СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Киноуроки:тропа к духовным родникам"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа внеурочных занятий рассчитана дляучащихся с 5 по 8 класс по духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию , служит дополнением к урокам литературы или часов общения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Киноуроки:тропа к духовным родникам"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования и молодежной политики

администрации муниципального образования города

Усолье-Сибирское

Муниципальное бюджетное учреждение «СОШ №12»





«Киноуроки: тропа к духовным родникам школьников на уроках и во внеурочное время»

Авторская педагогическая разработка

(адаптационная, комбинаторная, радикальная)







Автор:

Ширманова Ирина Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №12»







г. Усолье-Сибирское

2022 г.


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Виды, формы и содержание деятельности

  3. Календарно-тематическое планирование

  4. Литература



Приложение

  1. Перечень фильмов, используемых для просмотра.

  2. Аннотация фильмов.

  3. Входная диагностика.

  4. Текущая диагностика.

  5. Итоговая диагностика.

  6. Разработки уроков.

  7. Методические материалы.





















Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе наиболее эффективное воздействие на детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Киноуроки (или уроки воспитания с использованием киноискусства) – одновременно и традиционная, и новая форма диалога со зрителем. Фильмы, специально снятые для школы, нацеленные на воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, становятся основой кинопедагогики на рубеже нового этапа нашей жизни. Диалог с экраном - это переход с позиции «просто зрителя» на позицию собеседника, и далее: от сопереживания - к сотворчеству, к активному «достраиванию» экранного мира, к более глубокому пониманию авторской концепции, истолкованию фильма как модели мира; к самовыражению - через творчество. Стать грамотным зрителем и получать от кино больше удовольствия? Научиться не верить лживым новостям и обману в рекламе? Научиться видеть мир и понимать его по- новому? Почему бы и нет?..

Практическая значимость – программа совмещает элементы воспитания и образования, даёт школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики через работу с короткометражными фильмами, снятыми специально для этой цели.

Цель Программы – создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.

Миссия Программы– воспитание поколений выпускников школ со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности.

Задачи Программы

Обучающие:

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;


  • Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • Научить разрабатывать и реализовывать социальные практики.

Развивающие:

  • Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предполагаемой информации;

  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Воспитательные:

  • Воспитание навыков сознательного поведения в обществе;

  • Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.


Методическим обеспечением системы являются киноуроки – детские короткометражные художественные фильмы, раскрывающие нравственные понятия и ценности человека, и рекомендации для педагогов.

Программа реализуется в соответствии с целями, обозначенными в стратегических и нормативных документах Российской Федерации, ориентированна на решение задач Национальных проектов «Культура» и «Образование».

Сегодня воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Программа реализуется в соответствии с целями и задачами, обозначенными в следующих стратегических и нормативных документах Российской Федерации:

1. Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Паспорт национального проекта «Культура» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.

С учетом положений Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года была сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, при составлении которой использовался советский этический словарь. В таблицу включено 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучающиеся обретут положительные качества личности и получат навыки организации благотворительных, волонтерских, социальных практик через реализацию общественно-полезного дела.

В результате реализации программы обучающиеся должны знать:

    1. Заповеди и соответствующие притчи.

    2. Источники наших нравственных знаний.

    3. О совести как основе нравственности.

    4. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать заповеди.

3. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

8.Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

Киноуроки проводятся в рамках урочной и внеурочной деятельности и состоят из следующих блоков:

1. Просмотр детского игрового фильма на определенную тематику.

2. Обсуждение фильма по материалам методического пособия или собственных разработок, во время которого решаются поставленные педагогом задачи.

3. Проведение внеурочной практической деятельности класса по теме киноурока.



Этапы восприятия киноурока:

  1. Впечатление - через просмотр фильма;

  2. Осмысление - через обсуждение с классом;

  3. Применение - через участие в организованной созидательной деятельности класса по теме киноурока.


Сквозная система проведения киноуроков:

1. Программа является системой образовательного и воспитательного сопровождения школьника в процессе школьного обучения.

2. Киноуроки создаются для возрастной категории школьников 5-8 классов

3. В один учебный месяц полностью проводится один киноурок, в рамках которого рассматривается одно понятие или одна ценность или одно качество человека. За 9 учебных месяцев (т.е. за 1 учебный год) проводится 9 киноуроков.



Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством.

Основой системы образования и воспитания является проведение социальных практик, реализуемых в соответствии с тематикой просмотренных киноуроков.


Социальная практика – общественно полезное дело, инициированное классом после проведения киноурока, которое позволяет проявить раскрываемое в фильме качество личности на практике.


Цель социальных практик – создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении продуктивной социальной активности.

Данная программа позволяет организовать образовательный и воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), предназначена для реализации в общеобразовательных учреждениях в течение одного учебного года.

Обязательными требованиями к реализации является системность (один киноурок – один месяц) и непрерывность работы с обучающимися.

Обоснование преимуществ для различных категорий участников Программы.


ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЬ

ВЫГОДА


Школьники

1. Участие в социально значимом созидательном деле с большим резонансом в СМИ.

2. Престиж сопричастности к проекту.

3. Осознание правильности поступков.

