СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 7-12 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "финансовая грамотность"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новомалыклинский районный центр внешкольной работы

«Алые паруса»



Принято

на заседании

Педагогического совета

Протокол от «31» «05» 2022 г № 3

Утверждаю

Д иректор МБУ ДО Новомалыклинский РЦВР

«Алые паруса»

_________Л.Н.Бурмистрова

Приказ от «01» «06» 2022 г № 21







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»




Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации программы:

1 год

Уровень: базовый






Автор-составитель:

Ильина Елена Петровна

педагог дополнительного образования






с. Нижняя Якушка, 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» для обучающихся 7-12 лет составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.1-4 классы. Москва, Вита, 2018.

При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Финансовая грамотность» соблюдены требования СанПин 2.4.3648-20: «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:  

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03. 2022 № 678-р);

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  2. «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Дети в возрасте 7 – 12 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Программа направлена на удовлетворение познавательных интересов и получения практического опыта обучающихся в области экономической деятельности человека и разработана с учетом того, что современные школьники должны быть готовы к жизни в стране с рыночной экономической системой. Очевидно, что чем раньше у детей сформируется понимание экономических процессов, происходящих в стране и в мире, тем более грамотных потребителей и производителей получит общество в будущем. Данная Программа позволит обучающимся лучше понять экономические, социальные и производственные проблемы, выявить профессиональные интересы, осознать ценность образования и его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы.

Актуальность

Изучение экономики поможет обучающимся ответить на многие вопросы, имеющие отношение к жизни, к окружающим людям, к событиям, происходящим в стране и в мире. По мере знакомства с основными экономическими понятиями и принципами школьники постепенно начинают применять их в реальной жизни и понимать, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться. Содержание и способ организации учебных занятий рассчитаны на то, чтобы, знакомя обучающихся с основными экономическими понятиями, предоставлять им возможность пробрести опыт экономического анализа на практических занятиях и конкретных примерах. Экономика не дает готовых ответов, она учит размышлять и сопоставлять различные явления и проблемы, находить закономерности. Изучение экономики помогает школьникам разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночных отношениях в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Педагогическая целесообразность

Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания. Формирование нового экономического мышления у обучающихся имеет огромное значение для будущего России, ее процветания и участия в мировом хозяйстве. Полученные знания помогут ребятам преуспеть в жизни и внести вклад в экономику ХХI века.

Цель:

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

- содей­ствовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого явля­ются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;

- формировать знания, умения, навыки, необходимые уче­нику в жизни;

- научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Развивающие:

- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу;

- развивать культуру экономического мышления;

- способствовать развитию экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

- способствовать развитию навыков использования теоретических знаний в решении конкретных практических задач;

- способствовать развитию предпринимательских навыков;

- способствовать развитию потребительских навыков.

Воспитательные:

- формировать нравственные качества.

- способствовать воспитанию ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- способствовать воспитанию готовности использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Условия реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 7-12 лет.

Продолжительность образовательного процесса – 1 год. 1 модуль с сентября по декабрь, 2 модуль с января по май.

Количество часов - 4 учебных часов в неделю

Расписание занятий: Вторник, Четверг: 13:00-13.45 14.55- 14:40

Форма обучения: очная, программа может реализовываться с применением дистанционных технологий.

Дистанционное обучение

Дистанционные образовательные технологии обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются в программа через онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

При реализации программы через электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются следующие организационные формы образовательного процесса:

Консультация;

Мастер-класс;

Практическое занятие;

Конкурсы;

Выставки;

Фестиваль;

Виртуальные экскурсии;

Тестирование;

Текущий контроль;

Промежуточная аттестация;

Итоговая аттестация.

Общая характеристика программы

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как мож­но более полно представить себе место, роль, значение и необ­ходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.

Программа особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.

Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (15 человек)

Работа объединения по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности финансовой грамотности в программу введены беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Обучающиеся должны уметь:

- понимать и правильно использовать экономические термины;

- характеризовать виды и функции денег;

- рассчитывать доходы и расходы семьи;

- составлять простой семейный бюджет;

- выявлять элементарные проблемы в области семейных финансов и искать пути их решения;

-проводить элементарные финансовые расчёты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Финансовой грамотности»

Личностные результаты изучения программы «Финансовая грамотность»:

- осознание себя как члена семьи и общества;

- овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

- познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

- ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Обучающийся также получит возможность для формирования:

- понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

- эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса

«Финансовая грамотность»

Познавательные:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;

- использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

- построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;

- владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающийся также получит возможность научиться:

- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

- определение личных целей по изучению финансовой грамотности;

- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;

- оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

- корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

- корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;

- использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.

