СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Функциональная грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

      Адаптированная  рабочая программа коррекционного курса внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости   (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Функциональная грамотность"»

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3.Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:

- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;

- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;

-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;

- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,

«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа реализуется в работе с обучающимися 1класса. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 33 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Место реализации Адаптированной рабочей программы

курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» ( в 1 классе)

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 1 классе

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;

  • представление о семейных расходах и доходах;

  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета

  • представление о различных видах семейных доходов;

  • представление о различных видах семейных расходов;

  • представление о способах экономии семейного бюджета.

Содержание программы



Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Календарно-тематическое планирование




Тема

Дата

по плану

Дата

по

факту

Читательская грамотность

1

В. Бианки. Лис и мышонок.



2

Русская народная сказка. Мороз и заяц.



3

В. Сутеев. Живые грибы.



4

Г.Цыферов.Петушок и солнышко



5

М. Пляцковский. Урок дружбы.



6

Грузинская сказка. Лев и заяц.



7

Русская народная сказка. Как лиса училась летать



8

Е. Пермяк. Четыре брата.



Математическая грамотность

9

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.



10

Про козу, козлят и капусту.



11

Про петушка и жерновцы.



12

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.



13

Про наливные яблочки.



14

Про Машу и трех медведей.



15

Про старика, старуху, волка и лису.



16

Про медведя, лису и мишкин мед.



Финансовая грамотность

17

За покупками



18

Находчивый колобок.



19

День рождения мухи-цокотухи.



20

Буратино и карманные деньги.



21

Кот Василий продает молоко.



22

Лесной банк.



23

Как мужик и медведь прибыль делили.



24

Как мужик золото менял.



Естественнонаучная грамотность

25

Как Иванушка хотел попить водицы.



26

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.



27

Про репку и другие корнеплоды.



28

Плывет, плывет кораблик.



29

Про Снегурочку и превращения воды.



30

Как делили апельсин.



31

Крошка енот и тот, кто сидит в пруду.



32

Иванова соль.



33

В. Сутеев. Яблоко.






Поурочное планирование



№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

Библиотечные уроки;



1

Русская народная сказка. Мороз и

Деловые беседы;




заяц.

Участие в научно-



1

В. Сутеев. Живые грибы.

исследовательских



1

Г. Цыферов. Петушок и

дискуссиях;




солнышко.

Практические



1

М. Пляцковский. Урок дружбы.

упражнения.



1

Грузинская сказка. Лев и заяц.




1

Русская народная сказка. Как лиса





училась летать.




1

Е. Пермяк. Четыре брата.



Итого

8



2.

Математическая грамотность

1

Про курочку рябу, золотые и

Библиотечные уроки;




простые яйца.

Деловые беседы;



1

Про козу, козлят и капусту.

Участие в научно-



1

Про петушка и жерновцы.

исследовательских



1

Как петушок и курочки делили

дискуссиях;




бобовые зернышки.

Практические



1

Про наливные яблочки.

упражнения



1

Про Машу и трех медведей.




1

Про старика, старуху, волка и





лисичку.




1

Про медведя, лису и мишкин мед.



Итого

8



3.

Финансовая грамотность

1

За покупками.

Библиотечные уроки;







1

Находчивый колобок.

Деловые беседы;

1

День рождения мухи-цокотухи.

Участие в научно-

1

Буратино и карманные деньги.

исследовательских

1

Кот Василий продает молоко.

дискуссиях;

1

Лесной банк.

Практические

1

Как мужик и медведь прибыль

упражнения


делили.


1

Как мужик золото менял.



Итого

8



4.

Естественнонаучная

1

Как Иванушка хотел попить

Библиотечные уроки;


грамотность


водицы.

Деловые беседы;



1

Пятачок, Винни-пух и воздушный

Участие в научно-




шарик.

исследовательских



1

Про репку и другие корнеплоды.

дискуссиях;



1

Плывет, плывет кораблик.

Практические



1

Про Снегурочку и превращения

упражнения




воды.




1

Как делили апельсин.




1

Крошка енот и Тот, кто сидит в





пруду.




1

Иванова соль.




1

В. Сутеев. Яблоко.



Итого

9




Итого

33










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!