4. Появление дополнительного интереса к другим фильмам, созданным при участии школьников из других регионов.

5. Ассоциирование себя с киноуроком, созданным с помощью участия школьника в акции.

6. Внутреннее взросление.

Учитель

1. Получение готового инструмента воспитания, созданного коллективным трудом большого числа высококлассных специалистов в области искусства, культуры, образования, кинопедагогики.

2. Возможность создания в социальной среде класса смысловых опор, позволяющих выстраивать социальный фундамент для формирования высоконравственной личности школьника.

3. Возможность выстраивать культурные правила отношений детей друг к другу, внешнему миру, ценностному выбору поведения и поступков.

4. Общественно полезные акции школьных классов, выраженные в их практической реализации на основе тем проводимых киноуроков, помогут педагогам популяризовать и закрепить в сознании школьников смысловые ценности и созидательные принципы.

Родители учащихся

  1. Нормализация и поддержание позитивных и дружественных отношений в семье.

  2. Заинтересованность ребенка в учебе.

  3. Отсутствие необходимости постоянного и строгого контроля за ребенком в части его обучения и отношений в школе по причине повышенной мотивированности ребенка и его стремления к соответствию высоким ценностям и принципам.

  4. Появление чувства гордости (в здоровом и здравом его проявлении) за ребенка.





Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

Наблюдения педагогов и родителей.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ







Три вида диагностики: входная, текущая и заключительная.

Входная диагностика осуществляется до фактического начала работ по реализации программы и направлена на выявление определенных качеств участников.

Текущая диагностика осуществляется непосредственно при реализации программы. Она основана на сравнении достигнутых результатов.

Заключительная диагностика осуществляется в конце года для определения результатов и составления плана работы на следующий год.

Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач образования и воспитания осуществляется в рамках следующих направлениях. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.


1. Инвариантные модули


1.1. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами образовательного и воспитательного потенциала киноурока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих привлечению внимания последних к обсуждаемой на уроке информации, доносимой в специально снятых для школы фильмах, нацеленных на воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, активизации познавательной деятельности учащихся;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках понятий, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей киноуроков через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через специальные рассказы и фильмы Проекта, а также подобранные по теме киноурока тексты для чтения, задачи для решения, проблемные ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время киноурока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка социально значимой деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых социальных практик, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, реализованным с общественно значимой деятельностью.



1.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • поддержка инициативы класса участвовать в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

  • создание условий для реализации школьниками полезных для личностного развития совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой направленности), позволяющие вовлечь детей с разными потребностями дать им возможность самореализоваться; установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

  • проведение киноуроков как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.


Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в беседах по темам киноуроков, раскрывающих нравственные вопросы;

  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.


1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно посредством:

  • вовлечения школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

  • создания в классном коллективе традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

  • поощрения педагогами детских инициатив и детского самоуправления.


Курсы внеурочной деятельности являются основами для выбора направлений выполнения социальной практики, реализуемой после просмотра фильма. Воспитательный потенциал курсов внеурочной деятельности раскрывается в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

1.4. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

  • родительские собрания, на которых родители получают информацию о результатах социального и когнитивного развития личности их ребенка в рамках системы воспитания Проекта; ценные рекомендации и советы от психологов, социальных работников;

  • родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, связанные с реализацией программы воспитания, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.






2. Вариативные модули

2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Для этого будут использованы формы работы, выбранные для реализации социальных практик по итогам проведения киноуроков в соответствии с календарно-тематическим планом.

На внешкольном уровне:

  • социальные проекты – совместно разработанные и реализованные школьниками и педагогами (в том числе с привлечением НКО) комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;

  • открытые дискуссионные площадки – открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;

  • проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся, представителями НКО спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;

  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.


На школьном уровне:

  • разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости;

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.


Календарно-тематическое планирование

Проведение киноуроков предполагает использование фильмов и методических пособий к ним, размещенных на электронной площадке Министерства просвещения РФ – «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/special-course/kino и сайте проекта «Киноуроки в школах России» https://kinouroki.ru/films/


Представленное календарно-тематическое планирование рассчитано на 35 рабочих недель. Киноуроки встраиваются в систему воспитания ОУ, где происходит их интеграция с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на 2022/23 учебный год, утвержденным Министерством просвещения РФ.

Важнейшим аспектом киноуроков является организация закрепляющих воспитательных социальных практик, организованных в классах . На каждое понятие или качество, разбираемое на киноуроке, выполняется социальный проект, направленный на закрепление этого понятия и применение его на практике.

На этапе освоения педагогом и обучающимися основ системы воспитания Проекта рекомендуется следующий режим проведения социальных практик.

Первое полугодие:

1. 1-3 месяц – школьный уровень выполнения социальных практик (внутри класса). Инициированные детьми идеи социальных практик выполняются под руководством педагога с привлечением родительского сообщества.

2. 4-5 месяц – школьный уровень выполнения социальных практик (укрупнение до участия нескольких классов или всех классов школы; направленность общественно полезного дела – семья, школа). Инициированные детьми идеи социальных практик выполняются под руководством педагога с привлечением родительского сообщества, специалистов НКО, общественных организаций, объединений.


