СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа История России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа История России»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями).

2. Примерной основной образовательной программы, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fgosreestr.ru/node/2068.

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год» (действует в течение трёх лет), с изменениями на 26 января 2016 (Приказ Минобрнауки от 26 января 2016 года №38).

4. Письма Минобрнауки Российской Федерации от 29.04.2014г. №08.548 г. № «О федеральном перечне учебников».

5. Основной образовательной программы ООО МБОУ «Ключевская сош»

6. Учебного плана МБОУ «Ключевская сош» на 2022 - 2023 учебный год.

7. Положения о рабочей программе по ФГОС НОО, ООО МБОУ «Ключевская сош»

Рабочая программа по курсу «История России» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, и Примерной основной образовательной программой основного общего образования, Рабочей программой к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова,

К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6—9 классов общеобразовательных организаций автор-составитель Л.А. Пашкина.


Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Примерным учебным планом, согласно которому на изучение истории в 7 классе отводится 2 учебных часа в неделю. В свою очередь, курс истории России рассчитан на 45 часов учебного времени.

Статус документа

Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы Историко-культурного стандарта и ФГОС основного общего образования.

Данная рабочая программа позволяет учителям получить представление о целях и содержании учебного предмета, а также предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала,

определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. На её основе учитель самостоятельно может разработать свою рабочую программу, ориентируясь на личный опыт, особенности образовательного процесса в конкретной образовательной организации, степень подготовленности класса и т.п.

Структура документа

Рабочая программа по истории России для 7 класса содержит:

— пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения истории, раскрываются структура и особенности курса, конкретизируются планируемые результаты освоения курса, материально-технические условия реализации программы курса «История России», даётся список рекомендуемой литературы, интернет-ресурсов;

— содержание курса с примерным распределением учебных часов по тематическим разделам и указанием основных понятий и персоналий тем;

— поурочное тематическое планирование, в котором определены: количество учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, цели, основные виды деятельности обучающихся, планируемые результаты каждого урока.


Основной целью курса «История России» в 7 классе является формирование у обучающихся элементарных представлений о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в Средние века, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-

ориентированной личности».

Эта общая цель определяет задачи курса:

  1. формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;

  2. овладение знаниями об особенностях развития человеческого общества на территории России сдревнейших времён до начала XVI в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;

  3. воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

  4. развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;

  5. развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

  6. развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Реализация данных общих задач курса в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна основываться на следующих базовых принципах школьного

исторического образования:

- ценностях гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

- идее преемственности этапов российской истории;

- воспитательном потенциале исторического образования, его исключительной роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

- общественном согласии и уважении как необходимом условии взаимодействия государств и народов в новейшей истории;


Основными приоритетами курса отечественной истории, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, являются:

  1. многоуровневое представление истории;

  2. многоаспектный (многофакторный) характер истории;

  3. человек в истории;

  4. историко- культурологический подход: пространство диалога


Планируемые результаты освоения курса

Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.


Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 7 классе являются:

  1. формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

  2. приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

  3. освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;

  4. опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.


Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

  1. • способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

  2. • способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

  3. • умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  4. • овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

  5. • готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

  6. • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).


На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVI—XVII вв.»

обучающиеся научатся:

  1. датировать важнейшие события и процессы в истории России XVI—XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

  2. читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  3. проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

  4. характеризовать важные факты отечественной истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам;

  5. рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

  6. составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI—XVII вв.;

  7. раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России в XVI—XVII вв.;

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,

«абсолютизм» и др.);

в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г)

художественной культуры России в XVI—XVII вв.;

  1. объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);

  2. сопоставлять развитие России и других стран в XVI—XVII вв., определять общие черты и особенности; давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;

обучающиеся получат возможность научиться:

  1. давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;

  2. сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVI—XVII вв.;

  3. образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

  4. самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:

- целостное представление об историческом пути России в XVI—XVII вв. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;

-яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятнками культуры российской истории XVI—XVII вв.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(45 ч)


Введение (1 ч)

Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв. Источники по российской истории XVI—XVII вв.

Основные понятия и термины: исторический источник.

Раздел I. Создание Московского царства (13 ч)

Завершение объединения русских земель

Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система корм-

лений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим».

Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.

Иван Грозный — первый русский царь

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Московское восстание 1547 г. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».

Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты, городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы.

Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.

Внешняя политика России при Иване Грозном

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства. Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Основные понятия и термины: засечная черта, ясак.

Основные персоналии: Иван IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский.


Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей

Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых

им преобразований. Цена реформ. Царствование Фёдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана Казы (Гази)-Гирея в 1591 г. Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей.

Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян.

Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан Девлет-Гирей, М.И. Воротынский, царь Фёдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф. Годунов.

Русская православная церковь в XVI в.

Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение.

Основные понятия и термины: Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество.

Русская культура в XVI в.

Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в. Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фёдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). Развитие науки и техники в XVI в.

Основные понятия и термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль.

Основные персоналии: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок Малый, Фёдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов.

Раздел II. Смутное время (8 ч)

В преддверии Смуты

Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор.

Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов.

Лжедмитрий I

Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I.

Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы.

Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский.


Правление Василия Шуйского

Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.

Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре.

Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, И.И. Болотников, И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский.

Лжедмитрий II. Вторжение

Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря.

Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками.

Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелёты».

Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега, М.В. Скопин-Шуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский, Карл IX.

Междуцарствие (1610—1613)

Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III.

Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли».

Основные персоналии: Ф.И. Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III.

Второе ополчение и освобождение Москвы

Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г. Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф. Романова. Избрание

царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина.

Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли», Земский собор.

Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов.

Раздел III. Россия при первых Романовых (22ч)

Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)

Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление

экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII в.

Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха, Поляновский мир, «Азовское сидение».

Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.

Правление Алексея Михайловича (1645—1676)

Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества.

Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право.

Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский.

Россия в XVII в.

Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового (иноземного) строя. Экономическое развитие России

в XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства.

Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы, земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне.

Русская деревня в XVII в.

Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий.

Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. Крестьянство в XVII в. Распространение дворянского землевладения.

Основные понятия и термины: барщина, оброк, тягло, бобыли, захребетники, однодворцы.

Присоединение Украины к России

Украинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и её результаты.

Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман, Зборовский договор, Белоцерковский мир, Переяславская рада, Андрусовское перемирие.

Основные персоналии: Б.М. Хмельницкий, И. Выговский.

Раскол в Русской православной церкви

Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров. Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря.

Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный обряд, старообрядчество, раскол.

Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, Епифаний Славинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова.


Народные волнения в 1660—1670-е гг.

Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Донское казачество в XVII в.: условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670— 1671 гг.: цели и социальный состав участников, «прелестные письма», основные места сражений разинцев

с правительственными войсками, итоги восстания.

Основные понятия и термины: Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные письма».

Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т. Разин.

Наследники Алексея Михайловича

Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События 1682 г.

Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой.

Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, Н.М. Зотов, И.А. Хованский.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637). Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семёна Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование

бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689) с Китаем.

Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор.

Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнёв, Ф.А. Попов, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В. Атласов.

Просвещение, литература и театр в XVII в.

Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища. Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории. Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.

Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское училище, сказание, повесть, «вирши», газета, театр.

Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев, братья Софроний и Иоанникий Лихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель, Иоганн Грегори.

Искусство XVII в.

Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в. Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фёдорович Ушаков и особенности его

творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно-прикладного искусства.

Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко, «строгановская» и ярославская школы иконописи, парсуна, изразец.

Основные персоналии: Прокопий Чирин, И. и Н. Савины, С.Ф. Ушаков.

Жизнь и быт различных сословий

Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения страны. Одежда.

Основные понятия и термины: курная изба, подклет, горница, хоромы, амбар, мыльня, сорочка, зипун, кафтан, сарафан, душегрея, чёботы.

Обобщающее повторение (1 ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Название темы

(раздела)

Кол-во

часов

Кол-во

контрол.

работ

Дата

прове-дения

Планируемые

предметные результаты

1

Введение. Становление Российской державы.


1



03.09

определять хронологи-

ческие рамки нового курса, выдеять основные периоды российской истории Ново -го времени, соотносить их с общемировыми. Знание основных видов истори-

ческих источников по истории России XVI — XVII вв.


Раздел I. Создание Московского царства. 13 часов

2

Завершение объединения русских земель.

1



Овладение понятийным аппаратом темы урока. Показывать на карте рост территории Российского государства при Василии III. Оценивать деятель -ность великого князя,

направленную на укреп –ление Москвы. Характери- зовать территорию и население единого государства. Определять роль Боярской думы в управлении государством.

Рассказывать о начале

формирования приказной системы.

3

Общественный строй и новая идеология Московского государства.


1



Знание основных кате-

горий свободного и зави –симого населения Великого княжества Московского. Составлять схему общест- венного строя Московс -кого государства. Срав -нивать вотчинное и

поместное землевладение-. Характеризовать положе -ние крестьян в начале XVI в.

4- 5

Иван Грозный – первый русский царь.

