СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская рабочая программа факультативного курса «Юный исследователь» проектно-исследовательской деятельности для учащихся 8-9 классов.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса «Юный исследователь» для учащихся 8-9 классов.

Программа рассчитана на 17 часов. Количество часов в неделю – 1ч.

Цель: Развивать универсальные учебные действия обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа факультативного курса «Юный исследователь» проектно-исследовательской деятельности для учащихся 8-9 классов.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса «Юный исследователь»

для учащихся 8-9 классов.

Программа рассчитана на 17 часов. Количество часов в неделю – 1ч.


Автор: учитель физики первой категории Васильева Елена Дмитриевна,

МБОУ СОШ №2, г.Советский, ХМАО-Югра.

2017-18 уч.г.

Пояснительная записка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сказано: «... В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся; внеурочная деятельность…». Если под интересами подразумевать дальнейшую социализацию, то внеурочная деятельность по предмету «физика» помогут решению таких задач, как:

  1. Развитие информационной и коммуникационной компетентности обучающихся.

  2. Популяризация видов профессиональной деятельности, развитие интереса к ним.

  3. Формирование готовности к сотрудничеству и сотворчеству.

  4. Стимулирование самостоятельности и креативности в решении образовательных задач.

Реализация факультативного курса «Юный исследователь» осуществляется в рамках организации внеурочной проектной деятельности по предмету и является дополнением к основной образовательной программе.

Особенностью данной программы является возможность использовать её в любых классах средней школы и по любым предметам, меняя подпрограмму в зависимости от возраста учащихся и предмета.


Содержание

1.  Пояснительная записка.

2. Тематическое планирование 

3. Содержание программы

4. Литература.

5. Календарно - тематическое планирование. Подпрограмма.


I. Пояснительная записка.

Рабочая  программа факультативного курса «Юный исследователь» для 8-9-х классов построена в соответствии:  

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденный приказом МОиН РФ 17 декабря 2010 г. №1897);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011г. № 03-296;

  • Образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский, утвержденной приказом директора школы № 86/6 от 31.08.2017 г.

Рабочая программа факультативного курса по физике «Юный исследователь» является авторской. Составлена мною с учетом преемственности с образовательной программой по предмету "физика", учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программы основного общего образования школы.

Программа факультативного курса «Юный исследователь» может быть использована при проведении факультативных курсов в любых классах средней школы, при замене подпрограммы в зависимости от возраста учащихся и предмета.

Учебный процесс при изучении факультативного курса строится с учётом следующих методов обучения:

  • информационно-коммуникационные;

  • учебно-исследовательские;

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.  

Включение обучающихся в проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Цели и задачи этого вида деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. То есть, такая деятельность направлена не только на повышение компетентности подростков в  области физики, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Проектная деятельность способствует развитию творческой и мыслительной деятельности учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.

Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся 8-9 классов. Разновозрастное сотрудничество занимает особое место в развитии коммуникативных компетенций обучающихся. Ситуация разновозрастного сотрудничества школьников является мощным резервом повышения их учебной мотивации. Она создаёт условия для анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.

Работая над выполнением учебного проекта, учащиеся учатся проводить исследования; оформляя работу на компьютере, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде; получая большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её; учатся эффективно работать в команде.

Такой подход к организации самостоятельной деятельности школьников обеспечивает в ходе занятия ситуации эмоциональных переживаний, укрепляет уверенность в своих силах и способностях.

            Данный курс является актуальным, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся познакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладеют различными практическими умениями, создадут собственные проекты.     


Место факультативного курса «Юный исследователь» в базисном учебном плане.

Программа факультативного курса представляет собой курс из 17 учебных занятий, рассчитанный на 1 час в неделю в течение одного полугодия.

Цель:

  • Развивать универсальные учебные действия обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;

  • прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;

  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;

  • развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;

  • интегрировать знания из различных областей наук.

Формы организации занятий.

Лекции, экскурсии, физический практикум.

Программа предусматривает проведение работы учащихся в группах, парах, индивидуальную работу.

Личностные и метапредметные результаты проектной деятельности:

Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, целеустремлённость;  

  • в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной сфере – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления

Метапредметные:

в познавательной деятельности:

  • применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;

  • использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;

  • наблюдение и анализ результатов демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту.

в информационно- коммуникативной деятельности:

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;

  • владение основными видами публичных выступлений;

  • следование этическим нормам и правилам ведения диспута.

