СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Краеведение" 5-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Краеведение" в 5- 9 классах

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Краеведение" 5-9 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 с. Березняки.




Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 34

В.И. Левина

от « ». 08. 2015 г.




Рабочая программа по краеведению в 5-9 классах (основной общей школы) на 2015 - 2016 учебный год.

Составлена на основе примерной программы общего образования интегративного учебного курса «Сахалиноведение» (Южно-Сахалинск, 2006), с учётом Регионального базисного учебного плана.


Разработчик: учитель истории С.А. Веремьёва.






Составлена на МО учителей ГЦ протокол № 1

от « »






Принята на МС Протокол №_1

от « ». 08.2014.

/ / Т.Н. Авдиенко






Согласована

зам. директора по УВР

/ / Г.П. Зинина

« ». 08. 2015.















г. Южно - Сахалинск






Пояснительная записка.


Рабочая программа является адаптивной и составлена на основе (национально-регионального) компонента государственного стандарта (основного) общего образования (М, 2004), примерной программы общего образования интегративного учебного курса «Сахалиноведение» (Южно-Сахалинск, 2006), с учетом Регионального базисного учебного плана на 2011-2012 уч. год.

Цель освоения регионального компонента исторического образования.

Изучение «Краеведения» на ступенях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение основами знаний о природе, историческом пути и культурном развитии дальневосточного сообщества народов с древнейших времен до наших дней;

  • развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе полученных знаний;

  • преемственность исторической памяти и исторического опыта поколений, воспитание патриотизма;

  • интеграцию личности в социокультурную среду региона;

  • сохранение этнических корней и культуры, этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования;

  • овладение опытом содружества народов в современных условиях, образцов толерантного поведения и межкультурного взаимодействия.

Место раздела «Историческое краеведение» в интегрированной программе Данный раздел входит составной частью в интегративный учебный курс «Краеведение» и открывает программу курса. Примерный объем учебного времени, выделяемый на данный раздел в 5 - 9 классах в рамках основного (общего) образования - 7 часов.

Данный раздел предусматривает освоение учебного материала по истории Сахалина и Курил с древности и XIX -начале XX вв.

Основные содержательные линии программы «Сахалиноведение» реализуются в рамках пяти разделов. Данная рабочая программа составлена для раздела «Историческое краеведение. Сахалин и Курилы с древности и в XIX - начале XX вв.»

Цели изучения регионального компонента исторического образования « Историческое краеведение. -«Сахалин и Курилы с древности и в XIX - начале XX вв.»

  1. Воспитание патриотизма, сохранение преемственности исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду региона.

  2. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

3.Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации.

4.Способствовать формированию этнической и российской

идентичности, толерантности.

Задачи раздела:

Ознакомить учащихся 5-9 классов с историческим прошлым своего региона

  1. в XIX веке в многоаспектном контексте мировой и общенациональной истории и сформировать на этой основе систему ценностно­ориентированных представлений о ключевых этапах освоения и заселения Дальнего Востока (и Сахалинской области, как компонента этого макрорегиона).

  2. Воспитывать уважение к национальным традициям своего и других этносов, населяющих Дальний Восток, толерантности, эмпатии, культуры межэтнического и межличностного общения, чувства личной сопричастности и бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края и всего Дальнего Востока, гражданственность и патриотизма.

  3. Развивать умения: работать с различными видами локальных источников: синхронизировать и сопоставлять однородные исторические факты, имевшие место в Дальневосточном регионе, в стране и в мире; прослеживать причинно-следственные связи между событиями и явлениями региональной, общенациональной и мировой истории; критически анализировать информацию, определять и аргументировать собственные оценочные суждения о фактах региональной истории.

  4. Формировать устойчивый познавательный интерес к истории Дальнего Востока (и Сахалинской области, как компонента макрорегиона) и самостоятельной исследовательской деятельности.

Все это будет способствовать проявлению устойчивого познавательного интереса, уважения и бережного отношения к поликультурному наследию своего региона; адекватная оценка его исторической значимости.

