СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. История. 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 7 класса. Обновленный ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. История. 7 класс»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Починковская средняя школа

.





Программа рассмотрена

и одобрена на заседании ШМО учителей истории и обществознания

___________/

Протокол № _____

от «___» _________ 2022 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________/

Приказ №

от «___ » ________2022 г.





Рабочая программа (ID 1813667)

учебного предмета

«История»

для 7 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год





Составитель:

Басова Вера Валентиновна

учитель истории, обществознания, права

.











с. Починки 2022 г.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

Ключевыми задачами являются:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения в 7 классе составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. КОНЕЦ XV — XVII в.

Введение
Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация истории Нового времени.

Великие географические открытия
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северо-восточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий конца XV — XVI в.

Изменения в европейском обществе в XVI—XVII вв.

Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур. Возникновение капиталистических отношений. Распространение наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества, появление новых социальных групп. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.

Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформационного движения.

Контрреформация. Инквизиция.

Государства Европы в XVI—XVII вв.

Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности. Борьба за колониальные владения. Начало формирования колониальных империй.

Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя политика испанских Габсбургов. Национально - освободительное движение в Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение Нидерландской революции.

Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV.

Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в городах и деревнях. Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и королевская реформация. «Золотой век» Елизаветы I.

Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции. Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Реставрация Стюартов. Славная революция. Становление английской парламентской монархии.

Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. В мире империй и вне его. Германские государства. Итальянские земли. Положение славянских народов. Образование Речи Посполитой.

Международные отношения в XVI—XVII вв.

Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами. Столкновение интересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых путях. Противостояние османской экспансии в Европе. Образование державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.



Европейская культура в раннее Новое время
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение. Мир человека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной культуры (барокко, классицизм). Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и их открытия (Н.Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.

Страны Востока в XVI—XVII вв.

Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный: завоеватель, законодатель. Управление многонациональной империей. Османская армия. Индия при Великих Моголах. Начало проникновения европейцев. Ост-Индские компании. Китай в эпоху Мин. Экономическая и социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии Цин.

Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава, укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и искусство стран Востока в XVI—XVII вв.

Обобщение
Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени.

ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI—XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI в.

Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений.

Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа —формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях. Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена.

Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство.

Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы



Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.

Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований.

Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:
восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России
Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов.

Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.‑П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII в.

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление
экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. *Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского: итоги его деятельности.

Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком.



Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права и территория его распространения. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение земель Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты.

Укрепление южных рубежей. Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей.

«Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин (Китаем).

Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли.

Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Культурное пространство XVI–XVII вв.

Изменения в картине мира человека в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново-Иерусалимский). Крепости (Китай-город, Смоленский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в
российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах.

«Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.

Наш край в XVI—XVII вв.

Обобщение.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение истории в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической



направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);



регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Знание хронологии, работа с хронологией:
называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки; локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.; определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).

3.Работа с исторической картой:
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития.

4.Работа с историческими источниками:
различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.); характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;
проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.

5.Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв., их участниках;
составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI—XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI—XVII вв. в европейских странах;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.



7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв., представленные в учебной литературе;

объяснять, на чем основываются отдельные мнения;

выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI—XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.

8.Применение исторических знаний:
раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных ценностей;
объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI—XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (в том числе на региональном материале).





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

1




Обозначать на ленте времени общие хронологические рамки;
и основные периоды истории Нового времени;

Устный опрос



-

Итого по разделу

1


Раздел 2. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в.

2.1

Великие
географические открытия

2




Объяснять, что способствовало росту интереса европейцев к даль­ним странам в XV в., раскрывать предпосылки Великих географи­ческих открытий.

Рассказывать, используя карту, о начале поисков морского пути в Индию в XV в.

Подготовить и представить сообщение об экспедициях Х.Ко­лумба, давать оценку их результатов и значения.

Объяснять, в чем состояли главные положения и значение Торде­сильясского и Сарагосского договоров.

