СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса «Календарно-обрядовая поэзия» (7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Календарно-обрядовая поэзия» (7 класс)»








Рабочая программа факультативного курса

«Календарно-обрядовая поэзия» (7 класс)



Программу составила Кудря Аксана Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 13

-


Новосибирск 2017

Пояснительная записка

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

.

                                                 

  Цель и задачи программы

Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение календарно-обрядовой поэзии русского народа

Задачи:

образовательные: 

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте.

развивающие:

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства.

воспитательные: 

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание обучающихся, уважение к своему народу;


  1. Общая характеристика факультативного курса


Патриотизм – такое нравственное качество, которое выражается в любви и преданности своей Родине, осознание ее величия и славы, переживания своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство.

Именно фольклору отводится заметное место в выполнении задачи нравственного, эстетического и патриотического воспитания.

Изучение фольклорного наследия очень своевременно, т.к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления.

Система работы по изучению фольклорного наследия выстроена сообразуясь с логикой и последовательностью календарно-земледельческого цикла, к которому были приурочены обрядовые действия и сопровождающие их песни.

Поскольку начало занятий приходится на сентябрь месяц, то и знакомство с календарно-тематическими песнями начинается с осенних обрядов и традиций Древней Руси: это обычай заклинания жнив, праздник первого снопа, обрядовые действия, способствующие восстановлению плодородности земли и затраченных сил самих тружеников.

Зимний обряд русской традиции каледования привлекает обязательностью праздника. Знакомство с обрядовым действием святочных гаданий построено так, что дети сами как бы мысленно переносятся на несколько веков назад и являются его участниками.

Изучение весенних обрядов совпадает по времени с празднованием широкой Масленицы. Масленица – это праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой.

При изучении каждого календарно-земледельческого цикла идет знакомство с частушками. Дети не только знакомятся с частушками, но и попытаются сами их сочинить.

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:

  1. Индивидуальные.

  2. Работа в парах.

  3. Групповые.

Методы работы:

  1. Словесные: объяснение, беседа

  2. Наглядные: наблюдение, работа по образцу,

  3. Практические: практикум, семинар, обобщение и систематизация материала в форме таблиц, схем др. и

Формы проведения занятий

  • Беседа

  • Практические занятия, на которых дети разучивают песни

  • Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

  • Концерт- участие в концертной программе классных, общешкольных мероприятий.

  • Дидактические игры

  • Музыкальные игры

  • Экскурсии

  • Мастер-классы

  • Встречи


  1. Описание места факультатива



Программа факультатива «Календарно-обрядовая поэзия» разработана для детей 6-7 классов класса. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 35 ч, проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 мин. Набор осуществляется на добровольной основе, по желанию детей.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса внеурочной деятельности


Личностные

  • формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

  • осознание «Я» как гражданина России;

  • формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

  • развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Метапредметные результаты освоения курса :


  • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • структурирование знаний;

  • развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

  • рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

  • умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

  • умение строить доказательство;

  • структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

  • формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

  • развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;

  • развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

  • формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

  • приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

Предметные результаты:

- формирование представления о роли обрядов и традиций в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование устойчивого интереса к истории родного народа;

- формирование основ музыкальной культуры,в том числе на материале музыкальной культуры родного края;



  1. Содержание курса внеурочной деятельности

  1. Введение (1 ч)

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

  1. «Приметы и календарь» (2 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.

  1. «Осень, осень, в гости просим» (5 ч)

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь -  «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор:  осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.

Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»

Театрализация: праздник «Господин урожай»

  1. «Хрустальный звон зимы» (10 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь -  «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь -  «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик идерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»

Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Театрализация: «Святочные вечера».

5. «Февраль - вьюговей» (4ч)

Народный календарь:  продолжение знакомства с  зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).

Устный фольклор: колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».

 Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна  - всему году ключ» (6 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март -  «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички. 

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Театрализация: праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (5 ч)

Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.

Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».

8. Итоговое (2 ч)

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хороводов.


6 Календарно-тематическое планированине :


Тема

Количество часов

1

Введение

1

2-3

Приметы и календарь

2

4

Народный земледельческий календарь. Названия месяцев в обычном и народном календарях

1

5

Праздники и приметы сентября Встреча осени. Осенины Семенов день.


