час. | Характеристика основной деятельности ученика |
| Цитология - наука о клетке. | 13 | |
1 | Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки. | 1 | Шлейден, Шванн, биологически важные х. элементы, неорганические вещества, органические вещества. |
2 | Органические вещества | 1 | Строение и свойства |
3 | Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке. | 1 | Функции белков: структурная, каталитическая, защитная, транспортная, регуляторная, энергетическая. |
4 | Решение биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трансляцию. | 1 | Решение заданий из сб. ЕГЭ, части С на составление полипептидной цепочки. |
5 | Структура и функции клетки. | 1 | Двухмембранные, одномембранные, немембранные органоиды клетки, взаимосвязь строения и функции. |
6 | Естественная классификация органического мира. | 1 | Клеточная и неклеточная формы жизни, вирусы, безъядерные, ядерные, основные царства организмов. |
7 | Прокариоты. Бактерии, археи. | 1 | Особенности структуры и функционирования доядерных организмов. Дробянки. |
8 | Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов. | 1 | Пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, целлюлоза, хитин, муреин. |
9 | Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты. | 1 | Фаги, бактериофаги, вирион, ДНК-содержащие, РНК-содержащие вирусы, ретровирусы. |
10 | Решение биологических задач по цитологии. | 1 | Решение заданий из сб. ЕГЭ, части В на сравнение клеток организмов различных царств. |
11 | Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене. | 1 | Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, катаболизм, взаимосвязь между двумя видами обмена. |
12 | Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена. | 1 | Подготовительный этап, бескислородный этап- гликолиз, кислородный этап, анаэробы, аэробы. |
13 | Фотосинтез, его значение для жизни на земле. | 1 | Хлорофилл, световая, темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, биоаккумуляторы. |
| Размножение и развитие организмов. | 5 | |
14 | Основные свойства живой материи. Размножение и развитие организмов. Бесполое размножение. | 1 | Хлорофилл, световая, темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, биоаккумуляторы. |
15 | Половое размножение. | 1 | Гаметогенез, мужские и женские гаметы, сперматогенез, овогенез, оплодотворение, зигота. |
16 | Индивидуальное развитие организмов. | 1 | Онтогенез, эмбриональное и постэмбриональное развитие, морула, бластула, гаструла, нейрула. |
17 | Митоз и мейоз в сравнении. | 1 | Диплоидные и гаплоидные наборы хромосом, биваленты, конъюгация, кроосинговер. |
18 | Обобщение знаний по теме « Размножение и развитие организмов». Решение биологических задач. | 1 | Работа с терминами, решение заданий из сб. ЕГЭ части А |
| Основы генетики | 8 | |
19 | Закономерности наследственности. Решение задач по генетике. | 1 | Законы Г.Менделя и Т.Моргана, алгоритм решения задач по генетике |
20 | Закономерности наследственности. Решение задач по генетике. | 1 | Законы Г.Менделя и Т.Моргана, алгоритм решения задач по генетике |
21 | Закономерности наследственности. Решение задач по генетике. | 1 | Законы Г.Менделя и Т.Моргана, алгоритм решения задач по генетике |
22 | Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение. | 1 | Методы изучения генетики человека, профилактика наследственных болезней человека. |
23 | Закономерности изменчивости. | 1 | Наследственная и ненаследственная изменчивость, модификации, мутации, классификация мутаций. |
24 | Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции. | 1 | Искусственный мутагенез, полиплоидия, генная и клеточная инженерия. |
25 | Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции. | 1 | Искусственный мутагенез, полиплоидия, генная и клеточная инженерия. |
26 | Решение генетических задач повышенной сложности. | 1 | Решение задач на сцепленное с полом наследование. |
| Эволюция | 3 | |
27 | Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ | 1 | Отбор случайных ненаследственных изменений. |
28 | Основные направления эволюции. | 1 | Ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. |
29 | Этапыэволюции человека. Роль социального фактора в эволюции человека. | 1 | Дриопитек, австралопитек, древнейшие люди, древние люди, люди современного типа. |
| Основы экологии | 5 | |
30 | Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы. | 1 | Абиотические, биотические факторы, основные типы экологических взаимодействий.Саморегуляция, самовоспроизводство, устойчивость, экологическиесуксессии. |
31 | Биоценоз, экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем. | 1 | Саморегуляция, самовоспроизводство, устойчивость, экологическиесуксессии. |
32 | Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов | 1 | Короткие пищевые цепи, видовое разнообразие, дополнительная энергия. |
33 | Решение экологических задач. | 1 | Составление пищевых цепей, экологические пирамиды, правило 10-ти. |
34 | Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы. Итоговое тестирование. | 1 | Косное, биокосное, биогенное, живое вещество, глобальные экологические проблемы. |
-Зачет. Защита рефератов. Итоговое тестирование.
