МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Департаментобразования,наукиимолодежнойполитикиВоронежскойобласти
КалачеевскиймуниципальныйрайонвлицеадминистрацииКалачеевскогомуниципальногорайона
МБОУКалачеевскаягимназия№1
РАССМОТРЕНО
методическим объединением учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора поУВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
.
Руководитель ШМО
Протокол №.
от"." .2022г.
Протокол №. от".".2022г.
Приказ №.от".".2022г.
РАБОЧАЯПРОГРАММА (ID 1885447)
Учебного предмета
«Литературное чтение»
для4классаначальногообщегообразования на 2022-2023учебный год
Составитель:
Учителя начальных классов
Калач2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочаяпрограммаучебногопредмета«Литературноечтение»дляобучающихся4классанауровне начальногообщегообразованиясоставленанаосновеТребованийкрезультатамосвоенияпрограммы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА"ЛИТЕРАТУРНОЕЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладываетосновыинтеллектуального,речевого,эмоционального,духовно-нравственногоразвития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различнымивидамитекстовикнигой,знакомствосдетскойлитературойисучётомэтогонаправлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературногообразованиямладшегошкольника:речеваяичитательскаядеятельности,кругчтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастнымвозможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведенийилитературныхтекстов;представленностьвпроизведенияхнравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы;влияние прослушанного (прочитанного)произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений дляслушанияи чтенияучитывалисьпреемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературнойграмотностимладшегошкольника,атакжевозможностьдостиженияметапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемыерезультатывключаютличностные,метапредметныерезультатызапериодобучения,а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Накурс«Литературноечтение»в4классеотводится136ч.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА"ЛИТЕРАТУРНОЕЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоциональнооткликающегосянапрослушанноеилипрочитанноепроизведение.Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированностьпредметныхиуниверсальныхдействийвпроцессеизученияпредмета
«Литературноечтение»станутфундаментомобучениявосновномзвенешколы,атакжебудут востребованы в жизни.
Достижениезаявленнойцелиопределяетсяособенностямикурсалитературногочтенияи решением следующих задач:
формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтениюислушаниюхудожественнойлитературыипроизведенийустногонародноготворчества
достижениенеобходимогодляпродолженияобразованияуровняобщегоречевогоразвития;
осознаниезначимостихудожественнойлитературыипроизведенийустногонародного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальноепредставлениеомногообразиижанровхудожественныхпроизведенийи произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устноенародноетворчество,малыежанрыфольклора(считалки,пословицы,поговорки,загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладениетехникойсмысловогочтениявслух(правильнымплавнымчтением,позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории.Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, напримерпроизведенияИ.С.Никитина,Н.М.Языкова,С.Т.Романовского,А.Т.Твардовского,М. М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихсязащитниковОтечествавлитературедлядетей.Отражениенравственнойидеи:любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы(напримерерассказовА.П.Платонова,Л.А.Кассиля,В.К.Железняка,С.П.Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Кругчтения:народнаяиавторскаяпесня:понятиеисторическойпесни,знакомствоспеснямина тему Великой Отечественной войны.
Фольклор(устноенародноетворчество).Фольклоркакнароднаядуховнаякультура(произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора(назначение,сравнение,классификация).Собирателифольклора(А.Н.Афанасьев,В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествамиобладал).Средствахудожественной выразительностивбылине:устойчивыевыражения,повторы,гипербола.Устаревшиеслова,ихместо в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
ТворчествоА.С.Пушкина.КартиныприродывлирическихпроизведенияхА.С.Пушкина.Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказкиА.С.Пушкинавстихах:«Сказкаомёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные иотрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
ТворчествоИ.А.Крылова.Представлениеобаснекаклиро-эпическомжанре.Кругчтения:баснина примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менеетрёх).Средствахудожественнойвыразительности(сравнение,эпитет,олицетворение);рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносноезначениесловвметафоре.МетафоравстихотворенияхМ.Ю.Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературныхсказок(произведенияМ.Ю.Лермонтова,П.П.Ершова,П.П.Бажова,С.Т. Аксакова, С.Я.Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —
особенностьавторскойсказки.Иллюстрациивсказке:назначение,особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков.Лирика,лирические произведениякакописание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А. Некрасов,И.А.Бунин,А.А.Блок,К.Д.Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений,геройлирическогопроизведения.Авторскиеприёмысозданияхудожественногообраза в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