Основные методы и формы организации изучения раздела: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, книгой), наглядные (синхронистические таблицы, схемы, графики, презентации), практическая, лабораторная, творческая, самостоятельная работа (метод проекта).

Формы контроля: для проверки знаний, умений и навыков могут быть использованы следующие формы проверки знаний (в процессе индивидуальной или групповой, устной или письменной работы):

  • устная или письменная работа на определение типичности и/или своеобразия исторического процесса, явления или события, особенностей развития стран и народов, исторической роли личности и т.д.

  • тестовые задания самого широкого спектра выявления знаний, умений соотносить явления и факты и т.д.;

  • письменные или устные работы описательного характера, позволяющие понять адекватность восприятия и умение использования вербальных форм осмысления изучаемого материала;

  • ролевые игры-погружения с предлагаемыми обстоятельствами изучаемой исторической эпохи;

  • практическая работа с историческими документами на выявление по характерным признакам эпохи, периода, страны, события, исторической личности и т.д.;

  • практическая работа по заполнению контурной карты с опорой на соответствующий исторический атлас, а также без помощи атласа;

  • проверка собственной письменной работы или работы одноклассника с использованием различных информационных источников.

Оценивание знаний и умений учащихся. Отметка выставляется по завершении педагогической процедуры, включающей учебную деятельность школьников в процессе изучения темы, раздела.


нивхов, айнов, ороков и др. Наиболее сохранившимся и распространенным среди этнокультур является культурное наследие нивхов. Важно показать истоки народного творчества, наиболее развитое направление изобразительного искусства - орнаментальное искусство.

Использование регионального компонента органично входит в основное содержание предмета МХК направлено на реализацию целей, заложенных в программах ГОС. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционно урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся (краеведческий и художественный музей).

Цель: освоение художественного наследия родного края, формирование способности к его восприятию.

Задачи:

  • освоить знания о художественной культуре родного края;

  • развить художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, зрительно-образную память;

  • воспитать культуру восприятия произведений народов прошлого и другой ментальности;

  • овладеть умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения, музыкальной импровизацией;

Содержание данного раздела позволит учащимся совершенствовать свою общекультурную компетенцию, расширить знание и понимание мира духовно - нравственных ценностей.



Учебно – тематическое планирование по художественному краеведению.


Класс, тема

Формы, приёмы, методы урока


5 класс (7ч.)


1-2

Этносы Сахалина и Курил. Материальная и духовная культура аборигенов Сахалина и Курил (2ч.)

Урок новых знаний, составить словарь

3

Искусство древней Японии периодов Дземон, Яэй, Кофун.

Урок новых знаний, составить словарь

4

Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи.

Урок новых знаний, зарисовка орнамента

5-6

Мифы, легенды, предания

Урок новых знаний, творческая мастерская

7

Опыт художественно творческой деятельности

Практическая работа


6 класс (7 ч.)


1-2

Музыка в жизни древних народов

Урок новых знаний, зарисовка музыкальных инструментов

3-4

История развития

декоративно-прикладного

искусства

Комбинированный

5-6

Культурные связи островных народов

Комбинированный

7

Опыт художественно творческой деятельности

Практическая работа


7 класс (7ч.)


1-2

Применение национального (русского, корейского, японского, нивхского) орнамента в быту

Комбинированный урок, зарисовка орнамента с бытовых предметов.

2-4

Быт и обрядовая культура народов региона и стран Азиатско-Т тихоокеанского региона.

Урок новых знаний, сообщения о обрядах.

5

Танцевальное искусство народов Кореи.

Урок новых знаний, «Гостиная»- методика танца (пригласить гостей)

6-7

Опыт художественно творческой деятельности

Практическая работа


8 класс (7ч.)


1-4

Культура и религия

Урок новых знаний, подготовить сообщения, исследование культурных традиций и религиозных верований, их сравнение в таблицах, схемах, составление кластеров.

5

Этнографические исследования Сахалина и

Лекция, составление конспекта, развёрнутый план ответа



Курил


6-7

Опыт художественно творческой деятельности

Практическая работа


9 класс (7ч.)


1-3

Культурная жизнь островной области

Комбинированный урок, сообщения

4-5

Проектная деятельность.

