Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3.Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа реализуется в работе с обучающимися 1класса. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 33 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Место реализации Адаптированной рабочей программы
курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» ( в 1 классе)
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 1 классе
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Читательская грамотность |
1 | В. Бианки. Лис и мышонок. | | |
2 | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | | |
3 | В. Сутеев. Живые грибы. | | |
4 | Г.Цыферов.Петушок и солнышко | | |
5 | М. Пляцковский. Урок дружбы. | | |
6 | Грузинская сказка. Лев и заяц. | | |
7 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать | | |
8 | Е. Пермяк. Четыре брата. | | |
Математическая грамотность |
9 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | | |
10 | Про козу, козлят и капусту. | | |
11 | Про петушка и жерновцы. | | |
12 | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | | |
13 | Про наливные яблочки. | | |
14 | Про Машу и трех медведей. | | |
15 | Про старика, старуху, волка и лису. | | |
16 | Про медведя, лису и мишкин мед. | | |
Финансовая грамотность |
17 | За покупками | | |
18 | Находчивый колобок. | | |
19 | День рождения мухи-цокотухи. | | |
20 | Буратино и карманные деньги. | | |
21 | Кот Василий продает молоко. | | |
22 | Лесной банк. | | |
23 | Как мужик и медведь прибыль делили. | | |
24 | Как мужик золото менял. | | |
Естественнонаучная грамотность |
25 | Как Иванушка хотел попить водицы. | | |
26 | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | | |
27 | Про репку и другие корнеплоды. | | |
28 | Плывет, плывет кораблик. | | |
29 | Про Снегурочку и превращения воды. | | |
30 | Как делили апельсин. | | |
31 | Крошка енот и тот, кто сидит в пруду. | | |
32 | Иванова соль. | | |
33 | В. Сутеев. Яблоко. | | |
Поурочное планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. | Библиотечные уроки; |
| | 1 | Русская народная сказка. Мороз и | Деловые беседы; |
| | | заяц. | Участие в научно- |
| | 1 | В. Сутеев. Живые грибы. | исследовательских |
| | 1 | Г. Цыферов. Петушок и | дискуссиях; |
| | | солнышко. | Практические |
| | 1 | М. Пляцковский. Урок дружбы. | упражнения. |
| | 1 | Грузинская сказка. Лев и заяц. | |
| | 1 | Русская народная сказка. Как лиса | |
| | | училась летать. | |
| | 1 | Е. Пермяк. Четыре брата. | |
| Итого | 8 | | |
2. | Математическая грамотность | 1 | Про курочку рябу, золотые и | Библиотечные уроки; |
| | | простые яйца. | Деловые беседы; |
| | 1 | Про козу, козлят и капусту. | Участие в научно- |
| | 1 | Про петушка и жерновцы. | исследовательских |
| | 1 | Как петушок и курочки делили | дискуссиях; |
| | | бобовые зернышки. | Практические |
| | 1 | Про наливные яблочки. | упражнения |
| | 1 | Про Машу и трех медведей. | |
| | 1 | Про старика, старуху, волка и | |
| | | лисичку. | |
| | 1 | Про медведя, лису и мишкин мед. | |
| Итого | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 | За покупками. | Библиотечные уроки; |
| | 1 | Находчивый колобок. | Деловые беседы; |
1 | День рождения мухи-цокотухи. | Участие в научно- |
1 | Буратино и карманные деньги. | исследовательских |
1 | Кот Василий продает молоко. | дискуссиях; |
1 | Лесной банк. | Практические |
1 | Как мужик и медведь прибыль | упражнения |
| делили. | |
1 | Как мужик золото менял. | |
| Итого | 8 | | |
4. | Естественнонаучная | 1 | Как Иванушка хотел попить | Библиотечные уроки; |
| грамотность | | водицы. | Деловые беседы; |
| | 1 | Пятачок, Винни-пух и воздушный | Участие в научно- |
| | | шарик. | исследовательских |
| | 1 | Про репку и другие корнеплоды. | дискуссиях; |
| | 1 | Плывет, плывет кораблик. | Практические |
| | 1 | Про Снегурочку и превращения | упражнения |
| | | воды. | |
| | 1 | Как делили апельсин. | |
| | 1 | Крошка енот и Тот, кто сидит в | |
| | | пруду. | |
| | 1 | Иванова соль. | |
| | 1 | В. Сутеев. Яблоко. | |
| Итого | 9 | | |
| Итого | 33 | | |