СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Физика. Факультатив "Решение качественных задач" 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Факультатив "Решение качественных задач" 11 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Физика. Факультатив "Решение качественных задач" 11 класс»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа практикума «Решение качественных задач по физике» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы общеобразовательных учреждений . 10 – 11 классы , Г.Я. Мякишева. Учебник 11 класса - автор Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., В.М. Чаругин) М.: «Просвещение» 2011, программа факультативного курса Бочковой М.П. «Решение задач по физике».

Данный практикум для 11 класса «Решение качественных задач по физике» рассчитан на 17 часа в год. Одной из целей физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Решение задач - один из методов обучения физике. С помощью решения задач: - сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях; - создаются и решаются проблемные ситуации; - формируются практические и интеллектуальные умения; - сообщаются знания из истории науки и техники; -формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность. Целью практикума является -  развитие интереса к физике, к решению физических задач; - совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; - формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач. Практикум предназначен для дальнейшего совершенствования усвоенных знаний и умений, формирования углубленных знаний и умений. Итогом изучения является: - решение задач по определенному плану; - владение основными приемами решения задач; - осознание деятельности по решению задач; - решение комбинированных задач с использованием различных физических законов. Учащиеся 11 класса обобщают и систематизируют теоретический материал, приемы решения задач с целью подготовки к итоговой аттестации и вступительным испытаниям.

Ведущими идеями программы являются:

  • Приобретение навыков решения задач разных типов, включающих в себя различные виды деятельности, с использованием новых технологий;

  • Изменение отношения к физической задаче и процедурам, связанным с ее решением;

  • Применение инновационных, активных методов решения задач с целью формирования глубоких, прочных знаний;

  • Приобретение опыта современных видов деятельности.

Программа данного курса согласована с требованиями компонента государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Программа соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 11 класса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно – ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения физики. К традиционно задаваемым целям обучения добавляются такие, достижения которых без компьютера затруднено или невозможно.

Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы со­ставления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при реше­нии задач особое внимание уделяется последовательнос­ти действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса фи­зики 11 класса. При повторении обобщаются, система­тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повто­рения при подготовке к единому государственному экза­мену. Особое внимание следует уделить задачам, связан­ным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При рабо­те с задачами следует обращать внимание на мировоз­зренческие и методологические обобщения: потребнос­ти общества и постановка задач, задачи из истории фи­зики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явле­ний при решении задач и др.

В результате школьники должны уметь классифицировать предло­женную задачу, составлять простейшие задачи, последо­вательно выполнять и проговаривать этапы решения за­дач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной фи­зике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физиче­скими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы дан­ной физической теории.

Содержание программных тем состоит из трех компонентов:

  1. Определены задачи по содержательному признаку;

  2. Выделены ха­рактерные задачи или задачи на отдельные приемы;

  3. Даны указания по организации определенной деятельности с задачами.


Задачи учитель подбирает ис­ходя из конкретных возможностей учащихся. Зада­чи подбираются из списка образовательных сайтов интернет, цифровых образовательных ресурсов технического, краеведческого содержания, занима­тельные и экспериментальные задачи.


На занятиях применяют­ся коллективные и индивидуальные формы работы:

  • Постановка задачи.

  • Решение и обсуждение решения задач.

  • Под­готовка к олимпиаде,

  • Подбор и составление задач на те­му и т. д.

  • Проведение исследования и эксперимента.



Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.

В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: реше­ние по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по реше­нию задачи, самоконтроль и самооценка, моделирова­ние физических явлений и т. д.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать: теоретические основы кинематики, динамики, основ вращательного движения, законов сохранения импульса и энергии, теоретические основы молекулярно-кинетической теории, основы термодинамики, свойства твёрдых, жидких, газообразных тел их взаимное превращение. Принцип работы тепловых двигателей, теоретические основы электромагнетизма, законы постоянного тока и закономерности протекания токов в различных средах, теоретические основы электромагнетизма, законы переменного тока, законы геометрической, волновой, квантовой оптики.

Уметь: применять знания законов, теорий в решении задач, выполнять задания практикума раздела «Механика», применять знания законов, теорий в решении задач, выполнять задания практикума раздела «Термодинамика и МКТ», применять знания законов, теорий в решении задач .выполнять задания практикума раздела «Электродинамика, применять знания законов, теорий в решении задач .выполнять задания практикума раздела «Электромагнетизм». «Колебания и волны». «Строение атома и атомного ядра».



