СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа история 116ч

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 116ч

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа история 116ч»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Владимирской области

«Владимирский индустриальный колледж»




РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПЦК Директор ГБПОУ ВО «ВИК» кафедры гуманитарных и

естественно-научных дисциплин ________________ А.Н. Уланов

__________________Е.А.Степанова

«___»________________ 20__ г. Протокол № ______

от «____»____________ 20__ г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ИСТОРИЯ

















2020 г.



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

по профессиям среднего профессионального образования

(далее СПО)


11.02.01 Радиоаппаратостроение









Разработчик:

1. Смыслов С.В.. - преподаватель общественных дисциплин

ГБОУ СПО ВО «ВИК»




































СОДЕРЖАНИЕ



стр.


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


9

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


35

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


36




1. паспорт ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ


Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена  для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /.

Цели учебной дисциплины:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

  • развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

  • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

  • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс истории на ступени среднего общего образования являетсячастью концентрической системы исторического образования. Содержание учебного материала для учреждений НПО и СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.

Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.

Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Дисциплина «история» ОУД. 04 относится к предметной деятельности - общественные науки.

Дисциплина «история» относится к циклу общеобразовательных дисциплин СОО, является общей.

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 170 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося116 часов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы «История» (базовый уровень) должны отражать :

1) формировать представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) формировать умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) формировать умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.








2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

116

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

106

Практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета










































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УЧЁТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Введение

Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации,варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

1. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земномушаруСреда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами.Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Основные понятия: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.  

Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. .

Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. 

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Новоегипетская держава, Вавилон времен Хаммурапи.

Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. 

Религии Древнего мира и культурное наследие древнихцивилизаций

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на ЗападеВозникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Основные понятия: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.

2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. 

Китайско-конфуцианская цивилизация

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

Буддизм на Востоке в Средние века.


Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

Арабо-мусульманская цивилизация.

Возникновение ислама. Мухаммад. 

Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.

Становление западноевропейской средневековой цивилизации.

Хронологические рамки западного Средневековья.

Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Великое переселение народов и его исторические результаты.

Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины. 

Основные черты и этапы развития восточнохристианскойцивилизации.

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий.Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья:особенности развития и контактов

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Основные понятия: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.

3. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕНДО КОНЦА XVII ВЕКА

Восточная Европа: природная среда и человек.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Племена и народы Восточной Европы в древности.

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.

 Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. 

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова

Восточные славяне в VII—VIII вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. 

Формирование основ государственности восточных славян.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. 

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

Карта Восточной Европы к началу IX в. 

Рождение Киевской Руси.

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. 

«Путь из варяг в греки». 

Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

Крещение Руси.

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. 

Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. 

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. 

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. 

Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство.  Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 

Русь на пути к возрождению. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. 

Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения.

От Руси к России.

 Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть

Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Россия в царствование Ивана Грозного.

Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 гНароды Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Смута в России начала XVII в.

Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. 

Россия в середине и второй половине XVII в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.  

Русская культура в ХIII–ХVII вв.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

Основные понятия: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война.

4. НОВОЕ ВРЕМЯ. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ.  

Модернизация как процесс перехода от традиционного киндустриальному обществу.

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. 

Новации в характере мышления, ценностных ориентирахв эпоху Возрождения и Реформации.

Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. 

Великие географические открытия и начало европейскойколониальной экспансии.

 Великие географические открытия.Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира

Государство и власть в эпоху переходак индустриальной цивилизации.

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Эволюция системы международных отношенийв раннее Новое время.

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизнии социальных нормах.

XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Век Просвещения.

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.

Технический прогресс и Великий промышленный переворот.

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Революции XVIII в. и их значение для утвержденияиндустриального общества.

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. 

Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно-политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим. 

5. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ

Россия в период реформ Петра I.

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени. 

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I(1725–1762 гг.)

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

Россия во второй половине XVIII в.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. 

Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России

6. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Различные европейские модели перехода от традиционногок индустриальному обществу.

 Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность.Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия. 

Развитие капиталистических отношений и социальнойструктуры индустриального общества в XIX в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

Особенности духовной жизни нового времени.

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Основные понятия: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль.  

Традиционные общества Востока в условиях европейскойколониальной экспансии.

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. 

Попытки модернизации в странах Востока.

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог. 

7. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ

Россия в первой половине XIX столетия.

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

Власть и реформы в первой половине XIX в.

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

 Внешняя политика Александра I и Николая I

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.

Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.

Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Интеллектуальная и художественная жизнь Россиипервой половины XIX в.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».

Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Основные понятия: поликонфессиональность, многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности».

Россия в эпоху великих реформ Александра II.

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. 

Пореформенная Россия.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. 

Общественное движение: спад и новый подъем. 

Россия в системе международных отношенийвторой половины XIX в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. 

Интеллектуальная и художественная жизньпореформенной России.

Развитие науки и техники.  Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Основные понятия: крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет. 

8. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XXВ.

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений.  Начало борьбы за передел мира.  Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

«Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в.

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения.  Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение. 

Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв.Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. .Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг.

Запад в 30-е годы ХХ в.

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса.  Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. 

Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. 

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Риббентропа.

9. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

Россия в начале XX в.

Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. 

Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

Первая мировая война.

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй.

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. 

Февральская революция в России.

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. 

Приход большевиков к власти в России.Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции

Основные понятия: монополии, государственно-монополистический капитализм, социал-демократия, феминизм, правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы, военно-политический блок, национальная политика, техносфера, тоталитарная идеология, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции». 

Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Основные понятия: догоняющее развитие, маргинализация, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, нацизм, кейнсианство, каудильизм, реваншизм, новая экономическая политика, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция».

Вторая мировая война: причины, ход, значение.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира. 

СССР в годы Великой Отечественной войны

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов.  Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Основные понятия: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм. 

Раздел 10. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

Научно-технический прогресс.

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины    мира. Дегуманизация искусства. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Основные понятия: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.

 11. СССР В 1945–1991 гг. 

СССР в послевоенный период: углублениетрадиционных начал в советском обществе.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». 

Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «ОттепельЭкономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. 

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны». 

СССР в период перестройки.

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

12. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ ХХ– НАЧАЛЕ XХI ВЕКОВ

Становление новой российской государственно-правовой системы.

Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Российская Федерация в начале XXI в.: возрождение и развитие государственности, экономики, науки и культуры, духовные ценности российского общества.

Президентские выборы 2000, 2004, 2008, 2012 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Российская Федерация в глобальных процессах современности.

Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Основные понятия: постиндустриальное общество, интеграция,   одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.



Итоговое занятие: Дифференцированный зачёт – 2ч.

























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов/зачетных единиц

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I. Основы исторического знания


1


Введение







Содержание


1

1


Основы исторического знания

1

Раздел II. Древнейшая и древняя история


7


Тема1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций






Внеаудиторные самостоятельные работы

Содержание 2

2

2

Происхождение человека. Люди эпохи палеолита

1

3

Неолитическая революция и ее последствия. У истоков цивилизации.

1


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание


1

Люди эпохи палеолита

1

Составить сообщение о происхождении религии и искусства, используя дополнительную литературу.

Тема2. Цивилизации Древнего мира

Содержание

5

2

4

Древнейшие государства.

1


5

Великие державы Древнего Востока. Индия и Китай в древности.

1

6

Древняя Греция

1

7

Древний Рим. Пр.р.1.Культура и религия Древнего мира

1

8

Повторительно –обобщающий урок «Цивилизации Древнего мира»

1

Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание



2

Великие державы Древнего Востока

1

Составить сравнительную таблицу, раскрывающую общие черты и особенности развития трех-четырех держав древнего Востока.

3

Древняя Греция

2

Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из политических деятелей Древней Греции.

Раздел III. История Средних веков.


23


Тема 3 .Христианская Европа и Исламский мир в средние века



Содержание

9

2

9

Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.

1



10

Возникновение ислама. Арабские завоевания.

1

11

Особенности развития Византийской империи.

1

12

Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.

1

13

Основные черты западноевропейского феодализма.

1

14

Средневековый город.

1

15

Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы.

1

16

Зарождение централизованных государств в Европе. Средневековая культура. Начало Ренессанса. Пр.р.№2 Средневековая культура. Раннее Возрождение

1

17

Повторительно –обобщающий урок «Христианская Европа и Исламский мир в средние века

1

Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание



4

Особенности развития Византийской империи.

2

Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе на тему «Культура Византии».


5

Средневековый город.

2

Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе на тему «роль городов в западной Европе и на востоке в средние века. Сравнительный аспект».

Тема 4. От Древней Руси к Московскому царству.


Тема5. Индия и дальний Восток в Средние века








Содержание

14


18

Образование Древнерусского государства

1

2








19

Крещение Руси и его значение

1

20-21

Общество Древней Руси. Русские князья.