ТворчествоЛ.Н.Толстого.Кругчтения(неменеетрёхпроизведений):рассказ(художественныйи научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста- описания:пейзаж,портретгероя,интерьер.Примерытекста-рассужденияврассказахЛ.Н.Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охранаприроды—темапроизведенийлитературы.Кругчтения(неменеетрёхавторов):напримере произведенийА. И.Куприна,В.П.Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношенияхсовзрослымиисверстниками(напримерепроизведенийнеменеетрёхавторов): А.П.Чехова, Б.С.Житкова, Н.Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой.Пьеса — произведение литературы и театральногоискусства(однаповыбору).Пьесакакжанрдраматическогопроизведения.Пьесаи сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В.Ю. Драгунского, Н. Н. Носова,В.В.Голявкина.Героиюмористическихпроизведений.Средствавыразительноститекста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. ЛитературныесказкиШ.Перро,Х.-К.Андерсена,братьевГримм,Э.Т.А.Гофмана,Т.Янссонидр. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическаякультура(работасдетскойкнигойисправочнойлитературой).Польза чтенияикниги:книга—другиучитель.Правилачитателяиспособывыборакниги(тематический, систематическийкаталог). Видыинформации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальномсобытии.Типыкниг(изданий):книга-произведение,книга-сборник,собраниесочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Изучениелитературногочтенияв4классенаправленонадостижениеобучающимисяличностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развитияличностимладшегошкольника,ориентированнуюнапроцессысамопознания,саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивногоотношенияобучающихсякобщественным,традиционным,социокультурнымидуховно- нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическоевоспитание:
становлениеценностногоотношенияксвоейРодине—России,малойродине,проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданскойидентичности,сопричастностик прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальныепредставленияочеловекекакчленеобщества,оправахиответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственноевоспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральныхкачествкродным,близкимичужимлюдям,независимоотихнациональности, социального статуса, вероисповедания;
осознаниеэтическихпонятий,оценкаповеденияипоступковперсонажейхудожественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражениесвоеговидениямира,индивидуальнойпозициипосредствомнакопленияи систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизическогоиморального вреда другим людям
Эстетическоевоспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видамискусства,восприимчивостькразнымвидамискусства,традициямитворчествусвоегои других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретениеэстетическогоопытаслушания,чтенияиэмоционально-эстетическойоценки
произведенийфольклораихудожественнойлитературы;
пониманиеобразногоязыкахудожественныхпроизведений,выразительныхсредств, создающих художественный образ.
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяэмоциональногоблагополучия:
соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругихлюдей)образажизнив окружающей среде (в том числе информационной);
бережноеотношениекфизическомуипсихическомуздоровью.
Трудовоевоспитание:
осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества,ответственноепотреблениеи бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическоевоспитание:
бережноеотношениекприроде,осознаниепроблемвзаимоотношенийчеловекаиживотных, отражённых в литературных произведениях;
неприятиедействий,приносящихейвред.
Ценностинаучногопознания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, пониманиеважностисловакаксредствасозданиясловесно-художественногообраза,способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладениесмысловымчтениемдлярешенияразличногоуровняучебныхижизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы,развитиепознавательногоинтереса,активности,инициативности,любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Врезультатеизученияпредмета«Литературноечтение»вначальнойшколеуобучающихсябудут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовыелогическиедействия:
сравниватьпроизведенияпотеме,главноймысли(морали),жанру,соотноситьпроизведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединятьпроизведенияпожанру,авторскойпринадлежности;
определятьсущественныйпризнакдляклассификации,классифицироватьпроизведенияпо темам, жанрам и видам;
находитьзакономерностиипротиворечияприанализесюжета(композиции),восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлятьнедостатокинформациидлярешенияучебной(практической)задачинаоснове предложенного алгоритма;
устанавливатьпричинно-следственныесвязивсюжетефольклорногоихудожественного
текста,присоставленииплана,пересказетекста,характеристикепоступковгероев;
базовыеисследовательскиедействия:
определятьразрывмеждуреальнымижелательнымсостояниемобъекта(ситуации)наоснове предложенных учителем вопросов;
формулироватьспомощьюучителяцель,планироватьизмененияобъекта,ситуации;
сравниватьнескольковариантоврешениязадачи,выбиратьнаиболееподходящий(наоснове предложенных критериев);
проводитьпопредложенномуплануопыт,несложноеисследованиепоустановлению особенностейобъектаизучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательстваминаосноверезультатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозироватьвозможноеразвитиепроцессов,событийиихпоследствияваналогичных или сходных ситуациях;
работасинформацией:
выбиратьисточникполученияинформации;
согласнозаданномуалгоритмунаходитьвпредложенномисточникеинформацию, представленную в явном виде;
распознаватьдостовернуюинедостовернуюинформациюсамостоятельноилинаосновании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдатьспомощьювзрослых(учителей,родителей(законныхпредставителей)правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализироватьисоздаватьтекстовую,видео,графическую,звуковуюинформациюв соответствии с учебной задачей;
самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации.