Показывать на исторической карте маршруты экспедиций Васко да Гамы, Ф.Магеллана, А.Тасмана, называть их результаты

Раскрывать смысл понятий и терминов: каравелла, конкистадор, доминион, монополия, плантация.

Объяснять, почему конкистадорам удалось относительно быстро завоевать могущественные государства Центральной и Южной Америки.

Раскрывать, что изменилось в положении населения Центральной и Южной Америки с приходом европейских завоевателей.

Сравнивать начало освоения европейцами территорий в Южной Америке и в Северной Америке (основные занятия европейских колонистов; положение местного населения; организация хозяй­ства), выявлять различия.

Рассказывать, используя историческую карту, о поисках европей­цами северо-восточного пути в страны Дальнего Востока, о том, как устанавливались их отношения с российским государством.

Характеризовать итоги Великих географических открытий конца XV — XVII в.: а) для европейских стран;

б) для народов Нового света;

в) для всеобщей истории

Устный опрос. Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1489/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3043/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu

2.2

Изменения в
европейском
обществе XVI—XVI вв.

2




Называть новые источники энергии, которые стали использовать­ся в Европе в XV—XVII вв., объяснять, развитию каких отраслей производства это способствовало.

Сравнивать ремесленное и мануфактурное производство, объяс­нять, в чем заключались преимущества мануфактур.

Объяснять значение понятий и терминов: централизованная и рассеянная мануфактура, капиталистические отношения, буржуазия.

Раскрывать, в чем выражалось и к чему вело расслоение кре­стьянства в начале Нового времени.

Называть новые группы населения, появившиеся в европейских странах в раннее Новое время.

Составлять описание европейского города XVI—XVII вв. («ти­пичный город» или конкретный город по выбору).

Характеризовать условия жизни разных групп населения в евро­пейских городах XVI—XVII вв.

Устный опрос. Письменный контроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1489/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2519/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu


2.3

Реформация и
контрреформация в Европе

2




Характеризовать предпосылки Реформации в Германии.

Раскрывать содержание основных положений учения Лютера, объяснять, в чем заключалась их новизна.

Объяснять значение понятий и терминов: Реформация, индульген­ция, секуляризация, булла, протестантизм, лютеранство, кальви­низм, гугеноты, пуритане, иезуиты.

Раскрывать, представители каких групп германского общества и почему поддержали М. Лютера

Представлять характеристику Крестьянской войны в Германии.

Извлекать и комментировать информацию из исторических текстов (фрагменты богословских сочинений и др.).

Представлять характеристики М.Лютера, Ж.Кальвина

Объяснять, кем и каким образом осуществлялась контрреформа­ция, каковы были результаты этой политики.

Раскрывать, привлекая информацию карты, чем завершились к концу XVI в. религиозные войны между католиками и протестантами

Устный опрос. Письменный контроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2060/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2059/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu

2.4

Государства Европы
в XVI—
XVII вв.

7




Объяснять значение понятий: абсолютизм, централизованное государство, протекционизм.

Характеризовать политическое устройство и особенности экономи­ческого развития Испании в XVI—XVII вв.

Раскрывать, на что была направлена внешняя политика испан­ских Габсбургов, приводить примеры конкретных действий.

Характеризовать положение Нидерландов под властью Габсбургов.

Рассказывать, привлекая историческую карту, о национально-освободительном движении в Нидерландах, его причинах, целях, участниках, формах борьбы.

Объяснять, в чем состояло значение событий 1566—1609 гг. для Нидерландов и для Европы начала Нового времени.

Разъяснять, что свидетельствовало об усилении королевской власти во Франции в XVI в.

Представлять характеристику Религиозных войн второй половины XVI в. во Франции (хронологические рамки; основные участники; формы борьбы; ключевые события; итоги и последствия).

Объяснять, что стоит за названием «Варфоломеевская ночь», как оценивали это событие современники.

Рассказывать, в результате каких обстоятельств и событий Генрих Бурбон стал основателем новой королевской династии во Франции.

Объяснять, что предусматривал Нантский эдикт 1598 г, давать оценку значения этого документа.

Представлять характеристику (исторический портрет) Людовика XIV.