2

22

23

Раздробленность на Руси

2

24

Древнерусская культура

1

25

Пр.р.№3. Монгольское завоевание и его последствия

1

26

Начало возвышения Москвы. Иван Калита.

1

27

Начало борьбы с ордынским игом. Дмитрий Донской.

1

28

Образование единого русского государства. Иван III.

1

29

Культура Руси конца XIII- начала XVI в.

1

30

Индия и дальний Восток в Средние века

1

31

Повторительно –обобщающий урок « От Древней Руси к Московскому царству» и «Индия и дальний Восток в Средние века»

1

Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание


6

Восток в Средние века.

1

Сравните развитие Индии, Китая, Японии в Средние века. Выпишите общие черты и различия. Стр123-124


7

Образование Древнерусского государства

1

Какие точки происхождения Древнерусского государства остаются дискуссионными? Охарактеризуйте различные точки зрения на данные вопросы.









8

Древнерусская культура

1

Заполните таблицу.

Произведение литературы, время его создания

Содержание произведения




9

Начало с ордынским игом. Дмитрий Донской

1

Сравните политику Ивана Калиты и Дмитрия Донского по отношению к Орде. Какие факторы сделали возможной изменения этой политики?

10

Образование единого русского государства

1

Напишите историческое эссе, раскрывающее роль ИванаIII в истории России. Стр.

11

Культура Руси конца XIII- начала XVI в.

1

Почему возникновение книгопечатания считается важнейшим событием в развитии культуры? Стр.

Раздел IV. Истор. Нов. времени


45


Тема 6. Начало Нового времени



Содержание

1


32

Экономическое развитие и перемены в обществе. Пр.р.№4. Великие географические открытия

1

2











Тема 7. Страны Европы и Северной Америки в XVI-XVIIIвв.








Содержание

7

33

Возрождение и гуманизм. Реформация и контрреформация

1

34

Становление абсолютизма в европейских странах

1

35

Английская революция XVII века

1

36

Война за независимость и образование США.

1

37

Французская революция конца XVIIIв.

1

38

Пр.р. №5. Развитие культуры и науки в XVII-XVIIIвв. Эпоха Просвещения.

1

39

Османская империя. Китай. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев

1

Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание








12

Великие географические открытия

2

Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из путешественников XV- XVIвв.




















13

Возрождение и гуманизм

0.5

Заполните таблицу «Деятели Возрождения». Стр.135

Деятели

Годы жизни

Основные творения





14

Английская революция XVII века

0.5

Почему именно Англия стала самой развитой страной мира к концу XVIII века?

15

Французская революция конца XVIIIв.

2

Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из деятелей французской революции конца XVIIIв.

16

Эпоха Просвещения.

1

Что такое эпоха Просвещения? В чем состояли основные идеи главных деятелей Просвещения? Заполните таблицу.

Стр. 152

Деятели культуры XVII-XVIII вв.

Их главные творения




Тема 8. Россия в XVI-XVIIвв.

Содержание

8


40

Россия в правление Ивана Грозного. Опричнина.

1

2

41

Внешняя политика Ивана Грозного

1

42

Смутное время начала XVIIв.

1

43

Экономическое и социальное развитие России в XVIIв.

1

44

Пр.р.№6. Народные восстания

1

45

Становление абсолютизма в России

1

46

Внешняя политика России в XVIIв.

1

47

Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVI- XVIIв.»

1


Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание



17

Россия в правление Ивана Грозного

1

Составьте политический портрет «Иван Грозный – человек и политический деятель»


18

Смутное время начала XVIIв.

1

Назовите главный, на ваш взгляд, фактор, позволивший России сохраниться как независимое государство в период смуты. Свой выбор аргументируйте.

19

Внешняя политика России в XVIIв.

2

Подготовить сообщение «Освоение Сибири русскими людьми в XVIIв.»

Тема 9. Россия в XVIIIв.

Содержание

9


48

Начало правления Петра I

1

2

49

Северная война (1700- 1721гг.)

1

50

Реформы Петра I и их значение

1

51

Экономическое и социальное развитие в XVIIIв.

1

52

Крестьянская война под предводительством Е.И .Пугачева

1

53

Дворцовые перевороты

1

54

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II

1

55

Правление ПавлаI. Русская культура XVI- XVIIIв

1

56

Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVIIIв.»

1

Внеаудиторные самостоятельные работы












п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание



20

Экономическое и социальное развитие в XVIIIв.