Кконцуобучениявначальнойшколеуобучающегосяформируютсякоммуникативные
универсальныеучебныедействия:
общение:
восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямии условиями общения в знакомой среде;
проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаи дискуссии;
признаватьвозможностьсуществованияразныхточекзрения;
корректноиаргументированновысказыватьсвоёмнение;
строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленнойзадачей;
создаватьустныеиписьменныетексты(описание,рассуждение,повествование);
готовитьнебольшиепубличныевыступления;
подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления.
Кконцуобучениявначальнойшколеуобучающегосяформируютсярегулятивныеуниверсальные учебные действия:
самоорганизация:
планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата;
выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий;
самоконтроль:
устанавливатьпричиныуспеха/неудачучебнойдеятельности;
корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияошибок.
Совместнаядеятельность:
формулироватькраткосрочныеидолгосрочныецели(индивидуальныесучётомучастияв коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
приниматьцельсовместнойдеятельности,коллективностроитьдействияпоеёдостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;
ответственновыполнятьсвоючастьработы;
оцениватьсвойвкладвобщий результат;
выполнятьсовместныепроектныезаданиясопоройнапредложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированынаприменениезнаний,уменийинавыковобучающимисявразличныхучебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
Кконцуобучениявчетвёртомклассеобучающийсянаучится:
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовойидуховнойкультурынародовРоссииимира,ориентироватьсявнравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
демонстрироватьинтересиположительнуюмотивациюксистематическомучтениюи слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
читатьвслухипросебявсоответствиисучебнойзадачей,использоватьразныевидычтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читатьвслухцелымисловамибезпропусковиперестановокбуквислоговдоступныепо восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читатьнаизустьнеменее5стихотворенийвсоответствиисизученнойтематикой произведений;
различатьхудожественныепроизведенияипознавательныетексты;
различатьпрозаическуюистихотворнуюречь:называтьособенностистихотворного произведения(ритм, рифма, строфа), отличатьлирическое произведение отэпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения:отвечатьиформулироватьвопросы(втомчислепроблемные)кпознавательным, учебным и художественным текстам;
различатьиназыватьотдельныежанрыфольклора(считалки,загадки,пословицы,потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы,стихотворения,басни),приводитьпримерыразныхжанровлитературыРоссииистран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главнуюмысль,последовательностьсобытийвтекстепроизведения,выявлятьсвязьсобытий, эпизодов текста;
характеризоватьгероев,даватьоценкуихпоступкам,составлятьпортретныехарактеристики персонажей,выявлятьвзаимосвязьмеждупоступкамиимыслями,чувствамигероев,сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
объяснятьзначениенезнакомогословасопоройнаконтекстисиспользованиемсловаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж,характер,тема,идея,заголовок,содержаниепроизведения,эпизод,смысловыечасти, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления,грамматики);устно и письменно формулироватьпростыевыводынаосновепрослушанного/прочитанноготекста,подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно,выборочно,сжато(кратко),отлицагероя,сизменениемлицарассказчика,оттретьего лица;
читатьпоролямссоблюдениемнормпроизношения,расстановкиударения,инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения(неменее10предложений),писатьсочиненияназаданнуютему,используяразные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
составлятькраткийотзывопрочитанномпроизведениипозаданномуалгоритму;
сочинятьпоаналогииспрочитанным,составлятьрассказпоиллюстрациям,отимениодного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
использоватьвсоответствиисучебнойзадачейаппаратиздания(обложку,оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбиратькнигидлясамостоятельногочтениясучётомрекомендательногосписка,используя картотеки,рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемоговхода),дляполучениядополнительнойинформациивсоответствиисучебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименованиеразделовитемпрограммы | Количествочасов | Датаизучения | Видыдеятельности | Виды,формыконтроля | Электронные (цифровые) образовательныересурсы |
всего | контрольныеработы | практическиеработы |
1.1. | ОРодине,героическиестраницыистории | 12 | 0 | 0 | 01.09.2022 21.09.2022 | Обсуждение вопросов, например, «Какие слова изпроизведенияподходятдляописаниякартины?»,«Какиесловамогли бы стать названием картины?»; | Устныйопрос;Письменныйконтроль; | https://infourok.ru/Учи.ру |
1.2. | Фольклор(устноенародноетворчество) | 11 | 0 | 0 | 22.09.2022 07.10.2022 | Разговорпередчтением:обсуждениевопросов:«Что?»,«Какиепроизведенияотносятсякфольклору?»,объяснение, приведение примеров; | Устныйопрос; | https://uchi.ru/main,Российскаяэлектроннаяшкола |
