СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3445033) учебного курса «Вероятность и статистик» для 8 класса основного общего образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА  "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"

Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3445033) учебного курса «Вероятность и статистик» для 8 класса основного общего образования»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Администрация муниципального образования Светлинский район

МАОУ "ССОШ №2"


РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО МИФ

______________ Королева Е.И.

Протокол №номер

от "число" месяц год г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР

______________ Яковлева С.Г.

Протокол № номер

от "число" месяц  год г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

______________ КугаеваУ.К.

Приказ № номер

от "число" месяц год г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3445033)

учебного курса

«Вероятность и статистик»

для 8 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год






Составитель: Королева Елена Ивановна

учитель математики



поселок Светлый 2022-2023





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА  "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"

Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.

Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.

Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 8 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». На изучение данного курса отводит 2 учебный часа в неделю, всего 68 учебных часа в год.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. 

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. 

Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.

Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.

Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. 

Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. 

Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.

Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с по мощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);

готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; 

  • способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

2)  Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

  • выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3)  Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются следующими умениями.

  • Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

  • Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).

  • Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.

  • Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

  • Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.

  • Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств.

  • Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Представление данных

1.1.

Представление данных в таблицах.

0.5




Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных

Устный опрос;

school-collection.edu.ru

1.2.

Практические вычисления по табличным данным.

0.5




Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

1.3.

Извлечение и интерпретация табличных данных.

1




Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

1.4.

Практическая работа «Таблицы».

1




Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ;

Практическая работа;

school-collection.edu.ru

1.5.

Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм.

1




Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

1.6.

Чтение и построение диаграмм.

1




Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

1.7.

Примеры демографических диаграмм.

1




Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

1.8

Практическая работа «Диаграммы»


1



Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных

Контрольная работа;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу

7

 

Раздел 2. Описательная статистика

2.1.

Числовые наборы.

1




Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана.;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

2.2.

Среднее арифметическое.

1




Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана.;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

2.3.

Медиана числового набора.

1




Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана.;

Тестирование;

school-collection.edu.ru

2.4.

Устойчивость медианы.

1




Решать задачи

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

2.5.

Практическая работа «Средние значения».

1


1


Изучать свойства средних, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практических работ.;

Практическая работа;

school-collection.edu.ru

2.6.

Наибольшее и наименьшее значения числового набора.

1




Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах.;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

2.7.

Размах.

1




Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах.; Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования;

Устный опрос; Контрольная работа;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу

8

 

Раздел 3. Случайная изменчивость

3.1.

Случайная изменчивость (примеры).

1




Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма.;

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

school-collection.edu.ru

3.2.

Частота значений в массиве данных.

1




Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма.;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

3.3.

Группировка.

1




Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма.;

Тестирование;

school-collection.edu.ru

3.4.

Гистограммы.

2




Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки.;

Практическая работа;

school-collection.edu.ru

3.5.

Практическая работа «Случайная изменчивость»



1


Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.;

Контрольная работа; Практическая работа;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:

6

 

Раздел 4. Введение в теорию графов

4.1.

Граф, вершина, ребро.

0,5




Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл.;

Устный опрос;

school-collection.edu.ru

4.2.

Представление задачи с помощью графа.

0,5




Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл.;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

4.3.

Степень (валентность) вершины.

1




Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл.;

Тестирование;

school-collection.edu.ru

4.4.

Число рёбер и суммарная степень вершин.

1




Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл.;

Устный опрос;

school-collection.edu.ru

4.5.

Цепь и цикл.

1




Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл.;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

4.6.

Путь в графе.

1




Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф.;

Практическая работа;

school-collection.edu.ru

4.7.

Представление о связности графа.

1




Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф.;

Практическая работа;

school-collection.edu.ru

4.8.

Обход графа (эйлеров путь).

1




Решать задачи на поиск суммы степеней вер- шин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах.; Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах;

Практическая работа;

school-collection.edu.ru

4.9.

Представление об графах.