Творческая мастерская: самостоятельный отбор материала.

6-7

Защита проектов

Творческая мастерская: «национальные колориты»






Тематическое планирование по историческому краеведению 5-9 классы.



5kji.

Раздел 1: История Сахалина и Курил в древнейшее время(7ч.)




Темы



1-2

Берегиня и Охотия

2


3-4

Жилища и занятия древнейших времен.

2


5

Морские охотники, собиратели и рыболовы.

1


6

Религиозные верования.

1


7

Резерв.

1



6 класс.

Раздел 2: История Средних веков(5- 15в.в.). (7ч.)



1-2

Племена Дальнего Востока в 1- начале 2т.н.э.

2


3

Взаимоотношения островных племен с народами сопредельных территорий

1


4

Монгольское завоевание

1


5

Появление китайцев в Приамурье и на Сахалине.

1


6

Японские переселенцы

1


7

Резерв

1


7 кл.

Раздел 3: История Нового времени(16-18в.в.). Наш край в Новое время. 7ч.



1

Продвижение русских людей на Восток

1


2

Амурский вопрос

1


3

Первые сведения русских людей о Курилах.

1


4

Европейские мореплаватели в северной части Тихого океана.

1


5

Японские экспедиции и поселения на островах.

1


6

Народы Приморья, Приамурья и острова Сахалин в 17-18в.в.

1


7

Резерв.

1


8кл.

Раздел 4: История Нового времени(19-нач.20в.в.) Сахалин и Курилы в 19 нач.20в.в. 7ч.



1-2

Русские экспедиции на Дальнем Востоке

2


3

События на Д\В. в середине 19в.

1


4

Экономическое развитие Д\В

1


5

Колониальная политика на Д\В

1



6-7

Внешняя политика России и других стран мира в Дальневосточном регионе

2


9 кл.

Раздел 5: История Новейшего времени. Сахалин и Курилы в 20- 21 в.в.



1

Изменения на карте мира на рубеже 19-20в.в.

1


2

Сахалин и Курилы в 1905-1925г.г.

1


3

Северный Сахалин и Курильские острова в составе СССР

1


4

Сахалин и Курилы в годы Великой Отечественной войны

1


5

Сахалинская область после 11 мировой войны.

1


6

Сахалин и Курильские острова в период с 80-х гг. 20в.в. по наше время.

1


7

Сахалинская область - субъект РФ.

1


























































Основное содержание.

Введение. Место раздела «Историческое краеведение» в интегрированной программе.

Данный раздел входит составной частью в интегративный учебный курс «Краеведение». Примерный объем учебного времени, выделяемый на данный раздел в рамках основного (общего) образования (V-IX классы)- 34 часов (по 7 часов на каждый учебный год). НРК содержания образовательной области «обществознание» (история, обществознание) закладывает основу гуманитарных знаний о своеобразии исторического пути родного края, в этой связи целесообразно начинать изучение курса именно с этого раздела. Первые уроки в сентябре будут формировать особую мотивацию в связи с памятной датой освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов в годы Великой Отечественной войны.

Цель освоение регионального компонента исторического образования -

воспитание патриотизма, сохранение преемственность исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду региона.

Задачи раздела:

  • организовать процесс образования и воспитания, отвечающий потребностям личности, территориального сообщества и государства в целом;

  • обеспечить усвоение учащимися базовых знаний об историческом пути народов Дальнего Востока с древнейших времен до наших дней;

  • сформировать уважительное отношение к истории Сахалина и Курил;

  • способствовать воспитанию гражданственности, российской идентичности, толерантности.

Выбор содержания должен соответствовать возрасту учащихся, соотноситься с содержанием федерального компонента и интересами локальной территории (город, поселок), быть обеспечено доступными наглядными средствами.

Исходя из общей цели и структуры курса, учителю предстоит определять стратегию урока, выбирать методы и приемы учебной деятельности.

Прим: содержание НРК программы предваряет информация о базовых знаниях учащихся (Примерные программы основного общего образования по истории, 2004). Резервное время может быть использовано учителем на повторении, обобщение пройденного материала, практическую работу.

