СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)»

Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«Школа № 116 города Донецка»



РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол

«__ »_____________№_______

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора



_________ Потапенкова А.Н

«__ »_______________2023г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка»


__________ И.Е. Сташевская

«__ »_____________2023г.






Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

Кушнира Артура

5 класс

на 2023-2024 учебный год





Составитель рабочей программы:

Педагог –психолог

Бейдик Анна Владимировна








Донецк 2023 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)—создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

―овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

―формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятымив семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

―достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

―выявление и развитие возможностей и способностей,обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

―участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды

.Описание места коррекционного курса «Психокоррекция» в учебном плане

Программа, рассчитана для обучающихся с легкой умственной отсталостью

• 5 класс – 68 часов, (2 часа в неделю);





Содержание учебного предмета



Название раздела

Количество

часов

Тема№1 Комплексная диагностика (3 ч.)

3

ема№2 «Адаптационный модуль «Познай себя»» (5ч.

5

Тема №3 Развитие моторики и графомоторных навыков(3)

3

Тема№ 4 Тактильно-двигательное восприятие (2 ч.)

2

Тема№5 «Кинестетическое и кинетическое развитие» (2ч.)

2

Тема№6 «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»(7ч.)

7

Тема№7 «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (4 ч.)

4

Тема№8 «Восприятие особых свойств предметов» (4ч.)

4

Тема№9 «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти»(4 ч.)

4

Тема№10 «Восприятие пространства» (5ч.)

5

Тема№11 «Восприятие времени» (4 ч.)

4

Тема № 12 Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (7 ч)

7

Тема №13 Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (9 ч.)

9

Тема № 14 Арт -терапевтический модуль (4 ч.)

4

Тема№15 «Заключительный этап - Итоговая диагностика обучающихся»(3 ч.)

3
















































Календарно – тематическое планирование

«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

(2 час в неделю)


№ п/п

Виды учебной деятельности

Дата

примечание


План

Факт


Тема№1 Комплексная диагностика (3 ч.)


Входная диагностика познавательной сферы.

04.09




Диагностика познавательной сферы ., определе-ние продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы

08.09




Диагностика эмоционально-личностной сферы

11.09




Диагностика коммуникативной сферы

15.09




Тема№2 «Адаптационный модуль «Познай себя»» (5ч.)


Мы и 5 класс»

18.09




«Кто Я?» Автопортрет

22.09




«Чем я отличаюсь от других?»

25.09




«Я и учеба»

29.09




Игры в школе





Тема №3 Развитие моторики и графомоторных навыков(3)


Совершенствование точности мелких движений рук.

06.10




Вычерчивание геометрических фигур: окружность, квадрат, треугольник (одинаковых и разных) по образцу и самостоятельно.

09.10




Графический диктант с

усложненным заданием

(заштрихуй, раскрась,

поставь знак слева,

справа и т.д. от полученной фигуры)

13.10




Тема№ 4 Тактильно-двигательное восприятие (2 ч.)


Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам.

16.10




Работа с соленым тестом.

20.10




Тема№5 «Кинестетическое и кинетическое развитие» (2ч.)



Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

23.10




Имитация повадок животных, инсценирование школьных событий.

27.10




Тема№6 «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»(7ч.)


Упражнения в подборе и назывании основных цветов, оттенков и полутонов.

10.11




Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету





Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

13.11




Упражнения на восприятие длины и высоты предметов и их изображений на картинках

17.11




Упражнения на восприятие ширины и толщины предметов и их изображений.

20.11




Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

24.11




Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

27.11




Тема№7 «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (4 ч.)


Формирование произвольности зрительного восприятия

01.12




Тренировка зрительной

памяти. Запоминание 5 –

6 предметов, изображений и воспроизведение

их в исходной последовательности.

04.12





«Секреты мнемотехники!»

08.12




«Секреты мнемотехники!»





Тема№8 «Восприятие особых свойств предметов» (4ч.)


Определение контрастных температур разных предметов. Упражнение: теплее – холоднее. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

11.12




Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

15.12




Дифференцировка вкусовых ощущений

18.12




Дифференцированное восприятие ароматов

22.12




Тема№9 «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти»(4 ч.)


Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности,

высоте тона.

25.12




Развитие слухомоторной координации.

29.11





Выполнение действий по звуковому сигналу.

12.01





Формирование чувства

ритма.

15.01




Тема№10 «Восприятие пространства» (5ч.)


Ориентировка на листе бумаги. Рисунок по инструкции.

19.01




Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений.

22.01




Ориентировка в помещении по словесной инструкции, по плану и по схеме.

26.01




Комбинированные упражнения на развитие зрительного - восприятия и пространственной ориентировки

29.01




«Стороны света!»

02.02




Тема№11 «Восприятие времени» (4 ч.)


Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с,1 мин,5мин,1 час).

05.02




Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).

09.02




Смена времен года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

12.02




Возраст людей.

16.02




Тема № 12 Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков

(7 ч.)


Такие разные чувства и эмоции

19.02




Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса.

26.02




Перевоплощение личности. Упражнения на социализацию личности, развитие уверенности: «Я и ты», «Один дома», «Правильная забота» и др.

01.03




Ролевые игры я – в гостях, гости у меня, я в театре и т.д

04.03




Игры на развитие саморегуляции

11.03




Психогимнастика

15.03




Психогимнастика

18.03




«История о канцелярской кнопке»

22.03




Тема №13 Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (9 ч.)


Приглашение в мир общения

01.04




Азбука хороших слов»

05.04




Что такое дружба?

08.04




Умею ли я дружить?

12.04




“Правила дружбы”.

15.04




Дружба в произведениях писателей, поэтов, композиторов

19.04




«Путешествие в страну «Понимание»»

22.04




«Волшебные средства взаимопонимания»

26.04




«Мы поссорились и помирились»





Тема № 14 Арт -терапевтический модуль (4 ч.)


Сказкотерапия

«Кот, дрозд и петух»

03.05




Сказкотерапия

«Зимовье зверей»

13.05




Сказкотерапия

В. Сутеев «Под грибком»

17.05




Нейрографика

20.05




Тема№15 «Заключительный этап - Итоговая диагностика обучающихся»(3 ч.)


Входная диагностика познавательной сферы.

24.05




Диагностика эмоционально-личностной сферы

27.05




Диагностика коммуникативной сферы

31.05









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М.: Дрофа, 2001.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- М.: Гном- Пресс, 2000.

4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2001.

5. Beнгep Л А., Пилюгuна З.Г., Beнгep Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М.: Просвещение, 1998.

6. Гришвина А.В., Пузыревская ЕА., Сачеванова Е.В. Иrры-занятия с детьми рaннегo возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М.: Просвещение, 1988.

7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Beнгеpa.- М.: Просвещение, 1978.

8. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.

9. 3абрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М.: Педагогика-пресс,1993.

10. 3ахароваА.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учебно- методическое пособие для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования. - М.: Книголюб, 2002.

11. Катаева АА., Стребелева ЕА. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.

12. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. - М., 2004.

13. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

14. Метиева Л.А., Удалова З.Я. Развитие психомоторики и ceнсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VПI вида / /Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2004.- №4.

15. Метиева Л.А., Удалова З.Я. Методические рекомендации к разделу "Восприятие пространства" авторской программы курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 6.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!