1




Решать задачи на поиск суммы степеней вер- шин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах.;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:

8







Раздел 5. Вероятность и частота случайного события

5.1.

Случайный опыт и случайное событие.

0.5




Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие.;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru


5.2.

Вероятность и частота события.

0.5




Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие.;

Тестирование;

school-collection.edu.ru


5.3.

Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе.

1




Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных).

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

5.4.

Монета и игральная кость в теории вероятностей.

1




Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных).

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

5.5.

Практическая работа «Частота выпадения орла»

1




Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.;

Практическая работа;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:

4

 

 

 

 

 

 

Раздел 6. Обобщение, контроль

6.1.

Представление данных.

1




Повторять изученное и выстраивать систему знаний.;

Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

6.2.

Описательная статистика.

2




Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. ;

Контрольная работа; Практическая работа;

school-collection.edu.ru

6.3.

Вероятность случайного события.

2




Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик. ; Обсуждать примеры случайных событий, мало вероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни чело века;

Тестирование;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:   

5

 

 

 

 

 

 

Раздел 7. Описательная статистика. Рассеивание данных

7.1.

Отклонения.

1




Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

7.2.

Дисперсия числового набора.

1




Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

7.3.

Стандартное отклонение числового набора.

1




Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам

рассеивания.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

7.4.

Диаграммы рассеивания

1




Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с

помощью компьютера;

Практическая работа

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:

4

 

 

 

 

 

 

Раздел 8. Множества

8.1.

Множество, подмножество.

1




Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

8.2.

Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение.

1




Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

8.3.

Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.

1




Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

8.4.

Графическое представление множеств.

1




Использовать графическое представление множеств при описании реальных

процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и

курсов;

Практическая работа

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:

4

 

Раздел 9. Вероятность случайного события

9.1.

Элементарные события.

1




Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как

совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

9.2.

Случайные события.

1




Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как

совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

9.3.

Благоприятствующие элементарные события.

1




Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как

совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

9.4.

Вероятности событий.

1




Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

9.5.

Опыты с равновозможными элементарными событиями.

0,5




Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с

равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью

компьютера.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

9.6.

Случайный выбор.
 

0,5




Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с

равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью

компьютера.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

9.7.

Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями»



1


Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы.

Практическая

работа;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:

6

 

 

 

 

 

 

Раздел 10. Введение в теорию графов

10.1.

Дерево.
 

1




Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

10.2.

Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.

1




Изучать свойства дерева: существование висячей вершины, единственность пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

10.3.

Правило умножения.

1


1


Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с

применением правила умножения.;

Практическая

работа;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:

4

 

 

 

 

 

 

Раздел 11. Случайные события

11.1.

Противоположное событие.

1




Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера

—Венна), совместные и несовместные события.;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

11.2.

Диаграмма Эйлера.
 

1




Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей).;

Устный опрос

school-collection.edu.ru

11.3.

Объединение и пересечение событий.

1




Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм

Эйлера, формулы сложения вероятностей.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

11.4.

Несовместные события.

1




Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм

Эйлера, формулы сложения вероятностей.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

11.5.

Формула сложения вероятностей.

1




Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм

Эйлера, формулы сложения вероятностей.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

11.6.

Правило умножения вероятностей.

0,5




Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

11.7.

Условная вероятность.

0,5




Изучать свойства (определения) независимых событий.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

11.8.

Независимые события. Представление случайного эксперимента в виде дерева.

1




Решать задачи на определение и использование независимых событий.;

Устный опрос; Письменный контроль;

school-collection.edu.ru

11.9.

Практическая работа «Случайные события»



1


Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта.;

Практическая

работа;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:   

8

 

 

 

 

 

 

Раздел 12. Обобщение, контроль

12.1.

Представление данных.

0,5




Повторять изученное и выстраивать систему знаний.; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

school-collection.edu.ru

12.2.

Описательная статистика.

0,5




Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

school-collection.edu.ru

12.3.

Графы.

1




Решать задачи с применением графов.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

school-collection.edu.ru

12.4.

Вероятность случайного события.