Резервное время учитель может использовать по своему усмотрению.

Основное содержание исторического краеведения (34 часов)


5 класс (7 часов)

Федеральный компонент, История Древнего мира. Летоисчисление (счет лет «до н .э» и «н.э.»). источники знаний о прошлом. Историческая карта. Хронологические рамки древней истории. Понятие «первобытность». Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Национально-региональный компонент. История Сахалина и Курил в древнейшее время.

Берингия и Охотия (2 ч). Природные условия. Влияние ледников. Древнейшее население Сахалина и Курил. Тончи - «земляные люди». Айны. Нивхи. Стоянки древнейших жителей Сахалина и Курил. Охотская культура.

Жилища и занятия древнейших людей (2 ч). Орудия труда. Галечная техника. Обсидиан. Глиняная посуда. Ленточная техника. «Шнуровой» орнамент.

Морские охотники, собиратели и рыболовы (1 ч). Освоение прибрежных районов. Морской промысел. Коряки, алеуты, эскимосы.

Религиозные верования (1 ч). Особенности захоронений.

Резерв (1 ч).

  1. класс (7 часов)

Федеральный компонент. История средних веков (V-XV в. в). Понятие «средние века». Хронологические границы средневековья. Китай в средние века. Средневековая Япония. Монгольские завоевания.

Национально-региональный компонент. История Сахалина и Курил в средние века (V-XV в. в).

Племена Дальнего Востока в I - начале II тыс. н. э (2 ч). Изменения политической и этнической карты региона. Племена мохэ. Королевство Бохай. «Золотая империя» чжурчжэней. Характерные черты организации общества. Хозяйство, культура и быт.

Взаимоотношения островных племен с народами сопредельных территорий (1

ч). Чукотские и камчатские племена. Хозяйство, обычаи и обряды дальневосточных народов.

Монгольское завоевание (1 ч). Археологические памятники. Характер взаимодействия с аборигенами.

Появление китайцев в Приамурье и на Сахалине (1 ч). Китайские городища. Древнейшие карты.

Японские поселенцы (1 ч). Связи сахалинских племен с южным соседом - Японией. Резерв (1 ч).

7 класс (7 часов)

Федеральный компонент. История нового времени (XVI - XVIII в .в). Понятие «новое время». Хронологические рамки нового времени. «Великие географические открытия». Присоединение к России Казанского ханства, Сибири, Дальнего Востока. Цели России на Востоке. Сбор ясака. Строительство крепостей-острогов. Нерчинский договор с Китаем. Провозглашение России империей.

Национально-региональный компонент. Наш край в новое время (XVI - XV]

в.в).

Продвижение русских людей на Восток (1 ч). Племена Амура. Образование Якутского уезда. Походы И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова, И. Нагибы, О.С. Кузнеца. Характер взаимоотношений первопроходцев с аборигенами. «Ясачная книга» 1655 г. Значение открытий русских землепроходцев и мореходов.

Амурский вопрос (1 ч). Возникновение Амурского вопроса. Нерчинский договор. Маньчжуры в Приамурье и на Сахалине. «Карта императора Канси».

Первые сведения русских людей о Курилах (1 ч). Камчатский поход В.В. Атласова. Освоение Курильских островов русскими людьми. Походы Д.Я. Анциферова и И.П. Козырсвского и Ф.Ф. Лужина. Значение 1-й и 2-й Камчатских экспедиций. Исследования М.П. Шпанберга. Характер русской колонизации. Российские торговые и промысловые поселения.

Европейские мореплаватели в северной части Тихого океана (1 ч). Экспедиции Д. де Анжелиса, М.Г. де Фриса, Ж.Ф.Г. де Лаперуза. Карга д’Анвиля.

Японские экспедиции и поселения па островах (1 ч). Характер взаимоотношений с аборигенами. Ранние японские карты Дальнего Востока. Исследования М. Токуная, О. Ипэи.

Народы Приморья, Приамурья и острова Сахалин в XVII-XVIII в.в (1 ч). Хозяйство и быт, общественное устройство, взаимоотношения с соседями. Сахалин на карте Восточной Сибири С.У. Ремезова.

