СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Клуб выразительного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа дополнительного образования ( как вариант  внеурочная деятельность)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Клуб выразительного чтения»


Кабардино-Балкарская Республика

Урванский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» г.п. Нарткала

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО Протокол № 5

от «21» июня 2017г.

Руководитель МО

________/ Р.Х. Шогенова/

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________ Н.М. Мидова

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №____ОД

от «28» августа 2017г.

Директор МКОУ СОШ № 5

г.п. Нарткала _________ М.Х. Шереужева









дополнительного образования



Наименование учебного курса: литература

Уровень образования: дополнительное образование


Возрастная группа: 6 – 7 класс (11-14 лет)


Составитель: Хаваяшхова Марина Юрьевна

Срок реализации: 2017-2019 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе авторской программы по литературе 5-9 классы ( автор В. Я. Коровина //Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 кл. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 9-е издание. – М.: Просвещение, 2008 год).

Учебник: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. _ М.: Просвещение, 2015


Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи

Кружок по литературе «Клуб выразительного чтения» имеет своей целью как развитие практических навыков устной речи и выразительного чтения учащихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями.

Обучение учащихся выразительному чтению происходит в основном в младших и в средних классах. В средних классах на уроках литературы стихи и прозу читают, как правило, лучшие чтецы класса, а остальные учащиеся оказываются в роли слушателей и ценителей. У определенного контингента учащихся интерес к выразительному чтению углубляется: одних выразительное чтение интересует как любимый вид искусства, в котором они могут проявить свои способности, других - как один из путей раскрытия богатства русского языка и литературы. Рассказывание как особая форма выразительной речи дает простор для творчества школьников.

Работа над выразительным чтением и рассказыванием различных произведений значительно расширяет и углубляет знания учащихся по литературе и русскому языку, содействует их общему образованию.

Преподаватель, ведущий кружок, опирается на данные лингвистики и литературоведения, на теорию искусства художественного чтения.

Задачи:

  1. Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;

  2. Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;

  3. Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;

  4. развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

Развитие интереса учащихся к различным видам искусства является одной из задач школы. Искусство художественного чтения (искусство звучащего слова) ближе всего преподавателю русского языка и литературы.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры

Направленность программы «Клуб выразительного чтения» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации  кружковой, по времени реализации  долгосрочной.

 Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

Педагогическая целесообразность

Программа рассчитана на детей 11-14 лет. Ведущая деятельность этого возраста - личностное общение в процессе общественно-полезной деятельности и обучения. Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы. Как наиболее действенные формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по литературе и русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.

Сроки реализации:

Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 1 раз в неделю, 34 часа в год.


Основное содержание

Занятия по «Выразительному чтению» состоят из нескольких разделов.

   1. Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально- образной выразительности. Практические упражнения по технике и логике речи. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои мысли, чувства. Свое «видение».

   2. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их. Практические работы всей группы над рассказыванием литературных произведений.

   3. Индивидуальная работа учащихся над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения. Индивидуальная работа учащихся над выбранными для рассказывания текстами. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных устных рассказов.


Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений. Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации. Сопоставление образов, мыслей, чувств художественного произведения с личным опытом. Соотношение характера чтения с жанром произведения и стилем писателя, оценивание и мотивированное высказывание суждения о чтении товарища. Различные виды рассказа и пересказа: воспоминание, размышление, рассуждение, импровизация по личным впечатлениям, по литературным источникам, рассказ от имени автора и от лица литературного героя, рассказ с заменой повествователя.

Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями. Ребята должны принимать участие в конкурсах чтецов, концертах для учителей и родителей.

Формы занятий кружка:

В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы:

  • эвристическая беседа,

  • индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность,

  • выразительное чтение,

  • самостоятельная творческая работа,

  • творческие мастерские,

  • артикуляционные разминки,

  • обсуждение проблемных вопросов,

  • конкурсы,

  • мини-концерты,

  • словесное рисование,

  • выпуск «Литературной газеты» в рамках предметной недели,

  • творческий отчет.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате изучения содержания курса учащиеся должны:

знать:

- основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;

- средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

- родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

уметь:

- использовать грамотную монологическую речь;

- характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;

- выявлять авторское отношение к изображаемому;

- пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты

- давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Формы итоговой проверки: участие в школьных и городских литературных мероприятиях, концертах.


Календарно-тематический план


п/п

Дата

Тема

Примечание

план

факт

07.09.17


Введение. Понимание богатства русского языка и умение пользоваться.


14.09.17


Изучение логических и изобразительно-выразительных средств.


21.09.17


Выразительное чтение как один из путей раскрытия богатства русского языка.


28.09.17


Техника речи. Значение хорошей дикции в устной речи.


06.10.17


Орфоэпические нормы. Сведения об изменяемости орфоэпических норм.


12.10.17


Артикуляция гласных и согласных


19.10.17


Устранение диалектных ошибок в речи.


26.10.17


Речевое дыхание. Практические упражнения по дыханию и дикции.


09.11.17


Практические упражнения по дыханию и дикции.


16.11.17


Чтение прозаического произведения. Особенности дикции.


23.11.17


Особенности чтения прозаического произведения.