Второе полугодие:

3. 6 месяц и далее – внешкольный уровень выполнения социальных практик. Инициированные детьми идеи социальных практик выполняются под руководством педагога с привлечением родительского сообщества, специалистов НКО, общественных организаций, объединений, администрации МО.

Рекомендуемый режим работы в течение месяца:

Первая неделя – проведение киноурока (просмотр фильма, обсуждение), рефлексией которого становится инициирование школьниками социальной практики. Все предложенные варианты фиксируются для дальнейшей проработки.

Вторая неделя – выбор общественно полезного дела по теме киноурока из предложенных, определение сроков ее реализации.

Третья, четвертая недели – реализация выбранной общественно полезного дела по теме киноурока, рефлексия – обсуждение результатов.

Реализация программы рассчитана на четыре года для учеников 5-8 классов.

5 класс

Дата

Формируемая жизненная ценность

Название фильма

Кол-во часов

сентябрь

Герой, пример для подражания

«Ванька-адмирал»

1

октябрь

Радость за другого

«Мандарин»

1

ноябрь

Отзывчивость

«Воин света»

1

декабрь

Помощь вместо осуждения

«Друг в беде не бросит»

1

январь

Чувство долга

«Лошадка для героя»

1

февраль

Добро

«Новогодний подарок»

1

март

Бескорыстие

«За руку с богом»

1

апрель

Дружба

«Не трус и не предатель»

1

май

Патриотизм

«Наследники Победы»

1

6 класс

сентябрь

Уважение

«Три солнца»


1

октябрь

Воображение, фантазия

«Мой друг единорог»

1

ноябрь

Честность

«Мой танец»

1

декабрь

Моральный выбор

«Трудный выбор»


январь

Уважительное отношение к природе

«Стеша»

1

февраль

Коллективизм

«Дом»

1

март

Честь

«Честь имею»

1

апрель

Мужество

«Шайба»


май

Бескорыстие

«За руку с богом»

1

7 класс

сентябрь

Сила воли, сила духа

«Если бы не я»

1

октябрь

Ответственность (за свои поступки перед другими)

«Александр»

1

ноябрь

Радость познания

«Когда небо улыбается»

1

декабрь

Целомудрие

«Письма»

1

январь

Милосердие

«Музыка внутри»

1

февраль

Ответственность (перед миром и человечеством)

«Там, где мечтают медве»

1

март

Любовь, прощение

«БВ»

1

апрель

Мечта

«ЭРА»

1

май

ЗОЖ

«Неанисия»

1

8 класс

сентябрь

Дружелюбие

«Песня ветра»

1

октябрь

Усердие, добросовестность

«Редкий вид»

1

ноябрь

Созидательный труд, милосердие

«5 дней»

1

декабрь

Справедливость

«Великий»

1

январь

Верность идеалам

«Другой мир»

1

февраль

Доброжелательность

«Хорошие песни»

1

март

Благородство

«Мой друг Дима Зорин»

1

апрель

Смелость, отвага

«Навсегда»

1

май

Самоотверженность

«Батыр»

1



Литература для учителя

1.Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. – М. Аргус, 1995.

2.Бондаренко Е. А. Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы: методическое пособие / Е. А. Бондаренко, Е. В. Дубровская. – М., 2018.

3.Дубровская Е. В. Маленькие истории с большим смыслом: дидактическое пособие. – СПб, 2020.

4.Поличко Г. А. Экспериментальная программа школьного факультатива "Литература и кино": для 8-10 классов средней общеобразовательной школы. – М.: Мин. просв. СССР, 1978.

5. Социальные практики: опыт работы с киноуроками: Методическое пособие / В. А. Меркулов, Н. М. Родионова, О. А. Орехова, Е. Н. Шавринова. – СПб. 2020.



Электронные и Internet-ресурсы для учителя


1. Официальный сайт «Киноуроки в школах России» https://kinouroki.ru

2. Российская электронная школа: проект «Киноуроки в школах России» https://resh.edu.ru/special-course/kino

3. Информационная грамотность и медиаобразование для всех http://www.mediagram.ru/

4. Журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru

5. Библиотека «Медиаобразование» http://mediaeducation.ucoz.ru/news/ehlektronnaja_nauchnaja_biblioteka_mediaobrazovanie/2014-02-04-3

6. Научи хорошему - https://whatisgood.ru/

7. Ноль плюс - https://zeroplus.tv/

8. Общее дело - https://общее-дело.рф


Литература для ученика

1.Бондаренко Е. А. Путешествие в мир кино. – М: Олма-пресс гранд, 2003.

2.Усов Ю. Н. В мире экранных искусств – М., 1996.

3.Федоров А. В. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр, 1989.

4.История России. Учебник / А.С. Орлов и др. - М.: Юрайт, Проспект, 2016



Электронные и Internet-ресурсы для ученика


1. https://kinouroki.ru

2. http://киноуроки.рф

3. https://vk.com/kinouroki

4. https://www.youtube.com/c/КиноурокившколахРоссии

5. https://www.instagram.com/kinouroki

6. https://t.me/kinouroki

7. https://www.facebook.com/kinouroki/

8. https://ok.ru/group/57907790479467


18 киноуроков и методические пособия к ним находятся на образовательном портале Министерства Просвещения РФ – Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/special-course/kino.







































Приложение

Перечень доступных фильмов и рассматриваемых нравственных качеств (все фильмы обеспечены методическими разработками)




Фильм

Качество

Доступны на сайтах «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/special-course/kino)

и «Киноуроки в школах России» (https://kinouroki.ru/films)

1.

