СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Духовно-нравственная культура" для обучающихся по адаптированной образовательной программе с легкой умственной отсталостью

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива предназначена для учеников, обучающихся по АОП для детей с легкой умственной отсталостью (5-9 классы)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Духовно-нравственная культура" для обучающихся по адаптированной образовательной программе с легкой умственной отсталостью»

Министерство просвещения РФ

МОУ СОШ №1 Нейского муниципального округа Костромской области






Авторские образовательные программы



Рабочая программа факультатива

«Духовно-нравственная культура»

для обучающихся по адаптированной

образовательной программе

с легкой умственной отсталостью






Учитель истории и обществознания,

заместитель директора по УВР

Ширяева Н.В.












2022 год




Оглавление


1.

Введение

с.3

2.

Особенности детей с легкой умственной отсталостью

с.4

3.

Программа факультативного курса

с.5

4.

Приложения «Практические занятия»

с.10

5.

Заключение

с.26

6.

Список использованной литературы

с.28













































1. Введение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые из поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Духовно-нравственное развитие гражданина России - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Духовно-нравственное развитие и воспитание - это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, скромности);

- нравственной позиции (способности к различию добра и зла);

- нравственного поведения (проявление нравственных качеств в ситуациях преодоления жизненных испытаний).

В современном российском обществе наблюдаются явления духовно-нравственного кризиса молодежи, проявляющиеся в неспособности объяснить и понять многогранность и сложность происходящих в обществе процессов. Пренебрежительное отношение части молодежи к знаниям, науке, образованию подавляет интеллект и творчество, формирует пренебрежительное отношение к истории и культуре страны. Поэтому духовно-нравственное воспитание, будучи основанным на многовековых российских традициях, должно прививать школьнику тот нравственный иммунитет, который ему очень необходим для противостояния все более растущим эгоизму, распущенности, жадности, потребительству, сквернословию, безжалостности, жестокости, блужданиям в виртуальном мире.

Духовно-нравственная культура – это система ценностей человека, позволяющая ему не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других членов общества.

Духовно-нравственная культура включает в себя:

- знания о цивилизационных и национальных ценностях, ставших универсальными (ценности семьи, ценности общения и взаимодействия, ценности познания и т.д.)

- нравственно-ценные мотивы (осознание объективности общественных норм и правил, принятие необходимости жить по нравственным законам, рефлексия, самосовершенствование)

- нравственно-ценное поведение (реальное соблюдение норм и правил, самодисциплина, диалогичность, толерантность и др.)

2. Особенности детей с легкой умственной отсталостью

Стойкая легкая умственная отсталость у детей связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

При умственной отсталости страдают высшие психические функции, эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания обучающегося об окружающем мире являются неполными и искаженными, а жизненный опыт крайне беден.

Процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация у детей с легкой умственной отсталостью является неразвитым.

В целом мышление ребенка характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Учащимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающегося, проявляющихся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильного отношения к окружающему миру, его духовно-нравственным ценностям.

Чтобы научить выживать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальном и духовном отношении педагогам необходимо работать над формированием умения ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, вооружить ребенка навыками социальных ролей, которые ему придется выполнять в обществе.

3. Программа факультативного курса

Базисный учебный план для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью, отводит по 0,5 часа в 5-9 классах на изучение факультатива «Духовно-нравственная культура».

Цель факультатива - способствовать приобщению учащихся с ОВЗ к общечеловеческим ценностям и правилам поведения в социуме.

Задачи факультатива:

- выявить уровень эмоционально-ценностного восприятия обучающимся с легкой умственной отсталостью окружающего его социума;

- познакомить обучающего с общечеловеческими ценностями, историко-культурными достопримечательностями страны и родного края;

- дать характеристику духовно-нравственных ценностей православия - любовь к ближнему, красоту, смирение, ответственность, соборность, трудолюбие, жертвенность, преемственность, милосердие;

- научить уважать любого человека независимо от его национальности, внешности, языка, убеждений, обычаев и верований;

- практиковать способность осуществления рефлексии собственного социального опыта.

Планируемые результаты освоения факультативного курса

Результаты освоения факультативного курса «Духовно-нравственная культура»:

- знакомство с основными нормами светской и духовной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- готовность к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию.

