Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноткацкая средняя школа» Ярославского муниципального района
Утверждено
Приказ №____________________
от «___»_______________20___ г.
Директор _________Мухина М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный спасатель»
для 7 класса
Учитель ОБЖ
Королева Е.Д.
2019 г.
Пояснительная записка
Программа к курсу «Юный спасатель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, анти-экстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Юный спасатель».
Программа «Юный спасатель» ориентирована на создание у учащихся правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Юный спасатель» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Программа внеурочной деятельности «Юный спасатель» предназначена для обучающихся 7 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Программа составлена на основе следующих документов:
закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный государственный образовательной стандарт основного общего образования 2-го поколения;
примерная основная образовательная программа основного общего образования;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
Цели обучения курса «Юный спасатель»
Учебный курс «Юный спасатель» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
совершенствование военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности.
всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
Привлечение подростков и молодежи к вопросам личной и коллективной безопасности;
Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;
Обучение практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты;
Улучшение физической подготовки и приобщение подростков и молодежи к здоровому образу жизни;
Защита и пропаганда прав детей, подростков и молодежи, определенных отечественными правовыми нормами;
развивать коммуникативные качества личности для ответственного и осознанного поведения во время экстремальных ситуаций.
Межпредметные и межкурсовые связи
Биология (экология, съедобные/несъедобные растения);
История (дни воинской славы);
Русский язык (работа со словарем);
Математика (ориентирование по местности);
География ( чрезвычайные ситуации природного происхождения).
Результаты освоения программы
Данный курс ориентирован не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родной страны.
В результате обучения по курсу «Юный спасатель» у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
формирование антиэкстремистского мышления и анти- террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищѐнности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приѐмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Наименование раздела, тема занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | 1 | Виды чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного характера. Правила поведения при ЧС природного характера. | | |
2 | 1 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Правила поведения при ЧС техногенного характера. Чрезвычайные ситуации бытового характера. Правила поведения при возникновении ЧС бытового характера. | | |
3 | 1 | Способы выживания в различных ЧС. | | |
4 | 1 | Правила поведения при возникновении стихийных бедствий. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. | | |
5 | 1 | Организация жилья, питания, защиты в природных условиях. Определение места нахождения, защита от животных и насекомых. | | |
6 | 1 | Общие понятия о пожаре. Условия и причины возникновения пожаров. Последствия пожаров. Характер и сила пожаров. Способы и методы тушения пожаров. | | |
7 8 | 2 | Пожарная техника и её применение. Виды и типы пожарной техники. Огнетушители, виды огнетушителей. Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила пользования. | | |
9 | 1 | Самоспасение людей при пожарах. | | |
10 11 | 2 | Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы эвакуации. | | |
12 | 1 | Основы анатомии и физиологии человека. | | |
13 | 1 | Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях. Средства оказания первой медицинской помощи спасателя. | | |
14 | 1 | Основы гигиенических знаний. | | |
15 16 | 2 | Виды ран. Первая медицинская помощь при ранениях. | | |
17 18 | 2 | Переломы. Первая медицинская помощь при переломах. Растяжения, вывихи, ушибы. Первая медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах. | | |
19 | 1 | Травмы опорно–двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при травмах опорно–двигательного аппарата. | | |
20 | 1 | Черепно-мозговые травмы. Первая медицинская помощь при черепно–мозговых травмах. | | |
21 | 1 | Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего | | |
22 | 1 | Дорожные знаки. | | |
23 | 1 | Сигналы светофора. Виды транспорта. | | |
24 | 1 | Как безопасно перейти улицу. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта). | | |
25 | 1 | Обязанности пассажиров. | | |
26 | 1 | Правила пользования общественным транспортом | | |
27 | 1 | Участие в игре по БДД «Знатоки ПДД» | | |
28 29 | 2 | Классификация средств индивидуальной защиты. | | |
30 31 | 2 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. | | |
32 | 1 | Средства индивидуальной защиты кожи. | | |
33 34 | 2 | Общефизическая подготовка спасателей | | |
35 | 1 | Основные нормативы: кроссовая подготовка, силовые упражнения. | | |