Рабочая программа по географии для 6 класса, разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08.06.2015 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30.08.13 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Закон РА от 27.12.2013 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея».
8. Письмо МО и Н РА от 27.02.2012 года № 859 «О новой редакции учебных (образовательных) планов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования, при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».
9. Письмо МО и Н РА от 04.07.2011 г. № 3378 «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу начального общего образования по формированию учебных (образовательных) планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».
А, также, на основании:
- Учебного плана МБОУ «СШ №1 им. Героя России Мезоха В.Ч.» а.Тахтамукай на 2019-2020 учебный год;
- ООП НОО МБОУ «СШ №1 им. Героя России Мезоха В.Ч» а.Тахтамукай
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
• Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогац-ких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. - М.: ООО
«Русское слово – учебник», 2015. – 224с.: ил. – (ФГОС, Инновационная школа).
На изучение географии в 6 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю)
I. Планируемые результаты обучения
1.Личностные результаты
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
2. Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлятьпричины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основанияи критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами
понимать позицию другого.
различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, теории.
корректировать свое мнение
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативнойзадачей.
3. Предметные результаты
Учащиеся научаться:
определять особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;
определять географические следствия движений Земли.
определять географические координаты;
определять существенные признаки плана, карты и глобуса;
классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
определять расстояния по карте;
определять азимут по карте местности;
определять абсолютную и относительную высоту;
читать условные знаки;
определять масштаб карты.
выделять существенные признаки понятий;
определять по заданным признакам горные породы и минералы;
определять отличие видов земной коры;
определять виды форм рельефа;
определять районы землетрясений и вулканизма.
определять основные показатели погоды.
определять вид рек, озер, природных льдов;
выявлять особенности размещения и образования объектов гидросферы.
выявлять существенные признаки понятий;
выявлять сущность экологических проблем;
выявлять причины разнообразия растений и животных;
выявлять характер взаимного влияния живого и неживого мира.
определять условия образования почв;
определять характер размещения природных зон Земли.
Учащиеся получат возможность научиться объяснять :
влияние космоса на жизнь на Земле;
географические следствия движения Земли;
особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.
свойства географической карты и плана местности;
специфику способов картографического изображения;
отличия видов условных знаков;
отличия видов масштабов;
значение планов и карт в практической деятельности человека.
особенности внутреннего строения Земли;
причины и следствия движения земной коры;
действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.
закономерности географической оболочки на примере атмосферы;
вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов причины возникновения природных явлений в атмосфере;
зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
особенности адаптации человека к климатическим условиям.
закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
выделение существенных признаков частей Мирового океана;
особенности состава и строения гидросферы;
условия залегания и использования подземных вод;
условия образования рек, озер, природных льдов;
характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга
закономерности географической оболочки на примере биосферы;
особенности приспособления организмов к среде обитания;
роль царств природы;
необходимость охраны органического мира.
закономерности образования почвы;
особенности строения и состава географической оболочки;
взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
законы развития географической оболочки;
сущность влияния человека на географическую оболочку.
II. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Тема: Земля как планета (6 часов) +1 час (на обобщение и контроль знаний).
Содержание темы:
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла
на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель.
Персоналии: Клайд Томбо.
Раздел 2. Тема: Географическая карта (10 часа) +1 час (на обобщение и контроль знаний).
Содержание темы:
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Градусная сеть, система географических координат. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека. РН и ЭКОСО Составление плана своей местности. ОБЖ: Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам. Определение местного времени и сторон света с помощью гномона. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью.
Учебные понятия: географическая карта, географическая широта, географическая долгота, географические координаты, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали,
условные знаки.
Практические работы:. 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат
Раздел 3. Тема: Литосфера (12 часов) +1 час (на обобщение и контроль знаний). Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. РН и ЭКОСО. Полезные ископаемые Адыгеи. РН и ЭКОСО. Приемы ориентирования на местности. Уроки выживания в горах и в степи.
Учебные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные иско-паемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы: 3. Определение по карте географического положения гор, равнин, низменностей.
Раздел 4. Тема: Атмосфера (12 часов) +1 час (на обобщение и контроль знаний). Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
РН и ЭКОСО. Общая характеристика сезонов года и фенологические наблюдения в Республике Адыгеи.
Учебные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы: 4. Установление особенностей суточного и годового хода t воздуха на основе построения графика. 5. Построение «розы ветров».
Раздел 5. Тема: Гидросфера (8 часа) +1 час (на обобщение и контроль знаний). Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Опасные природные явления на территории Адыгеи. ОБЖ: Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций. Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией. Если ты отстал от группы. Если ты заблудился в лесу.
Учебные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
• Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
• Необходимость рационального использования воды.
• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Практические работы: 6. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Раздел 6. Тема: Биосфера (5 часа).
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
РН и ЭКОСО. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Красная Книга Адыгеи.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Раздел 7. Тема: Почва и географическая оболочка (8 часа).
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон гео-
графической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. ОБЖ: Основные приёмы оживления – реанимации. Тепловые и солнечные удары, обморожения. Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа.
Учебные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Тематический план
| Сроки освоения | По темам | Практические работы |
Раздел 1. Тема: Земля как планета. | 1 четверть | 7 | |
Раздел 2. Тема: Географическая карта. | 1-2 четверть | 11 | № 1, № 2 |
Раздел 3. Тема: Литосфера. | 2 четверть | 13 | № 3 |
Раздел 4. Тема: Атмосфера. | 2-3четверть | 13 | № 4, № 5 |
Раздел 5. Тема: Гидросфера. | 3 четверть | 9 | № 6 |
Раздел 6. Тема: Биосфера. | 3-4 четверть | 5 | |
Раздел 7. Тема: Почва и географическая оболочка. | 4 четверть | 8 | |
Заключение. | 4 четверть | 2 | |
| | 68 | 6 |