Модель выпускника основной школы, обучающегося по АОП для детей с легкой умственной отсталостью:

- человек любознательный, стремящийся активно познавать окружающий мир;

- владеющий основными навыками и умениями учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Содержание факультативного курса

5 класс (17 часов)

Тема 1. Ребенок в семье

Моя родословная. Что такое детство? Отношение взрослых к детям. Воспитание детей. Взаимоотношения с родителями.

Тема 2. Ребенок в школе

История школьного обучения. Современная школа. Школьный этикет. Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке.

Тема 3. Друзья и ровесники

Что такое дружба? Качества дружбы. Общение с друзьями и ровесниками.

Правила поведения в школьном дворе.

6 класс (17 часов)

Тема 1. О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло». Правила нравственности. Добрые и не добрые дела. Дружба. Ты и твои друзья. Отношения со сверстниками.

Тема 2. Как стать трудолюбивым

Деятельность человека. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Труд-основа жизни. Учимся трудиться и уважать труд. Учение-деятельность школьника. Труд школьника в классе и дома.

Тема 3. Правила опрятности и аккуратности

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Тема 4. Правила поведения на улице и дома

Правила поведения в общественных местах. Как вести себя на улице и дома. Семья и семейные отношения. Учимся строить отношения с родителями. Учимся вести себя в ситуации конфликта.




7 класс (17 часов)

Тема 1. Личность подростка

Переходный возраст. Задачи и трудности подросткового возраста. Физические изменения у подростков. Самооценка подростка.

Тема 2. Подросток в социальной среде

Социальная среда. Юношеский пессимизм. Подросток в группе. Межличностные отношения. Подростковая культура. Образ жизни.

Тема 3. Юридические границы подросткового возраста

Подросток как гражданин. Подросток и его права. Опасный путь преступной жизни. Подросток в обществе риска.

8 класс (17 часов)

Тема 1. Ценности в жизни человека

Что такое ценности? Главные ценности человека. Моральный долг. Что такое подвиг? Нормы жизни как ценность.

Тема 2. Добродетели в жизни человека

Что такое добродетели? Смысл и счастье в жизни.

Тема 3. Мораль и нравственность

Что такое мораль? Главные понятия морали. Добро и зло в жизни людей. За что люди говорят спасибо? Осуждение кровной мести. Добро и зло в истории человечества. Добро и зло в первобытном обществе. Добро и зло в Средние века. Нравственность на Руси. Что такое благо и стоит ли его творить?

9 класс (17 часов)

Тема 1. Нравственные ценности российского народа

Житейское представление о патриотизме. Ратные подвиги русского народа. В труде - красота человека. Люди труда. Семья – хранитель духовных ценностей.

Тема 2. Религия и культура

Роль религии в жизни человека. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси.



Тема 3. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Сохранение памяти предков. Твой духовный мир.


Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Итого

5 класс

1.

Ребенок в семье

5

1

6

2.

Ребенок в школе

5

1

6

3.

Друзья и ровесники

4

1

5

Итого

17

6 класс

1.

О добром отношении к людям

4

1

5

2.

Как стать трудолюбивым

5

1

6

3.

Правила опрятности и аккуратности

2

1

3

4.

Правила поведения на улице и дома

2

1

3

Итого

17

7 класс

1.

Личность подростка

4

1

5

2.

Подросток в социальной среде

5

1

6

3.

Юридические границы подросткового возраста

5

1

6

Итого

17

8 класс

1.

Ценности в жизни человека

5

1

6

2.

Добродетели в жизни человека

3

1

4

3.

Мораль и нравственность

6

1

7

Итого

17

9 класс

1.

Нравственные ценности российского народа

6

1

7

2.

Религия и культура

4

1

5

3.

Как сохранить духовные ценности

4

1

5

Итого

17








4. Приложение «Практические занятия»

5 класс

Тема 1 «Ребенок в семье»

Практикум

  1. Как бы ты продолжил фразы: «Чтобы хорошо воспитать ребенка, надо…», «При воспитании нельзя…»

  2. Как ты понимаешь старую пословицу «Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит»?

  3. Как ты считаешь, что является важным для хороших отношений родителей и детей. Почему?

  4. Что недопустимо в отношениях родителей и детей?