1.3. | ТворчествоА.С.Пушкина | 12 | 0 | 0 | 10.10.2022 28.10.2022 | Работа с текстом произведения (изучающее и поисковоевыборочное чтение): анализ сюжета, повтор как основаизменения сюжета, характеристика героев (положительныеили отрицательные, портрет), волшебные помощники,описание чудесв сказке, анализ композиции; | Устныйопрос; | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogochteniya-i-a-krylov-2-klass4672533.html |
1.4. | ТворчествоИ.А.Крылова | 4 | 0 | 0 | 07.11.2022 11.11.2022 | Дифференцированная работа:«чтение» информации,представленной в схематическом виде, обобщениепредставлений о баснописцах, выполнениезадания«Вспомните и назовите»; | Устныйопрос; | https://interneturok.ru/lesson/lihttps://uchi.ru/main,Российская электронная школа |
1.5. | ТворчествоМ.Ю.Лермонтова | 4 | 0 | 0 | 14.11.2022 18.11.2022 | Разговор перед чтением: понимание общего настроениялирического произведения, творчество М. Ю. Лермонтова;Слушание стихотворных произведений (не менее трёх)М. Ю.Лермонтова: «Горные вершины…», «Утёс», «Парус»,«Москва,Москва! Люблю тебя как сын…» и др.; Учебныйдиалог:обсуждениеэмоциональногосостоянияпривосприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какоечувствосоздаётпроизведение?»; Упражнениеввыразительномчтениивслухинаизустьссохранением интонационного рисунка произведения; | Устныйопрос;Творческаяработа; | https://infourok.ru/biblioteka/lhttps://uchi.ru/main,Учи.ру |
1.6. | Литературнаясказка | 9 | 0 | 0 | 21.11.2022 05.12.2022 | ЗнакомствососказомП.П.Бажова«Серебряноекопытце»,выделение особенностей жанра; Слушаниеичтениелитературныхсказок.Например;М.Ю.; Лермонтов«Ашик-Кериб»; П.П.Ершов«Конёк-Горбунок»; В.Ф.Одоевский«Городоквтабакерке»;С. Т. Аксаков«Аленький цветочек»; Е.Л.Шварц«Сказкаопотерянномвремени»;Пересказ(устно); ; | Устныйопрос;Творческаяработа; | https://interneturok.ru/lesson/li,Учи.ру,Российскаяэлектроннаяшкола |
1.7. | КартиныприродывтворчествепоэтовиписателейХIХвека | 7 | 0 | 0 | 07.12.2022 16.12.2022 | Слушаниелирическихпроизведений; обсуждение эмоционального состояния при восприятииописанных картин природы; ответнавопрос«Какоенастроениесоздаётпроизведение?Почему?».НапримерестихотворенийФ.И.Тютчева«Ещёземлипечален; вид…»; «Как неожиданно и ярко…»;А.А.Фета«Весеннийдождь»; ; «Бабочка»; В.А.Жуковского«Ночь»; «Песня»; Е.А.Баратынского«Весна;весна! Как воздух чист!»; «Гдесладкийшёпот…»(неменеепятиавторовповыбору); ; | Устныйопрос; | https://infourok.ru/prezentaciya-tema-prirody-v-tvorchestvepisatelej-xx-v-5054548.html,учи.ру |
1.8. | ТворчествоЛ.Н.Толстого | 7 | 0 | 0 | 19.12.2022 29.12.2022 | СлушаниеичтениепроизведенийЛ.Н.Толстого«Детство»(отрывки из повести), «Мужик и водяной», «Русак», «Черепаха»идр.; | Устныйопрос; | https://infourok.ru https://resh.edu.ru/, Российскаяэлектроннаяшкола |
1.9. | Картиныприродывтворчествепоэтовиписателей XX века | 6 | 0 | 0 | 30.12.2022 16.01.2023 | Творческоезадание:воссозданиеввоображенииописанныхвстихотворениикартин; | Устныйопрос; | https://infourok.ru/prezentaciy,Учи.ру |
1.10. | Произведенияоживотныхироднойприроде | 12 | 0 | 0 | 18.01.2023 06.02.2023 | Чтениевслухипросебя(молча)произведенийоживотных:В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»; «Капалуха»; «Весеннийостров»; А.И.Куприн«Скворцы»; К.Г.Паустовский«Какиебываютдожди»(неменеедвухпроизведений по выбору) Учебный диалог:; обсуждениетемыиглавноймыслипроизведений;определение признаков жанра; ; | Устныйопрос;Пересказ; | https://infourok.ru/https://resh.edu.ru/,Учи.ру |
1.11. | Произведенияодетях | 13 | 0 | 0 | 08.02.2023 09.03.2023 | Пересказ(устно)произведенияотлицагерояилиоттретьеголица; | Пересказ; | https://infourok.ru https://uchi.ru/main https://infourok.ru,Учи.ру |
1.12. | Пьеса | 5 | 0 | 0 | 10.03.2023 17.03.2023 | Чтениевслухипросебя(молча)пьес.Например;С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев»; Е.Л.Шварц«КраснаяШапочка»(однаповыбору);Учебный диалог: анализ; действующих лиц;обсуждение проблемы:; является ли автор пьесы;действующимлицом; ответнавопрос; ; | Устныйопрос;Чтениепоролям; | https://uchi.ru/main,Российскаяэлектроннаяшкола |
1.13. | Юмористическиепроизведения | 6 | 0 | 0 | 20.03.2023 05.04.2023 | Дифференцированная работа: придумывание продолжениярассказа; | Устныйопрос; | https://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2018/12/11/komicheskoe-v-literature-dlyadetey |
1.14. | Зарубежнаялитература | 8 | 0 | 0 | 06.04.2023 19.04.2023 | Работа с текстом произведения (характеристика героя):нахождениеописаниягероя,определениевзаимосвязимеждупоступками героев, сравнивание героев по аналогии или поконтрасту, оценка поступков героев; Поискдополнительнойсправочнойинформацииозарубежныхписателях:Дж.Свифт,МаркТвен,Л.Кэрролл,представлениесвоего сообщения в классе, составление выставки книгзарубежных сказок, книг о животных; | Устныйопрос;Практическаяработа;Тестирование; | https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/, Российскаяэлектроннаяшкола |
1.15. | Библиографическаякультура (работа сдетской книгой исправочнойлитературой | 7 | 0 | 0 | 20.04.2023 03.05.2023 | Поискинформациивсправочнойлитературе,работасразличными периодическими изданиями: газетами ижурналами для детей; Составление аннотации (письменно) на любимоепроизведение Коллективная работа: подготовка творческогопроекта на темы«Русские писатели и их произведения», «Сказкинародныеилитературные»,«Картиныприродывтворчестве поэтов»,«Моя любимая книга»; | Устныйопрос;Практическаяработа; | https://resh.edu.ru/https://uchi.ru/main,Учи.ру |
