СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Путь к слову" для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Путь к слову" для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Путь к слову" для 7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №53

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

Протокол № ______

от «___» ___________ 2020г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

_________ Кузнецова И. М.

«___» _____________ 2020г.


УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ г. Иркутска

СОШ №53

_________ Ефремкина Л. Д.

Приказ № _______

от «___» ___________ 2020г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ПУТЬ К СЛОВУ» (7 класс)

срок реализации 1 год


Составитель программы

К.А. Леонов,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории
















Пояснительная записка

Актуальность программы

Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Актуальность определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.

Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые, с точки зрения развивающегося обучения, нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. При внедрении данной программы в обучение учащихся на факультативных занятиях учитель получит возможность углублению, творчески подойти к обучению русскому языку школьников, помочь познать им тайны русской речи и практически овладеть ею.

Цель программы

В настоящее время – в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, – особенно важно и нужно расширить рамки знаний учащимися не только программного материала. Учитель должен, а, скорее всего, обязан, знакомить учеников со всеми сторонами русской речи:

– фонетической (звуковой);

– лексической (словарем);

– грамматической.

Задачи:

– способствовать более прочному и сознательному усвоению

изученного на уроке материала;

– содействовать развитию речи детей;

– совершенствовать навыки лингвистического анализа;

– повышать уровень языкового развития школьников;

– воспитать культуру общения;

– воспитывать интерес к русскому языку.

В данной программе выдержаны три линии, три раздела:

1. Работа над лексикой (значением и происхождением слов).

2. Работа над орфоэпией (правильным произношением и ударением).

3. Обучение правильному употреблению слов.

Материал каждого раздела рассредоточен по всему занятию. Это позволяет учителю чередовать работу над всеми сторонами речи, что способствует достижению поставленных целей и задач.

Эффективность программы

Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:

− Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала;

− Тексты разнообразны по содержанию, безупречны в языковом отношении;

− Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время;

− Они способствуют воспитанию любви к русскому языку.

Решению этой задачи служат:

− многообразие видов и форм работ по языковому материалу;

− занимательные и обучающие игры;

− работа со словарями разных видов;

− обучение умению находить различными способами ответы на вопросы;

− анализировать слово, предложение, текст;

− обучение элементам исследования слова.


Участники факультативного курса

«Путь к слову» предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. Он рассчитан на 34 занятия.

Форма работы: словесная.

Практическая значимость

Данная работа нацелена на развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной русской речи, расширение кругозора детей, развитие образного мышления, творческого отношения к русскому языку.

На занятиях организуется активное обучение, формируются исследовательские навыки при сознательном восприятии учебного материала в интересной форме.

Учащиеся на занятиях получают знания и умения посредством активной заинтересованности и творческой деятельности.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений;

- умение систематизировать полученные знания;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

- умение работать со словарями и справочной литературой;

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- умение применять на практике теоретические знания;

- приобретение навыков культуры общения;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

7 КЛАСС (1ч/н, 34ч)

Тема занятия

Кол-во часов

Цели

Дата проведения

план

факт

1

Беседа. Сколько вы знаете слов? Язык мой – друг мой.


1

Показать богатство русского языка.

Прививать любовь к нему.



2

Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно!

1


Научить детей выбирать точное, наиболее подходящее слово для выражения своей мысли.



3, 4

Однозначные и многозначные слова. К истокам слова. Говорите правильно!

2

Уметь различать разные значения одного и того же слова. Сформировать у учащихся лексические понятия. Повышать культуру речи учащихся.



5, 6

К истокам слова. Словообразование. Шутки – каламбуры.

2


Уметь пользовать словарем. Уметь слушать свою речь.



7, 8

Почему так назвали?


2


Развивать умение работать со словами, над их значением, произношением, словоупотреблением.



9, 10

Значение слова. Антонимы.


2

Познакомить со значением общеупотребительных слов. Развивать орфографическую зоркость.



11, 12

Почему мы так называем?


2


Научиться выбирать точное, наиболее подходящее слово для выражения мысли. Закрепление в речи правильных норм ударения.



13, 14

Значение слова. Омонимы.


2


Уметь устранить однообразное употребление слов в речи. Продолжить работу над глагольными формами.



15, 16

К истокам слова. Значение словосочетания.

2


Дать прочные знания о языке. Включать слова и формы слов в активную речь учащихся.



17, 18

К истокам слова. Образные выражения.

2

Повысить познавательную деятельность учащихся. Воспитывать внимание к значению слова.



19, 20

Сила слова беспредельна.


2

Формировать навык правильного произношения слов. Пробуждать у детей интерес к русскому языку, к слову.



21

Почему их так называют?



1


Знакомить со значением слов. Уметь слушать свою и чужую речь.



22

Почему мы так говорим?


1


Развивать умение работать со словом. Работать над значением, произношением, словоупотреблением.



23, 24

Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке

2


Развивать речь учащихся, умение строить связное, логическое и аргументированное высказывание на заданную тему; способствовать проявлению интереса к словам и словарям.



25, 26

Фразеологизмы.


2


Расширять словарный запас слов учащихся.



27

Происхождение слов. Значение слов.

1


Уметь различать значение одного и того же слова в контексте.



28, 29

Самоцветы в слове


2

Привить любовь к поэтическому слову; отработать навыки этимологического, лексического, словообразовательного анализа; сформировать умение работать с разными видами словарей.



30

Происхождение и значение слова. Омоформы


1

Работать над этимологией общеупотребительных слов.



31

К истокам слова. «Узелки на память».

1

Уметь слушать свою и чужую речь. Воспитание культуры речи.



32, 33

«Проба пера». Сочинение на фантастическую тему.

2

Рассказ «Школа будущего» с иллюстрациями



34

Заключительное занятие. Знакомство с новинками словарей. Язык мой – друг мой.


1


Воспитывать любовь к русскому языку, красиво и грамотно строить свою речь.






















Список литературы


  1. Аверьянова А. П. Как образуются слова. М. 2004.

  2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М. 2004.

  3. Александрова Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск. 2001

  4. Анушкин Н. С. Крылатые слова. М. Детская литература. 1999.

  5. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2005.

  6. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М. 1998.

  7. Дьячкова О. Я. Игры школьников. М. 2003.

  8. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2006.

  9. Земская Е. А. Как делаются слова. М. 2006.

  10. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. С.-П. 2004.

  11. Корчиц М. А. Грамматические тайны слова. Волгоград. 2005.

  12. Лопатин В. В. Рождение слова. М. 2001.

  13. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М. 2003.

  14. Сперанская А. В. Как вас зовут? Где ты живешь? Минск. 1999.

  15. Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? Заметки писателя. М. 2003.

  16. Уразов И. Почему мы так говорим. М. 2005.

  17. Чуковский К. Живой как жизнь. М. 1999.

  18. Шанский Н. М. В мире слова. М. 2007.

  19. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. М. Учпедгиз. 2001.

  20. Язовицкий Е. В. Говорите правильно! М. 2008.

  21. Якубович Т. Д. Новые слова. М. 2007.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!