Ванька-адмирал

Герой, пример для подражания

2.

Великий

Справедливость

3.

Воин света

Отзывчивость

4.

Друг в беде не бросит

Помощь вместо осуждения

5.

Другой мир

Верность

6.

За руку с богом

Бескорыстие

7.

Лошадка для героя

Чувство долга

8.

Мандарин

Радость за другого

9.

Мой друг единорог

Воображение, фантазия

10.

Мой танец

Честность

11.

Наследники Победы

Патриотизм

12.

Не трус и не предатель

Дружба

13.

Новогодний подарок

Добро

14.

Стеша

Уважительное отношение к природе

15.

Трудный выбор

Моральный выбор

16.

Хорошие песни

Доброжелательность

17.

Честь имею

Честь

18.

Шайба

Мужество

Доступны на сайте «Киноуроки в школах России» с сентября 2020 года

19.

5 дней

Созидательный труд

20.

Александр

Ответственность (за свои поступки перед другими)

21.

БВ

Любовь, прощение

22.

Дом

Коллективизм

23.

Если бы не я

Сила воли, сила духа

24.

Когда небо улыбается

Радость познания

25.

Мой друг Дима Зорин

Благородство

26.

Музыка внутри

Милосердие

27.

Неанисия

ЗОЖ

28.

Песня ветра

Дружба

29.

Там, где мечтают медведи

Ответственность (перед миром и человечеством)

30.

Экзамен

Аккуратность

31.

ЭРА

Мечта



Аннотация фильмов

Воин света

Качество: Отзывчивость

Действие фильма происходит в палате детской больницы. Два хулиганистых подростка давно обжили эту палату, и маленькому мальчику, который сильно скучает по дому, совсем не просто в их компании. Что же будет происходить, когда в этой среде появится сильная, смелая и независимая личность как Степан?

Пять дней

Качество: Созидательный труд

Переехав в новый город, Красногорск, Максим думал, что заживет спокойно и тихо, никто ему не будет мешать и он никого не будет трогать, но случайная встреча с Машей изменила всё! Он и подумать не мог, что один человек может сделать столько в этой жизни и от него может многое зависеть! Что дружба и помощь другим так важны в этой жизни. За 5 дней полностью меняется жизнь Максима, он находит новых друзей, участвует в жизни города и помогает людям. 

Музыка внутри

Качество: Милосердие

Елисей родился неслышащим, но его бабушка растила его как обычного мальчика: пела ему песни, читала. Научила его быть добрым и помогать другим — с этими чувствами и вырос Елисей. На соседнем балконе с Елисеем живет Олег, мальчик-инвалид, который каждое утро сидит и смотрит во двор. Это толкает Елисея на решение помочь ему, подружиться с ним, Рассказать, что в мире так много прекрасного. Он записывается в волонтеры, и с помощью доброй и уверенной Софии Елисей и Олег становятся хорошими друзьями, открывают много интересного, а главное, осуществляют заветную мечту Олега. 

 Другой мир

Качество: Верность идеалам

«Другой мир» — фильм о будущем, к которому может прийти как отдельный человек, так и все человечество в случае, если будет жить и трудиться, основываясь на ценностях созидания, красоты и добра. Артем, состоявшийся ученый, едет в деревню, где он провел детство, чтобы познакомить свою маму с его будущей женой. Поездка вызывает в нем воспоминания о далеком прошлом, где его лучшим другом была маленькая незрячая девочка Ленка, о которой он заботился. Они проводили вместе все время, мечтая о прекрасном будущем, которое построят вдвоем. Но обстоятельства развели детей, и Артем постепенно забыл и Лену, и свои мечты. И только по пути в родную деревню он живо вспоминает все, что было, но совершенно не знает, какой сюрприз его ждет.


Мандарин

Качество: Радость за другого

Тимофей, маленький рыцарь, влюбленный в свою одноклассницу — надменную красавицу Кристину, был ею безжалостно отвергнут. Но на помощь приходит его одноклассница Настя, которая постоянно придумывает необычные игры и увлекательные истории. Кристина, не ожидавшая такого поворота событий, чувствует в себе растущую зависть. Она решает не поддаваться этому чувству, а справиться с ним, придумав для этого необычный способ.

Наследники Победы

Качество: Патриотизм

Группа школьников решает создать отряд специального назначения «Новые тимуровцы» для помощи хорошим людям, оказавшимся в трудной ситуации. Их первым делом становится помощь мальчику в поисках нагрудного знака «отличный шофер», которым был награжден его дедушка, сейчас тяжело больной. В ходе поисков ребята знакомятся с директором музея ретро-автомобилей, который рассказывает им о героическом подвиге людей, получивших такие награды, спасающих город от голода порой ценой своей жизни, и о том, что награды хранятся в сердцах тех, кто об этом подвиге помнит. Фильм повествует о том, что быть наследником Победы — это значит помнить, гордиться и никогда не забывать подвиг наших солдат в Великой Отечественной войне, гордиться подвигом своих дедов и прадедов.

