Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО: на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол «__ »_____________№_______ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора _________ Потапенкова А.Н «__ »_______________2023г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка» __________ И.Е. Сташевская «__ »_____________2023г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Кушнира Артура
5 класс
на 2023-2024 учебный год
Составитель рабочей программы:
Педагог –психолог
Бейдик Анна Владимировна
Донецк 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)—создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:
―овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
―формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятымив семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
―достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
―выявление и развитие возможностей и способностей,обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
―участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды
.Описание места коррекционного курса «Психокоррекция» в учебном плане
Программа, рассчитана для обучающихся с легкой умственной отсталостью
• 5 класс – 68 часов, (2 часа в неделю);
Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов |
| Тема№1 Комплексная диагностика (3 ч.) | 3 |
| ема№2 «Адаптационный модуль «Познай себя»» (5ч. | 5 |
| Тема №3 Развитие моторики и графомоторных навыков(3) | 3 |
| Тема№ 4 Тактильно-двигательное восприятие (2 ч.) | 2 |
| Тема№5 «Кинестетическое и кинетическое развитие» (2ч.) | 2 |
| Тема№6 «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»(7ч.) | 7 |
| Тема№7 «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (4 ч.) | 4 |
| Тема№8 «Восприятие особых свойств предметов» (4ч.) | 4 |
| Тема№9 «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти»(4 ч.) | 4 |
| Тема№10 «Восприятие пространства» (5ч.) | 5 |
| Тема№11 «Восприятие времени» (4 ч.) | 4 |
| Тема № 12 Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (7 ч) | 7 |
| Тема №13 Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (9 ч.) | 9 |
| Тема № 14 Арт -терапевтический модуль (4 ч.) | 4 |
| Тема№15 «Заключительный этап - Итоговая диагностика обучающихся»(3 ч.) | 3 |
Календарно – тематическое планирование
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
(2 час в неделю)
№ п/п | Виды учебной деятельности | Дата | примечание | |
План | Факт | |
Тема№1 Комплексная диагностика (3 ч.) | |
| Входная диагностика познавательной сферы. | 04.09 | | | |
| Диагностика познавательной сферы ., определе-ние продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы | 08.09 | | | |
| Диагностика эмоционально-личностной сферы | 11.09 | | | |
| Диагностика коммуникативной сферы | 15.09 | | | |
Тема№2 «Адаптационный модуль «Познай себя»» (5ч.) | |
| Мы и 5 класс» | 18.09 | | | |
| «Кто Я?» Автопортрет | 22.09 | | | |
| «Чем я отличаюсь от других?» | 25.09 | | | |
| «Я и учеба» | 29.09 | | | |
| Игры в школе | | | | |
Тема №3 Развитие моторики и графомоторных навыков(3) | |
| Совершенствование точности мелких движений рук. | 06.10 | | | |
| Вычерчивание геометрических фигур: окружность, квадрат, треугольник (одинаковых и разных) по образцу и самостоятельно. | 09.10 | | | |
| Графический диктант с усложненным заданием (заштрихуй, раскрась, поставь знак слева, справа и т.д. от полученной фигуры) | 13.10 | | | |
Тема№ 4 Тактильно-двигательное восприятие (2 ч.) | |
| Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. | 16.10 | | | |
| Работа с соленым тестом. | 20.10 | | | |
Тема№5 «Кинестетическое и кинетическое развитие» (2ч.) | |
| Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. | 23.10 | | | |
| Имитация повадок животных, инсценирование школьных событий. | 27.10 | | | |
Тема№6 «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»(7ч.) | |
| Упражнения в подборе и назывании основных цветов, оттенков и полутонов. | 10.11 | | | |
| Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | | | | |
| Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине). | 13.11 | | | |
| Упражнения на восприятие длины и высоты предметов и их изображений на картинках | 17.11 | | | |
| Упражнения на восприятие ширины и толщины предметов и их изображений. | 20.11 | | | |
| Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей). | 24.11 | | | |
| Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | 27.11 | | | |
Тема№7 «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (4 ч.) | |
| Формирование произвольности зрительного восприятия | 01.12 | | | |
