СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа и тематическое планирование 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОЛЬШЕКИРСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАЙЛО ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

МБОУ Большекирсановская сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А.






«Утверждаю»


Директор МБОУ Большекирсановской сош

им. Героя Советского Союза Хайло В.А.

Приказ от 31.08.2022г. №140

_______________/ Е.А. Карпенко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Изобразительное искусство – 6 класс


уровень основного общего образования




Рожкова Надежда Борисовна


Учитель, высшая квалификационная категория








РАССМОТРЕНО


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО гуманитарного цикла

МБОУ Большекирсановской сош

им. Героя Советского Союза Хайло В.А.

от 29.08.2022 года №1

_________________/ М.А.Абрамова


Заместитель директора по УВР

_______________/Д.В. Орлов

31.08.2022г.



х. Большая Кирсановка

2022 г.







Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе следующих нормативных документов: - с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47); - Приказом Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями на 23 декабря 2020 года); - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 с изменениями); - Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15); - Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большекирсановской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Хайло В.А. Матвеево -Курганского района Ростовской области, утвержден приказом отделом образования Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области № 456 от 16.12.2014 г.; - Учебный план МБОУ Большекирсановской сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А., на 2022-2023 учебный год.

На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большекирсановской сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А. с учётом программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-7 класс.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2016.

Рабочая программа ориентирована на учебник Л.А. Неменской; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класс, 2016 год, изд. «Просвещение».



Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства отводится в 6 классе - 1 час в неделю (32часа в год). (праздничные дни - 1, 8 мая), Контрольных работ нет.



Срок реализации рабочей программы - 1 год.




Результаты освоения учебного предмета.


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.




Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.




Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство»


Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусствБеседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительною искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок — основа мастерства художника.

Творческие задачи рисунка.Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графические произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линии, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе-[ нии и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — свет­лое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Домини­рующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.


Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения.

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ


Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во всё времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира — натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор[мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. [Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса.

Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможнойстей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи-1 си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.




Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ


Тема. Образ человека — главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.


Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.


Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов.

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.


Тема. Портрет в скульптуре

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.


Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Тема. Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих Художников.

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ


Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.

Тема. Изображение пространства

Беседа о пилах перспективы в изобразительные искусства «И Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст- ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХI века и его образный смысл.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Тема. Пейзаж — большой мир.

Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Городской пейзаж.

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно-то эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на


Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.





































Календарно- тематическое планирование


№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов


«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 8 часов


05.09

Изобразительное искусство в семье пространственных искусств

1

12.09

Рисунок- основа изобразительного творчества

1

19.09

Линия и ее выразительные возможности.

Ритм линий.

1

26.09

. Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

03.10

Цвет. Основы цветоведения

1

10.10

Цвет в произведениях живописи.

1

17.10

Объемные изображения в скульптуре

1

24.10

Основы языка изображения

1


«Мир наших вещей. Натюрморт» – 8 часов


07.11

Реальность и фантазия в творчестве художника


1

14.11

Изображение предметного мира - натюрморт.


1

21.11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

28.11

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

05.12

Освещение. Свет и тень.

1

12.12

Натюрморт в графике.

1

19.12

Цвет в натюрморте.

1

26.12

Выразительные возможности натюрморта.

1


«Вглядываясь в человека Портрет » - 10 часов


09.01

Образ человека – главная тема искусства.

1

16.01

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

1

23.01

Изображение головы человека в пространстве.

1

30.01

Портрет в скульптуре

1

06.02

Графический портретный рисунок

1

13.02

Сатирические образы человека

1

20.02

Образные возможности освещения в портрете.

1

27.02

Роль цвета в портрете. Работа над портретом.

1

06.03

Великие портретисты прошлого.

1

13.03

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.

1

«Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 7 часов

27.03

Жанры в изобразительном искусстве.

1

03.04

Изображение пространства.

1

10.04

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

17.04

Пейзаж – большой мир.

1

24.04

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

15.05

Пейзаж в русской живописи.

1

22.05

Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!