1




Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по

вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с

равновозможными элементарными событиями.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

school-collection.edu.ru

12.5.

Элементы комбинаторики.

1




Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с рименением

комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля.;

Устный

опрос;

Письменный

контроль;

school-collection.edu.ru

Итого по разделу:

4

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ



 

 













ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

План


Раздел 1. Представление данных

7

-

1


1.

Представление данных в таблицах. Практические вычисления по табличным данным.

1



1.09

Устный опрос; Письменный контроль.

2.

Извлечение и интерпретация табличных данных.

1



6.09

Устный опрос; Письменный контроль.

3.

Практическая работа «Таблицы».

1



8.09

Устный опрос; Письменный контроль.

4.

Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм.

1



13.09

Устный опрос; Письменный контроль.

5.

Чтение и построение диаграмм.

1



15.09

Устный опрос; Письменный контроль.

6.

Примеры демографических диаграмм.

1



20.09

Устный опрос; Письменный контроль.

7.

Практическая работа «Диаграммы»

1


1

22.09

Письменный контроль.

Раздел 2. Описательная статистика

8

-

1


8.

Числовые наборы.

1



27.09

Устный опрос; Письменный контроль.

9.

Среднее арифметическое.

1



29.09

Устный опрос; Письменный контроль.

10.

Медиана числового набора.

1



4.10

Устный опрос; Письменный контроль.

11.

Устойчивость медианы.

1



6.10

Устный опрос; Письменный контроль.

12.

Наибольшее и наименьшее значения числового набора.

1



11.10

Устный опрос; Письменный контроль.

13.

Размах.

1



13.10

Устный опрос; Письменный контроль.

14.

Размах.

1



18.10

Устный опрос; Письменный контроль.

15.

Практическая работа «Средние значения, размах».

1


1

20.10

Письменный контроль.

Раздел 3. Случайная изменчивость

6

-

1


16.

Случайная изменчивость (примеры).

1



25.10

Устный опрос; Письменный контроль.

17.

Частота значений в массиве данных.

1



27.10

Устный опрос; Письменный контроль.

18.

Группировка.

1



8.11

Устный опрос; Письменный контроль.

19.

Гистограммы.

1



10.11

Устный опрос; Письменный контроль.

20.

Гистограммы.

1



15.11

Устный опрос; Письменный контроль.

21.

Практическая работа «Случайная изменчивость»

1


1

17.11

Письменный контроль.

Раздел 4. Введение в теорию графов

8

-

-


22.

Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа.

1



22.11

Устный опрос; Письменный контроль.

23.

Степень (валентность) вершины.

1



24.11

Устный опрос; Письменный контроль.

24.

Число рёбер и суммарная степень вершин.

1



29.11

Устный опрос; Письменный контроль.

25.

Цепь и цикл.

1



1.12

Устный опрос; Письменный контроль.

26.

Путь в графе.

1



6.12

Устный опрос; Письменный контроль.

27.

Представление о связности графа.

1



8.12

Устный опрос; Письменный контроль.

28.

Обход графа (эйлеров путь).

1



13.12

Устный опрос; Письменный контроль.

29.

Представление об графах.

1



15.12

Устный опрос; Письменный контроль.

Раздел 5. Вероятность и частота случайного события

4

-

1


30.

Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события.

1



20.12

Устный опрос; Письменный контроль.

31.

Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе.

1



22.12

Устный опрос; Письменный контроль.

32.

Монета и игральная кость в теории вероятностей.

1



27.12

Устный опрос; Письменный контроль.

33.

Практическая работа «Частота выпадения орла»

1


1

29.12

Письменный контроль.

Раздел 6. Обобщение, контроль

5




34.

Представление данных.

1



10.01

Устный опрос; Письменный контроль.

35.

Описательная статистика.

1



12.01

Устный опрос; Письменный контроль.

36.

Описательная статистика.

1



17.01

Устный опрос; Письменный контроль.

37.

Вероятность случайного события.

1



19.01

Устный опрос; Письменный контроль.