2

Подготовить презентацию о русских художниках или о развитии науки, выдающихся ученых и их открытиях.


21

Внешняя политика Екатерины II

2

Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе об одном из сражений периода русско- турецких войн XVIIIв.


Тема 10.Страны Европы и Америки в XIX в.

Содержание

4


57

Промышленный переворот и его последствия

1

2

58

Политическое развитие стран Европы

1

59

Политическое развитие Америки в XIXв.

1

60

Развитие западноевропейской культуры в XIXв.

1

Внеаудиторные самостоятельные работы




п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание







22

Политическое развитие стран Европы и Америки в XIXв.

1

Напишите биографический очерк об одном, по выбору, политическом деятеле.

23

Развитие западноевропейской культуры в XIXв.

1

Какие крупнейшие открытия были сделаны в XIXв. Выполнить мини- презентацию.

Тема 11. Страны Востока в период колониализации

Содержание

3


61

Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIXв.

1

2

62

Китай и Япония в XIXв.

1

63

Международные отношения в XVI-XVIIIвв

1

Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание




24

Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIXв.

1

Используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу. Стр. 258-259

Метрополии

Колонии

Даты окончательного захвата





Тема 12. Россия в XIXв.









Содержание

13


64

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIXв.

1


65

Отечественная война 1812г.

1

66

Пр-р №7Движение декабристов

1

67

Внутренняя политика Николая I

1

68

Общественное движение во второй четверти XIXв.

1

69

Внешняя политика России во второй четверти XIXв.

1

70

Крымская война . Отмена крепостного права и реформы 60-70-х гг. XIXв

1

71

Контрреформы Александра III

1

72

Общественное движение во второй половине XIXв.

1

73

Экономическое развитие во второй половине XIXв.

1

74

Внешняя политика во второй половине XIXв.

1

75

Русская культура XIXв.

1

76

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XIXв.»

1

Внеаудиторные самостоятельные работы







п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание







25

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIXв.

1

В чем причина участия России в антифранцузской коалициях? Составьте план сообщения о внешней политике России в 1801-1812гг.






26

Внешняя политика России во во второй четверти XIXв.

1

Заполните таблицу.

Войны России в правление Николая I

Результаты войн




27

Контрреформы Александра III

1

Что такое контрреформы? В чем их причины? Какие изменения произошли в рамках политики контрреформ?

28

Внешняя политика во второй половине XIXв.

1

Расскажите о российско-китайских отношениях во второй половине XIXв.

29

Русская культура XIXв.

1

Расскажите о географических открытиях российских путешественников XIXв.



Раздел V.

История XX-XXIв.


40


Тема 13. Мир в 1900-1914гг.

Содержание

1


77

Мир в начале XXвека. Пробуждение Азии. Международные отношения в 1900-1914гг.

1












Тема 14. Россия в начале XXвека

Содержание

4

78

Россия на рубеже XIX-XX вв.

1

79

Революция 1905-1907гг.

1

80

Россия в период столыпинских реформ.

1

81

Пр.р. №8. Серебряный век русской культуры

1

Тема 15. Первая мировая война

Содержание

1

82

Первая мировая война. Боевые действия 1914-1918гг. Война и общество

1

Тема 16. Россия 1917-1920-егг.

Содержание

3

83

Февральская революция в России.

1

84

От Февраля к Октябрю.

1

85

Октябрьская революция и ее последствия.

1

Внеаудиторные самостоятельные работы












п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание
























30

Мир в начале XXвека

1

Охарактеризуйте развитие науки и техники в концеXIX- начале XX в. Назовите важнейшие открытия и изобретения. Как они повлияли на развитие экономики?

31

Россия на рубеже XIX-XX вв.

1

Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение об одном из эпизодов или участнике русско-японской войны.

32

Россия в период столыпинских реформ.

1

Охарактеризуйте на основе документа (учебник, стр.116) цели столыпинской реформы. Были ли они, на ваш взгляд, осуществимы?

Тема 17. Страны Западной Европы и США в 1918-1939гг.

Содержание

3

2

86

Европа и США

1

87

Недемократические режимы

1

88

Международные отношения

1

Тема 18. Страны Азии в 1918-1939гг.

Содержание

1

89

Турция, Китай, Индия и Япония

1


Тема 19. Россия в 1920-1941 гг.

Содержание

5

2

90 Причины и ход Гражданской войны в России. Итоги Гражданской войны

1

91

Новая экономическая политика.