Применять: приобретенные знания и умения для решения расчетных, качественных графических задач. Использовать, приобретенные знания и умения при подготовке к ЕГЭ.







3. Содержание учебного предмета, курса


1. Введение. Физическая задача. Классификация задач. 2ч

Методы и приемы решения физических задач. Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни. Математический аппарат физики. Возможности применения компьютера для решения задач. Числовой расчет. Использование вычислитель­ной техники для расчетов. Анализ решения и его значе­ние. Различные приемы и способы решения: алго­ритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод раз­мерностей, графические решения и т. д. Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни. Математический аппарат физики. Возможности применения компьютера для решения задач. Приемы решения задач на равноускоренное движение материальной точки.

2. Кинематика материальной точки. 0,5ч

Аналитический и графический способы решения задач по теме «Кинематика». Приемы решения задач на равномерное движение материальной точки. Приемы решения задач на равноускоренное движение материальной точки. Задачи на относительность движения. Движение материальной точки по окружности. Вращательное движение твердого тела. Подбор, составление и решение задач по теме «Кинематика».

3. Динамика и статика. 0,5ч

Решение задач на основные законы динамики: Ньюто­на, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопро­тивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием не­скольких сил. Приемы решения задач на равноускоренное движение материальной точки. Применение законов динамики к космическим полетам. Исследование характеристик равновесия физических систем. Подбор, составление и решение по теме «Динамика материальной точки». Подбор, составление и решение задач с техническим и кра­еведческим содержанием.

4. Законы сохранение в механике. Работа. Мощность. КПД. 1ч

Алгоритм решения задач по теме «Закон сохранения импульса». Решение задач на реактивное движение. Алгоритм решения задач по теме «Закон сохранения энергии». Особенности решения задач на использование закона изменения механической энергии. Особенности решения задач на использование закона изменения механической энергии. Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. КПД механизмов.

5. Молекулярная физика. 1 ч

Качественные задачи на основные положения и ос­новное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости моле­кул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критическо­го состояния. Задачи на использование законов термодинамики. Работа газа при расширении. Работа газа. Тепловые машины.

Применение уравнения теплового баланса при тепловом равновесии. Задачи на определение характеристик влаж­ности воздуха. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое рас­ширение, запас прочности, сила упругости. Закон Гука. Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержа­ния. Комбинированные задачи на первый закон термоди­намики. Задачи на тепловые двигатели.

6. Электромагнитное поле. 1ч

Методы, примеры и приемы решения задач по теме. Задачи на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. Задачи на исследование электростатического поля: силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Решение задач на описание поведения магнитного поля: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение экспериментальных задач на исследование электрических и магнитных полей. Постоянный электрический ток. Ток в различных средах. Приемы решения задач на расчет сложных электрических цепей. Применение законов Ома, Джоуля – Ленца, законов последовательного и параллельного соединений для расчетов электрических параметров цепи.

Решение экспериментальных задач на определение показаний электрических приборов. Расчет параметров цепи, содержащих ЭДС.

Задачи на описания электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. Конструкторские задачи на проекты: автоматических устройств, модели освещения, измерительных приборов.

7. Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитные колебания и волны. 7ч Решение задач на вычисление физических параметров колебаний. Графическое представление колебательного процесса. Исследование явления резонанса. Механические волны. Способы решения задач на вычисление характеристик волнового процесса. Исследование звуковых явлений. Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции. Решение задач на переменный электрический ток. Задачи на исследование свойств электромагнитных волн. Задачи по геометрической оптике. Построение изображения в линзах конструкция оптических приборов. Задачи по волновой оптике. Исследование законов фотоэффекта. Классификация задач на СТО и примеры их решения. Решение экспериментальных задач, направленных на изучение свойств электромагнитных волн.

8. Строение атома и атомного ядра. 4 ч

Закон фотоэффекта. Постулаты Бора. Расчет продукта ядерных реакций. Виды ядерного распада. Единицы измерения физических величин в ядерной физике. Вычисление дефекта масс. Решение задач на вычисление энергетического выхода ядерных реакций. Закон радиоактивного распада.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!