СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "География: Физическая география" для 6 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "География: Физическая география" для 6 класса»

Рабочая программа по географии для 6 класса, разработана на основе нормативных документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08.06.2015 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30.08.13 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

7. Закон РА от 27.12.2013 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея».

8. Письмо МО и Н РА от 27.02.2012 года № 859 «О новой редакции учебных (образовательных) планов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования, при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».

9. Письмо МО и Н РА от 04.07.2011 г. № 3378 «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу начального общего образования по формированию учебных (образовательных) планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».

А, также, на основании:

- Учебного плана МБОУ «СШ №1 им. Героя России Мезоха В.Ч.» а.Тахтамукай на 2019-2020 учебный год;

- ООП НОО МБОУ «СШ №1 им. Героя России Мезоха В.Ч» а.Тахтамукай

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

• Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса

общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогац-ких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. - М.: ООО

«Русское слово – учебник», 2015. – 224с.: ил. – (ФГОС, Инновационная школа).

На изучение географии в 6 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю)


I. Планируемые результаты обучения

1.Личностные результаты

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

2. Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства

реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлятьпричины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основанияи критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами

понимать позицию другого.

различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, теории.

корректировать свое мнение

создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения.

использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативнойзадачей.

3. Предметные результаты

Учащиеся научаться:

определять особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

определять географические следствия движений Земли.

определять географические координаты;

определять существенные признаки плана, карты и глобуса;

классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

определять расстояния по карте;

определять азимут по карте местности;

определять абсолютную и относительную высоту;

читать условные знаки;

определять масштаб карты.

выделять существенные признаки понятий;

определять по заданным признакам горные породы и минералы;

определять отличие видов земной коры;

определять виды форм рельефа;

определять районы землетрясений и вулканизма.

определять основные показатели погоды.

определять вид рек, озер, природных льдов;

выявлять особенности размещения и образования объектов гидросферы.

выявлять существенные признаки понятий;

выявлять сущность экологических проблем;

выявлять причины разнообразия растений и животных;

выявлять характер взаимного влияния живого и неживого мира.

определять условия образования почв;

определять характер размещения природных зон Земли.

Учащиеся получат возможность научиться объяснять :

влияние космоса на жизнь на Земле;

географические следствия движения Земли;

особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

свойства географической карты и плана местности;

специфику способов картографического изображения;

отличия видов условных знаков;

отличия видов масштабов;

значение планов и карт в практической деятельности человека.

особенности внутреннего строения Земли;

причины и следствия движения земной коры;

действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов причины возникновения природных явлений в атмосфере;

зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

особенности адаптации человека к климатическим условиям.

закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

выделение существенных признаков частей Мирового океана;

особенности состава и строения гидросферы;

условия залегания и использования подземных вод;

условия образования рек, озер, природных льдов;

характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

закономерности географической оболочки на примере биосферы;

особенности приспособления организмов к среде обитания;

роль царств природы;

необходимость охраны органического мира.

закономерности образования почвы;

особенности строения и состава географической оболочки;

взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

законы развития географической оболочки;

сущность влияния человека на географическую оболочку.

II. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Тема: Земля как планета (6 часов) +1 час (на обобщение и контроль знаний).

Содержание темы:

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла

на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель.

Персоналии: Клайд Томбо.

Раздел 2. Тема: Географическая карта (10 часа) +1 час (на обобщение и контроль знаний).

Содержание темы:

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Градусная сеть, система географических координат. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека. РН и ЭКОСО Составление плана своей местности. ОБЖ: Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам. Определение местного времени и сторон света с помощью гномона. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью.

Учебные понятия: географическая карта, географическая широта, географическая долгота, географические координаты, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали,

условные знаки.

Практические работы:. 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат

Раздел 3. Тема: Литосфера (12 часов) +1 час (на обобщение и контроль знаний). Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. РН и ЭКОСО. Полезные ископаемые Адыгеи. РН и ЭКОСО. Приемы ориентирования на местности. Уроки выживания в горах и в степи.

Учебные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные иско-паемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы: 3. Определение по карте географического положения гор, равнин, низменностей.

Раздел 4. Тема: Атмосфера (12 часов) +1 час (на обобщение и контроль знаний). Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

РН и ЭКОСО. Общая характеристика сезонов года и фенологические наблюдения в Республике Адыгеи.

Учебные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы: 4. Установление особенностей суточного и годового хода t воздуха на основе построения графика. 5. Построение «розы ветров».

Раздел 5. Тема: Гидросфера (8 часа) +1 час (на обобщение и контроль знаний). Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Опасные природные явления на территории Адыгеи. ОБЖ: Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций. Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией. Если ты отстал от группы. Если ты заблудился в лесу.

Учебные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Основные образовательные идеи:

• Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.

• Необходимость рационального использования воды.

• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.

Практические работы: 6. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Раздел 6. Тема: Биосфера (5 часа).

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

РН и ЭКОСО. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Красная Книга Адыгеи.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский

Раздел 7. Тема: Почва и географическая оболочка (8 часа).

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон гео-

графической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. ОБЖ: Основные приёмы оживления – реанимации. Тепловые и солнечные удары, обморожения. Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа.

Учебные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.











Тематический план


Сроки освоения

По

темам

Практические

работы

Раздел 1. Тема: Земля как планета.

1 четверть

7


Раздел 2. Тема: Географическая карта.

1-2 четверть

11

№ 1, № 2

Раздел 3. Тема: Литосфера.

2 четверть

13

№ 3

Раздел 4. Тема: Атмосфера.

2-3четверть

13

№ 4, № 5

Раздел 5. Тема: Гидросфера.

3 четверть

9

№ 6

Раздел 6. Тема: Биосфера.

3-4 четверть

5


Раздел 7. Тема: Почва и географическая

оболочка.

4 четверть

8


Заключение.

4 четверть

2




68

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!