Реформы «Избранной Рады»


2



Рассказывать о детстве Ивана IV, высказывать

предположения о влиянии обстановки постоянной борьбы боярских группировок на характер

будущего царя. Оценивать

значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международно- го статуса Московского государства. Характеризовать основные мероприятия и значение

реформ 1550-х гг.

6-7

Внешняя политика Ивана Грозного.


2




Знание основных дат

и хронологии событий.

Определять задачи и направления внешней политики Ивана IV.

Показывать по историчес-

кой карте направления походов против Казанско- го и Астраханского ханств, места важнейших сражений Представлять результаты изучения Ливонской войны в виде таблицы.

8

Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей.


1



Анализировать различные точки зрения о причинах введения опричнины,

высказывать свою точку зрения по данному вопросу. Раскрывать сущность опричнины,

используя текст учебника и исторического источника («Переписка Ивана Грозного с Андреем

Курбским»).

9

Итоги и историческое значение личности и правления Ивана Грозного


1

1


Организовывать и вести

дискуссию по историчес- кой тематике. Составлять исторический портрет Ивана IV. Характеризовать различные точки зрения на личность и правление

Ивана Грозного,существую щие в исторической науке.

10

Русская православная церковь в XIV веке.


1



Характеризовать отноше- ния между государствен-

ной и церковной властями в XVI в. Перечислять реше-

ния Стоглавого собора и оценивать их значение. Рассказывать о духовной жизни России в XVI в.: святых и ересях.

11

Русская письменность и литература в XIV веке.


1



Знание основных пред-

ставителей культуры изучаемого времени. Рассказывать о развитии письменности и книжности в XVI в. Оценивать

значение начала книгопе –чатания в России. характе-ризовать основные жанры литературы XVI в.

12-13

Искусство, наука и техника в XIV веке.

2



Знание основных предста -вителей культуры изуча-

емого времени. Описы-

вать памятники архитек -туры и живописи XVI в. Искать информацию для сообщений о памятниках культуры данного периода выявлять новые тенденции в культурном развитии страны в XVI в

14

Обобщение: «Создание Московского царства»

1



Формулировать определе -ния основных понятий и

терминов; определять хронологическую последовательность

событий; систематизи –ровать исторический материал; показывать на исторической карте тер-

риториальный рост Москов ского государства; обобщать итоги развития Московского царства к

концу XVI в


Раздел II. Смутное время. 8 часов.


15


В преддверии Смуты.










1



Рскрывать предпосылки и причины Смуты в России. Рассказывать о событиях, связанных со смертью царевича Дмитрия. Уме-

ние оценивать различные версии.






16



Правление Бориса Годунова.



1



Характеризовать внутреннюю политику

Бориса Годунова и объяснять причины народного недовольства

царём.


17


Лжедмитрий I .


1



Объяснять причины

появления самозванцев в Смутное время и их народной поддержки. Составлять характеристику личности Лжедмитрия I. характеризовать политику Лжедмитрия I, объяснять причины народного недовольства ею и заговора боярства против царя.


18


Правление Василия Шуйского.


1



Рассказывать об обстоя -тельствах вступления на

престол Василия Шуйс -кого, объяснять смысл «крестоцеловальной записи». Характеризовать личность «боярского царя»

и его деятельность на российском престоле. Составлять развёрнутый план восстания И.И. Болотникова.

19

Лжедмитрий II. Вторжение.


1



Определять последствия образования в стране нескольких центров

власти в связи с появлени- ем Лжедмитрия II и других самозванцев. Рассказывать о вторжении польских и шведских войск на территорию России и оценивать его последствия

20

Междуцарствие(1610-1613)


1



Оценивать деятельность Семибоярщины. Характе- ризовать Первое народное ополчение по предложен- ным критериям. объяснять причины распада Первого ополчения.

21

Второе ополчение и освобождение Москвы.

1



Объяснять причины успешности Второго ополчения. составлять исторические портреты

К. Минина и Д.М. Пожар-

ского. Показывать по

исторической карте направ- ление похода Второго ополчения, рассказывать об освобождении Москвы. Определять состав

Земского собора 1613 г.

Объяснять причины избрания царём Михаила Фёдоровича Романова на Земском соборе 1613 г.

22

Обобщение: «Смутное время»


1


1


Формулировать опре-

деления основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность

событий; показывать на карте направления походов основных участников Смуты и иностранных интервентов; раскрывать

предпосылки, причины и Характеризовать послед- ствия Смутного времени;


Раздел III. Россия при первых Романовых. 22 часов.

