СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Геометрия 7 класс"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Геометрия 7 класс"»

Пояснительная записка

Программа по геометрии для 7 класса составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы по математике, на основе авторской программы А.Г.Мерзляк и др.

Цели:

-развитие мышления, прежде всего формирование абстракт­ного мышления. В процессе изучения геометрии формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктив­ность и критичность. Для адаптации в современном инфор­мационном обществе важным фактором является формиро­вание математического стиля мышления, включающее в се­бя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абст­рагирование и аналогию.

Задачи:

- повышение качества и расширение спектра образовательных услуг;

- развитие системы мониторинга качества образования;

- совершенствование процесса воспитания, создание условий для развития и самореализации личности;

- знать современные тенденции развития школьного математического образования;

- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;

- знать пути и средства развития личности ученика средствами математики.

Общая характеристика курса

Содержание курса геометрии в 7—9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Геометрия в историческом развитии».

Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела – развить у учащихся воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств для решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально- логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.

Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин и углов, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.

Содержание разделов «Координаты», «Векторы» расширяет и углубляет представления учащихся о методе координат, развивает умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач, а также задач смежных дисциплин.

Раздел «Геометрия в историческом развитии», содержание которого фрагментарно внедрено в изложение нового материала как сведения об авторах изучаемых фактов и теорем, предназна­чен для формирования представлений о геометрии как ча­сти человеческой культуры, для общего развития школьни­ков, создания культурно-исторической среды обучения.

Особенности представляемой программы:

Курс геометрии 7-9 классов является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).

Практическая значимость школьного курса геометрии 7-9 классов состоит в том, что предметом её изучения являют­ся пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном об­ществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Обучение геометрии даёт возможность школьникам на­учиться планировать свою деятельность, критически оце­нивать её, принимать самостоятельные решения, отстаи­вать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёт­кого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет раз­вивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Знакомство с историей развития геометрии как науки фор­мирует у учащихся представления о геометрии как части об­щечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического ма­териала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути ос­новных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенно­стями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Осо­бо акцентируются содержательное раскрытие математиче­ских понятий, толкование сущности математических мето­дов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообраз­ных задач прикладного характера, например, решения текс­товых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представлен­ной в различных формах, умение читать графики. Осозна­ние общего, существенного является основной базой для ре­шения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.

Организация образовательного процесса

Основой построения программы являются принципы и идеи развивающего обучения, ЛОО, проектная и исследовательская деятельность, компетентностный подход в обучении, принципы уровневой дифференциации, технология проблемного обучения, ИКТ, принцип систематичности и последовательности изложения материала, внедрение системно-деятельностного подхода в образовании.

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 7 классе основной школы отводит 2 учебных часа в неделю, всего 70 часов.


Календарно-тематическое планирование

Номер

параграфа

Содержание учебного

материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Глава 1

Простейшие геометрические фигуры и их свойства

15


1

Точки и прямые

2

Приводить примеры геометрических фигур.

Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол.

Формулировать:

определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой;

свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой.

Классифицировать углы.

Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой).

Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений.

Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи.

Пояснять, что такое аксиома, определение.

Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения

2

Отрезок и его длина

3


3

Луч. Угол. Измерение углов

3


4

Смежные и вертикальные углы

3


5

Перпендикулярные прямые

1


6

Аксиомы

1



Повторение и систематизация учебного материала

1



Контрольная работа № 1

1


Глава 2

Треугольники

18


7

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

2

Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур.

Изображать и находить на рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы.

Классифицировать треугольники по сторонам и углам.

Формулировать:

определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника;

свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников;

признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника.

Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треугольников.

Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода.

Решать задачи на вычисление и доказательство

8

Первый и второй признаки равенства треугольников

5


9

Равнобедренный треугольник и его свойства

4


10

Признаки равнобедренного треугольника

2


11

Третий признак равенства треугольников

2


12

Теоремы

1



Повторение и систематизация учебного материала

1



Контрольная работа № 2

1


Глава 3

Параллельные прямые.
Сумма углов треугольника

16


13

Параллельные прямые

1

Распознавать на чертежах параллельные прямые.

Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые.

Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.

Формулировать:

определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета;

свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы углов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых;

признаки: параллельности прямых, равенства прямоугольных треугольников.

Доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников.

Решать задачи на вычисление и доказательство

14

Признаки параллельности прямых

2


15

Свойства параллельных прямых

3


16

Сумма углов треугольника

4


17

Прямоугольный треугольник

2


18

Свойства прямоугольного треугольника

2



Повторение и систематизация учебного материала

1



Контрольная работа № 3

1


Глава 4

Окружность и круг.
Геометрические построения

16


19

Геометрическое место точек. Окружность и круг

2

Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ.

Изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой.

Формулировать:

определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, окружности, вписанной в треугольник;

свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника;

признаки касательной.

Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ; о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной.

Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. Решать задачи на построение методом ГМТ.

Строить треугольник по трём сторонам.

Решать задачи на вычисление, доказательство и построение

20

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

3


21

Описанная и вписанная окружности треугольника

3


22

Задачи на построение

3


23

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

3



Повторение и систематизация учебного материала

1



Контрольная работа № 4

1


Обобщение и систематизация
знаний учащихся

5


Повторение и систематизация курса геометрии 7 класса

4


Итоговая контрольная

работа

1




по пр.

урока

Содержание учебного материала


Дата

план

факт



Глава 1

Простейшие геометрические фигуры и их свойства

15



1.

1.

Точки и прямые

2



2.

2.