Не трус и не предатель

Качество: Дружба

Славка и Вовка – не только одноклассники, но и лучшие друзья. Но в любой дружбе наступает момент проверки. В их дружбе этот момент наступил тогда, когда скромного Славку учительница, Нина Владимировна, попросила отнести дорогой микроскоп из класса в лаборантскую. Вовка уговаривает Славку ради их дружбы сбежать с микроскопом за школу, чтобы исследовать воду из лужи. Но по неосторожности ребят на микроскоп наезжает большой джип, и относить уже становится нечего. Славку ждут большие неприятности. Как поступит Вовка теперь?  Признается ли он учителю, что это он виноват в случившемся?

Шайба

Качество: Мужество

Митька – простой деревенский мальчишка семи лет, мечтающий быть похожим на своего старшего брата Пашку, капитана хоккейной команды «Солнечные». Перед самым ответственным матчем Пашка просит младшего брата принести на лед шайбу, но Митька неудачно падает, и на глазах двух команд шайба тонет в небольшой лунке. Чтобы не подвести любимую команду и не потерять уважение старшего брата, Митька решает все исправить. Но у него есть только полчаса, или «Солнечным» засчитают техническое поражение.

Трудный выбор

Качество: Моральный выбор

Современные школьницы Ангелина и Катя учатся в одном классе и даже живут в одном подъезде. Катя, незаметная с виду девочка, из небогатой семьи, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет сильные стороны своего характера. Отношение к жизни Кати необычно для Ангелины, которая живет в благополучной семье. Она начинает наблюдать за поведением одноклассницы, способной совершать непонятные для нее поступки в непростых обстоятельствах. Но и в ее жизни начинаются перемены: родители развелись, они с мамой переезжают жить в Германию. Ангелина вынуждена делать свой выбор: уехать и выбрать материальное благополучие или остаться с теми, кто делает тебя лучше.

За руку с Богом

Качество: Бескорыстие

Сюжет фильма повествует о десятилетнем мальчике, воспитаннике детского дома, который своими рассуждениями и бескорыстными делами заставляет нас задуматься о самом главном в жизни — ответственности за все, что нас окружает. Вместе с Мишей мы проживем один день его жизни: встречу с собакой и ее хозяйкой; молодой мамой, кричащей на свою маленькую дочь; бездомным мужчиной, просящим милостыню. А также станем свидетелями непростого разговора супружеской пары, которая решила усыновить Мишу. Кульминацией фильма становится отъезд воспитателя и друга Миши, Зинаиды Петровны, которая дает нам простое, но поражающее своей точностью объяснение поступков и поведения Миши.

Друг в беде не бросит

Качество: Помощь вместо осуждения

Девочка Кристина совершает плохой поступок, который имеет серьезные последствия. А именно берет без спроса у мамы деньги на покупку желанной игрушки, отложенные на долгожданную операцию. Кристина раскаивается в содеянном, но не знает, как все исправить. На помощь ей приходят ребята из отряда специальных дел «Новые тимуровцы». Ребята решают помочь Кристине вернуть деньги на место. Условием их помощи является признание Кристины в содеянном маме. Они находят способ, как это сделать, и в итоге этой истории Кристина возвращает деньги маме, во всем признается, исправляется и обретает новых друзей. Фильм учит тому, что чаще всего человека надо не осуждать, а помочь ему все исправить.

Стеша

Качество: Экология снаружи - экология внутри

Стеша, главная героиня фильма, приезжает из затерянной где-то среди лесов деревеньки в гости в большой город и заставляет своих новых знакомых по-иному взглянуть на привычные вещи, почувствовать окружающую живую природу. Подобные перемены во взглядах и поведении оказываются неожиданными, и принять их подросткам непросто. Но однажды Стеша попадает в неприятную историю, ей угрожает опасность. Компании Стешиного брата приходится сделать мгновенный выбор, на чьей они стороне, и заступиться за девочку и за тот чистый мир, который она несет. После этих событий и брат Стеши, и его друзья понимают, что стали по-иному относиться к земле, воде, растениям и живым существам, осознают, что окружающий мир нуждается в человеческом сострадании и бережности. 

Новогодний подарок

Качество: Добро

Бизнесмен Сергей привез новогодние подарки в детский дом. За праздничным чаепитием у него случается необычный разговор с девочкой. Маленькая фея сообщает ему, что настоящий Дед Мороз исполняет только те желания, которые загадываются не для себя, а для пользы других. Для этого надо написать желание на листочке, завернуть в фантик от конфеты и повесить на елку. Приехав домой, Сергей рассказывает о случившемся семье, но трогательная история не производит, как ему кажется, впечатления на жену и троих детей. Сергей садится за написание своего желания. Когда он подходит к новогодней елке, чтобы повесить свою конфету, он видит там еще четыре. Какие желания загадали все домочадцы, станет понятно в конце доброго новогоднего фильма. 