Резервноевремя | 13 | |
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ | 136 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темаурока | Количествочасов | Дата изучения | Виды,формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | НашеОтечество,образродной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). | 1 | 0 | 0 | 01.09.2022 | Устныйопрос; |
2. | Представление о проявлении любви к родной земле в литературеразныхнародов(на примере писателей родного края, народов России). | 1 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Устныйопрос; |
3. | Знакомство с культурно- историческим наследием России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова,МихаилаКутузова и других выдающихся защитников Отечества (по выбору) | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Устныйопрос; |
4. | Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. ГероическоепрошлоеРоссии, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Устныйопрос; |
5. | Осознаниепонятий:поступок, подвиг. Расширение представлений о народной и авторской песне: понятие «историческая песня», знакомство с песнями на тему ВеликойОтечественнойвойны | 1 | 0 | 0 | 08.09.2022 | Устныйопрос; |
6. | Образгероев.Исторические страницы России. | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Письменный контроль; |
7. | Наше Отечество, образродной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Сравнение текстов, героев. | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устныйопрос; |
8. | Наше Отечество, образродной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок. | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устныйопрос; |
9. | НашеОтечество,образродной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Устныйопрос; |
10. | НашеОтечество,образродной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок | 1 | 0 | 0 | 16.09.2022 | Устныйопрос; |
11. | НашеОтечество,образродной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Устныйопрос; |
12. | НашеОтечество,образродной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Структура текста. План. Пересказ | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Практическая работа; |
13. | Фольклоркакнародная духовная культура. Представление о многообразии видов фольклора: словесный,музыкальный, обрядовый | 1 | 0 | 0 | 22.09.2022 | Устныйопрос; |
14. | Понимание культурного значения фольклора для появленияхудожественной литературы. Обобщение представлений о малых жанрах фольклора. | 1 | 0 | 0 | 23.09.2022 | Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
15. | Сказочники. Собира- тели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Углубление представлений о видах сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственныхценностей,быта и культуры народов мира. | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устныйопрос; |
16. | Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, образам и форме («бродячие» сюжеты) | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устныйопрос; |
17. | Расширение представлений о былине как эпической песне о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича. | 1 | 0 | 0 | 29.09.2022 | Устныйопрос; |
18. | Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их местов былине и представление в современной лексике. Народные былинно- сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова. | 1 | 0 | 0 | 30.09.2022 | Устныйопрос; |
19. | Фольклор как народная духовная культура. Сравнение. Эпитет. Олицетворение. Метафора. Лирика. Образ. Средства художественной выразительности в былине. | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устныйопрос; |
20. | Фольклор как народная духовнаякультура.Народные былинно- сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Устныйопрос; |
21. | Смысл и задачи фольклорных произведений. | 1 | 0 | 0 | 06.10.2022 | Устныйопрос; |
22. | Фольклор как народная духовная культура. Пересказ краткий. Иллюстрирование. | 1 | 0 | 0 | 07.10.2022 | Устныйопрос; |
23. | Фольклор как народная духовная культура. Пересказ краткий. Иллюстрирование | 1 | 0 | 0 | 10.10.2022 | Практическая работа; |
24. | Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Устныйопрос; |
25. | Углубление представления о средствах художественной выразительности в стихотворном произведении(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 | Устныйопрос; |
26. | Расширение представления о литературных сказках А. С. Пушкинавстихах:«Сказкао мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторскойсказки. Положительныеи отрицательные герои, волшебныепомощники,язык авторской сказки | 1 | 0 | 0 | 14.10.2022 | Устныйопрос; |
27. | Расширение представления о литературных сказках А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Выборочный пересказ | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устныйопрос; |
28. | Описание героев Характеристика. Отношение автора к героям. | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Устныйопрос; |