Обучающихся также получит возможность научиться:

- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебн- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

- умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.

Обучающийся также получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения программы «Финансовая грамотность»:

- правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);

- понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;

- понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;

- умение приводить примеры товарных денег;

- умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;

- понимание того, что деньги зарабатываются трудом;

- умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

- умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

- умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;

- умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;

- умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

- понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;

- знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;

- умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Обучающийся также получит возможность научиться:

- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.


Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие, форма организация занятий – индивидуально-групповая.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы: (защита проектов).

Исследовательские методы: (мини-исследования).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций.

-положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

-повышение коммуникативности;

-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению финансов;

-умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по финансовым вопросам; работать с научной и учебной литературой;

-сформировавшиеся финансовые знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Занятия программы разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Учебная экскурсия – это проведение занятия в финансовой организации (банке, пенсионном фонде, страховой компании и др.) для ознакомления с её работой. Для примера возьмём организацию занятия-экскурсии в банк.

Игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.


Контрольно-измерительные материалы:

  1. Формы контроля знаний:

- педагогическое наблюдение;

-педагогически анализ результатов тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.

- мониторинг: устный опрос, решение практических задач, решение кроссвордов и анаграмм, мини-исследования, графическая работа: построение схем и диаграмм связей.

  1. Основной инструментарий для оценивания результатов:

Творческие работы.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 модуль: «Что такое деньги и для чего они нужны» (17 ч)


п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1


1

Беседа

2

Что такое деньги

1

1

2

Постановка проектной задачи

3

Откуда взялись деньги

1

1

2

Решение проектной задачи

4

Рассмотрим деньги поближе

1

1

2

Мини-исследование

5

Защита денег от подделок

1

1

2

Решение проектной задачи

6

Какие деньги были раньше в России

1

1

2

Решение проектной задачи

7

Современные деньги России и других стран

1

1

2

Решение проектной задачи

8

Учимся обращаться с деньгами

1

1

2

Занятие-игра

9

Что мы узнали о деньгах?

1

1

2

Решение проектной задачи / Итоговое оценивание


ВСЕГО:

9

8

17



2 модуль: «Что такое семейный бюджет» (17 час)


п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля/аттестация

Теория

Практика

Всего

1

Откуда в семье берутся деньги

1

1

2

Постановка проектной задачи

2

На что тратятся деньги

1

1

2

Решение проектной задачи

3

Как с умом управлять своими деньгами

1

1

2

Решение проектной задачи

4

Как считать доходы и расходы семьи

1

1

2

Решение проектной задачи

5

Как делать сбережения

1

1

2

Решение проектной задачи, практическое занятие

6

Учимся делать сбережения

1

1

2

Занятие-игра

7

Учимся считать доходы и расходы семьи

1

2

3

Занятие-игра, практическое занятие

8

Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

1

1

1

Решение проектной задачи /

Итоговое оценивание


ВСЕГО:

8

9

17



Итого всего:

17

17

34




3 модуль: Как появились деньги и какими они бывают (17 час)


п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля/аттестация

Теория

Практика

Всего

1

Как появились деньги

1

1

2

Постановка проектной задачи

2

История российских денег

1

1

2

Решение проектной задачи

3

Какие бывают деньги

1

1

2

Решение проектной задачи

4

Банки, банкоматы и банковские карты

1

1

2

Занятие-экскурсия

5

Безналичные деньги и платежи

1

1

2

Решение проектной задачи

6

Как я умею пользоваться деньгами

1

2

3

Занятие-игра

7

Что такое валюта

1

1

2

Решение проектной задачи

8

Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги

1

1

2

Занятие промежуточного оценивания


ВСЕГО:

8

9

17



4 модуль: Из чего складываются доходы в семье (6 час)


п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля/аттестация

Теория

Практика

Всего

1

Откуда в семье берутся деньги

1

1

3

Решение проектной задачи

2

Подсчитаем все доходы семьи

2

2

3

Практическое занятие


Всего:

3

3

6



5 модуль: Почему семье иногда не хватает денег на жизнь

и как этого избежать (17 час)


п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля/аттестация

Теория

Практика

Всего

1

На что семья тратит деньги

1

1

2

Решение проектной задачи

2

Подсчитаем все расходы семьи

2

2

4

Практическое занятие


ВСЕГО:

3

3

6




6 модуль: Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал (9 час)


п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля/аттестация

Теория

Практика

Всего

1

Как планировать семейный бюджет

1

1

2

Решение проектной задачи


Правила составления семейного бюджета

1

1

2

Решение проектной задачи


Учимся составлять семейный бюджет

1

2

3

Занятие-игра


Итоговая проверочная работа

1

1

2

Занятие итогового оценивания


ВСЕГО:

4

5

9



ИТОГО ВСЕГО:

18

20

38



ЗА ГОД ВСЕГО ЧАС:

35

37

72




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Часть 1 (занятия 1–8)

Содержание занятий 1–8 раскрывает тему «Что такое деньги и для чего они нужны».