  5. Задумайся, какие твои черты характера нравятся родителям и почему, а какие – нет.

  6. В сказке «Праздник непослушания» родители, устав от непослушных детей, ушли из города и оставили их одних. Сначала дети радовались, но очень скоро поняли, что не знают, что делать со свободой и как жить дальше. Родители вернулись в город. Ты согласен с таким окончанием? А как бы ты закончил эту книгу?

Тема 2 «Ребенок в школе»

Практикум

  1. Продолжи рассказ: «Однажды во сне я оказался (сь) в древней школе…»

  2. Нарисуй, как, на твой взгляд, должна выглядеть современная школа.

  3. Нравится ли тебе учиться? Почему?

Тема 3 «Друзья и ровесники»

Практикум

  1. Прослушивание песни «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». А как ты думаешь, с чего начинается дружба?

  2. Как ты понимаешь пословицы: «Друг познается в беде», «Старый друг лучше новых двух»? Какие еще пословицы о дружбе ты знаешь?

  3. Мальчишки, как правило, готовы вытерпеть несправедливость и даже жестокость, только бы не выдать родителям или учителям своих товарищей. Как ты к этому относишься? Есть ли у тебя такой друг (подруга)? Расскажи о нем.

  4. Как завести друзей в новой компании?

6 класс

Тема 1 «О добром отношении к людям»

Практикум

Прочти притчу. Объясни, почему она так называется? Чему она учит?

Напоминание

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

- Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

- Простите меня, мистер, — ответил мальчик. - У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат-инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.


Тема 2 «Как стать трудолюбивым»

Практикум

  1. Проведи мини-исследование, посетив сквер возле Дома культуры. Узнай, что изображено на памятнике, расположенном на правой стороне от входа в Дом культуры. Подготовь рассказ, используя надпись на постаменте памятника.

Памятник труду в г.Нея с бригадой женщин-лесорубов, возглавляемой Е.Г.Дюковой

в годы Великой Отечественной войны


Тема 3 «Правила опрятности и аккуратности»

Практикум


  1. Познакомься со стихами Григория Остера. Согласен ли ты с ними?

  2. Составь памятку своему другу «Будь опрятным, аккуратным - станешь ты для всех приятным!»

Если с грязными ногтями

Две недели походить,

То под каждым грязным ногтем

Заведется жуткий яд.

И когда во время драки

Поцарапаешь врага,

Молча он в мученьях страшных

На глазах твоих умрет.


Тема 4 «Правила поведения на улице и дома»

Практикум

Проанализируй «вредный совет» Григория Остера, исправь его тк, чтобы получился полезный совет.

7 класс

Тема 1 «Личность подростка»

Практикум

  1. Заполни анкету «Оцени себя», проставив знак + напротив того или иного утверждения в колонке с количеством присущих этому утверждению баллов (1-да,; 2-скорее,да; 3-скорее,нет; 4-нет; 5- не понимаю, что имеется ввиду)

Утверждения

1

2

3

4

5

Я могу принимать самостоятельные решения






Я очень замкнут






Я не очень целеустремленный






Я искренен






Я терпим






Я ответственен






Я не достаточно верю в себя






Я знаю свои способности






Я не доволен собой






Я не умею расслабляться






Я не сдерживаю обещаний






Я могу принимать критику






Мне наплевать на мнения друзей






Мне наплевать на мнения взрослых и их дела






Я обращаю внимание на поведение людей






Я знаю свое место в семье






Мои друзья не смогут принудить меня делать что-то






Я не очень доверяю людям






Я пытаюсь понять взрослых







  1. Выполни тест «Познай себя»


1) Бывает ли так, что человек тебе не понравился с первого взгляда?

а) часто б) иногда в) никогда

2) Если с тобой заговорит незнакомый человек, сделаете ли вид, что не замечаете его?

а) часто б) иногда в) никогда

3) Когда кто-то рассказывает тебе что-нибудь «по секрету», ты держишь «язык за зубами»?

а) часто б) иногда в) никогда

4) Обращаются ли к тебе за помощью или советом?

а) часто б) иногда в) никогда

5) Общаясь с людьми, ты отказываешься выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?

а) часто б) иногда в) никогда

6) Позволяешь ли ты говорить критичным тоном, с насмешкой или с нотами агрессии?