Раскрывать, что составляло основу экономического процветания Англии в XVI в.

Объяснять значение понятий и терминов: огораживания, новое дворянство, королевская реформация, монополия, Великая Армада.

Раскрывать, в чем заключалось усиление королевской власти в Англии при королях династии Тюдоров.

Рассказывать об особенностях английской реформации, объяснять, почему ее назвали «королевской».

Представлять характеристику (исторический портрет) Елизаветы I.

Объяснять, что давало основание определять правление Елизаве­ты I как «золотой век».

Раскрывать причины Английской революции середины XVII в.

Объяснять, почему события 1642—1648 гг. историки определяют понятием «гражданская война».

Характеризовать состав и цели противостоявших друг другу в гражданской войне лагерей.

Объяснять значение понятий и терминов: роялист, пресвитериане, железнобокие, лорд-протектор.

Раскрывать причины победы парламентского лагеря в борьбе против короля.

Представлять характеристику (исторический портрет) Оливера Кромвеля.

Рассказывать о причинах и следствиях Славной революции 1688 г.

Давать сравнительную характеристику партий вигов и тори.

Высказывать суждение о том, что изменила в Англии революция середины XVII в.

Показывать на исторической карте государства, находившиеся в рассматриваемый период в Центральной, Южной и Юго-Восточ­ной Европе.

Раскрывать обстоятельства вхождения различных народов в состав империй

Устный опрос. Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2518/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2057/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2058/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2056/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu

2.5

Международные
отношения в XVI -XVII вв.

2




Называть основные группы противоречий, существовавших в отношениях между ведущими европейскими государствами в XVI—XVII вв., приводить примеры их проявления

Рассказывать с опорой на историческую карту об экспансии Османской империи в Европе.

Рассказывать о причинах Тридцатилетней войны и событиях, ставших поводом к ее развязыванию. Систематизировать информацию о Тридцатилетней войне 1618—1648 гг. (хронологические рамки и этапы; основные участники, блоки государств и их цели; ключевые события и их последствия; итоги).

Показывать на карте территории, охваченные военными действия­ми в годы Тридцатилетней войны.

Рассказывать о характере военных действий и их последствиях для населения и хозяйства европейских стран.

Называть основные положения Вестфальского мира, объяснять, какие государства усилили свои позиции по итогам войны, а ка­кие были ослаблены

Устный опрос. Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2052/start/

2.6

Европейская
культура в раннее Новое время


3




Называть мастеров итальянского Возрождения, творивших в пер­вой четверти XVI в. (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонар­роти, Рафаэль Санти), и их произведения, объяснять, почему этот период получил название Высокого Возрождения.

Рассказывать, о чем повествовали знаменитые романы XVI— XVII вв., объяснять, чем они привлекали читателей в ту эпоху и в последовавшие столетия.

Представлять характеристику стилей классицизма и барокко, приводить примеры произведений.

Раскрывать, в чем заключались новые взгляды на строение Вселенной, высказанные европейскими мыслителями, учеными в XVI—XVII вв., и объяснять, почему они вызвали отпор и пре­следование со стороны католической церкви.

Раскрыть на примере трудов И.Ньютона, что изменяли исследова­ния в области физики во взглядах на мир

Устный опрос. Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2061/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu

2.7

Страны Востока в XVI—
XVII вв.

3




Объяснять, привлекая информацию исторической карты, почему XVI в. считается временем наибольшего роста Османской державы.

Рассказывать о правлении султана Сулеймана I, объяснять, почему он был прозван Великолепным.

Рассказывать об организации османской армии, высказывать суждение о причинах ее побед.

Характеризовать османскую систему управления обширными владениями в Азии, Европе, Африке.

Раскрывать: а) что означало для населения Северной Индии установление власти мусульманской династии Великих Моголов; б) какие традиции населения Индии сохранялись и при новых правителях.

Объяснять, что представляли собой Ост-Индские компании, созданные в европейских странах.

Определять по материалу учебника, какие традиционные черты древних и средневековых китайских империй сохранялись в импе­рии Мин, существовавшей в XIV—XVII вв.

