СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по литературе для 7 класса (новая)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом новых рекомендаций Министерства Просвещения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по литературе для 7 класса (новая)»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа No 43 с углубленным изучением иностранных языков
«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
Приморского района Санкт-Петербурга



ПРИНЯТА
Педагогическим советом
ГБОУ школы No 43
Приморского района Санкт-Петербурга

Протокол № … от «30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ школы No 43
Приморского района Санкт-Петербурга
________________Л.В. Расторгуева

Приказ N …… от «30» августа 2021 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе

7 «А», «Б», «Д» класс
2021 – 2022 учебный год
2 часа в неделю (всего 68 часов)



Автор-составитель:
учитель Василькова Ю.С.



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2021


Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык». 7 класс.

Личностные результаты

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты

Ученик научится

Раздел

Планируемый результат

Устное народное творчество.

Из древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Из литературы XIX века.

Из литературы XX века.

Из литературы народов России

Из зарубежной литературы.

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению.

Ученик получит возможность научиться

Раздел

Планируемый результат

Устное народное творчество.

Из древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Из литературы XIX века.

Из литературы XX века.

Из литературы народов России

Из зарубежной литературы.

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.



Содержание предмета «Русский язык». 7 класс.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористи­ческие жанры фольклора

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления). Житие (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Русская летопись (развитие представ­лений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений). Повесть (развитие представ­лений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления). Ирония (развитие представлений)

Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)

Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

На дорогах войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

2

Предания.

1

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

1

4

Русские былины Киевского и Новгородского циклов. «Садко».

1

5

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

6

«Песнь о Роланде» (фрагменты).


7

Пословицы и поговорки.

1

8

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

9

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1

10

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

1

11

А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок).

1

12

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).

1

13

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

14

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

1

15

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1

16

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои.

1

17

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1

18

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

1

19

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

1

20

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

1

21

Р.Р. Проверочная работа №1 Сочинение №1 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

22

И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Поэтика рассказа.

1

23

И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1

24

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

1

25

Н..А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда и другие стихотворения».

1

26

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репин» как исторические баллады.

1

27

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

28

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

29

К.Р. Контрольная работа №1 Тестирование за 1 полугодие.

1

30

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.

1

31

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.

1

32

А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

1

33

Стихотворения о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».

1

34

Проверочная работа №2. Художественный анализ стихотворений.

1

35

И.А. Бунин. «Цифры».

1

36

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные и светлые стороны жизни.

1

37

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

1

38

Л.Н. Андреев «Кусака».

1

39

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

40

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

1

41

А.П. Платонов. «Юшка».

1

42

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

1

43

Р.Р. Проверочная работа №3 Сочинение №2 по произведениям писателей XX века.

1

44

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».

1

45

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

1

46

Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, Е.М. Винокурова.

1

47

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади».

1

48

Е.И. Носов. «Кукла».

1

49

Е.И. Носов. «Живое пламя».

1

50

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».

1

51

Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы).

1

52

М.М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы.

1

53

Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова.

1

54

Проверочная работа №4. Художественный анализ стихотворений.

1

55

Песни на слова русских поэтов XX века.

1

56

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».

1

57

К.Р. Контрольная работа №1 Тестирование за год.

1

58

Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения.

1

59

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…».

1

60

Японские хокку (трёхстишия)

1

61

О. Генри. «Дары волхвов».

1

62

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы».

1

63

Детективная литература.

1

64

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

65

Итоговая беседа о прочитанных за год произведениях.

1

66

Резервные уроки

3


Календарно-тематическое планирование


урока в году

урока по теме, разделу


Тема урока

Дата


план

факт

Введение (1ч)

1

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.



Устное народное творчество (6ч)

2

1

Предания.



3

2

Былины. «Вольга и Микула Селянинович».



4

3

Русские былины Киевского и Новгородского циклов. «Садко».



5

4

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.



6

5

«Песнь о Роланде» (фрагменты).



7

6

Пословицы и поговорки.



Древнерусская литература (1ч)

8

1

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских».