| Тренировка зрительной памяти. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. | 04.12 | | | |
| «Секреты мнемотехники!» | 08.12 | | | |
| «Секреты мнемотехники!» | | | | |
Тема№8 «Восприятие особых свойств предметов» (4ч.) | |
| Определение контрастных температур разных предметов. Упражнение: теплее – холоднее. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | 11.12 | | | |
| Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). | 15.12 | | | |
| Дифференцировка вкусовых ощущений | 18.12 | | | |
| Дифференцированное восприятие ароматов | 22.12 | | | |
Тема№9 «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти»(4 ч.) | |
| Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. | 25.12 | | | |
| Развитие слухомоторной координации. | 29.11 | | | |
| Выполнение действий по звуковому сигналу. | 12.01 | | | |
| Формирование чувства ритма. | 15.01 | | | |
Тема№10 «Восприятие пространства» (5ч.) | |
| Ориентировка на листе бумаги. Рисунок по инструкции. | 19.01 | | | |
| Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. | 22.01 | | | |
| Ориентировка в помещении по словесной инструкции, по плану и по схеме. | 26.01 | | | |
| Комбинированные упражнения на развитие зрительного - восприятия и пространственной ориентировки | 29.01 | | | |
| «Стороны света!» | 02.02 | | | |
Тема№11 «Восприятие времени» (4 ч.) | |
| Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с,1 мин,5мин,1 час). | 05.02 | | | |
| Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). | 09.02 | | | |
| Смена времен года. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 12.02 | | | |
| Возраст людей. | 16.02 | | | |
Тема № 12 Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (7 ч.) | |
| Такие разные чувства и эмоции | 19.02 | | | |
| Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса. | 26.02 | | | |
| Перевоплощение личности. Упражнения на социализацию личности, развитие уверенности: «Я и ты», «Один дома», «Правильная забота» и др. | 01.03 | | | |
| Ролевые игры я – в гостях, гости у меня, я в театре и т.д | 04.03 | | | |
| Игры на развитие саморегуляции | 11.03 | | | |
| Психогимнастика | 15.03 | | | |
| Психогимнастика | 18.03 | | | |
| «История о канцелярской кнопке» | 22.03 | | | |
Тема №13 Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (9 ч.) | |
| Приглашение в мир общения | 01.04 | | | |
| Азбука хороших слов» | 05.04 | | | |
| Что такое дружба? | 08.04 | | | |
| Умею ли я дружить? | 12.04 | | | |
| “Правила дружбы”. | 15.04 | | | |
| Дружба в произведениях писателей, поэтов, композиторов | 19.04 | | | |
| «Путешествие в страну «Понимание»» | 22.04 | | | |
| «Волшебные средства взаимопонимания» | 26.04 | | | |
| «Мы поссорились и помирились» | | | | |
Тема № 14 Арт -терапевтический модуль (4 ч.) | |
| Сказкотерапия «Кот, дрозд и петух» | 03.05 | | | |
| Сказкотерапия «Зимовье зверей» | 13.05 | | | |
| Сказкотерапия В. Сутеев «Под грибком» | 17.05 | | | |
| Нейрографика | 20.05 | | | |
Тема№15 «Заключительный этап - Итоговая диагностика обучающихся»(3 ч.) | |
| Входная диагностика познавательной сферы. | 24.05 | | | |
| Диагностика эмоционально-личностной сферы | 27.05 | | | |
| Диагностика коммуникативной сферы | 31.05 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М.: Дрофа, 2001.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- М.: Гном- Пресс, 2000.
4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2001.
5. Beнгep Л А., Пилюгuна З.Г., Beнгep Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М.: Просвещение, 1998.
6. Гришвина А.В., Пузыревская ЕА., Сачеванова Е.В. Иrры-занятия с детьми рaннегo возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М.: Просвещение, 1988.
7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Beнгеpa.- М.: Просвещение, 1978.
8. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
9. 3абрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М.: Педагогика-пресс,1993.
10. 3ахароваА.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учебно- методическое пособие для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования. - М.: Книголюб, 2002.
11. Катаева АА., Стребелева ЕА. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.
12. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. - М., 2004.
13. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
14. Метиева Л.А., Удалова З.Я. Развитие психомоторики и ceнсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VПI вида / /Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2004.- №4.
15. Метиева Л.А., Удалова З.Я. Методические рекомендации к разделу "Восприятие пространства" авторской программы курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 6.