Объяснять, в чем заключались особенности прихода к власти в Китае и последующей политики маньчжурской династии Цин.

Рассказывать об обстоятельствах утверждения у власти в Японии династии сегунов Токугава.

Характеризовать политику первых сегунов Токугава, ее результа­ты.

Объяснять, чем было вызвано решение властей Японии «закрыть» свою страну для европейцев.

Распознавать в иллюстрациях учебника и других визуальных материалах характерные черты архитектуры и живописи отдель­ных стран Востока.

Подготовить сообщение (презентацию) о художественной культу­ре одной их стран Востока в XVI—XVII вв. (по выбору), используя иллюстрации учебника и интернет-ресурсы

Устный опрос. Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1610/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu

2.8

Обобщение

1




Обобщать историческое и культурное наследие раннего Нового времени

Письменный контроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2520/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu


Итого по разделу

22


Раздел 3. История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого княжества к царству

3.1

Россия в XVI в.

13




Показывать на исторической карте территорию России в первой трети XVI в.; называть русские земли, присоединенные к Москве в правление Василия III.

Характеризовать структуру центральной и местной власти в пер­вой трети XVI в.

Сравнивать вотчину и поместье; раскрывать различия между ними.

Характеризовать внешнюю политику России в первой трети XVI в.; оценивать ее результаты

Объяснять смысл понятий и терминов: сословно-представитель­ная монархия, реформы, Земский собор, местничество, опрични­на, приказ, стрельцы, заповедные лета, урочные лета, засечная черта.

Раскрывать значение денежной реформы Елены Глинской.

Характеризовать основные мероприятия реформ 1550-х гг.

Извлекать информацию из Судебника 1550 г, царских указов и использовать ее в рассказе о положении различных слоев населения Руси, политике власти.

Раскрывать значение создания стрелецкого войска.

Показывать на исторической карте рост территории России в царствование Ивана IV; ход Ливонской войны, маршрут похода Ермака.

Составлять план рассказа о народах Поволжья и Сибири в XVI в.

Раскрывать последствия Ливонской войны для России.

Рассказывать об отношениях России с Крымским ханством в XVI в.

Характеризовать положение основных групп населения Российско­го государства в XVI в.

Показывать с использованием карты, как расширялся националь­ный состав населения Русского государства.

Объяснять причины введения, сущность и последствия оприч­нины.

Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана IV Грозного; представлять и обосновывать оценку итогов его правления.

Систематизировать в виде таблицы материал о закрепощении крестьян в XVI в.

Объяснять значение учреждения патриаршества.

Рассказывать о событиях и обстоятельствах, приведших к пресе­чению московской династии Рюриковичей

Устный опрос. Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2940/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2521/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1611/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2047/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2046/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2280/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1612/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2755/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2522/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu
https://urok.1c.ru/share/task/0d2a00836b7d314008dd75537818f97b/ https://urok.1c.ru/share/task/139f40f0fdbfef66d39822f050fabdf5


3.2

Смута
в России

9




Раскрывать противоречия, существовавшие в русском обществе накануне Смуты.

Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова.

Раскрывать причины Смуты.

Называть хронологические рамки Смутного времени.

Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Основные события Смутного времени».

Объяснять смысл понятий и терминов: Смута, самозванство.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедми­трия I и Лжедмитрия II, места действий польских и шведских интервентов, маршруты движения отрядов первого и второго ополчения.

Высказывать суждения о роли Православной церкви, духовных лидеров в событиях Смутного времени.

Представлять характеристики участников ключевых событий Смутного времени.

Объяснять, что привело к подъему национально-освободительного движения.

Показывать на карте места действий земских ополчений.

Характеризовать итоги и последствия Смуты для Российского государства.

Участвовать в поиске материалов, подготовке и презентации группового сообщения «Организаторы и участники первого и вто­рого ополчений»

Устный опрос. Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2524/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2525/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu
https://urok.1c.ru/share/task/7b28a38b92cd878a030495745a2dff0c/ https://urok.1c.ru/share/task/b55fb5cdfccdbfe57cb45c65ee20bb0a/

3.3

Россия
в XVII в.