а) часто б) иногда в) никогда

7) Если у тебя что-то не получается, ты пытаешься переложить свою вину на кого-нибудь другого?

а) часто б) иногда в) никогда

8) Когда ты встречаешься с новым человеком (в семье, в компании), ты пытаешься первым завести знакомство?

а) часто б) иногда в) никогда

9) Если другу срочно понадобиться твоя помощь, ты сможешь бросить домашние дела и занятия, чтобы помочь ему?

а) часто б) иногда в) никогда


Ключ к тесту


Номер вопроса

Выбор А

Выбор Б

Выбор В

1

0

10

5

2

0

10

0

3

10

0

0

4

10

5

10

5

0

5

10

6

0

5

10

7

0

5

10

8

10

5

0

9

10

5

0

100-80 баллов. Очень высокий результат. Если ты ответил честно, то ты ценишь и уважаешь людей, а они, в свою очередь, считают тебя надежным человеком. Ты не свернешь со своего пути ради похвалы и награды, но твои поступки принесут тебе их.

75-45. Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширяют сферу своих интересов. Им хочется, чтоб их любили, но они ничего для этого не делают предпочитая отгородиться от мира.

40- 0. Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто боятся быть на виду. Но как только они выползают из своей «скорлупы», то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.

  1. Прочти «Советы для решения проблем подростковой депрессии». Выскажи свое мнение об отношении к этим советам.

  1. Надо научиться ценить и наслаждаться тем, что имеешь.

  2. Перестань неустанно думать о проблемах, отдаваясь простым радостям сегодняшнего дня. Счастье – оно реально. Оно там, где мы сейчас. Это природа, наши близкие и друзья.

  3. Съешь лимон перед зеркалом. Предполагается, что выражение лица вызовет буйный хохот.

  4. Почаще улыбайся. Считается, что мимические мышцы на лице начнут посылать сигналы мозгу о том, что тебе весело, и мозг будет настраиваться на веселье.

  5. Занимайся спортом. Трудно будет тосковать, если ты физически активен.

  6. Сон. Его, как и настроение, нужно беречь и охранять. Режим очень помогает, особенно если ложиться в 22.00 Враг сна – беспокойство.

  7. Оптимистические книги, фильмы, музыка.

  8. Домашние животные – особо эффективное ударное средство. Эти создания наделяют жизнь особым смыслом.

  9. Трудотерапия. Она занимает человека и решает его проблемы.

10) «Хочешь быть счастливым – будь им».

11) «Какой нарисуешь жизнь, такой она и будет!»


Тема 2 «Подросток в социальной среде»

Практикум

  1. Выполни тест «Твое чувство ответственности»

Прочти вопросы и выбери варианты ответов, которые соответствуют твоим представлениям и привычкам.

1) Что бы ты предпочел, если бы у тебя не было модной одежды для выхода на дискотеку:

а) одолжить у друзей

б) идти в том, что имеется

в) не ходить на дискотеку вообще

2) Если ты увидишь драку с участием твоих знакомых, то ты постараешься:

а) помочь своим знакомым

б) остановить драку

в) остаться незамеченным, пройти мимо

3)Какую бы форму провождения времени ты предпочел бы, находясь в поезде во время поездки в соседний город:

а) играть в компьютерные игры

б) чтение и кроссворды

в) разговаривать и смотреть в окно

4) Если бы ты задолжал деньги, а отдать нечего, что бы ты предпринял при требовании срочно вернуть долг

а) перезанял бы у друзей

б) попросил бы у родителей, объяснив причины

в) попросил бы у родителей, скрыв причины, или добыл бы деньги другим способом

5) Если бы тебе предложили крупную сумму денег только за то чтобы вечером постоять 2 часа в определенном месте, то ты бы:

а) согласился

б) отказался

в) попытался бы получить дополнительную информацию о цели действия

6) В подъезде дома ты находишь красивую, обмотанную скотчем коробку. Твои действия:

а) забираю ее себе

б) показываю родителям, звоню в полицию

в) не прикасаюсь к ней

7) Если ты видишь на ком-то или у кого-то очень красивую или интересную вещь, то ты

а) чувствуешь желание иметь такую же

б) чувствуешь удовольствие или интерес

в) стараешься показать свое равнодушие

8) Когда тебя обижают, к тебе пристают, ты:

а) чувствуешь желание уничтожить «обидчика»

б) ведешь себя решительно, но стараешься не обострять отношения

в) пытаешься задобрить «обидчика»

Если в твоих ответах преобладают варианты «А», это означает, что над тобой нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у тебя практически отсутствует. Ты можешь принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Ты очень любишь делать только то, что тебе нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.

