| МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №76» |
Утверждаю
Директор _________Т.В.Иванова
«____» ___________ 2020 г.
Приказ № ____
Принято
Педагогическим советом
«___» __________ 2020 г.
Протокол № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности по математике
«Эрудит»
10 - 11 классы
Составитель:
Петрова Нина Павловна, учитель математики высшей квалификационной категории
Рассмотрено и одобрено
МО учителей - предметников
Протокол № _____
«____» __________ 2020г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________________________
«___» __________ 2020 г.
Новокузнецк, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт ___________________________________________________
Пояснительная записка ______________________________________
Планируемые результаты ____________________________________
Содержание ________________________________________________
Учебно-тематический план___________________________________
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение____
Приложение 1. Календарно - тематический план.
Паспорт
Наименование программы | Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит» (10- 11 классы) |
Вид программы | Авторская |
Авторы программы | Петрова Нина Павловна – учитель математики |
Документы и материалы, используемые для разработки рабочей программы | - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в действующей редакции; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413. - рабочая программа по математике среднего общего образования10-11классы МНБОУ «Лицей №76»; - учебный план внеурочной деятельности МНБОУ «Лицей №76»; - локальный акт МНБОУ «Лицей №76» - Положение о внеурочной деятельности. |
Объем и нормативный срок освоения рабочей программы | Объем программы составляет 68 часов и реализуется в течение двух учебных годов. |
Назначение рабочей программы «Эрудит» | Программа внеурочной деятельности - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности, направленный на вариативность и адаптивность к интересам и способностям школьников, способствующий достижению на более высоком уровне метапредметных, личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов через формы, отличные от классно-урочной системы. Программа внеурочной деятельности - инструмент учителя, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного возрастного периода активные формы и методы организации внеурочного образовательного процесса с целью достижения разноуровневых результатов. Функции программы: нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объеме); целевая (определяет ценности и цели, для достижения которых она введена в предметную область «Математика и информатика»); познавательная (дополняет, углубляет в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов); воспитательная и социализирующая (формирование его социальной компетентности и личностных качеств); развивающая (определяет интеграцию УУД, подлежащие развитию и предметных знаний и умений, необходимых для решения практических задач в реальной жизни); процессуальная (определяет образовательные формы, методы, средства и условия обучения); оценочная (выявляет уровни результатов образовательной деятельности). |
Структура рабочей программы | Программа внеаудиторной деятельности по математике содержит: - титульный лист программы; - паспорт программы; - пояснительную записку (цели и задачи изучения курса, отличительные особенности программы, сроки реализации программы); - - планируемые результаты реализации программы, формы и методы занятий; - содержание курса, тематический план; - материально-техническое обеспечение образовательного процесса; - список литературы. |
Мониторинг выполнения рабочей программы | Полнота и качество выполнения программы «Решение задач» осуществляется в соответствии с содержанием и способами организации внеурочной деятельности. |
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы внеаудиторной деятельности по математике в образовательный процесс.
Анализ требований, предъявляемых ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения математики на ступени среднего общего образования определяет внеурочную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса ориентированную на углубление, расширение знаний математического образования. Нацеленную на формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков. Общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов, повышение мотивации к изучению математики.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети, в ходе прохождения программы, развиваются интеллектуально и углублено изучают предмет. В них формируются качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, логическое мышление, элементы информационной культуры, способность к работе с большими объемами информации, обрабатывать информацию, выделять главное.
Педагогическая целесообразность заключается в оптимальной интеграции урочной и внеурочной деятельности, значительном расширении предметных и межпредметных знаний, совершенствовании УУД и создании условий для развития интеллектуальных, творческих способностей и результативной подготовке к ЕГЭ.
В основу программы положены следующие содержательные линии: История математики. Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи. Уравнения и неравенства. Числа. Действия с действительными числами. Свойства степеней, корней и логарифмов. Тождественные преобразования алгебраических, логарифмических выражений. Планиметрия. Стереометрия
Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках.
Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе
вопросы теоретической и практической подготовки учащихся по курсу
математики. Целенаправленно готовит к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Курс реализуется за счѐт внеурочной деятельности, по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Планирование рассчитано на 68 часов, из расчёта 1 час в неделю.
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
изучения;
создание условий для творческого развития и самореализации обучающихся через решение нестандартных задач;
развитие познавательного интереса к предмету математика;
развитие самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
развитие поисковых, исследовательских навыков, творческих способностей;
Планируемые результаты.