Резерв (1 ч).



8 класс (7 часов)

История Нового времени (19 - нач. 20 в. в.) Сахалин и Курилы в 19 начале 20 в. в.

Русские экспедиции на Дальнем Востоке.

События на Дальнем Востоке в средине 19 века.

Экономическое развитие Дальнего Востока.

Колониальная политика на Дальнем Востоке.

Внешняя политика России и других стран мира в Дальневосточном регионе.


9 класс (7 часов)

История Новейшего времени. Сахалин и Курилы в 20 - 21 в. в.

Изменения на карте мира на рубеже 19-20 в. в.

Сахалин и Курилы в 1905 - 1925г.г.

Северный Сахалин и Курильские острова в составе СССР.

Сахалин и Курилы в годы Великой Отечественной войны.

Сахалинская область после Второй мировой войны.

Сахалин и Курильские острова в период с 80-х г. г. 20 века по наше время.

Сахалинская область - субъект РФ.
















Основное содержание художественного краеведения (34 часов).

5 класс (7 часов)

Этносы Сахалина и Курил (1 ч). Материальная и духовная культура малочисленных народов Сахалина и Курил: анимизм, тотемизм, магия, шаманизм.

Археологические памятники (2 ч). Орнаментированная керамика. Скульптурные фигуры из кости.

Музыка в жизни древних народов (1 ч). Природа и мир звуков. Древние музыкальные инструменты.

Мифы, легенды, предания народов Сахалина и Курил(1 ч).

Резерв (2 ч). Опыт художественно-творческой деятельности. Зарисовка керамических изделий, орнаментальных рисунков, музыкальных инструментов. Театрализация легенд.

6 класс (7 часов)

Музыкальный фольклор аборигенов Сахалина и Курил (2 ч). Разнообразие конструкций и функций древних музыкальных инструментов.

Ударные идиофоны - музыкальное бревно, шаманский пояс, погремушки - подвески на одежде; щипковые идиофоны - дугообразные и рамные варганы из травы, дерева и металла; струнно-смычковые (нивхский тынрын); струнно-щипковые (айнский торнкорн); аэрофоны - многочисленные свистки из тростника, кости, трубы; вихревой аэрофон.

Истории развитии декоративно-прикладного искусства (2 ч). Знакомство с орнаментальной культурой народов Сахалина и Курил.

Культурные связи островных народов (1 ч). Культура народностей, населяющих низовья Амура и побережье Охотского моря. Шаманизм. Медвежий праздник - синтез музыки, танцев, игр, спортивных состязаний.

Резерв (2 ч). Опыт художественно-творческой деятельности. Освоение и имитация фольклора мелодий; фантазии на тему нивхского орнамента; сценарий медвежьего праздника, подготовка его отдельных частей.

7 класс (7 часов)

Орнаментальное искусство аборигенов Сахалина (2ч). Особенность

орнаментальных мотивов нивхов: комбинация или слияние нескольких с растительными мотивами; цветочный и лиственный орнамент со стилизованными стеблями.

Дополнительные и контрастные цветы, определяющие стиль орнамента (1 ч).

Стилизация реальных форм в декоративном искусстве (1 ч). Четыре группы орнамента:

  • слившиеся парные спирали;

  • парные завитки;

  • фигура, похожая на пятилистник;

  • фигура с листообразными дополнениями по сторонам.

Мелодичность нивхских узоров (1 ч). Совпадение орнаментальных узоров с определенным звучанием музыкального инструмента.

Отражение в национальной прозе художественных мотивов (1 ч). Сказки народов региона.

Резерв (2 ч). Опыт художественно-творческой деятельности. Стилизация реальных форм в изобразительном искусстве; составление эскизов орнамента; освоение техники вырезывания и наклеивания, древние образы в современных народных игрушках.

8 класс (7 часов)

Применение национального орнамента в быту (2 ч). Элементы национальна одежды: рукавички, кайма халата, головной убор, халат, пояс. Оформление одежды. Кимоно.

Иллюстрирование нивхских сказок и легенд (1 ч). Совершенствование техники орнамента. Усложнение сюжетов орнамента.