38.

Вероятность случайного события.

1



24.01

Устный опрос; Письменный контроль.

Раздел 7. Описательная статистика. Рассеивание данных

4

-

-


39.

Отклонения.

1



26.01

Устный опрос; Письменный контроль.

40.

Дисперсия числового набора.

1



31.01

Устный опрос; Письменный контроль.

41.

Стандартное отклонение числового набора.

1



2.02

Устный опрос; Письменный контроль.

42.

Диаграммы рассеивания

1



7.02

Устный опрос; Письменный контроль.

Раздел 8. Множества

4

-

-


43.

Множество, подмножество.

1



9.02

Устный опрос; Письменный контроль.

44.

Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение.

1



14.02

Устный опрос; Письменный контроль.

45.

Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.

1



16.02

Устный опрос; Письменный контроль.

46.

Графическое представление множеств.

1



21.02

Устный опрос; Письменный контроль.

Раздел 9. Вероятность случайного события

6

-

1


47.

Элементарные события.

1



2802

Устный опрос; Письменный контроль.

48.

Случайные события.

1



2.03

Устный опрос; Письменный контроль.

49.

Благоприятствующие элементарные события.

1



7.03

Устный опрос; Письменный контроль.

50.

Вероятности событий.

1



9.03

Устный опрос; Письменный контроль.

51.

Опыты с равновозможными элементарными событиями.

1



14.03

Устный опрос; Письменный контроль.

52.

Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями»

1


1

16.03

Письменный контроль.

Раздел 10. Введение в теорию графов

4

-

-


53.

Дерево. 

1



21.03

Устный опрос; Письменный контроль.

54.

Дерево. 

1



23.03

Устный опрос; Письменный контроль.

55.

Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.

1



4.04

Устный опрос; Письменный контроль.

56.

Правило умножения.

1



6.04

Устный опрос; Письменный контроль.

Раздел 11. Случайные события

8

-

1


57.

Противоположное событие.

1



11.04

Устный опрос; Письменный контроль.

58.

Диаграмма Эйлера. 

1



13.04

Устный опрос; Письменный контроль.

59.

Объединение и пересечение событий.

1



18.04

Устный опрос; Письменный контроль.

60.

Несовместные события.

1



20.04

Устный опрос; Письменный контроль.

61.

Формула сложения вероятностей.

1



25.04

Устный опрос; Письменный контроль.

62.

Правило умножения вероятностей. Условная вероятность.

1



27.04

Устный опрос; Письменный контроль.

63.

Независимые события. Представление случайного эксперимента в виде дерева.

1



2.05

Устный опрос; Письменный контроль.

64.

Практическая работа «Случайные события»

1


1

4.05

Письменный контроль.

Раздел 12. Обобщение, контроль

4

-

-


65.

Представление данных. Описательная статистика.

1



9.05

Устный опрос; Письменный контроль.

66.

Графы.

1



11.05

Устный опрос; Письменный контроль.

67.

Вероятность случайного события.

1



16.05

Устный опрос; Письменный контроль.

68.

Элементы комбинаторики.

1



18.05

Устный опрос; Письменный контроль.


68

-

6



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Алгебра, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др, Просвещение, 2017;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Евстафьева Л.П., Карп А.П. Алгебра. Дидактические материалы. 7,8,9 класс / Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, С.В. Суворова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009 2. Калинина М.Ф. Алгебра 8 класс: Поурочные планы по учебнику под редакцией Дорофеева Г.В.. – Волгоград: Учитель, 2008 3. Примерная программа общеобразовательных учреждений по

-Теория вероятностей и статистика 7-9кл.Москва "Просвещение"2022г, Ященко И.В.,Высоцкий И.Р. и.др.
-Теория вероятностей и статистика 7-9кл.Москва "Просвещение"2020г, Ященко И.В.,Высоцкий И.Р. и.др.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Интернет-школа сайт www.Просвещение.ru. 2. Сайт www.talant Perm ru.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!