Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«РАССМОТРЕНО»
На заседании ШМО
«____»__________2018г.
№ протокола__________
Руководитель ШМО :_____ Е. В. Ланговая
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР:________
С. Н. Акулова
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы :__________Т. Н. Шитова
«____»________2018г.
№ приказа_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗО в 4 кл.
Составлена на основе авторской концепции
учебника Изобразительное искусство
авторов Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, Г. А. Поровской, А. Н. Щировой Н. Р. и др.
УМК «Перспектива»
Учитель: Мишнева Евгения Анатольевна
(Ф.И.О. учителя)
Учебный год 2018 – 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» составлена для учащихся
4 класса в соответствии с основными положениями раздела II («Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования») Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( далее- ФГОС НОО; п.12.5, 12.6 (предметные результаты освоения образовательных областей « Искусство» и «Технология»), основе авторской концепции учебника авторов Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, Г. А. Поровской, А. Н. Щировой Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Содержание учебного предмета для 4 класса
Главная идея, пронизывающая уроки всего года, — обобщение того, что учащиеся узнали в 1—3 классах на новом для них уровне. Все то, о чем говорит искусство, начнет раскрываться через вечные образы-символы, образы-архетипы. Школьники приблизятся к пониманию образной картины мира, ее непременных атрибутов, по-разному проявляющих себя в произведениях различных видов и жанров профессионального искусства, а также в творениях народных мастеров. Прочтение, расшифровка многообразных архетипических изображений поможет учащимся понимать классическое и народное искусство, полнее, целостнее воспринимать его, эмоционально-эстетически откликаться на художественные явления.
Курс «изобразительное искусство» в 4 классе знакомит с творчеством выдающихся деятелей национальной культуры России, Западной Европы и стран востока.
Задачи, реализуемые в 4 классе:
Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
Познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.
Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.
Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся должны знать/понимать:
доступные сведения о памятниках культуры и искусства; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея),
отдельные произведения выдающихся художников народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
названия центров традиционных народных художественных промыслов России и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, антропоморфный);
о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
особенности вышивки разных регионов России; традиционное искусство лоскутного шитья, набойки ткачества;
понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
виды природных материалов, используемых в плетении;
уметь:
применять приемы акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций).
соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижений выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
экономно и рационально использовать материалы;
проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)
и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор
средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украше-
ние жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (Удмуртии).
АЗБУКА ИСКУССТВА. (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу ( А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его мате риального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с учебным планом и объемом времени, отведенным на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство». Курс рассчитан на 34 ч — в 4 классе (1 урок в неделю )
. Учебно-тематический план
| Темы разделов | Кол-во часов |
1 | Восхитись вечно живым миром красоты | 11ч |
2 | Любуйся ритмами жизни природы и человека | 14ч |
3 | Восхитись созидательными силами природы и человека | 9ч |
| | 34ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 ЧАСА)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. | Восхитись вечно живым миром красоты Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | КУ | Знать изученные понятия. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Рассматривают произведения мастеров декоративно- прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Читают с.5-11 учебника, выполняют задания с.4-5 «Творческой тетради», | | |
2. | Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | КУ | Правильно делать наброски и зарисовки. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Рассматривают произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Читают с.12-17 учебника, выполняют задания с.6-9 «Творческой тетради», | | |
3. | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | КУ | Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Читают с.18-23 учебника, выполняют задания с.10-11 «Творческой тетради», Наблюдают приемы композиционного построения пейзажа. Рассматривают пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывают об особенностях русского национального пейзажа. | | |
4. | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи | ОНЗ | Выполнять декоративную композицию | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Читают с.24-32 учебника, выполняют задания с.12-13 «Творческой тетради», Сопоставляют декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделяют из них наиболее распространённые мотивы. | | |
5. | Птицы- символ света, счастья, добра. | КУ | Выполнять декоративную композицию | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Читают с.33-38 учебника, выполняют задания с.14-15 «Творческой тетради» | | |
6. | Конь– символ солнца, плодородия и добра. | КУ | Выполнять декоративную композицию | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Читают с.39-43 учебника, выполняют задания с.16-17 «Творческой тетради». Рассказывают, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводят примеры из разных видов народного творчества | | |
7. | Связь поколений в традиции Городца. | КУ | Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий. | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Читают с.44-47 учебника, выполняют задания с.18-19 «Творческой тетради», Выполняют декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). | | |
8. | Связь поколений в традиции Городца. | КУ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Читают задание на с.48-52 учебника, выполняют задания с.20-22 «Творческой тетради», с использованием средств выразительности живописи и графики, соблюдением пропорции лица человека. | | |
9. | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет | КУ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Читают с.53-58 учебника, выполняют задания с.23-25 «Творческой тетради», Выполняют по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром | | |
10. | Движение – жизни течение. | КУ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники (материалы по выбору) Читают с.59-64 учебника, выполняют задания с.26-28 «Творческой тетради», | | |
11. | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция | ОНЗ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору) Читают с.65-70 учебника, выполняют задания с.29-31 «Творческой тетради», | | |
12. | Любуйся ритмами жизни природы и человека Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений | КУ | Соблюдение пропорций при рисовании человека. | Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Читают с.71-77 учебника, выполняют задания с.32-33 «Творческой тетради», | | |
13. | Двенадцать братьев друг за другом бродят..» | КУ | Соблюдение пропорций при рисовании человека. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поисковые эскизы к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев» (материалы по выбору) Читают с.78-83 учебника, выполняют задания с.34-36 «Творческой тетради», | | |
14 . | Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. | КУ | Соблюдение пропорций при рисовании человека. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Читают с.84-88 учебника, выполняют задания с.37-39 «Творческой тетради», | | |
15. | Новогоднее настроение | КУ | Уметь правильно смешивать краски. | Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки) Читают с.89-90 учебника, выполняют задания с.40-41 «Творческой тетради», | | |
16. | Твои новогодние поздравления | КУ | Уметь правильно смешивать краски. | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Выполняют проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Читают с.93-97 учебника, выполняют задания с.42-43 «Творческой тетради», | | |
17. | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | КУ | Уметь правильно смешивать краски. | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения | Читают с.98-102 учебника, выполняют задания с.44-45 «Творческой тетради», выполняют быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти | | |
18. | Зимние картины. Сюжетная композиция | КУ | Правильно использовать средства выразительности. | Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | Аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Работают с понятиями: линия горизонта,композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. Читают с.103-106 учебника, выполняют задания с.46-47 «Творческой тетради», | | |
19. | Ожившие вещи | ОНЗ | Правильно использовать средства выразительности. | Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Читают с.107-111 учебника, выполняют задания с.48-49 «Творческой тетради», натюрморт, в котором предметы объединены одной темой | | |
20. | Выразительность формы предметов | КУ | Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. | Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | Читают с.113-115 учебника, выполняют задания с.50-51 «Творческой тетради»,Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. | С/К | |
21. | Выразительность формы предметов | КУ | Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | .Работают с понятиями: портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. Читают с.116-122 учебника, выполняют задания с.52-53 «Творческо | | |
22. | « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» | КУ | Правильно определять сюжет рисунка | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Работают с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит Читают с.123-128 учебника, выполняют задания с.54-55 «Творческой тетради», | | |
23. | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома | КУ | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | Работают с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит Читают с.123-128 учебника, выполняют задания с.54-55 «Творческой тетради», | | |
24 | Народная расписная картинка- лубок | ОНЗ | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | Читают с.132-136 учебника, выполняют задания с.59 «Творческой тетради», | | |
25. | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих | КУ | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | Читают с.137-140 учебника, выполняют задания с.60-61 «Творческой тетради», Объясняют, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства. | | |
26. | Восхитись созидательными силами природы и человека Вода- живительная стихия | КУ | Вырабатывать аккуратность в работе. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | Читают с.141-146 учебника, выполняют задания с.62-63 «Творческой тетради»,Выполняют проект экологического плаката | | |
27. | Вода - живительная стихия | КУ | Вырабатывать аккуратность в работе. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | Читают с.141-146 учебника, выполняют задания с.62-63 «Творческой тетради»,Выполняют проект экологического плаката | | |
28. | Повернись к мирозданию! | КУ | Вырабатывать аккуратность в работе. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | Выполняют проект экологического плаката, коллаж. Читают с.147-149 учебника, выполняют задания с.64-65 «Творческой тетради», | | |
29. | Русский мотив | КУ | Правильно подбирать цветовую гамму | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | . Читают с.150-154 учебника, выполняют задания с.66-67 «Творческой тетради»,Вспоминают значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма» | | |
30. | Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве | КУ | Вырабатывать точность передачи образа. | Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Читают с.155-158 учебника, выполняют задания с.68-69 «Творческой тетради», Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. | | |
31. | Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют | КУ | Вырабатывать точность передачи образа. | Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Читают с.158-162 учебника, выполняют задания с.70-71 «Творческой тетради», Вспоминают образы-символы. | | |
32 | Орнаментальный образ в веках | КУ | Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Читают с.163-172 учебника, выполняют задания с.72-74 «Творческой тетради»,Исследуют орнамент народов мира, региональное разнообразие и особенности | | |
33. | Орнаментальный образ в веках | КУ | Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Читают с.163-172 учебника, выполняют задания с.72-74 «Творческой тетради»,Исследуют орнамент народов мира, региональное разнообразие и особенности | | |
34. | Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. | КУ | Знать наиболее знаменитые картины данных музеев. | Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Проводят презентацию виртуальных экскурсий по одному из музеев. Выполняют задания с.75-80 «Творческой тетради», | | |
Описание материально- технического обеспечения образовательного предмета
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. - М.: Просвещение, 2011.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М.: Просвещение, 2011.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2011.
Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс». Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf
6