СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Юный биолог исследователь"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Юный биолог исследователь"»


МБОУ Павловская СШ














Рабочая программа

Факультативного курса

по биологии

«Юный биолог – исследователь»







Составил учитель:

Антипов Михаил Александрович









2021-2022 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2018 год, на основе программно-методического материала «Экология.» 2018год.

Рабочая программа предусматривает обучение экологии на кружковой работе в течение учебного года.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий. Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

На основе данной программы организован кружок используя учебное пособие «Экология растений и животных» ( авт.: В.Г. Бабенко и др)

Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения учащихся. В системе экологических понятий курса широко представлены понятия о чертах приспособленности организмов и проявлении свойств живых организмов, об образе жизни животных. При этом в характеристике приспособительных свойств у животных организмов помимо анатомо-морфологических и физиологических отражаются и поведенческие. В этом курсе в виде элементарных представлены понятия популяционно-экологического ряда: популяция, внутривидовые взаимоотношения организмов, плотность популяций, динамика численности. Все эти вопросы помогают глубже изучить взаимосвязи организма и среды, показать возможности рационального использования животных ресурсов в природе и подготовить учеников к восприятию общебиологических понятий об эволюции в органическом мире. В курсе о животных в связи с углублением знаний обогащается содержание понятия о биогеоценозе. Это происходит с помощью включения новых материалов, таких, как цепи питания, экологические ниши, регуляция численности видов, взаимосвязи между организмами, средообразующая деятельность животных и других, углубляющих и расширяющих понятие о биогеоценозе. Социально-экологические понятия помогают сформировать ответственное отношение школьников к живой природе и роли отдельной личности в сохранении природных богатств. Система экологических понятий «Экология растений и животных» представляет собой единство, отвечающее содержанию учебного курса и более или менее полно отражающее основы знаний зооэкологии и в общей системе экологических понятий учебного предмета "Экология" она представляется звеном в дальнейшем развитии экологических знаний.


Актуальность

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.

Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.

  6. Сформировать умение критически мыслить.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.


Планируемые результаты

Обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;

  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

  • смоделировать экологическую ситуацию;

  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;

  • взаимодействовать в группах;

  • находить необходимую информацию на различных носителях;

  • демонстрировать результаты своей работы;

  • соблюдать правила поведения в природе.


Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки, создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

  • обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом биологического образования через кружковую работу систему способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков.

Задачи развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

    • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

    • эстетических эмоций;

    • положительного отношения к учёбе;

    • умения ставить цели через учебный материал каждого использование наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости для каждого ученика.

Задачи воспитания:

      • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у обучающихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал .


Методы и формы кружковой работы определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, личностно -деятельностный подход).


проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Содержание программы


Раздел 1

1.Вводное занятие - 2 ч.

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Определители флоры и фауны - 4 ч.

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. Влес, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

3. Гербарий растительности - 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

4. Редкие и исчезающие виды флоры Смоленской области. - 14 ч.

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Смоленской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Смоленской области.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Смоленской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Смоленской области".

5. Особо охраняемые территории родного края. - 6 ч.

Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Смоленской области.

Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой заповедников Смоленской области".

6.Экологические факторы и среды жизни организмов. - 8 ч.

Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".

Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Раздел 2

Тема.1.АБИОТИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ


Основные абиотические факторы: свет, температура, влажность. Понятие толерантности, законы оптимума и минимума. Адаптация животных к экстремальным условиям.

Свет как один из важнейших абиотических факторов. Ультра­фиолетовое, видимое и инфракрасное излучение. Приспособление животных к изменению светового режима. Свет как условие ориен­тировки животных. Разнообразие светочувствительных органов. Сиг­нальное значение света. Биолюминесценция. Фотопериодизм у жи­вотных.

Температура. Влияние температуры на животных. Понятие тер­морегуляции. Химическая и физическая терморегуляция. Поведение животных и терморегуляция. Приспособления животных к экстре­мальным температурам.

