Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Огоронская средняя общеобразовательная школа Зейского района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Естественно-научная грамотность
8 класс
Составитель: Дамдинова С.Ц.-
учитель биологии, химии, географии
п.Огорон, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Естественно-научная грамотность» разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования.
Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 8 класс. Объем программы – 35 часов (1 час в неделю)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы: Ученик научится: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Ученик получит возможность научиться:
готовность и способность к саморазвитию, самоопределению; способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы. |
формировании у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности; формировании мотивации и осознании важности изучения истории и обществознания; стремлении продолжать изучение истории и обществознания и понимание того, какие возможности дает знание данных предметов в плане дальнейшего образования, будущей профессии. |
Метапредметные результаты
регулятивные УДД | познавательные УУД: | коммуникативные УУД: |
Ученик научится : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | Ученик научится : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Ученик научится : - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения обучающегося, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Выпускник научится :
освоению знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
пониманию личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
пониманию необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
пониманию необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
пониманию необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
освоению юумений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
пониманию роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
освоению умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
освоению умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
освоению умений оказывать первую помощь пострадавшим;
освоению умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
освоению умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
освоению умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Выпускник получит возможность :
воспитать у себя чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
развить у себя качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
сформировать у себя основы современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
- получения знаний через практическую деятельность ;
- формирования умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты;
-представлять и научно аргументировать полученные выводы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ раздела | Раздел | 8 класс |
1 | История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты | 12 |
2 | Экология растений, животных, грибов и бактерий | 11 |
3 | Взаимосвязи живых организмов в экосистемах | 1 |
4 | Психоэмоциональное восприятие природы | 2 |
5. | Основы экологической этики и психологии | 1 |
6. | Окружающая среда и здоровье человека | 2 |
7. | Влияние факторов среды на системы органов | 12 |
8. | Репродуктивное здоровье | 1 |
9 | Резерв | 2 |
| | 35 ч |
Календарно-тематическое планирование.
Естественно-научная грамотность
№ урока | Раздел, тема урока | Дата по плану | фактически |
История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты ( 2 ч) |
1 | Изменение разнообразия планеты в результате деятельности человека. Редкие и исчезающие виды растений и животных | | |
2 | Из истории развития взаимоотношений человека с природой | | |
Экология растений, животных, грибов и бактерий (11 ч) |
3 | Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений | | |
4 | Значение комнатных растений для человека | | |
5 | Разнообразие комнатных растений | | |
6 | Как помочь птицам зимой? | | |
7 | Деловая игра «Экологическая лаборатория» | | |
8 | О кошках | | |
9 | Мы в ответе за тех, кого приручили | | |
10 | Лекарственные растения и правила их сбора | | |
11 | Изучение ярусности леса | | |
12 | Разнообразие формы листовой пластинки деревьев и кустарников. Изучение листьев растений | | |
13 | Синантропные виды животных и растений | | |
Взаимосвязи живых организмов в экосистемах ( 1ч) |
14 | Экологическое равновесие. Основные экологические законы | | |
Психоэмоциональное восприятие природы ( 2 ч) |
15 | Образное восприятие природы. Животные и растения в мифах, легендах и сказках | | |
16 | Растения и животные на государственной символике | | |
Окружающая среда и здоровье человека (2ч) |
18 | Что изучает экология человека .Здоровье и образ жизни. Различия между людьми, прожинающими в разных природных условиях | | |
19 | Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды | | |
Влияние факторов среды на системы органов (12 ч) |
20 | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) | | |
21 | Воздействие двигательной активности на организм человека | | |
22 | Природные и антропогенные факторы. влияющие па состав крови | | |
23 | Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы Л.Р.№1 «Определение стрессоустойчивости по реакции пульса в условиях психоэмоционального напряжения» | | |
24 | Правильное дыхание Л.Р.№2 « Влияние холода на частоту дыхательных движений» | | |
25 | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний . Рациональное питание и культура здоровья. | | |
26 | Воздействие солнечных лучей на кожу. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание | | |
27 | Условия нормального функционирования зрительного анализатора | | |
28 | Стресс как негативный биосоциальный фактор Л.Р.№3 «Оценка температурного режима учебных помещений» | | |
29 | Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности Л.Р.№ 4 «Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности» | | |
30 | Биоритмы и причины их нарушений | | |
31 | Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции | | |
Основы экологической этики и психологии (1ч) |
32 | Я жизнь, которая хочет жить... Жить в гуще других жизней, которые хотят жить. | | |
Репродуктивное здоровье ( 1 ч) |
33 | Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов Гендерные роли. | | |
34-35 | Резерв | | |