Рекомендации.

Учись представлять последствия того, что ты собираешься сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же ты убедишься, что твое решение чревато неприятными последствиями и все равно его примешь - что ж, по крайней мере, ты никого не должен винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как ты: «Самообладание, как все качества развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности».

Если в твоих ответах преобладают варианты «Б», то за тебя близкие могут не беспокоиться. Ты сможешь трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для тебя, твоей души всей последующей жизни.

Рекомендации.

Постарайся не растерять то, что у тебя уже есть. Запомни высказывание восточного мудреца Саади: «Мужество - не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым».

Если в твоих ответах преобладают варианты «В», то чувство ответственности у тебя еще только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких твоих качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определенных ситуациях ты не удержишься от соблазна сделать что-то такое, что заставит тебя всю жизнь об этом сожалеть.

Рекомендации.

Встряхнись, одерни себя. Перестань попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего нужно избавиться от навязчивых идей вроде «лучше не высовываться», «все так делают» и т.д. Не пытайся скрыться от неприятностей, если ты их заслужил. Старайся не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский ученый А.Жювье: «Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу».

2. Вычеркни лишнее предложение:

Обещал - делай!

Дал слово - сдержи его.

Дал слово - можно забыть о нем.


Тема 3 «Юридические границы подросткового возраста»

Практикум


1. Прочти стихотворение воспитанника воспитательно-трудовой колонии Дмитрия С., осужденного на 5 лет. О чем жалеет и чего боится автор строк?



Все избито, искалечено,

И душа моя стонет в груди.

Рана сердца никем не замечена,

А ведь жизнь еще вся впереди

Надоело все, опостылело,

Я и сам своей жизни не рад.

Говорю себе - счастье было ли?

Оглянуться надо назад.

А что будет, что случится:

Радость встречи иль боль разлук?

В голове моей все кружится,

Дай ответ мне, мой милый друг.

  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

  2. Какова ответственность тех, кому еще не исполнилось 14 лет?

  3. Как недоразвитый духовный мир человека влияет на совершение правонарушений?


8 класс


Тема 1 «Ценности в жизни человека»

Практикум

  1. Ты будешь создавать «Ромашку счастья». Напиши на лепестках ромашки главные ценности, необходимые тебе для удовлетворенности жизнью. В сердцевине ромашки у тебя должна оказаться главная ценность. Расскажи, что у тебя получилось. Объясни, почему именно эта ценность оказалась в центре ромашки?

  2. Какие из выбранных тобой ценностей, на твой взгляд, не являются ценностями для других?

Тема 2 «Добродетели в жизни человека»

Практикум


  1. «Семь христианских добродетелей»

К семи христианским добродетелям относятся:

- долготерпение

- молитва

- целомудрие-стойкость в противостоянии соблазнам

- милосердие и милостыня

- воздержание – умение контролировать собственные желания

- смирение – трезвая оценка своего духовного состояния

- любовь.

Чем христианские добродетели отличаются от общечеловеческих добрых поступков?

  1. Прослушай притчу «Гвозди». Объясни ее смысл.

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

- Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр? Столб уже никогда не будет таким, как прежде. Так и в жизни - когда говоришь человеку что-нибудь злое, обидное, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.


Тема 3 «Мораль и нравственность»

Практикум

  1. Рассмотри схему. Расскажи, какие нравственные качества ты считаешь самыми важными. Дополни схему.



  1. Приведи примеры из литературы, истории, жизни, когда религиозная вера человека становилась основой его нравственных поступков.

  2. Оцени поступки, которые ты совершил за последнюю неделю. Какие из них соответствуют нравственным нормам? За какие поступки тебе стыдно? Расскажи, какие нравственные качества ты хотел бы в себе воспитать.