Точки и прямые




3.

3.

Отрезок и его длина

3



4.

4.

Отрезок и его длина




5.

5.

Отрезок и его длина




6.

6.

Луч. Угол. Измерение углов

3



7.

7.

Луч. Угол. Измерение углов




8.

8.

Луч. Угол. Измерение углов




9.

9.

Смежные и вертикальные углы

3



10.

10.

Смежные и вертикальные углы




11.

11.

Смежные и вертикальные углы




12.

12.

Перпендикулярные прямые

1



13.

13.

Аксиомы

1



14.

14.

Повторение и систематизация учебного материала

1



15.

15.

Контрольная работа № 1по теме: «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1





Глава 2

Треугольники

18



16.

1.

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

2



17.

2.

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника




18.

3.

Первый и второй признаки равенства треугольников

5



19.

4.

Первый и второй признаки равенства треугольников




20.

5.

Первый и второй признаки равенства треугольников




21.

6.

Первый и второй признаки равенства треугольников




22.

7.

Первый и второй признаки равенства треугольников




23.

8.

Равнобедренный треугольник и его свойства

4



24.

9.

Равнобедренный треугольник и его свойства




25.

10.

Равнобедренный треугольник и его свойства




26.

11.

Равнобедренный треугольник и его свойства




27.

12.

Признаки равнобедренного треугольника

2



28.

13.

Признаки равнобедренного треугольника




29.

14.

Третий признак равенства треугольников

2



30.

15.

Третий признак равенства треугольников




31.

16.

Теоремы

1



32.

17.

Повторение и систематизация учебного материала

1



33.

18.

Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники»

1





Глава 3 Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

16



34.

1.

Параллельные прямые

1



35.

2.

Признаки параллельности прямых

2



36.

3.

Признаки параллельности прямых




37.

4.

Свойства параллельных прямых

3



38.

5.

Свойства параллельных прямых




39.

6.

Свойства параллельных прямых




40.

7.

Сумма углов треугольника

4



41.

8.

Сумма углов треугольника




42.

9.

Сумма углов треугольника





43.

10.

Сумма углов треугольника




44.

11.

Прямоугольный треугольник

2



45.

12.

Прямоугольный треугольник




46.

13.

Свойства прямоугольного треугольника

2



47.

14.

Свойства прямоугольного треугольника




48.

15.

Повторение и систематизация учебного материала

1



49.

16.

Контрольная работа № 3 по темам: «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

1





Глава 4 Окружность и круг. Геометрические построения

16



50.

1.

Геометрическое место точек. Окружность и круг

2



51.

2.

Геометрическое место точек. Окружность и круг




52.

3.

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

3



53.

4.

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности




54.

5.

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности




55.

6.

Описанная и вписанная окружности треугольника

3



56.

7.

Описанная и вписанная окружности треугольника




57.

8.

Описанная и вписанная окружности треугольника




58.

9.

Задачи на построение

3



59.

10.

Задачи на построение




60.

11.

Задачи на построение




61.

12.

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

3



62.

13.

Метод геометрических мест точек в задачах на построение




63.

14.

Метод геометрических мест точек в задачах на построение




64.

15.

Повторение и систематизация учебного материала

1



65.

16.

Контрольная работа № 4 по темам: «Окружность и круг. Геометрические построения»

1





Повторение и систематизация учебного материала

5



66.

1.

Упражнения для повто­рения курса 7 класса по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1



67.

2.

Упражнения для повто­рения курса 7 класса по теме «Треугольники»

1



68.

3.

Упражнения для повто­рения курса 7 класса по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

1



69.

4.

Упражнения для повто­рения курса 7 класса по теме «Окружность и круг. Геометрические построения»

1



70.

5.

Контрольная работа № 5 по теме: «Обобщение и систематизация знаний учащихся»

1




Планируемые результаты.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

  • Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • доказывать теоремы;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  • решать простейшие планиметрические задачи.

Обучающийся получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

  • научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек;

  • приобрести опыт выполнения проектов.

Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

  • использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.

Обучающийся получит возможность:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания предмета геометрии

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих тре­бованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивиду­альной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познава­тельной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответствии с из­меняющейся ситуацией;

3) умение определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) развитие компетентности в области использования ин­формационно-коммуникационных технологий;

6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и тех­ники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7) умение видеть математическую задачу в контексте про­блемной ситуации в других дисциплинах, в окружаю­щей жизни;

8) умение находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических про­блем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9) умение понимать и использовать математические сред­ства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, пони­мать необходимость их проверки;

11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  1. осознание значения геометрии для повседневной жиз­ни человека;

2) представление о геометрии науке как сфере мате­матической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую ин­формацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и сим­волики, проводить классификации, логические обос­нования;

4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

5) систематические знания о фигурах и их свойствах;

6) практически значимые геометрические умения и навы­ки, их применение к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:

• изображать фигуры на плоскости;

• использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;

• распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;

• выполнять построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;

• читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;

• проводить практические расчеты.


Информационно-образовательный ресурс

- ФГОС ООО;

- Примерная образовательная программа.

- Математика: Рабочие программы: 5-11 классы /А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский М. С, Якир, Е. В. Буцко- М.:Вентана-Граф, 2017.


Учебно-методический комплекс

- Геометрия 7 класс, А.Г. Мерзляк и др.

- Методическое пособие. Геометрия 7 класс. Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

- Дидактический материал Геометрия 7 класс А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е.М. Рабинович

















Лист внесения изменений

№Урока

Название темы

Причина

Дата проведения

План/Факт





















































































































23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!