Честь имею

Качество: Честь

Гришка Свирин — 11-летний мальчишка из поселка Сусанино Костромской области — мечтает быть офицером. Став воспитанником кадетского корпуса в Костроме, он показывает себя ответственным, смелым, честным и достойным человеком. Когда он не поладил с другим кадетом, то тот его оговорил перед администрацией кадетского корпуса. Теперь Гришке грозит отчисление, но случай, произошедший на конюшне, помогает восстановить справедливость. Честь и достоинство, которыми обладает главный герой фильма, отражают моральный образ Гришки Свирина и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. 

Мой друг единорог

Качество: Воображение, фантазия

Полина — удивительный ребенок с огромной силой воображения. С самого детства она преображает всё вокруг своими выдумками и фантазиями. Когда учительница дает ее классу задание помочь разобрать в библиотеке новые поступления книг, Полина удивительным образом превращает эту работу в интереснейшее занятие. Она рассказала, что фантазию и воображение можно применять с пользой. Любой труд, кажущийся тяжелым и невыполнимым, может быть легким и веселым.

Лошадка для героя

Качество: Чувство долга

Оксана Колесова увлекается собой и музыкой. А если уроки ей не интересны, так это вина педагога. В школьном музее на уроке истории партизанского движения Евгений Александрович поручил девочке посетить военно-исторический музей, где старшим научным сотрудником работала его бывшая учительница. Любовь Петровна знакомит Оксану с дневником ее сверстника, который во время Великой отечественной войны пошел в разведку. История, произошедшая в 1943 году в оккупированной деревне Псковской области, и героизм маленького бойца произвели впечатление на Оксану. Чувство ответственности для девочки становится целью самовоспитания. А внутреннее преображение меняет окружающий мир. 


Ванька адмирал

Качество: Герой, пример для подражания

Сидя за написанием сочинения на Всероссийском конкурсе, ученик 10 А класса из города Рыбинска Ярославской области Иван Ковалёв размышлял, чем он приносит пользу людям. По мнению самого Ивана, тем, что он смог организовать клуб юных моряков. Этим он обязан своему кумиру — адмиралу Федору Ушакову и случаю, который с Иваном произошел на родине великого флотоводца. Приехав в деревню, Иван познакомился с двумя ребятами, которым нужна была защита от деревенских подростков. Поступая так, как поступил бы на его месте будущий адмирал, Иван смог совершить свой подвиг и подружил ребят. 

Когда небо улыбается

Качество: Радость познания

Егор и Катя — не только одноклассники, ноеще они вместе ходят в анимационную студию. Именно там они знакомятся со своим наставником Маргаритой, которая вступает в спор с Родионом по поводу тем новых мультфильмов для фестиваля. Родион предлагает снять ужастик, считая, что фильмы про свой родной край скучные и неинтересные. Егор и Катя берутся за военную историю про «тульские пряники». Они серьезно подходят к созданию мультфильма и занимают первое место в номинации «Дебют». Но Родион на фестивале высмеивает Егора. Тогда Егор решается сделать действительно стоящее дело, которое сможет по-настоящему объединить людей. Гордиться дедами — это правильно, но пора уже сделать так, чтобы и они гордились нами. Широкое мышление с высокой мерой ответственности за других имеют единицы. И это не зависит от возраста. Но даже такой маленький мальчик, как Егор, смог изме ниться сам и повести за собой людей. 

Если бы не я

Качество: Сила воли, сила духа

Вероника, умная, скромная и тихая девочка, влюбляется в своего одноклассника Жеку, модного разгильдяя, не имеющего никаких представлений о морали и воспитании. Чтобы произвести на него впечатление, вместе со своей подругой Лизой они придумывают план, как попасть на вечеринку к Жеке. На этой вечеринке жизнь Вероники и Лизы меняется полностью. Кто-то находит новую дружбу, а кто-то навсегда прощается со своими мечтами, но это не означает, что нет выхода, просто надо верить в себя и в свои силы. 

Там, где мечтают медведи

Качество: Ответственность (перед миром, человечеством)

Настя Кагаева, молодая журналистка Российского Движения Школьников, ведет расследование. Она хочет понять, что побудило подростка, который собирался навсегда уехать из Карелии и построить карьеру успешного бизнесмена, отказаться от своих планов. Степан Таппуев не просто остался, а стал один за другим подметать острова. История Степана оказалась очень драматичной и случилась во время сплава по реке Пистайоки. На перекате рафт налетел на острый камень и порвался. В лесу они наткнулись на домик лесника и его внучки Наташу. Простая доверчивая девушка открыла для Степана другой мир. Но его безответственность и равнодушие привели к трагедии. Осознание себя в этом мире приходит не к каждому. Степану повезло, и он остался, взяв на себя небольшую, но такую важную ответственность, как чистота его родного края. 

Дом

Качество: Коллективизм

Кирилл, воспитанник детского дома, совершенно замкнут и не общителен. Он смог найти общий язык только с Олей Пахомовой, девочкой из их отряда в детском лагере. Совершенно случайно директор лагеря и профессор архитектуры узнают об удивительном таланте Кирилла. Они предлагают ему развивать свои способности, которые позволят ему стать хорошим архитектором и прославить свой край. Неравнодушие взрослых, дружба, коллективное творчество и труд — вот залог успеха и верный путь к закрытому сердцу ребенка. 