Базовые понятия: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.

Планируемые результаты обучения Личностные результаты:

- понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;

- осознавать ответственность за расходование денег.

Метапредметные результаты:

- использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;

- использовать логические действия сравнения различных видов денег;

- работать в малой группе (распределять обязанности, представлять результаты работы группы).

Предметные результаты

Базовый уровень Обучающийся научится:

- объяснять с помощью примеров значения предметных поня-тий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);

- называть признаки денег;

- описывать ситуации, в которых используются деньги;

- приводить примеры обмена;

- приводить примеры товарных денег;

- называть отличия между монетами и бумажными деньгами;

- объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;

- считать деньги;

- правильно считать сдачу;

- называть отличия между наличными и безналичными деньгами;

- решать задачи с элементарными денежными расчётами;

- составлять задачи с элементарными денежными расчётами.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

- характеризовать товарные деньги;

- объяснять, для чего нужны деньги.

Темы занятий

Занятие 1. Вводное занятие

Занятие 2-3. Что такое деньги.

Занятие 4-5. Откуда взялись деньги.

Занятие 6-7. Рассмотрим деньги поближе.

Занятие 8-9. Защита денег от подделок.

Занятие 10-11. Какие деньги были раньше в России.

Занятие 12-13. Современные деньги России и других стран.

Занятие 14-15. Учимся обращаться с деньгами.

Занятие 16-17. Что мы узнали о деньгах?

Модуль 2 (занятия 18-34)

Содержание занятий 18-34 раскрывает тему «Что такое семейный бюджет».

Базовые понятия: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.

Планируемые результаты обучения Личностные результаты:

- понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;

- понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);

- понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.

Метапредметные результаты:

- использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления;

- использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи;

- работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы).

Предметные результаты: Базовый уровень Обучающийся научится:

- объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);

- называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;

- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;

- называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;

- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

- приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;

- сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);

- объяснять, как появляются долги и чем они опасны;

- считать доходы и расходы семьи;

- называть способы сокращения расходов и экономии;

- называть способы увеличения доходов семьи;

- приводить примеры различных видов сбережений;

- объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;

- составлять бюджет семьи на простых условных примерах.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.

Темы занятий

Занятие 18-19. Откуда в семье берутся деньги.

Занятие 20-21. На что тратятся деньги.

Занятие 22-23. Как с умом управлять своими деньгами.

Занятие 24-25. Как считать доходы и расходы семьи.

Занятие 26-27. Как делать сбережения.

Занятие 28-29. Учимся делать сбережения.

Занятие 30-31-32. Учимся считать доходы и расходы семьи.

Занятие 33-34. Что мы узнали о доходах и расходах семьи?


МОДУЛЬ 3. КАК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ

Планируемые результаты изучения раздела

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.

Метапредметные результаты:

- компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;

- компетенция определения своих финансовых целей;

- компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой целью;

- компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Предметные результаты:

- умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;

- умение объяснять причины обмена;

- умение различать виды денег;

- умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;

- умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;

- умение считать наличные деньги (купюры и монеты);

- умение правильно считать сдачу;

- умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

- умение приводить примеры валют;

- умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить одну валюту в другую с помощью валютных курсов.

Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.

Тематическое содержание занятий

Занятие 35-36 Как появились деньги.

Занятие 37-38 История российских денег.

Занятие 39-40 Какими бывают деньги.

Занятие 41-42 Банки, банкоматы и банковские карты.

Занятие 43-44 Безналичные деньги и платежи.

Занятие 45-46-47 Как я умею пользоваться деньгами.

Занятие 48-49 Что такое валюта.

Занятие 50-51 Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.

МОДУЛЬ 4. ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ Планируемые результаты изучения раздела

Базовый уровень (учащийся научится) Личностные результаты:

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

- понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.

Метапредметные результаты:

- компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата;

- компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

- компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок.

Предметные результаты:

- умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;

умение объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;

- умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

- умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):

- умению сравнивать разные источники доходов семьи;

- умению объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;

- умению объяснять способы увеличения доходов семьи.

Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.

Тематическое содержание занятий

Занятие 52-53 Откуда в семье берутся деньги.

Занятие.54-55-56-57 Подсчитаем все доходы семьи.


МОДУЛЬ 5. ПОЧЕМУ СЕМЬЕ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ

НА ЖИЗНЬ И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ Планируемые результаты изучения раздела

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты – понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями.

Метапредметные результаты:

- компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

- компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);

- компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- компетенция формулирования вопросов по теме.

Предметные результаты:

- умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы;

- умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;

- умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):

- умению сравнивать разные направления расходов семьи;

- умению объяснять на примерах, от чего зависит величина расходов семьи;

- умению объяснять способы сокращения расходов семьи.

Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.

Тематическое содержание занятий

Занятие 58-59 На что семья тратит деньги.

Занятие 60-61-62-63 Подсчитаем все расходы семьи.


МОДУЛЬ 6. ДЕНЬГИ СЧЁТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ

СВОИМ КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ.

Планируемые результаты изучения раздела

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты – понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Метапредметные результаты:

- компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

- компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата;

- компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.

Предметные результаты:

- умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;

- умение составлять семейный бюджет на условных примерах;

- умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;

- умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.

Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.

Тематическое содержание занятий

Занятие 64-65 Как планировать семейный бюджет.

Занятие 66-67 Правила составления семейного бюджета.

Занятие 68- 69-70 Учимся составлять семейный бюджет.

Занятие 71-72 Итоговая проверочная работа.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Модуль 1-2 (34 час)

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Количество

Часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие (2 ч)

1



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Цели и задачи, план работы объединения


Кабинет

Беседа

1 модуль «Что такое деньги и для чего они нужны» (16 ч)


2.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Что такое деньги

Кабинет

Беседа

3.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Откуда взялись деньги

Кабинет

Постановка проектной задачи

4.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Рассмотрим деньги поближе

Кабинет

Решение проектной задачи

5.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Защита денег от подделок

Кабинет

Мини-исследование

6.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Какие деньги были раньше в России

Кабинет

Решение проектной задачи

7.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Современные деньги России и других стран

Кабинет

Решение проектной задачи

8.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Учимся обращаться с деньгами

Кабинет

Решение проектной задачи

9.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Что мы узнали о деньгах?

Кабинет

Занятие-игра

2 модуль «Что такое семейный бюджет» (16 часов)


10.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Откуда в семье берутся деньги

Кабинет

Постановка проектной задачи

11.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

На что тратятся деньги

Кабинет

Решение проектной задачи

12.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Как с умом управлять своими деньгами

Кабинет

Решение проектной задачи

13.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Как считать доходы и расходы семьи

Кабинет

Решение проектной задачи

14.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Как делать сбережения

Кабинет

Решение проектной задачи, практическое занятие

15.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Учимся делать сбережения

Кабинет

Занятие-игра

16.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Учимся считать доходы и расходы семьи

Кабинет

Занятие-игра, практическое занятие

17



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Что мы узнали о доходах и расходах семьи?


Решение проектной задачи /

Итоговое оценивание


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

3-4-5-6 модуль (38 час)

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Количество

Часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

3 модуль: Как появились деньги и какими они бывают (16 часов)

1.

январь


13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Как появились деньги

Кабинет

Постановка проектной задачи

2.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

История российских денег

Кабинет

Решение проектной задачи

3.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Какие бывают деньги

Кабинет

Решение проектной задачи

4.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Банки, банкоматы и банковские карты

Кабинет

Занятие-экскурсия

5.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Безналичные деньги и платежи

Кабинет

Решение проектной задачи

6.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Как я умею пользоваться деньгами

Кабинет

Занятие-игра

7.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Что такое валюта

Кабинет

Решение проектной задачи

8.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги

Кабинет

Занятие промежуточного оценивания

4 модуль: Из чего складываются доходы в семье (6 часов)

9.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Откуда в семье берутся деньги

Кабинет

Решение проектной задачи

10.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Подсчитаем все доходы семьи

Кабинет

Практическое занятие

11.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Подсчитаем все доходы семьи

Кабинет

Практическое занятие

5 модуль: Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (6 часов)

12.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

На что семья тратит деньги

Кабинет

Решение проектной задачи

13.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Подсчитаем все расходы семьи

Кабинет

Практическое занятие

14.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Подсчитаем все расходы семьи

Кабинет

Практическое занятие

6 модуль: Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

модуль: Деньги счёт любят, или, Как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал (10 часов)


15.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Как планировать семейный бюджет

Кабинет

Решение проектной задачи

16.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Правила составления семейного бюджета

Кабинет

Решение проектной задачи

17.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

4

Учимся составлять семейный бюджет

Кабинет

Занятие-игра

18.



