Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду разработана для обучающейся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.06.2015 г. №26;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Тетюшской средней школы на 2022-2023 учебный год;
Календарный учебный график МОУ Тетюшской средней школы на 2022-2023 учебный год.
Индивидуальный учебный план обучающейся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Тетюшской средней школы на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
Технология. Ручной труд: 4 класс: учебник / Л.А. Кузнецова. М. Просвещение, 2016.
Коррекционно-развивающие цели изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащейся в процессе формирования трудовой культуры, развитии созидательных возможностей личности, творческих способностей, формирование мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Цель: развитие и воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и получение элементарных знаний по видам труда.
Задачи:
Образовательные:
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
формирование интереса к разнообразным видам труда;
Обучение доступным приемам труда;
Формирование организационных умений в труде.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие трудовых качеств;
2. Коррекция умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
3. Развитие умения планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
4. Контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Ручной труд» в 4 классе отводится 0,5 часа в неделю (17 ч).
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;
-знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
-знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
-знать виды трудовых работ;
-знать основные приемы работы, выполнять их;
-выполнять простые инструкции учителя;
-отвечать на простые вопросы учителя;
-знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать, использовать их;
-анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;
-использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;
-оценивать свою работу;
-осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.
Достаточный уровень:
-знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их самостоятельно;
-знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;
-знать виды трудовых работ;
-отвечать на простые вопросы;
-выполнять простые инструкции учителя;
-знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их;
-знать основные приемы работы, выполнять их,знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;
-анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться материал, определять способы соединения деталей;
-использовать в работе доступные материалы, конструировать из них. оценивать свою работу;
-осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.
Личностные результаты:
овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Содержание учебного предмета
Работа с бумагой и картоном
Закрепить элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении.
Знакомить со свойствами бумаги и картона -сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде., через использование и наглядный показ данных действий.
Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения.
Картон тоже должен быть нескольких сортов. Сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде.
Повторение работы по конструированию. Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Работа с тканью и нитками
Знакомство с видами, цветом, свойствами ткани
Знакомство с видами работы с тканью, скручивание ткани.
Изготовление изделий из ткани
Связывание нитей в пучок.
Работа с металлом и проволокой
Знакомство с видами, свойством, цветом металлов.
Знакомство с технологией ручной обработки металлов.
Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов.
Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам.
Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке.
Разметка деталей по заданным размерам.
Крепление дополнительных деталей, оформление.
Инструменты для работы с бросовым материалом, их назначение и применение. Правила безопасной работы.
Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бросовым материалом.
Работа с древесиной
Знакомство с профессией людей работающих с древесными материалами.
Узнать о свойства древесины.
Выполнить с помощью учителя аппликации.
Ремонт одежды
Технология пришивания пуговиц.
Отделка изделия из пуговиц.
Изготовления вешалки.
Картонажно- переплётные работы
Изготовление записной книжки- раскладушки с переплётной крышкой.
Изготовления блока, изготовления переплетной крышки. Соединение блока и крышки.
Ручные швейные работы
Выполнение образца Соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Закрепление нитки в начале и конце работы.
Изготовления изделия подушечка для иголок, игрушка- подушка.
Тематическое планирование
№ п/п | Изучаемые разделы | Количество уроков |
1 | Работа с бумагой и картоном | 7,5 |
2 | Работа с тканью и нитками | 2,5 |
3 | Работа с металлом | 1,5 |
4 | Работа с проволокой | 1 |
5 | Работа с древесиной | 1 |
6 | Ремонт одежды | 1 |
7 | Картонажно- переплётные работы | 2 |
8 | Ручные швейные работы | 0,5 |
| Итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
| |
| Работа с бумагой и картоном «Что ты знаешь о бумаге?» Материалы, инструменты. Виды бумаги. Свойство бумаги. Цвет бумаги. Размер бумаги. | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном. Виды работы с бумагой: аппликация техника отрывания. «Дерево» | 0,5 | | |
| Работа с бумагой. Виды работы с бумагой: аппликация техника отрывания. «Дерево» | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном. Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка». | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном Нахождения на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор). | 0,5 | | |
| Работа с тканью и нитками Скручивание ткани. Игрушка «Кукла - скрутка.» Технология изготовления тряпичной куклы- скрутки. | 0,5 | | |
| Работа с тканью и нитками. Изделия из ткани. «Салфетка с аппликация.» | 0,5 | | |
| Работа с тканью и нитками. Изделия из ткани. «Салфетка с аппликация.» | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблону. подвижное соединение деталей. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок в скорлупе». Конструкция игрушки. Технология изготовления игрушки. | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном Экономное использование бумаги при нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов. Технологи изготовления «Попугая.» | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном Развертка изделия. Изготовление «Конверт для писем» с клеевым соединением деталей. Технология приготовления конверта из развертки. | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом.» | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном. Разметка прямоугольников с помощью угольника. «Закладка для книг из зигзагообразных полос». | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных линий с помощью угольника. «Закладка для книг с «сводным плетением»». | 0,5 | | |
| Работа с металлом. Что такое метал? Применение металла. Виды металла. Свойство металла. Цвет металла. | 0,5 | | |
| Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук», «Стрекоза». | 0,5 | | |
| Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук», «Стрекоза». | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном. Деление круга на ровные части с помощью угольника и линейки. Изделие «Объёмная елочная украшение». | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Изделие снежинка. Технология изготовления снежинки. Практическая работа по изготовлению снежинки. | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер» . | 0,5 | | |
| Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет». | 0,5 | | |
| Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток». | 0,5 | | |
| Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие «Помпон из ниток». | 0,5 | | |
| Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов. Изделие из проволоки, бумаги и ниток « Муха». | 0,5 | | |
| Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов Изделие из проволоки и ниток «Паук». | 0,5 | | |
| Работа с древесиной. Обработка древесины ручным инструментом. Клеевое соединение деталей из древесины. | 0,5 | | |
| Работа с древесиной. Прием соединения кусков карандашной стружки. «Цветок». | 0,5 | | |
| Ремонт одежды. Пришивании пуговиц с двумя отверстиями, четырьмя отверстиями. с ушком. | 0,5 | | |
| Ремонт одежды Отделка изделий пуговицами. | 0,5 | | |
| Картонажно- переплётные работы. Картонажное изделие. Изделие и переплет. Материал. Инструменты и приспособления. | 0,5 | | |
| Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки -раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки. Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки. | 0,5 | | |
| Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки -раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки. Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки. | 0,5 | | |
| Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки -раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки. Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки. | 0,5 | | |
| Ручные швейные работы. Изделия « Подушка для игл». | 0,5 | | |