29. | Смысл сказки. Повторы. Метафоры, другие средства выразительности. | 1 | 0 | 0 | 20.10.2022 | Письменный контроль; |
30. | Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части. | 1 | 0 | 0 | 21.10.2022 | Письменный контроль; |
31. | Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части. | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Устныйопрос; |
32. | Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части. | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Устныйопрос; |
33. | Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Различные виды плана. | 1 | 0 | 0 | 27.10.2022 | Письменный контроль; |
34. | Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Тема. Идея. Заголовок. | 1 | 0 | 0 | 28.10.2022 | Устныйопрос; |
35. | Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Иллюстрации. Авторы иллюстраций. | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Устныйопрос; |
36. | Творчество И. А. Крылова (Представление о басне, как лиро-эпическом жанре. | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Устныйопрос; |
37. | Расширение круга чтения басен на примере произведений А.И.Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого и других баснописцев. | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 | Устныйопрос; |
38. | Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные).Аллегория в баснях. | 1 | 0 | 0 | 11.11.2022 | Устныйопрос; |
39. | Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка. | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устныйопрос; |
40. | Творчество М. Ю. Лермонтова. Лирические произведения М. Ю. Лермонтова: средства художественной выразительности(сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Устныйопрос; |
41. | Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносноезначениесловв метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 | Устныйопрос; |
42. | ЛирическиепроизведенияМ. Ю. Лермонтова. Анализ лексики | 1 | 0 | 0 | 18.11.2022 | Письменный контроль; |
43. | ЛирическиепроизведенияМ. Ю. Лермонтова. Тема и главная мысль (идея) произведения | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Устныйопрос; |
44. | Литературнаясказка Тематика авторских стихотворныхсказок | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Устныйопрос; |
45. | Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова). | 1 | 0 | 0 | 24.11.2022 | Устныйопрос; |
46. | Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова). | 1 | 0 | 0 | 25.11.2022 | Письменный контроль; |
47. | Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова ,П.П .Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова). | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Устныйопрос; |
48. | Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —особенность авторской сказки. | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устныйопрос; |
49. | Связь литературной сказкис фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности | 1 | 0 | 0 | 01.12.2022 | Устныйопрос; |
50. | Связьлитературнойсказкис фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки.Иллюстрациивсказке: назначение, особенности | 1 | 0 | 0 | 02.12.2022 | Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
51. | Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П.П.Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова). | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Устныйопрос; |
52. | Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова,П.П.Ершова,П. П. Бажова, С. Т. Аксакова). | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Устныйопрос; |
53. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. | 1 | 0 | 0 | 08.12.2022 | Устныйопрос; |
54. | Картины природы втворчествепоэтовиписателей ХIХ века Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. | 1 | 0 | 0 | 09.12.2022 | Устныйопрос; |
55. | Анализ текста. Иллюстрации. | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Устныйопрос; |
56. | Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХIХ века: В. А. Жуковский, Е. А.Баратынский,Ф.И.Тютчев,А. А. Фет, Н. А. Некрасов. | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Устныйопрос; |
57. | Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Устныйопрос; |
58. | Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. | 1 | 0 | 0 | 16.12.2022 | Устныйопрос; |
59. | Представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению. | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Устныйопрос; |
60. | Творчество Л.Н.Толстого .Расширение представлений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Устныйопрос; |
61. | Первоначальное представление о повести как эпическом жанре. | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Письменный контроль; |
62. | Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». | 1 | 0 | 0 | 23.12.2022 | Устныйопрос; |
63. | Углубление представлений об особенностях художественного текста- описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого. | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Устныйопрос; |
64. | Заголовок ..Содержание произведения План. | 1 | 0 | 0 | 28.12.2022 | Письменный контроль; |
65. | Виды рассказа рассказ (художественный и научно- познавательный), сказки, басни, быль. Сравнение по структуре, содержанию. | 1 | 0 | 0 | 29.12.2022 | Устныйопрос; |