Письма

17-летняя жизнь Полины состояла из бесконечных будней в больнице. Ни школы, ни шумных компаний, ни театров и музеев. Только индивидуальное обучение в больничной палате. Её друзьями были такие же, как она, дети, проводившие свои дни в этих стенах. Дружба с Ярой была самой важной для Полины. Она научила видеть и чувствовать тех, кому нужна помощь. После чего Полина мечтала стать детским психологом и отвечала на тысячи писем, которые писали ей больные дети. И вот наступил день, когда Полина выписалась из больницы и пошла в выпускной класс школы! Одноклассники знакомят её с миром музыки, прогулками, магазинами. Окунувшись в новую жизнь, она узнаёт, что такое любовь, верность, предательство, но среди этого калейдоскопа событий она понимает главное — важно найти и удержать себя настоящую. Не предать свои убеждения и, несмотря ни на что, идти своим путём. 

Кинокартина «ПИСЬМА» раскрывает морально-нравственное качество «целомудрие» — чистота внешняя и внутренняя. 

Важнейшей задачей фильма является привлечение внимания общественности к проблеме лечения детей с заболеваниями крови. Цель выполнения социальных практик после его просмотра – просвещение населения в вопросах донорства, донесения информации в доступной форме.

Всероссийская благотворительная акция «Все помогают всем» позволит распространить информацию о донорстве костного мозга. Трансплантация может спасти российских детей от многих заболеваний крови.

Чтобы войти в регистр доноров, нужно сдать всего 9 мл крови, затем в лаборатории определят уникальный генный набор. Если данный набор когда-нибудь совпадёт с генотипом больного, то донора пригласят на процедуру сдачи венозной крови, из которой получат стволовые клетки. Об этом в нашей стране практически никто не знает.

В России ежегодно требуется 5000 трансплантаций, проводится только 1500. Остальные пациенты вынуждены оплачивать лечение, стоимость которого очень высока из-за необходимости обращения в зарубежные регистры доноров.

Совместный просмотр и обсуждение фильма детьми и родителями и последующее выполнение социальных практик обеспечит широкое информационное освещение школьниками острой социальной проблемы, решение которой находится в зоне возможностей взрослого населения.

В ходе акции школьники смогут донести до взрослых информацию о доступности и безопасности современных методов получения стволовых клеток, необходимых для спасения жизни детей.

Эра

ТЕМА "МЕЧТА"

Главный герой фильма — обычный второклассник Ростислав. Но только у Ростика есть настоящая мечта — страстное желание полететь в космос. Поэтому он составил подробный план на ближайшие двадцать лет и стал набирать экипаж для тренировок и обучения. Смелые, трогательные, а иногда и опасные ситуации, в которые попадают наши герои, помогают разрешить им неравнодушные взрослые. Маленькие целеустремленные герои заставляют зрителя задуматься над главными вопросами нашей жизни. После самых невероятных историй мечтатели знакомятся с настоящими космонавтами и этой героической профессией.



Неанисия

ТЕМА "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"

К своим 18 годам Богдан уже пережил несколько личных трагедий, что научило его скрывать свои эмоции, проявлять циничность. Его лучшими друзьями стали байк и молчаливый Паша — «Грифон». Всего лишь неверно набранный номер переворачивает его мир. Телефонное общение с таинственной девушкой, назвавшейся Неанисией, заставило его пересмотреть свои ценности, в нём проснулись чувства и лучшие стремления к достойным поступкам. 57 дней он слышал её голос, ждал встречи, и был готов принять всё, что заставляло её скрываться. Но к такой развязке он не был готов. 

 Дом

ТЕМА "КОЛЛЕКТИВИЗМ"

Кирилл, воспитанник детского дома, совершенно замкнут и не общителен. Он смог найти общий язык только с Олей Пахомовой, девочкой из их отряда в детском лагере. Совершенно случайно директор лагеря и профессор архитектуры узнают об удивительном таланте Кирилла. Они предлагают ему развивать свои способности, которые позволят ему стать хорошим архитектором и прославить свой край. Неравнодушие взрослых, дружба, коллективное творчество и труд — вот залог успеха и верный путь к закрытому сердцу ребенка. 



БВ

ТЕМА "ПРОЩЕНИЕ"

В школе Дашу называют БВ — «белая ворона», или «бесит всех». Но это нисколько её не задевает. Даша живет в мире книг. Вечерами, в одном из кафе, она делает букеты из конфет и читает любимые монологи, радуя своих постоянных слушателей. Случайно она знакомится с Платоном, который так же увлекается литературой и участвует в конкурсе чтецов. Зарождающееся чувство, которое придало Даше смелости выйти из своего «убежища» и сделать первое признание, разбивается о сиюминутное малодушие Платона. Сможет ли Даша справиться и простить? 