в рефлексивной деятельности:

  • объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

  • умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

  • учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Планируемые предметные результаты

В процессе выполнения проекта обучающиеся  научатся:

  • планировать и выполнять  исследование физических явлений, используя оборудование, модели, методы и приёмы, необходимые в исследуемой проблеме; 

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём  исследования,  формулировать вытекающие из исследования выводы; 

  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, эксперимент, анализ полученной информации, моделирование;

  • применять приобретённые знания по физике для решения практических задач;

  • излагать свою точку зрения ясно, логично и точно.

В процессе реализации проекта учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации проектов; планировать и проводить физический эксперимент с соблюдением правил безопасной работы с лабораторным оборудованием;

  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

  • планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы);

  • понимать физические основы и принципы работы машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  • работать с различными источниками  информации: пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах;

  • создавать и защищать электронные презентации;

Объектом исследования и моделирования являются природные явления, классические опыты, элементы физических теорий, выходящих за рамки учебника и школьной программы.

Творческим продуктом проектно-исследовательской деятельности обучающихся являются макеты, модели, опытные образцы, рефераты, презентации.


Формы контроля: защита выполненных проектов.

В оценке результата проектной работы обучающихся учитывается:

  • участие в исследовании: активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности; 

  • выполнение исследования: объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели; 


II. Тематическое планирование  (17ч.)


    №


Наименование разделов


Все-го ча-сов

В том числе


Характеристика основных видов деятельности обучающихся.


Теоретический

блок

Лабо-ратор-ные работы

Экс-кур

сии

Введение в проектно-исследовательскую деятельность

2

2



Участие в анкетировании, собеседовании, постановка целей, планирование дальнейшей деятельности.

Понятие о сущности проектно-исследовательской деятельности.

2


1

1


Прослушивание лекций, просмотр презентаций, выбор темы проекта, составление плана выполнения проекта.

Подпрограмма для учащихся 8-9 классов "Создание свечи своими руками".


8

1

7


Выполнение практических работ (в т.ч. с использованием ИКТ), посещение экскурсий, участие в групповой работе, отчёт о работе в группах, анализ, полученной информации.

Особенности планирования и оформления результатов проектно-исследовательской работы.

4

4



Оформления результатов проектно-исследовательской работы. Создание макета, модели, реферата, презентации.


Творческий отчёт. Защита презентации проекта.

1

1



Представление и защита презентации


Итого

17

9

8




III. Содержание программы

3.1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность.

Особенности проектной деятельности; виды проектов; требования к выполнению проекта. Понятие о природных задатках и способностях человека. Понятие о психологии творчества, о методах продуктивной интеллектуальной деятельности человека. Роль фантазии в научно-техническом прогрессе. Технические предвидения Ж.Верна, Г.Уэллса, А.Беляева, И.Ефремова и других писателей-фантастов.

Демонстрации:

- презентации об учёных-физиках (М.В.Ломоносов, И.Ньютон).

- мультимедийных ресурсов (научно-популярных фильмов, видеороликов, электронных конструкторов);

- физических явлений и опытов с помощью демонстрационного и лабораторного оборудования кабинета физики.

Практическая работа: тест «Творческое мышление» Е.Е. Туник 

3.2. Понятие о сущности проектно-исследовательской деятельности.

Проектирование, моделирование, конструирование. Методы исследования.

Работа с источниками информации (энциклопедии, словари, справочники естественно-научного профиля).

Демонстрации:

- мультимедийных ресурсов (научно-популярных фильмов, видеороликов, электронных конструкторов);

3.3. Подпрограмма для группы учащихся 8-9 классов "Создание свечи своими руками".

Подпрограмма рассчитана на 8 часов из низ 7 - практические работы.

Цель: организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в области плавления и отвердевания веществ.

4.1.  Особенности планирования и оформления результатов проектно-исследовательской работы.

Представление  результатов исследования в виде макетов, моделей, рефератов, докладов, презентаций. Оформление  результатов  своей работы в виде электронной презентации. Защита презентаций. Оценивание.  Ярмарка проектов. Публичная защита проекта.       


IV.  Литература для учителя.

  • Г.С. Альтшуллер. Творчество как точная наука.- 2 изд., дополн. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - с. 208.

  • Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. М.: «Просвещение», 2010 г.

  • К.Н.Поливанова Проектная деятельность школьников, Москва, «Просвещение», 2011.

  • П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2011.

  • Ю.Ю.Баранова, А.В.Кисляков, М.И.Солодкова и др. Моделируем внеурочную деятельность школьников. М.: «Просвещение», 2013 г.