66. | Анализ героев. Читатель, автор, герой. | 1 | 0 | 0 | 09.01.2023 | Устныйопрос; |
67. январь | Картины природы втворчествепоэтовиписателей ХХ века Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Письменный контроль; |
68. | Картины природы втворчествепоэтовиписателей ХХ века Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. | 1 | 0 | 0 | 12.01.2023 | Устныйопрос; |
69. | Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века: И. А. Бунин, А.А.Блок,К.Д.Бальмонт,М. И. Цветаева. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. | 1 | 0 | 0 | 13.01.2023 | Устныйопрос; |
70. | Авторскиеприёмысоздания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Устныйопрос; |
71. | Анализтекстов.План. Пересказ | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устныйопрос; |
72. | Анализ текстов. План. Пересказ. | 1 | 0 | 0 | 19.01.2023 | Устныйопрос; |
73. | Произведения о животных и родной природеУглубление представлений о взаимоотношенияхчеловекаи животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. | 1 | 0 | 0 | 20.01.2023 | Устныйопрос; |
74. | .Расширениекругачтенияна примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Устныйопрос; |
75. | Составление разных видов плана. | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Письменный контроль; |
76. | Произведения о животных и роднойприродеРасширение круга чтения. Любимые произведения. Аннотации. Рассказ | 1 | 0 | 0 | 26.01.2023 | Устныйопрос; |
77. | Иллюстрацииирепродукции. Описание | 1 | 0 | 0 | 27.01.2023 | Письменный контроль; |
78. | Анализ и сравнение текстов (герои,сюжет)А.И.Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 | Практическая работа; |
79. | Тема,основнаямысль(идея). Заголовок. Характеристика героев. | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Устныйопрос; |
80. | Автор, герой, читатель. | 1 | 0 | 0 | 02.02.2023 | Устныйопрос; |
81. | Разные виды пересказа, цель, структура. | 1 | 0 | 0 | 03.02.2023 | Устныйопрос; |
82. | Литературный герой, персонаж, характер. | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
83. | Эпизод, смысловые части Композиция. Иллюстрации. | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устныйопрос; |
84. | Тема охраны природы в произведениях. Смысл. Нравственные ценности. | 1 | 0 | 0 | 09.02.2023 | Устныйопрос; |
85. | Произведения о детях Расширение тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослымиисверстниками(на примере содержания произведений А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина- Михайловского и др. | 1 | 0 | 0 | 10.02.2023 | Устныйопрос; |
86. | Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Авторское отношение к героям, лексика, сюжет. | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Устныйопрос; |
87. | Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Рассказ о героев. Построение высказывания. Анализ. | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Письменный контроль; |
88. | Основные события сюжета, поведение, поступки героев. Номинативный план. Вопросный план. | 1 | 0 | 0 | 16.02.2023 | Письменный контроль; |
89. | Характеристика героев, описание. | 1 | 0 | 0 | 17.02.2023 | Устныйопрос; |
90. | Прогнозирование по заголовку. | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Устныйопрос; |
91. | Портрет героев. Иллюстрирование. Работа с информацией в тексте. Выборочное чтение. | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устныйопрос; |
92. | Сюжет. Последовательность событий. | 1 | 0 | 0 | 02.03.2023 | Устныйопрос; |
93. | Эпизод, смысловые части. Композиция. | 1 | 0 | 0 | 03.03.2023 | Письменный контроль; |
94. | Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных)к произведению. | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Устныйопрос; |
95. | Словесный портрет героя как его характеристика. Подробное и краткое описание на основе текста. | 1 | 0 | 0 | 09.03.2023 | Устныйопрос; |
96. | Составление вопросов по тексту. Главная и второстепенная информация. | 1 | 0 | 0 | 10.03.2023 | Устныйопрос; |
97. | Произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками Формирование нравственных ценностей и позиций. | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Практическая работа; |
98. | Пьеса. Знакомство с новым жанром—пьесой-сказкой. | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устныйопрос; |
99. | Пьеса — произведение литературы и театрального искусства. | 1 | 0 | 0 | 16.03.2023 | Устныйопрос; |
100. | Знакомство с новым жанром —пьесой-сказкой. | 1 | 0 | 0 | 17.03.2023 | Устныйопрос; |
101. | Понятия: пьеса, действие, персонажи, диалог, ремарка, реплика. | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Письменный контроль; |
102. | Анализ действующих лиц, обсуждение проблем. Структура пьесы. Особенности. | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Устныйопрос; |
103. | Юмористические произведения . Расширение круга чтения юмористических произведений на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н.Н.Носова, В.В. Голявкина, М. М. Зощенко. | 1 | 0 | 0 | 23.03.2023 | Устныйопрос; |
104. | Герои юмористических произведений.Характеристика, описание. Анализ | 1 | 0 | 0 | 24.03.2023 | Устныйопрос; |
105. | Средствавыразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведениявкиноитеатре | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Устныйопрос; |