Александр

Качество: Ответственность (за свои поступки перед другими людьми)

У каждого ребенка, особенно мальчишки, есть герой. Для Федора это был Великий Князь Александр Невский! С ранних лет он собирал альбом, посвященный своему герою, где было всё. Родители, видя искреннюю любовь и интерес с Александру Невскому, отправляют Федора со старшим братом и его друзьями на грандиозную реконструкцию Ледового побоища. Федор с восхищением наблюдает за действием. Сердце мальчика замирает, когда главный герой сражения проходит в своем красном плаще! Видя это, его брат Ярик в шутку заключает пари, что приведет Князя к ним домой. Знакомство с героем реконструкции помогает Ярику увидеть правду, найти силы и почувствовать ответственность за жизнь своего младшего брата. 

Великий

Качество: Справедливость

Девочка с удивительным именем Калина и не менее сильным прозвищем Скала при странных обстоятельствах знакомится с образованной и интеллигентной учительницей музыки Верой Дмитриевной Дороховой. Дружба, которая завязалась между ними, оказалась очень полезной и для Калины, и для ее друзей. Когда она узнает, что Вера Дмитриевна, желая прославить город, готовит на международный конкурс Рахманинова талантливого Вадика Рыбина, платит деньги его маме, которая считает музыку непригодным для мальчика делом, Калина вместе со своими друзьями решает восстановить справедливость. Все события в фильме происходят в Великом Новгороде, музее под открытым небом, на фоне величия, свободы и справедливости памятника Тысячелетия России! 





Входная диагностика

Методика «Символические задания на выявление «Социального – Я»

Цель: выявление самооценки младших школьников как составляющей Я-Концепции (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Р.Хендерсону)

Инструкция: Экспериментатор: «Дети! Посмотрите на кружки, составляющие треугольник - это люди, окружающие вас: родители, учителя, друзья, бабушки, дедушки, просто знакомые. Нарисуйте где угодно кружок, обозначающий вас.

Интерпретация: Если кружок, означающий «Я», будет нарисован внутри треугольника, испытуемый воспринимает себя как часть целого



«Анкетирование учащихся» (по Н.Ю. Яшиной)

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.

  1. Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да; б) иногда; в) никогда.

2.Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю; б) иногда обижаю; в) часто обижаю.

3.Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да; б) иногда; в) никогда.

4.Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

б) заставляю себя его выполнить;

в) не всегда довожу начатое дело до конца.

5.Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

а) да, б) не всегда, в) нет.

6.Сочувствуешь ли ты другим людям?

а) всегда пытаюсь утешить, помочь;

б) иногда сочувствую, иногда нет;

в) никогда не сочувствую.

Обработка данных.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.



Текущая диагностика

«Шкала совестливости» (разработана В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (ММРI и 1б-факторный опросник Р. Кеттелла)

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливости» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

Инструкция. На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии - знак «-» («нет»). Текст опросника:

1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.

9. Меня раздражает, когда женщины курят.

10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12. Я человек твердых убеждений.

13. Я люблю лекции на серьезные темы.

14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка результатов и выводы

За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем больше сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности: 1-6 – низкий уровень 7-10 – средний уровень 11-14 – высокий уровень.









Заключительная диагностика

Методика «Самоанализ (анализ) личности»

Методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности: · активность нравственной позиции; · коллективизм; · гражданственность в труде; · трудолюбие; · волевые качества. Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом.

Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору – 20, по подфактору – 10, минимальный соответственно 4 и 2.

Инструкция. При ответе на вопросы необходимо выбрать один из предложенных вариантов: НЕВЕРНО СКОРЕЕ НЕВЕРНО КОГДА КАК В ЦЕЛОМ ВЕРНО ВЕРНО 1 2 3 4 5 3 Диагностика эффективности деятельности детских организаций в современных условиях При ответе на вопрос необходимо смотреть на шкалу возможных ответов и решить, какой ответ больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. Например, на вопрос № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.

Текст методики

1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.

2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.

3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.

4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.

5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.

7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.

8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.

9. Часто изобретаю свой подход к делу.

10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.

11. Я - целеустремленный человек..

12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.

13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.

14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.

15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.

16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.

18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.

19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.

20. Люблю самостоятельную, трудную работу.

21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.

22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Ключ к методике «Самоанализ личности»

1. Активность нравственной позиции - 1, 2, 13, 14 lа) уважение к людям, совестливость - 1, 13 lб) стремление к нравственному самовоспитанию - 2, 14 2. Коллективизм - 3, 4, 15, 16 2а) ответственность перед коллективом - 3, 15 2б) чуткость и взаимопомощь - 4, 16 3. Гражданственность в труде - 5, 6, 17, 18 3а) осознание значимости своего труда для общества - 5, 17 3б) бережное отношение к результатам труда, к природе - 6,18 4. Трудолюбие -7, 8, 19, 20 4а) добросовестность - 7, 19 4б) самостоятельность в преодолении трудностей – 8, 20 5. Творческая активность - 9, 10, 21, 22 5а) стремление к улучшению процесса работы – 9, 21 5б) стремление к новому, инициатива - 10, 22 4 Диагностика эффективности деятельности детских организаций в современных условиях 6. Волевые качества - 11, 12, 23, 24 6а) целеустремленность - 11, 23 6б) настойчивость и самообладание - 12, 24 Интервалы уровней проявления фактора качества у школьника: Низкий 1,00 - 3,65 Средний 3,66 - 4,32 Высокий 4,33 - 5,00

По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса.

Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов от 1 до 5.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!