Программа внеурочной деятельности по математике направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения:
Личностных:
1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
2) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;
4) сформированности коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметных: освоение способов деятельности
познавательные:
1) овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
2) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
3) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
1) умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
2) адекватное восприятие языка средств массовой информации;
3) владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
5) использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Регулятивные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
3) объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
4) умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
5) конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;
6) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
7) осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметных.
Базовый уровень:
1) развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
5) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированности умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
6) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
Углубленный уровень:
1) сформированности понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач;
2) сформированности умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
3) освоение математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
Содержание
I раздел. История математики.
Математика ХХ века: основные достижения. Осознание роли математики в развитии России и мира.
II раздел. Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи.
Логические задачи (по типу заданий открытого банка ЕГЭ базового уровня). Задачи занимательной арифметики, задачи на последовательности, переливания, взвешивания, движения, работу и другие. Софизмы, ребусы, шифры, головоломки. Задачи практического содержания (по типу заданий КИМ ЕГЭ профильного уровня).
III раздел. Уравнения и неравенства.
Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по математике базового уровня). Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства (по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня). Схема Горнера. Уравнения и неравенства со знаком модуля (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические). Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические - по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня).
IV раздел. Числа. Действия с действительными числами. Свойства степеней, корней и логарифмов. Тождественные преобразования алгебраических, логарифмических выражений.
Простые и составные числа. Делимость чисел. Свойства чисел. Операции над ними. Методы рационального счёта. Степень с действительным показателем. Корень n – ой степени. Логарифмы. Свойства логарифмов (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по математике базового уровня).
V раздел. Планиметрия. Стереометрия. Решение задач по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике (базовый и профильный уровни).
Плоские геометрические фигуры, их основные свойства. Прямые и плоскости в пространстве. Многогранники. Тела и поверхности вращения.
Учебно – тематический план
Раздел | Количество часов | Тема занятия. |
История математики ХХ века. | 4 ч. | Алгебра и теория чисел. Математическая логика. Методы математической статистики. Теория алгоритмов. Теория графов. Теория игр (повышенный уровень математической подготовки учащихся). |
Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи. | 16 ч. | Текстовые задачи на проценты. Логические задачи (взвешивание, переливание и т.д.). Текстовые задачи на прогрессии (базовый уровень математической подготовки учащихся). Текстовые задачи на движение (прямолинейное, круговое). Задачи на смеси и сплавы. Текстовые задачи на работу. Задачи практического содержания (повышенный уровень математической подготовки учащихся). Задачи практического содержания: технического профиля. Задачи с параметрами (высокий уровень математической подготовки учащихся). |
Уравнения. Неравенства. | 14 ч | Понятие равносильности уравнений. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения Рациональные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства со знаком модуля. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Тригонометрические уравнения (повышенный уровень математической подготовки учащихся). Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические) (высокий уровень математической подготовки учащихся). |
Числа. Действия с действительными числами. Свойства степеней, корней и логарифмов. Тождественные преобразования алгебраических, логарифмических выражений. | 16 ч. | Делимость чисел. Простые и составные числа. Приёмы быстрого счёта. Правила действий над действительными числами. Округление чисел (базовый уровень математической подготовки учащихся). Степень с действительным показателем. Корень n -ой степени из действительного числа. Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями. Логарифмы, свойства логарифмов. Преобразование логарифмических выражений (базовый и повышенный уровни математической подготовки учащихся). |
Планиметрия. Стереометрия. | 18 ч. | Технология решения геометрических задач по планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) (базовый уровень математической подготовки учащихся). Задачи на построение (типовые задания по планиметрии КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике базовый и профильный уровни). |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:
Готман Э.Г. Стереометрические задачи и методы их решения. Издательство МЦНМО, 2016
Гущин Д.Д. Встречи с финансовой математикой. Издательство Санкт-Петербург, 2016
Кожухов С.К. Уравнения и неравенства с параметром, - Орёл, 2013
Садовничий Ю.В. ЕГЭ 2017. Математика. Задание 19. Решение задач и уравнений в целых числах /Ю.В. Садовничий, - М.: Издательство «Экзамен», 2017, - 126
Ященко И.В. Я сдам ЕГЭ! Математика. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, профильный уровень/И.В. Ященко, С.В. Шестаков. – М.: Просвещение, 2017. – 384 с.
Технические средства обучения:
Интернет ресурсы:
Тестирование online: 5 – 11 классы:http://www.kokch.kts.ru/cdo
Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main