106. | Понятие юмора. Юмор в жизни и произведениях художественной литературы | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Устныйопрос; |
107. | Слушание и чтение художественных произведений. Высказывание о проблемах и вопросах. | 1 | 0 | 0 | 06.04.2023 | Устныйопрос; |
108. | Прогнозирование по заголовку. Составление текстов. Анализ лексики. | 1 | 0 | 0 | 07.04.2023 | Письменный контроль; |
109. | Зарубежная литература . Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм. | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устныйопрос; |
110. | Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устныйопрос; |
111. | Особенности приключенческой литературы. Работа с дополнительной информацией, смысловые части, выбор отрывков из текста по цели | 1 | 0 | 0 | 13.04.2023 | Творческая работа; |
112. | Обмен мнениями по сюжету произведений. Структура высказывания(рассуждение, описание, повествование) | 1 | 0 | 0 | 14.04.2023 | Устныйопрос; |
113. | Тема. Идея. Заголовок. Содержание произведения. Эпизод, смысловые части. Анализ текста. | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Письменный контроль; |
114. | Работа с текстом произведения(характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнивание героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев. | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Устныйопрос; |
115. | Средства художественной выразительности. | 1 | 0 | 0 | 20.04.2023 | Устныйопрос; |
116. | Работа с текстовой и иллюстративной информацией. | 1 | 0 | 0 | 21.04.2023 | Устныйопрос; |
117. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устныйопрос; |
118. | Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно- иллюстративный материал. | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устныйопрос; |
119. | Очерк как повествование о реальном событии. | 1 | 0 | 0 | 27.04.2023 | Устныйопрос; |
120. | Типы книг (изданий): книга- произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. | 1 | 0 | 0 | 28.04.2023 | Устныйопрос; |
121. | Работа с источниками периодической печати. | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Устныйопрос; |
122. | Задачи библиографической литературы | 1 | 0 | 0 | 04.05.2023 | Устныйопрос; |
123. | Создание выставки библиографий. Устное высказывание. | 1 | 0 | 0 | 05.05.2023 | Практическая работа; |
124. | О Родине, героические страницы истории. Произведение о Родине. | 1 | 0 | 0 | 08.05.2023 | Устныйопрос; |
125. | Подготовка информации о малойродине.Чтениетекстов об историческом прошлом | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Устныйопрос; |
126. | Подготовкаустных высказываний. | 1 | 0 | 0 | 11.05.2023 | Устныйопрос; |
127. | Творчествовеликихпоэтови писателей. | 1 | 0 | 0 | 12.05.2023 | Устныйопрос; |
128. | Любимые стихи. Чтение наизусть.Выразительное чтение. | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Творческая работа; |
129. | Композиция. Ритм. Рифма. Строфа.Сравнение.Эпитет. Олицетворение. Метафора. Лирика. Образ. | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Устныйопрос; |
130. | Произведениялюбимых писателей. Составление устных высказываний. Аргументирование. | 1 | 0 | 0 | 18.05.2023 | Устныйопрос; |
131. | Постраницамлюбимыхкниг. Организация выставки. Аннотация.Устное высказывание. | 1 | 0 | 0 | 19.05.2023 | Письменный контроль; |
132. | По страницам любимых книг. Иллюстрирование. Работа с репродукциями.Художникии музыканты в литературе. | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Творческая работа; |
133. | По страницам любимых книг. Иллюстрирование. Работа с репродукциями.Художникии музыканты в литературе. | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Устныйопрос; |
134. | По страницам любимых книг. Читательскийдневник.Смысл. Структура. | 1 | 0 | 0 | 25.05.2023 | Устныйопрос; |
135. | Постраницамлюбимыхкниг. Выборочное чтение. Аннотация. | 1 | 0 | 0 | 26.05.2023 | Устныйопрос; |
136. | Творчество поэтов и писателей ХХ века. Читательский дневник. Читательскийопыт.Смысл задачи. Формирование нравственных качеств. | 1 | 0 | 0 | 29.05.2023 | Письменный контроль; |
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 0 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
КлимановаЛ.Ф.,ГорецкийВ.Г.,ГоловановаМ.В.идругие,Литературноечтение(в2частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введитесвойвариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
РабочаяпрограммаполитературномучтениюкучебникуКлимановаЛ.Ф.,ГорецкийВ.Г.,Голованова М.В. и другие, Литературное чтение
(в2частях).Учебник.4класс.Акционерноеобщество«Издательство«Просвещение»;Методические рекомендации литературное чтение Н.А. Стефаненко издательство "Просвещение
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/https://uchi.ruhttps://infourok.ru,Учи.ру,Российскаяэлектроннаяшкола
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
рабочаяпрограмма,учебникЛитературногочтения,электронныепособия,методическиепособия
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийныйпроектор,многофункциональноеустройство(принтер-копир-сканер),фронтальные колонки двухполосные,сетевой фильтр,интерактивное
оборудованиеИнтерактивнаядоскаSmartboard,компьютерноеоборудованиеНоутбукучителя