16




Характеризовать личность и деятельность первых Романовых — Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Представлять в виде схемы структуру высших органов государ­ственной власти и управления в России XVII в.

Разъяснять, в чем заключались функции отдельных представи­тельных и административных органов в системе управления государством.

Объяснять смысл понятий: самодержавие, раскол, старообрядче­ство.

Раскрывать причины и последствия церковного раскола.

Составлять исторические портреты (характеристики) патриарха Никона, протопопа Аввакума.

Характеризовать экономическое развитие России в XVII в., используя информацию исторической карты.

Объяснять значение понятий и терминов: Государев двор, ману­фактура, посад, ясак, ярмарка, крепостное право.

Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую; объяснять, в чем заключались различия.

Раскрывать значение принятия Новоторгового и Таможенного уставов.

Составлять таблицу «Основные сословия и их положение в России XVII в.».

Проводить поиск информации в отрывках из Соборного уложения 1649 г. для характеристики положения отдельных групп населе­ния России, процесса закрепощения крестьян.

Раскрывать причины социальных движений в России XVII в.

Показывать на исторической карте места городских восстаний; территорию, охваченную восстанием Степана Разина.

Систематизировать (в форме таблицы) материал о социальных движениях в России XVII в.

Объяснять значение понятий и терминов: гетман, полки нового (иноземного) строя, засечная черта.

Раскрывать причины восстания под руководством Б. Хмельницко­го.

Давать оценку значения вхождения земель Войска Запорожского в состав России.

Характеризовать причины и итоги русско-польской (1654—1667) и русско-шведской (1656—1658) войн.

Приводить примеры конфликтов России с Османской империей.

Объяснять, в чем заключались результаты внешней политики России в XVII в.

Объяснять, опираясь на знания из курсов всеобщей истории 6—7 кл., какие события получили название Великих географиче­ских открытий.

Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве XVII в.; маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке.

Рассказывать о народах, живших в России в XVII в, привлекая дополнительную информацию (в том числе по истории края)

Осуществлять поиск информации для подготовки сообщения об одном из первопроходцев (Семене Дежневе, Василии Пояркове, Ерофее Хабарове)

Устный опрос. Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2526/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2938/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2044/start

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2043/start

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2527/start

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1613/start/

https://edu.skysmart.ru/teacher/

Михайловича.;

контроль;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2938/start/




3.4

Культурное
пространство XVI-XVII вв.

5




Извлекать информацию из Домостроя, изобразительных материа­лов для рассказа о нравах и быте российского общества в XVI— XVII вв.

Характеризовать новые веяния в отечественной культуре, быту в XVII в.

Объяснять значение понятий и терминов: шатровый стиль, парсу­на.

Систематизировать материал о достижениях культуры XVI— XVII вв. (в форме таблицы), раскрывать их значение

Составлять описание одного из памятников культуры XVI— XVII вв.; оценивать его художественные достоинства.

Приводить примеры известных архитектурных сооружений XVI—XVII вв., выявлять их назначение

Объяснять, что способствовало развитию образования в России XVII в.

Называть основные жанры русской литературы XVI—XVII вв.

Осуществлять поиск и анализ информации для проектной работы «Путешествие по русскому городу XVII в.»

Устный опрос. Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2042/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu


Обобщение

2

1



Обобщать историческое и культурное наследие России XVI-XVII вв.

Промежу-точная аттестация. Итоговое контрольное тестирова-ние.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2528/start/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuu

Итого по разделу

45


Общее количество часов по программе

68

1
























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история.

История Нового времени. 7 кл. Издательство «Просвещение»;
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и другие; под редакцией Торкунова А.В. История России (в 2 частях). 7 кл. Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по всеобщей истории. 7 класс. Москва "Вако" Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по истории России. 7 класс. Москва "Вако"

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/subject/3/7/
https://urok.1c.ru/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuvu



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы. Карточки индивидуальных заданий. КИМы.

Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Экран. Компьютер. Аудиоколонки. Интернет. Электронные карты.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ-



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!