23 -24

Правление Михаила Фёдоровича (1613 – 1645)


2



Определять задачи стояв- шие перед Россией после Смуты, и оценивать деятельность Михаила

Фёдоровича с точки зрения решения этих задач. Делать

обобщающие выводы об итогах царствования Михаила Фёдоровича. Показывать на историчес- кой карте итоги внешней

политики первого царя династии Романовых.

25 - 26

Правление Алексея Михайловича (1645 0 1676)


2



Знание основных дат. Давать характеристику личности Алексея Михай-

ловича. Характеризовать

Соляной бунт 1648 г. по предложенному плану. Раскрывать основные положения Соборного Уложения.

27 - 28

Россия в XVII веке.


2



Характеризовать территорию, население,

административное

деление России в XVII в. На основе текста учебника и исторической карты. Определять изменения в управлении Российским государством во второй

половине XVII в. Состав-

лять схему управления России в указанное время.

29

Русская деревня в XVII веке


1



Характеризовать послед- ствия Смуты для сельского

хозяйства страны. Рас-

сказывать о развитии растениеводства, огород -ничества, скотоводства и различных промыслов

в XVII в. Сравнивать

положение различных категорий крестьян.

30

Присоединение Украины к России.


1



Знание хронологии событий и основных дат, значения понятий

темы. Характеризовать положения украин-

ского и белорусского населения в Речи Посполитой, объяснять

причины и цели начавшей- ся освободительной войны.

Составлять хронологию основных событий восстания и русско-

польской войны 1654—1667 гг. Оценивать значение Переяславской рады .

31 - 32

Раскол в Русской православной церкви.


2




Характеризовать про-

ведённые патриархом Никоном реформы и определять причины

возникшего противос –тояния между сторонни-ками и противниками этих реформ. Объяснять сущность конфликта

между патриархом и царём. Давать характеристику феномена старообрядчества

33

Народные волнения в 1660-1679-е годы.


1



Объяснять причины, определять состав участ- ников волнений расска- зывать о ходе, оценивать

результаты Медного бунта и восстания под предво- дительством С.Т. Разина. Характеризовать положение, особенности

самоуправления и образа жизни казачества.

Показывать по историчес- кой карте направление походов С.Т. Разина

в 1667 — 1671 гг. и тер- ритории, охваченные восстанием.

34 - 35

Наследники Алексея Михайловича.


2



Характеризовать внешнюю и внутреннюю политику царя Фёдора Алексеевича. Оценивать значение отмены местничества.

Характеризовать полити-

ческую обстановку и объяснять причины Стрелецкого бунта

1682 г. Составлять исто-рический портрет Софьи Алексеевны

36- 37

Освоение Сибири и Дальнего Востока.















2



Характеризовать природные условия,

образ жизни народов Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Показы -вать на исторической

карте места расселения народов Сибири и Дальнего Востока, важнейшие пути русских землепроходцев XVII в. Характеризовать способы распространения

русского влияния в Сибири и раскрывать значение для

присоединённых сибирских

дальневосточных земель.

Готовить сообщения и презентации об открытиях русских землепроходцев.


38


Присоединение Бурятии к России.


1



Характеризовать способы распространения

русского влияния в Сибири и раскрывать значение для

присоединённых сибирских

дальневосточных земель.

Готовить сообщения и презентации об открытиях русских землепроходцев.

39

Просвещение, литература, театр в XVII веке.


1




Рассказывать о расспрос –транении грамотности и развитии просвещения в XVII в. Умение опреде-

лять новые тенденции развития литературы XVII в. по сравнениюс древнерус ской литературой. Характеризовать основ-

ные литературные жанры данного времени и приводить примеры

произведений этих жанров.


40 - 41


Искусство в XVII веке


2



характеризовать развитие архитектуры и живописи в XVII в. описывать памятники архитектуры и живописные произведения.

Готовить и защищать

сообщения и презентации об архитектурных памят -никах


42 - 43


Жизнь и быт различных сословий.


2



Рассказывать об особен-

ностях семейных отноше- ний в XVII в. Характери –зовать положение женщин и детей в обществе указанного времени.

Сравнивать влияние цер-

ковных установлений на повседневную жизнь человека в России Реконструировать быт

и обычаи различных сословий, используя текст и иллюстрации учебника, а также дополнительные источники.


44


Обобщение: «Россия при первых Романовых».


1


1


Формулировать опре-

деления основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность

событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав

России в XVII в.; обобщать итоги развития Российского государства к концу XVII в.;

45

Итоговое обобщение.

1



Предметные результаты освоения курса


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!