Быт аборигенов Сахалина и Курил (1 ч). Особенности жилища, утвари. Конструкции, декор предметов быта.

Культура семейных отношений у народов региона (1 ч). Взаимоотношения в семье. Роли родителей и детей. Место старших в роде.

Резерв (2 ч). Опыт художественно-творческой деятельности. Составление узора национального орнамента для оформления одежды. Эскизы и макеты одежды, построек. Народный праздничный костюм.

9 класс (7 часов)

Культурная жизнь островной области (3 ч).

Этнические и художественные коллективы Сахалинской области. Детская школа искусств «Этнос». Русский народный фольклор и корейское народное творчество. Мотивы сахалинской природы в творчестве сахалинских художников. Этнографические и художественные музеи. Представители национальной культуры.

Резерв (4 ч). Проектно-художественная деятельность. Самостоятельный выбор объектов проектно-художественной деятельности. Защита проекта: создание для детей картинок-раскрасок в национальном колорите.



Требования к уровню подготовки учащихся по историческому краеведению.

В результате обучения краеведения ученик должен: знать/ понимать

  1. класс:

  • основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

  • государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;

  • бережно относится к государственным символам региона:

  • ориентироваться по географической и исторической карте;

-характеризовать важнейшие события региона;

  • осуществлять поиск исторической и краеведческой литературы;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи.

  1. класс:

  • основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

  • государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;

  • бережно относится к государственным символам региона:

  • ориентироваться по географической и исторической карте;

-характеризовать важнейшие события региона;

  • осуществлять поиск исторической и краеведческой литературы;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

  • реализовывать свои гражданские права и обязанности, ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах региона;

  • характеризовать важнейшие события региона.

  1. класс:

  • основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

  • характерные черты образа жизни коренных малочисленных народов;

  • государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;

  • бережно относится к государственным символам региона:

  • ориентироваться по географической и исторической карте;

  • характеризовать важнейшие события региона;

  • осуществлять поиск исторической и краеведческой литературы;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

  • реализовывать свои гражданские права и обязанности, ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах региона;

  • характеризовать важнейшие события региона.

  1. класс:

  • основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

  • государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;

  • бережно относится к государственным символам региона:

  • ориентироваться по географической и исторической карте;

-характеризовать важнейшие события региона;

  • осуществлять поиск исторической и краеведческой литературы;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

  • реализовывать свои гражданские права и обязанности, ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах региона;

  • характеризовать важнейшие события региона;

  • этнический состав населения Сахалинской области;

  • основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

  1. класс:

  • основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

  • государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;

  • бережно относится к государственным символам региона:

  • ориентироваться по географической и исторической карте;

-характеризовать важнейшие события региона;

  • осуществлять поиск исторической и краеведческой литературы;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

  • реализовывать свои гражданские права и обязанности, ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах региона;

  • характеризовать важнейшие события региона;

  • этнический состав населения Сахалинской области;

  • основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

  • давать оценку дипломатическим действиям России в регионе, излагать обстоятельства заключения международных договоров, касающихся дальневосточных рубежей.

Критерии оценки качества устного ответа



Составляющая качества образованности


Уровень

Предметно­

информационная

Деятельностно­

коммуникативная

Ценностно­

ориентационная

Уровень

Знания слабые,

Отсутствуют

Отсутствуют

неудовлетворительный

«2»

неглубокие(на

навыки работы с

собственные оценки,


уровне отдельных

картой,

суждения. Нет


фактов)

источниками, речь невнятная

аргументированных

выводов

Уровень

Знания слабые (на

Присутствуют

Присутствуют

удовлетворительный

«3»

уровне отдельных

слабые навыки

попытки дать оценки


фактов), однако,

работы с

событиям и


есть попытки их

исторической

явлениям, но данные


связать в единое

картой и

оценки неточны,


целое

источником

несистемны,

неглубоки

i

Уровень хороший «4»

Знания фактов на

Хорошее владение

Присутствуют


достаточно

навыками работы с

собственные


высоком уровне,

исторической

суждения о


присутствуют

картой. Умение

причинно-


попытки анализа и

работать с

следственных


интерпретации

источником

связях, даются


фактов

(выявлять

взвешенные оценки



информацию,

событиям и



сравнивать источники). Наличие грамотной

деятельности

отдельных

личностей



устной речи


:

Уровень отличный «5»

Высокий уровень

Высокие

Присутствуют


фактологических,

деятельностно­

собственные


хронологических

коммуникативные

суждения о


знаний.