30.11.17


Чтение стихов. Особенности чтения.


07.12.17


Чтение стихов. Особенности чтения.


14.12.17


Логика чтения. Средства логической выразительности речи.


21.12.17


Средства логической выразительности речи.


28.12.17


Членение текста на речевые звенья.


11.01.18


Логическое ударение.


18.01.18


Логическая мелодия.


25.01.18


Пауза, логическая мелодия и знаки препинания.


01.02.18


Умение передать средствами интонации особенности различных синтаксических конструкций.


08.02.18


Практические упражнения. Чтение прозаического произведения.


15.02.18


Практические упражнения. Чтение прозаического произведения.


22.02.18


Практические упражнения. Чтение лирического произведения.


01.03.18


Практические упражнения. Чтение лирического произведения.


09.03.18


Эмоционально – образная выразительность. Основа.


15.03.18


Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего.


22.03.18


Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего.


05.04.18


Средства выразительности: сила звука, высота, тембр, темп, психологическая пауза.


12.04.18


Практические упражнения.


19.04.18


Практические упражнения.


26.04.18


Формы общения с аудиторией (прямое и косвенное)


03.05.18


Рассказывание.


10.05.18


Анализ художественного произведения и его исполнение.


17.05.18


Ознакомление с творчеством писателя. Выявление места данного произведения в его творческом пути.


24.05.18


Определение жанра выбранного произведения и отражение его особенностей в устной передаче.


05.09.18


Чтение прозаического произведения. Тема, идея, композиция, характеристика героев.


12.09.18


Отношение автора к изображаемой действительности, особенности языка автора.


19.09.18


Составление исполнительской партитуры.


26.09.18


Деление на части и куски, определение подтекстов, выяснение исполнительской задачи.


03.10.18


Воссоздание изображаемых автором картин жизни, внешности и поведения героев,


10.10.18


Жизненно-правдивое, целенаправленное чтение текста произведения по книге и наизусть.


17.10.18


Чтение стихов. Особенности чтения.


24.10.18


Пересказы. Сохранение стиля передаваемого произведения.


31.10.18


Употребление отдельных выражений и слов, своеобразной интонации произведения.


14.11.18


Повести А.С.Пушкина


21.11.18


Рассказы А.П.Чехова


28.11.18


Рассказы М.Горького


05.12.18


Произведения Алексея Толстого.


12.12.18


Произведения К.Паустовского


19.12.18


Рассказы учащихся на основе личных впечатлений.


26.12.18


Рассказы учащихся на основе слышанного от товарищей.


16.01.19


Рассказы учащихся на основе собственного творческого воображения.


23.01.19


Чтение прозаического произведения.


30.01.19


Чтение стихов.


06.02.19


Чтение басни.


13.02.19


Рассказывание.


20.02.19


Практические упражнения по дыханию и дикции.


27.02.19


Проверка техники чтения.


06.03.18


Индивидуальная работа над литературными произведениями.


13.03.19


Индивидуальная работа над выбранными для рассказывания текстами.


20.03.19


Индивидуальная работа над выбранными для рассказывания текстами.


03.04.19



Индивидуальная работа над созданием собственных устных рассказов


10.04.19


Индивидуальная работа над созданием собственных устных рассказов


17.04.19


Итоговое занятие. Творческий отчет.


Резерв 4 часа (24.04.19, 08.05.19, 15.05.19, 22.05.19)



Список используемой литературы

Для педагога

  1. А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь». Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год.

  2. З. И. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. «Беседы о русском слове». Изд-во «Знание», М.: 1978 год.

  3. Л.И.Тимофеев и др. Краткий словарь литературоведческих терминов. М, «Просвещение», 1985 год.

  4. Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» Учебно-методическое пособие. Москва 2003 год.

  5. С.А.Стеблова. От слова к образу. Москва 2010 год.

  6. Б.Я. Буяльский. Искусство выразительного чтения. Изд-во «Дрофа» М.: 2006 год.

Для обучающихся

  1. Волина М. Игра в рифмы. – Просвещение, 2009

  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. - Просвещение, 2001

  3. Москвин В. П. Теоретические основы стихотворения. – М.: Либроком, 2009

  4. Русская литература XX века / под общей ред. В. В. Аганесова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.

  5. Скрипов Г. С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М.: Просвещение, 1979.

  6. Тодоров Л. В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

  8. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.


Для родителей

  1. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001.

  3. Холщевников В. Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооруженная рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987.

Список литературы (дополнительной)

  1. В.И. Даль. Словарь пословиц и поговорок русского языка. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Литература. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 2007.

  3. И.А. Крылов. Басни. – М.: ВАКО, 2007.

  4. Сборник стихотворений русских поэтов. – М.: Сфера, 2004.



Электронные ресурсы.

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

- http://www.schoolpress.ru

- www.gramota.ru

- http://slova.ndo.ru

- http://spravka.gramota.ru

- http://www.philology.ru

- http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

- http://vot-zadachka.ru/#top

- http://slovar.lib.ru/

- http://www.philology.ru/default.htm

- http://www.school.edu.ru/default.asp

- http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

- http://prezentacii.com/

- http://www.openclass.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!