Итого: 34 часа.
Календарно-тематическое планирование
№/№ | Тема занятий | Характеристика основной деятельности ученика |
| Тема: Цитология(13 часов) | |
1. | Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки | Содействовать изучению положений клеточной теории. Клеточная теория |
2. | Органические вещества клетки | Организовать изучение органических веществ. Органические вещества |
3. | Структура белка. Биосинтез белков. | Способствовать изучению биосинтеза белка. Состав ДНК, РНК, белков |
4. | Решение цитологических задач | Помочь в формировании практических навыков решения задач. Органические вещества |
5. | Структура и функции органоидов клетки | Помочь в изучении органоидов клетки. Органоиды клетки |
6. | Классификация органического мира | Способствовать изучению классификации организмов. Систематика |
7. | Прокариоты | Помочь в изучении прокариот. Прокариоты |
8. | Эукариоты. Сравнительная характеристика | Организовать изучение вирусов. Вирусы, паразиты |
9. | Вирусы – внутриклеточные паразиты | Организовать изучение вирусов. Вирусы, паразиты |
10. | Решение задач по цитологии | Помочь в формировании практических навыков. Цитологические основы |
11. | Метаболизм в клетке | Содействовать изучению процессов метаболизма. Метаболизм |
12. | Обеспечение клетки энергией | Способствовать изучению энергетического обмена. Энергетический обмен, катаболизм |
13. | Фотосинтез, его значение | Содействовать изучению фотосинтеза. Фотосинтез |
| Тема: Размножение и развитие организмов(5 часов) | |
14. | Основные свойства живой материи. Размножение и его формы. Бесполое размножение. | Систематизировать знания о способах размножения. Способы размножения, бесполое размножение |
15. | Половое размножение | Организовать изучение особенностей размножения. Половое размножение |
16. | Митоз и мейоз в сравнении | Помочь в сравнении митоза и мейоза. Митоз, мейоз |
17. | Индивидуальное развитие | Содействовать изучению индивидуального размножения. Онтогенез, прямое и непрямое развитие |
18. | Обобщающий урок | Организовать систематизацию. Размножение митоз и мейоз |
| Тема: Основы генетики(8часов) | |
19. | Закономерности наследования признаков | Способствовать изучению закономерностей наследования признаков Наследственность |
20./ 21 | Решение задач | Помочь в формировании умений. Моно- и дигибридное наследование |
22. | Генетика человека. Наследственные болезни и их предупреждение | Организовать изучение генетики человекаНаследственные болезни. |
23 | Закономерности изменчивости | Помочь в изучении закономерностей изменчивости. Изменчивость |
24 | Генетика – основа селекции. Методы селекции | Организовать изучение основ селекции. Селекция, методы селекции |
25-26 | Решение генетических задач | Помочь в формировании навыков решения задач. Основные понятия и закономерности наследования |
| Тема: Эволюция(3часа) | |
27. | Механизмы эволюционного процесса. Движущие силы эволюции | Способствовать изучению закономерностей эволюции. Механизмы эволюции, движущие силы |
28. | Основные направления эволюции | Помочь в изучении основных направлений эволюции. Основные направления эволюции |
29. | Эволюция человека. Биологические и социальные факторы эволюции | Содействовать изучению эволюции человека. Антропогенез, биологическая и социальные факторы эволюции |
| Тема: Основы экологии(5часов) | |
30. | Экологические факторы среды | Способствовать изучению факторов среды. Абиотические, антропогенные и биотические факторы |
31. | Биоценоз, экосистемы, свойства и смена экосистем | Организовать изучение экосистем. Биоценоз, экосистемы |
32. | Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов | Помочь в сравнении естественных экосистем и агроценозов. Агроценозы |
33. | Решение экологических задач | Помочь в формировании навыков решения задач. Законы экологии |
34. | Структура и функции биосферы. Экологические проблемы | Содействовать изучению структуры и функций биосферы. Структура и компоненты биосферы |