1

92

Образование СССР. Индустриализация в СССР. Коллективизация в СССР.

1

93

Советское государство и общество в 20-30-е гг. XXв.

1

94

Советская культуры в 20-30-е гг. XXв.

1

Тема 20. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа.

Содержание

5


95

Накануне второй мировой войны

1

2

96

Первый период Второй мировой войны (1939-1940гг)

1

97

Второй период Второй мировой войны

1

98

Пр.р. №9. Великая Отечественная война: основные этапы и сражения. Итоги, последствия и уроки Великой Отечественной войны

1

99

Итоговая работа на тему «Напишите биографию одного из героев Второй мировой войны»

1

Внеаудиторные самостоятельные работы




п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание





33

Второй период Второй мировой войны

4

Используя дополнительную литературу, напишите биографию одного из полководцев Второй мировой войны (по выбору).



34

Великая Отечественная война

4

Напишите реферат об одном из полководцев Великой Отечественной войны (по выбору).



Тема 21. Мир во второй половине XX в.-XXIвв

Содержание

3


100

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»

1

2

101

Ведущие капиталистические страны.

1

102

Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период.

1

Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание




35

Ведущие капиталистические страны.

1

Составьте таблицу, отражающую хронологию конфликтов второй половины XX- начала XXI века.

Дата

Событие






Содержание

8


103

Внутренняя политика СССР в последние годы жизни И.В.Сталина. СССР в 50-х-начале 60-х гг . Реформы в области экономики

1


104

СССР в 60-х-начале 80-х.гг.

1

105

Развитие советской культуры.

1

106

Страны Восточной Европы.

1

107

Крушение колониальной системы.

1

108

Индия и Китай во второй половине XX в. Страны Латинской Америки.

1

109

Международный отношения.

1

110

Повторительно-обобщающий урок. СССР в сер.1960-х – начале 1980-х гг.

1

Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание


36

Повторительно-обобщающий урок. СССР в сер.1960-х – начале 1980-х гг.

2

Напишите реферат об одном, по выбору, политическом деятеле 1945- 1980-х гг.

Тема 22. Перестройка (1985-1991)




Содержание

3

111

Экономическая политика М.С.Горбачева. Политическая реформа М.С.Горбачева

1

112

«Парад суверенитетов» и распад СССР

1

113

Пр.р.10 Политика гласности в СССР и ее последствия.

1

Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание



37

Повторительно-обобщающий урок « Перестройка (1985-1991)»

2

Работа с текстом «Попытки реформирования советского общества во второй половине XXв».


Тема 23. Россия и мир на рубеже XX-XXI вв.

Содержание

3

2

114

Курс президента В.В.Путина на консолидацию общества.Россия в конце XX-начале XXIвв

1

115-116

Дифференцированный зачет по курсу «История»

2

Внеаудиторные самостоятельные работы


п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Задание



38

Российская Федерация на современном этапе

2

Напишите биографический очерк об одном, по выбору, политическом деятеле времен становления новой России, используя дополнительную литературу, материалы СМИ.


Итого:

116



54



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных таблиц и схем;

- комплект настенных карт;

- комплект атласов и контурных карт;

- комплект заданий для тестирования и контрольных работ.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально- экономического профилей: учебник. - М., ИЦА, 2017.

  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-на кучного, социально- экономического профилей: дидактические материалы. М., ИЦА, 2017.

  3. Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально- экономического профилей. Методические рекомендации: метод. пособие. - М.,ИЦА, 2016.

Дополнительная литература для обучающихся:

    1. Хачатурян В.М. « История мировых цивилизаций» пособие для общеобразовательных учреждений 10 – 11 классы М. «Дрофа» 2005г.

    2. Озерский В. « Правители России от Рюрика до Путина» - справочник. Краснодар, 2005 год.

    3. А. Литвинов « История становится ближе» 1999 г.

    4. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в    вопросах и ответах.

    5. Волков К.В. Сборник основных дат и событий школьного курса отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до начала XXI века.

6. Алексеев Д.Ю. Краткий справочник дат по истории.


Интернет-ресурсы.


www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).

www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).

www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).

www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).

www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электрон­ные издания произведений и биографических и критических материалов).

www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, дифференцированного зачета, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсо-сбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.


Выполнение практических работ;

Тестирование;

Итоговые работы по разделам;

Защита реферата;

Выступления с докладами;

Выступления на семинарах;

Выполнение внеаудиторных работ;

Дифференцированный зачет





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!