9 класс

Тема 1 «Нравственные ценности российского народа»

Практикум

  1. Что означают пословицы «Человек без Родины, что соловей без песни», «Жить - Родине служить», «У чужой еды и вкус другой», «На родной стороне даже дым сладок».

  2. Заполни недостающие пропуски в таблице

Наш земляк – Герой Советского Союза

Имя героя, в чем состоял его подвиг?

Увековечивание его имени

в памяти народа




Тема 2 «Религия и культура»

Практикум

  1. Рассмотри иллюстрации. Почему церкви и храмы имеют такую форму? На что похожи купола церквей? Влияет ли количество куполов на красоту храмовой постройки? Почему архитектуру называют застывшей музыкой?

    Церковь Покрова на Нерли. Владимирская область. 12 век

    Ипатьевский монастырь. Кострома. 14 век

    Успенский собор во Владимире.

    12 век

    Храм святителя Спиридона Тримифунтского.

    Город Нея Костромской области. 21 век.

  2. Какие правила должен соблюдать православный верующий, посещающий храм?

Тема 3 «Как сохранить духовные ценности»

Практикум

  1. Экскурсия в Нейский краеведческий музей


Обсуждение экскурсии:

-Какие экспозиции краеведческого музея вызвали у тебя наибольший интерес? Почему?

- Какие экспонаты тебе запомнились больше всего и почему?

- Есть ли в вашей семье семейные ценности, которые передают историю семьи?

6. Заключение

Таким образом, факультативный курс учитывает возрастные и психологические особенности детей с легкой умственной отсталостью. Учебный план по адаптированной образовательной программе для таких обучающихся включает изучение курса «Обществознание» только в 8 и 9 классах. Поэтому целесообразно начать формирование мировоззрения обучающегося с ОВЗ в 5 классе с характеристики тех малых групп, в которые он входит: семья, школа, компания друзей. Важно выяснить понимание учеником тех норм поведения, которые необходимы для совместного проживания и жизнедеятельности.

Постепенное взросление школьника расширяет круг его общения, у него появляются новые социальные роли. Поэтому в 6 классе очень важно помочь обучающемуся определиться в понятиях «добра» и «зла», показать значимость трудолюбия. Выполнение учеником роли покупателя, читателя библиотеки, члена кружка по интересам и т.д. непременно ведет к оценке его поведения окружающими, принятию внешнего вида школьника. Занятия, характеризующие правила опрятности и аккуратности, правила общения в общественных местах, помогут ребенку познакомиться с ними или расширить знания по этим вопросам.

В 7 классе дети с ОВЗ также вступают в очень противоречивый подростковый период. Главной задачей педагога является умение научить подростка оценивать себя и свои поступки, предостеречь его от противоправного поведения, показать возможные риски поведения. Характеристика прав и обязанностей несовершеннолетних 14-летних граждан должна способствовать формированию правомерного поведения подростка в социальной среде.

Постепенная социализация подрастающего гражданина требует целенаправленной работы педагога по популяризации главных жизненных ценностей: морали, нравственности, добродетели. Эту посвящаются занятия факультатива в 8 классе.

Приобщение к духовно-нравственным, православным, культурно-историческим ценностям российского народа, родного края необходимо обучающемуся, выходящему из стен школы. Как правило, такие обучающиеся продолжают свое образование в специальных учебных заведениях, ориентированных на краткосрочный курс получения профессии. Поэтому факультатив «Духовно-нравственная культура» играет немаловажную роль в социализации детей с легкой умственной отсталостью.

В общеобразовательных школах такие дети обучаются на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) по индивидуальному учебному плану. Отсутствие общения в классном коллективе во время учебных занятий должно компенсироваться общением со своими сверстниками во внеклассных мероприятиях. Факультативный курс «Духовно-нравственная культура» призван помочь адаптации ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии в коллективе того класса, куда он зачислен.












6. Список использованных источников и литературы:

1. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей/ Я.В.Соколов - М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1997

2. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. / А.В.Камкин – М.: Издательский дом «Истоки», 2006

3. Обществознание.7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой/ Н.С.Кочетов - Волгоград: Учитель, 2011

4. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Н.Боголюбов – М.: Просвещение, 2020

5.Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков – М.: Вентана-Граф, 2017



32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!