Рабочая программа коррекционной работы
для обучающихся с ТНР
уровень образования: начальное общее образование,
4В класса
срок освоения: 2020-2021 учебный год
Количество часов в неделю: 1 часа
Результаты освоения программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
II. Содержание
Звуко-буквенный анализ и синтез слов
Вводная диагностика устной и письменной речи. Органы речи. Строение артикуляционного аппарата. Гласные и согласные. Обозначение твердости и мягкости на письме гласными 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда «a-я». Дифференциация гласных 1 и 2 ряда «о- ё». Предупредительный диктант. Дифференциация:
гласных 1 и 2 ряда «у-ю». Дифференциация гласных 1 и 2 ряда «ы-и». Дифференциация гласных 1 и 2 ряда «ё-ю». Дифференциация «И» - «И». Проверочная работа по теме «Дифференциация гласных 1и 2 ряда». Мягкий знак на конце слова. Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий знак. Проверочный диктант. Слова с двойными согласными. Проверочная работа. Фонетический разбор слов.
Деление слов на слоги. Перенос слов. Урок - тренинг «Деление слов на слоги и перенос слов». Проверочный диктант. Дифференциация
согласных. Дифференциация п- б. Дифференциация т - д. Дифференциация к - г. Дифференциация в - ф. Дифференциация с - з.
Проверочная работа. Дифференциация с - ш. Дифференциация з - ж. Проверочная работа. Дифференциация с - ц. Дифференциация ц - ч.
Дифференциация щ - ч. Дифференциация с - гц. Проверочная работа. Дифференциация А - О. Дифференциация И - У. Дифференциация Б -
Д. Дифференциация П - Т. Дифференциация X - Ж. Дифференциация Ш - Щ. Дифференциация Н - П. Диктант по оптическому сходству букв.
Лексика и грамматика
Синонимы. Антонимы. Родственные слова. Корень слова. Связь слов в предложение. Сложные слова. Безударные гласные в корне слова. Суффиксальный способ образования слов. Предлоги и приставки. Итоговая диагностика письменной и устной речи.
III. Тематическое планирование.
№ занятия Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
4в План. | 4в Факт. | |
1 | Органы речи. Строение артикуляционного аппарата. Гласные и согласные | 30.09 | | |
2 | Гласные и согласные | 07.10 | | |
3 | Обозначение твердости и мягкости на письме гласными 1 и 2 ряда | 14.10 | | |
4 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда «a-я»; «о-ё» | 21.10 | | |
5 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда «у-ю»; «ы-и»; «ё-ю» | 28.10 | | |
6 | Дифференциация «И» - «Й» | 11.11 | | |
7 | Мягкий знак на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак | 18.11 | | |
8 | Фонетический разбор слов | 25.11 | | |
9 | Деление слов на слоги. Перенос слов | 02.12 | | |
10 | Дифференциация п- б | 09.12 | | |
11 | Дифференциация т — д | 16.12 | | |
12 | Дифференциация к - г | 23.12 | | |
13 | Дифференциация в - ф | 30.12 | | |
14 | Дифференциация с - з | 20.01 | | |
15 | Дифференциация ш - ж | 27.01 | | |
16 | Дифференциация с - ш | 03.02 | | |
17 | Дифференциация з - ж | 10.02 | | |
18 | Дифференциация с - ц | 24.02 | | |
19 | Дифференциация ц - ч | 03.03 | | |
20 | Дифференциация щ- ч | 10.03 | | |
21 | Дифференциация с - щ | 17.03 | | |
22 | Дифференциация А - О; И-У | 24.03 | | |
23 | Дифференциация Б - Д; Х-Ж | 07.04 | | |
24 | Дифференциация Ш - Щ; Н-П | 14.04 | | |
25 | Синонимы. Антонимы | 21.04 | | |
26 | Родственные слова. Корень слова. Связь слов в предложение | 28.04 | | |
27 | Сложные слова. Безударные гласные в корне слова | 05.05 | | |
28 | Суффиксальный способ образования слов. | 12.05 | | |
29 | Предлоги и приставки. | 19.05 | | |
30 | Итоговая диагностическая работа | 26.05 | | |