13:00-13.45 13.55-14:40

Учебное занятие

2

Итоговая проверочная работа

Кабинет

Занятие итогового оценивания




Условие реазизации дополнительной программы


Занятия проводятся на базе МОУ Нижнеякушкинская ООШ.

Между организациями МБУ ДО Новомалыклинский РЦВР «Алые паруса» и МОУ Нижнеякушкинская ООШ заключен договор сетевого взаимодействия.

В результате изучения программы «Финансовая грамотность» обучающиеся на ступени образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

- получат возможность приобрести базовые знания экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- получат возможность правильно использовать экономические термины;

- получат возможность научиться использовать приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

- получат возможность приобрести знания и опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- получат возможность приобрести базовые умения делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

Личностные универсальные действия

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Формирование:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса в области финансов;

- адекватного понимания причин успешности/не успешности в не учебной деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на экономику как значимую сферу человеческой жизни;


Регулятивные универсальные действия

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные действия

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Выпускник получит возможность научиться:

- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные действия

- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Материально-техническое обеспечение

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

-информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеразвивающей программе;

- мультимедийные интерактивные презентации.

- электронные учебники;

- презентации;

- видеоролики;


Технические средства обучения

  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Настенная доска.


Формы и методы организации учебной деятельности

При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий.

Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.

Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.

Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Цель практикума заключается в выполнении практических задач тренировочного характера, в освоении умения применять знаний из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности.

Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.

Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками.

Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности.


Формы аттестации и их периодичность

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.

Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.

Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.

Итоговое оценивание предназначено для принятия решения вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения граммы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.

Оценочные материалы

Для оценки эффективности реализации программы разработаны:

- Критерии освоения образовательной программы учащимся (Приложение № 1);

- Уровень освоения программы детей определяется по критериям (Приложение № 2)

- Результативность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» (к критериям оценивания (базового, выше базового, ниже базового уровней)

Итоговый отчет результативности освоения программы проводится по разработанным критериям.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для обучающихся и родителей

  1. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Экономика для 2–4 классов. Пер. с англ. Т.   Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2010.

  2. Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  4. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.

  5. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

  6. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  7. 5.Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 2— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Для педагога

1. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольно – измерительные материалы. 2 – 4 классы общеобразовательных организаций. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014


Интернет-источники

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

5. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html

6. Сайт «Основы экономики»  http://basic.economicus.ru  

7. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением  http://ecschool.hse.ru 4.

8. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»  

http://zanimatika.narod.ru/

9. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

      Приложение № 1

Критерии освоения образовательной программы учащимся


Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.

Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с педагогом и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.

Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.


По результатам итогового оценивания может быть сделан один
из трёх выводов:

  1. результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);

  2. результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);

  3. результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.


Формы контроля

Оценка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

Решение практических задач

соблюдение всех критериев

незначительные отклонения в критериях

остальные случаи

Проект и его презентация

соблюдение всех критериев

незначительные отклонения в критериях

остальные случаи


По результатам итогового контроля выставляется средний балл

Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:


- усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;

- достижение результата или оценивание существующих альтернатив;

- обоснование выбора одной из альтернатив.


Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично»,

незначительные отклонения – оценке «хорошо»,

в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».


Критерии оценки выполнения проекта:


- актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;

- постановка цели проекта;

- формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;

- оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;

- полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;

- соответствие оформления проекта требованиям.


В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:


- убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;

- использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;

-умение отвечать на поставленные к проекту вопросы;

- соответствие полученного результата поставленной цели.


Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично»,

незначительные отклонения – оценке «хорошо»,

в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».



Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Оценка «3». Базовый уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 40% до 55% от максимально возможного количества баллов;

Оценка «4». Повышенный уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 56% до 70% от максимально возможного количества баллов;

Оценка «5». Высокий уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 71% до 100% от максимально возможного количества баллов.

Приложение № 2


Результативность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» (к критериям оценивания (базового, выше базового, ниже базового уровней)



Модуль 1.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.


Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

- называть основные источники доходов семьи;

- составлять задачи, требующие денежных расчётов;

-считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;



в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

- описывать свойства предмета, играющего роль денег;

- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;

- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

- объяснять, как формируется семейный бюджет;

- подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

- понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

Модуль 2.

Личностные характеристики и установки:

- осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

- понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.


Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

- соотносить вид страхования и его цель;

- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;


в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;

- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

- описывать виды страхования;

- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;

- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.


Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

- оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!