1

6

Обряд «Катание по жнивке», «Сбор и хранение первого снопа».

Осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

1

7

Приметы и загадки про капусту. Иллюстрация примет, загадок про капусту. Игра «Куча мала»

1

8

Покров-батюшка землю кроет то листиком, то снежком. Праздник Покрова. Народные приметы. Покровские ярмарки.

1

9

Октябрь-свадебник. Празднование свадеб на Руси. Свадебные обряды и поэзия, связанная с ними


1

10

Зимний месяцеслов. Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах.


1

11

Синичкины именины Зимние считалки, пословицы, скороговорки, загадки о зиме


1

12

Зимние игры и забавы Разучивание песен «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила». Игры со снегом

1

13

Январь – зимы государь. Праздник Рождества. Рождественская звезда. Рождественские колядки.


1

14

Мастер-класс «Изготовление рождественской звезды»


1

15

Приходила Коляда накануне Рождества

1

16

«Святочные вечера» Святочные гадания. Реконструкция святочных гаданий.


1

17

Театрализация: «Святочные вечера».


1

18

Власьевская неделя..

Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань

1

19

Музыкально-фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы масленицу встречали», «Лапти»

1

20-21

Широкая масленица


2

22

Практическое занятие . Выпечка блинов по старинным рецептам

1

23

Весенний месяцеслов. Веснянки.

1

24

«Сороки».» Протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны.

1

25

Благовещенье – третья встреча весны Слушание: колокольный звон-Благовест.


1

26

«Вербное воскресенье», пословицы, поговорки, загадки о весне,


1

27

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы

1

28

Пасха. Мастер-класс «Пасхальное яичко»


1

29

Май- «Зеленая неделя» Обряд «Завивание березки». Разучивание хороводных песен.

1

30-31

Народный календарь: приметы, загадки о мае. Разучивание хороводных песен.


2

32

Егорьев день: История праздника. Обычаи, приметы праздника

1

33

«Весенний Никола гонит всех на поле».


1

34-35

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хороводов

2






    1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:


Литература:


  1. Агапова И.А. праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.

  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

  3. Андрюхина Л.М. Культура учения: Теория и практика образования. Екатеринбург, 2000.

  4. Воспитание на социокультурном опыте. М, 1997.

  5. Выготский (Антология гуманной педагогики). М, 2002

  6. Истоковедение. Том 1, 2. Отв. ред. И.А.Кузымин, Л.П.Сильверстова. М, 2001.

  7. Каллистратова Э.А. Азбука родоведа. Екатеринбург, 2006

  8. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М, 1997.

  9. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006.

  10. Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997.

  11. Мосин А.Г. Уральские фамилии. Екатеринбург, 2000

  12. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность.

  13. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Ч. 1, 2. Екатеринбург, 2001.

  14. Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

  15. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб, 2001.

  16. Человек пришел на Урал. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 1998.

  17. Человек построил дом. Стал человек в доме жить. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 2005.

  18. Шадриков В Д. Происхождение человечности. М, 2001.

  19. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М, 1997.

Методическая литература:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.

  2. Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.

  3. Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.

  4. Котельникова Н. В. Истоки: 2 класс: Рабочая тетрадь (3-е издание).– М., 2000.

  5. Бандяк О. А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.

  6. Бандяк О. А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.

  7. Бандяк О. А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.

  8. Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.

  9. Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.

  10. Камкин А. В., Котельникова Н. В. Истоки: 3 класс: Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 3(16). – 2000. – Ноябрь.

  11. Котельникова Н. В. Истоки: 3 класс: Рабочая тетрадь. – М., 1999.

  12. Твардовская Н. Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.

  13. Твардовская Н. Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.

  14. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.

  15. Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.rusedu.ru/subcat_28.html

  2. http://karmanform.ucoz.ru/index/0-25

  3. http://catalog.iot.ru

  4. http://www.school.edu.ru

  5. http://www.edu.ru

  6. http://ims.ocpi.ru

  7. http://method.samara.rcde.ru

  8. http://nsc.1september.ru.

  9. http://www.openworld.ru

  10. http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.

  11. http://maro.newmail.ru

  12. http://www.ug.ru

  13. http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/1235-1.html

  14. Материальное обеспечение:

  1. Кабинет.

  2. Музыкальный центр.

  3. Экран.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Музыкальная колонка.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!