Влажность. Роль воды в жизни животных. Приспособления жи­вотных к водному балансу наземно-воздушной среды. Экологические группы организмов по отношению к влажности на примере животных и растений Смоленской области. Приспособления к недостатку воды.

Другие экологические факторы и их роль в жизни животных. Ве­тер, гравитация, давление, концентрация солей и пр.

Биологические ритмы животных. Суточные, сезонные и много­летние биологические ритмы и определяющие их факторы. Приспо­собления животных к неблагоприятным сезонным условиям (на при­мере местной фауны). Сезонные миграции.

Практическая работа. «Изучение влияния факторов среды (света) на животных » «Характеристика экологических групп организмов по отношению к влажности» «Изучение типов биологических ритмов»


Тема.2.СРЕДЫ ЖИЗНИ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К НИМ ЖИВОТНЫХ

Принципы экологической классификации животных. Формообра­зующая роль факторов среды. Жизненные формы и адаптивные типы. Способы передвижения и добычи пиши у животных.

Водная среда обитания и ее физико-химические особенности (плотность, вязкость, рН, соленость, температура и пр.). Гидробио-нты, их приспособления к водной среде. Водно-солевой обмен у мор­ских и пресноводных животных. Обитатели дна и толщи воды. Сво­бодноплавающие и прикрепленные формы. Особенности газообмена в водной и воздушной среде. Солевой состав воды. Животные пре­сных и соленых водоемов.

Наземно-воздушная среда обитания, ее основные физико-хими­ческие свойства. Разнообразие приспособлений животных к наземно-воздушной среде. Способы передвижения (ползание, бег, полет) и добычи пищи.

Почва как среда обитания животных. Состав, структура и форми­рование почв, их классификация. Физико-химические особенности почвенной среды. Животные - обитатели почвы. Микро-, мезо- и ме-гафауна почв, ее приспособленность к условиям обитания. Влияние животных на состав и структуру почв.

Живые организмы как среда обитания. Симбиоз, квартирантсво, паразитизм. Приспособления паразитов к жизни внутри организма хозяина.

Практическая работа. Изучение адаптации животных к среде обитания.


Тема.3. ОСОБЕННОСТИ ЖИВОТНЫХ РАЗЛИЧНЫХ ЛАНДШАФТНОКЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН


Сравнительная биогеографическая характеристика различных природных зон.

Экологические особенности животных высокогорий, арктических льдов, тундры. Тундра как относительно неустойчивая экологическая система.

Экологические особенности животных тайги и лесов умеренной зоны. Сезонные изменения фауны. Морфофункциональные и пове­денческие особенности лесных животных.

Животные тропических лесов и их экологические особенности. Видовое разнообразие фауны тропических лесов.

Характеристика зон степей, саванн и пустынь. Характеристика животных этих зон. Приспособление к жизни в аридных условиях. Сезонные и суточные изменения фауны степей и пустынь.

Особенности животного мира ландшафтно-климатических зон Смоленской области.

Тема.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИВОТНЫХ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗМАМИ

Биотические факторы. Понятие о биоценозе и экосистеме.

Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими ком­понентами биоценозов. Взаимоотношения растительных и животных организмов. Отношения: хищник-жертва, паразит-хозяин, комменса­лизм, мутуализм, нейтрализм и др.

Трофические отношения в живой природе. Плотоядные и расти­тельноядные животные. Детритофаги. Роль животных в регуляции круговорота веществ и потока энергии в экосистемах и биосфере. Экологические пирамиды.

Конкуренция животных как экологический фактор их эволюции. Конкуренция внутривидовая и межвидовая. Конкурентное вытесне­ние. Биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйст­ва.

Симбиоз. Симбиотические взаимоотношения животных с расте­ниями, микроорганизмами и другими животными.


Тема 5.ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ, БИОЦЕНОЗОВ И ЭКОСИСТЕМ

Понятие о популяции. Основные экологические характеристики популяций. Внутрипопуляционные взаимоотношения. Динамика и саморегуляция численности популяций. Оценка состояния и искусст­венное регулирование численности популяций животных.