Из русской литературы XVIII века (2ч)

М.В. Ломоносов (1ч)

9

1

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).



Г.Р. Державин (1ч)

10

1

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».



Из русской литературы XIX века (22ч)

А.С. Пушкин (6ч)

11

1

А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок).



12

2

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).



13

3

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».



14

4

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.



15

5

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».



16

6

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои.



М.Ю. Лермонтов (2ч)

17

1

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.



18

2

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».



Н.В. Гоголь (3ч)

19

1

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.



20

2

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.



21

3

Р.Р. Проверочная работа №1 Сочинение №1 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».



И.С. Тургенев (2ч)

22

1

И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Поэтика рассказа.



23

2

И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».



Н.А. Некрасов (2ч)

24

1

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».



25

2

Н..А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда и другие стихотворения».



А.К. Толстой (1ч)

26

1

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репин» как исторические баллады.



М.Е. Салтыков-Щедрин (1ч)

27

1

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».



Л.Н. Толстой (2ч)

28

1

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.



29

2

К.Р. Контрольная работа №1 Тестирование за 1 полугодие.



А.П. Чехов (3ч)

30

1

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.



31

2

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.



32

3

А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»



«Край ты мой, родимый край…» (2ч)

33

1

Стихотворения о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».



34

2

Проверочная работа №2. Художественный анализ стихотворений.



Произведения писателей XX века (11ч)

И.А. Бунин (1ч)

35

1

И.А. Бунин. «Цифры».



М. Горький (2ч)

36

1

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные и светлые стороны жизни.



37

2

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).



Л.Н. Андреев (1ч)

38

1

Л.Н. Андреев «Кусака».



В.В. Маяковский (2ч)

39

1

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».



40

2

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».



А.П. Платонов (3ч)

41

1

А.П. Платонов. «Юшка».



42

2

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».



43

3

Р.Р. Проверочная работа №3 Сочинение №2 по произведениям писателей XX века.



Б.Л. Пастернак (1ч)

44

1

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».



А.Т. Твардовский (1ч)

45

1

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».



Час мужества (6ч)

46

1

Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, Е.М. Винокурова.



Ф.А. Абрамов (1ч)

47

1

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади».



Е.И. Носов (2ч)

48

1

Е.И. Носов. «Кукла».



49

2

Е.И. Носов. «Живое пламя».



Ю.П. Казаков (1ч)

50

1

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».



Д.С. Лихачёв (1ч)

51

1

Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы).



Писатели улыбаются (1ч)

М.М. Зощенко (1ч)

52

1

М.М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы.



«Тиха моя Родина…» (2ч)

53

1

Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова.



54

2

Проверочная работа №4. Художественный анализ стихотворений.



Песни на слова русских поэтов XX века (1ч)

55

1

Песни на слова русских поэтов XX века.



Из литературы народов России (1ч)

56

1

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».



Итоги «Русская литература» (1ч)

57

1

К.Р. Контрольная работа №1 Тестирование за год.



Зарубежная литература (5ч)

58

1

Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения.



59

2

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…».



60

3

Японские хокку (трёхстишия)



61

4

О. Генри. «Дары волхвов».



62

5

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы».



Детективная литература (1ч)

63

1

Детективная литература.



Итоги года (2ч)

64

1

Выявление уровня литературного развития учащихся.



65

2

Итоговая беседа о прочитанных за год произведениях.



66-68

1-3

Резервные уроки




Перечень оценочных процедур по русскому языку


Форма контроля

Цель контроля

Дата

Проверочная работа № 1

Определение уровня достижения планируемых результатов по теме «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»


Контрольная работа № 1

Определение уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся по курсу литературы за 1 полугодие.


Проверочная работа № 2

Определение уровня достижения планируемых результатов по теме «Художественный анализ стихотворений»


Проверочная работа № 3

Определение уровня достижения планируемых результатов по теме «Произведения писателей XX века»


Проверочная работа № 4

Определение уровня достижения планируемых результатов по теме «Художественный анализ стихотворений»


Контрольная работа № 2

Определение уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся по курсу литературы за год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!