Интернет-ресурсы:

Он-лайн курсы http://www.yar.ru/

 Дистанционная физическая школа http://users.parma.ru/

«Занимательная физика» http://www.afizika.ru/

«Физика вокруг нас» http://physics03.narod.ru/


Список технических средств, необходимых в кабинете физика.

1.Компьютер.

2.Мультимедиапроектор.

3.Средства телекоммуникации.


Список источников.

  • Романова О. Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ООО / О. Н. Романова // Молодой ученый. — 2012. — №8.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).

  • Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты нового поколения).

V. Календарно - тематическое планирование.


Дата

план

Дата

факт


Тема занятия

Кол-во

часов

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия


Введение в проектно-исследовательскую деятельность. 2 ч.

1.1



Знакомство с проектной деятельностью.  Виды проектов.

1

Иметь представление о проектной работе; требованиях к выполнению проекта .

Различать виды проектов.


Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения об­разовательных задач в зависимости от конкрет­ных условий

1.2



Понятие о природных задатках и способностях человека. Понятие о психологии творчества, о методах продуктивной интеллектуальной деятельности человека.

1

Иметь представление о природных задатках и способностях человека; о психологии творчества.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


Понятие о сущности проектно-исследовательской деятельности. 2 ч.

2.1



Проектирование, моделирование, конструирование проектно-исследовательской деятельности.

1

Понимать сущность проектно- исследовательской деятельности. Иметь представление о проектировании, моделировании, конструировании своей деятельности; о методах исследования.


Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения проектной работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

2.2



Работа с источниками информации. Знакомство с научными революциями и современной научной картиной мира.

1

Находить нужную информацию в энциклопедиях, словарях, справочниках, в сети Интернет. Иметь представление о научно-техническом прогрессе. Использовать компьютерные технологии в проектно-исследовательской работе.

Коммуникативные: воспринимать текст с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Регулятивные: самостоятельно находить и фор­мулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения



Подпрограмма "Создание свечи своими руками". 8 ч.

3.1



Историческая справка о свечеварении. Правила использования свечей.

1

Иметь представление об истории развития свечеварения, о процессе -свечеварения. Применять знания техники безопасности в повседневной жизни в обращении со свечами.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.

3.2



Изготовление простой свечи в лабораторных условиях.

1

Применять теоретические знания в ходе эксперимента. Соблюдать технику безопасности в ходе эксперимента.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.

3.3



Цветные и ароматические свечи. Изготовление цветных, ароматических свечей в лабораторных условиях.

2

Иметь представление о различных видах свечей, особенности изготовления ароматизированных и цветных свечей. Применять теоретические знания в ходе эксперимента. Соблюдать технику безопасности в ходе эксперимента.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.

3.4



Гелевые свечи. Изготовление гелевой свечи в лабораторных условиях.

1

Иметь представление о различных видах свечей. Применять теоретические знания в ходе эксперимента. Соблюдать технику безопасности в ходе эксперимента.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


3.5



"Вкусные" свечи. Изготовление свечи "Апельсин", "Лимон" в лабораторных условиях.

2

Иметь представление о различных видах свечей. Применять теоретические знания в ходе эксперимента. Соблюдать технику безопасности в ходе эксперимента.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.

3.6



Украшение свечи. Свечи: романтика и здоровье.


1

Иметь представление о способах украшения свечи; о влиянии горящей свечи на здоровье и настроение человека; об ароматерапии.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


Особенности планирования и оформления результатов проектно-исследовательской работы. 4 ч.

4.1



Особенности планирования и оформления результатов проектно-исследовательской работы.

1

Приводить примеры практического применения знаний, полученных в ходе эксперимента; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и представления информации. Оформлять результаты проектно-исследовательской работы.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.

4.2



Представление  результатов исследования в виде  докладов. Оформление  результатов  своей работы в виде  электронной презентации.

1

Применять полученные знания и умения для демонстрации  результатов  своей работы в виде  электронной презентации.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.

4.3



Заслушивание и обсуждение докладов учащихся. 

1

Применять полученные знания и умения для демонстрации готового продукта. Использовать новые информационные технологии для обработки и представления проектной работы.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.

4.4



Защита презентаций. Оценивание.

1

Демонстрировать результаты проектно-исследовательской работы в виде презентации. Использовать новые информационные технологии для представления проектно- исследовательской работы.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.



Творческий отчёт. Защита презентации проекта. 1ч.

5.1



Ярмарка проектов. Публичная защита проекта.                          

1

Приводить примеры практического применения полученных знаний; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и представления информации.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.






_____________ ___________________________

подпись расшифровка подписи


7 октября 2015 года.



 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!