Биоценоз. Примеры различных биоценозов. Видовое разнообра­зие биоценозов и его роль в устойчивости экосистем. Оценка состоя­ния фауны биоценозов и мероприятия по ее сохранению.

Понятие экосистемы. Примеры зооценозов различных экосистем. Функции животных в экосистемах. Роль животных в пищевых цепях. Консументы I и П порядков, их роль в круговороте веществ и энергии в экосистемах. Животные-редуценты,

Фауна типичных экосистем Смоленской области. Фауна искусст­венных экосистем.

Практическая работа. Динамика численности животных

Тема 6 ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК. ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ЖИВОТНЫХ

Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на жи­вотных в Смоленской области; изменение видового состава фауны в результате распашки земель и мелиорации; нарушения водных экосистем изменение видового состава фауны в результате промышленных загрязнений.

Экологические особенности домашних животных.

Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Охрана животного мира. Охраняемые территории и животные Смоленской области. Акклиматизация животных. Примене­ние экологических знаний в рыболовстве, организации охотничьих хозяйств, заповедников.

Экскурсии. Водоем как экологическая система. Приспособления животных к среде обитания Взаимодействие животных в биоцено­зе. Сезонные наблюдения за жизнедеятельностью птиц и млекопи­тающих.



Учебно-тематическое планирование

кружковой работы

Название темы

Дата

План

Факт

1.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.



2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.



3

Понятие об определителе флоры и фауны.



4

Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.



5

Работа с определителем.



6

Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга.



7

Понятие о гербарии.



8

Классификация гербариев.



9

Методика и правила сбора растений.



10

Знакомство с гербариями.



11

Изготовление папки для гербария.



12

Изготовление гербариев.



13

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.



14

Красная книга. Виды растений Смоленской области, занесенных в Красную книгу.



15

Реликты и эндемики флоры Смоленской области.



16

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.



17

Изучение Красной книги Смоленской области. Составление карты ареалов редких видов растений.



18

Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Смоленской области".



19

Охрана растений родного края.



20

Это должен знать каждый!



21

Охраняемые территории, причины их организации и значение.



22

Классификация заповедников. Заповедники Смоленской области.



23

Работа с зоогеографическими картами заповедников.



24

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.



25

Работа с Красной книгой (флора и фауна заповедников Смоленской области).



26

Флора и фауна заповедников Смоленской области.



27

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.



28

Биологические ритмы.



29

Растения-индикаторы.



30

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.



31

Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".



32

Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.



33

Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.



34

Правила поведения в лесу,




35

Взаимосвязь экологии с другими биологическими науками




36

Краткий очерк истории экологии




37

Основные показатели численности организмов




38

Экологическое прогнозирование и мониторинг




39

Среда и условия существования организмов




40

Влияние на организм абиотических факторов




41

Экологические ряды и экологическая индивидуальность




42

Принципы экологической классификации




43

Экологические группы растений по отношению к свету




44

Экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму




45

Абиотические факторы водной среды.




46

Адаптивные особенности водных растений




47

Адаптивные особенности водных животных




48

Биофильтраторы и их экологическая роль




49

Влажность почвы. Экоклимат и микроклимат




50

Свойство почвы как экологического фактора




51

Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов




52

Роль микроорганизмов высших растений и животных в почвообразовательных процессах




53

Экологические группы почвенных организмов




54

Роль организмов в создании среды друг для друга .Живые организмы как среды жизни




55

Приспособленность организмов к неблагоприятным факторам




56

Возрастная структура популяций .Причины колебания популяций




57

Биотические связи растений и животных




58

Трофические связи растений и животных




59

Роль животных в опылении растений




60

Роль животных в распределении растений




61

Роль травоядных животных в степных луговых и тундровых биоценозов




62

Общие черты конкуренции хищничества и паразитизма как механизма регуляции численности




63

Экологическая ниша .Видовая структура




64

Различие водных и наземных биоценозов




65

Цепи и циклы питания




66

Основные проблемы экологии человека




67

Возрастающее влияние человека на биосферу




68

Проблемы современной экологии







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!