качества: умение

причинно-


Присутствие

читать

следственных


интегрированного

историческую

связях, даются


взгляда на историю

карту, выявлять

взвешенные оценки


России в контексте

сходства и

событиям и


мировом и

различия в

деятельности


европейском.

источниках, давать

отдельных


Наличие сведений о

им оценку;

личностей.


региональной

сравнивать

Проявлены высокие


истории.

исторические

гражданские


Используется дополнительный материал в виде знаний о памятниках литературы и искусства, в

события. Наличие высоких качеств устной речи

качества


Литература.


К разделу «Художественная культура»

  1. Бородин А., Бородина Н., Бородин Н. Небесный Сахалин. Галерея «Райцентр»,- Находка: Prisco Print, 2002.-101 с.

  2. Высоцкая А. Нивхский орнамент. Методическая разработка. - Оха: Охинский отдел образования, 1995. - 66 с.

  3. Гонтмахер П.Я. Историография народного декоративно-прикладного искусства нивхов//Вопросы истории и культуры народов Дальнего Востока. - Вып. 2.- 1974. - С. 139-152

  4. Древние поселения на Сахалине. Сосунайская стоянка /Р.С. Васильев, В.А.

Голубев.- Новосибирск: Наука, 1976 .- 207 с.

  1. Концепция художественного образования в РФ/ Искусство в школе. -2002. - № 2. С. 4.

  2. Мамчева Л. Коренные народы Сахалина. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1998. - 120 с.

  3. Пилсудский Б. Фольклор Сахалинских нивхов. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. Институт наследия Бронислава Пилсудского. - 2003. -125 с.

  4. Программа ИЗО / Под ред. Кузина В. - М.: Просвещение. - 2005. - 138 с.

  5. Программа ИЗО / Под ред. Неменского Б. - М.: Просвещение. - 2005. - 140 с.

  6. Программа ИЗО. Основы народного и декоративно-прикладного искусства/ Под ред. Шпикаловой Т. - М.: Просвещение. - 2005. -180 с.

  7. Программа. Мировая художественная культура/ Под ред. Даниловой Г.И.- М.: Просвещение. - 2004. -280 с.

12. II. Роник З.Л. Хранительницы древних орнаментов. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. - 2001. - 70 с. 12.

13. Санги В. Нивхские легенды. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное

издательство. - 1998.


К разделу «Историческое краеведение»


  1. Бабенко В.Г. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям/ В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зайцева, А.В. Пахневич, И А. Савинов,- М.: Издательство НЦ ЭТНАС, 2002,- 283 с.

  2. Билим Н.Н. История Российского Дальнего Востока XVII - XX в.в. Учебное пособие,- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1999. -84 с.

  3. Высокое М.С. История Сахалина и Курил в самом кратком изложении. - Южно- Сахалинск: Сахалинский центр новейшей истории, 1994. - 96 с.

  4. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования// Педагогика,- 1999.-№8.

5.Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока в новое и новейшее время Учебное пособие" для 8-9' классов 'общеобразовательных учреждений. - Хабаровск; Издательский дом «Частная коллекция»1999.- 288с: илл.

  1. Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика,- 1999.-№5.

  2. История Сахалинской области с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие по истории для учителей, учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, студентов средних специальных учебных заведений и вузов/ Ред. коллегия к.и.н. С Высоков, к.и.н. А.И. Костанов. к.и.н, профессор А.М. Лопачев. -3-е изд., перераб. дополн. Южно-Сахалинск: Сахалинский центр документации новейшей истории, 1995. -272 с, 202 илл.

  3. История Сахалинской области. Рабочая тетрадь к учебному пособию.- Южно- Сахалинск: Издательство СахГУ, 2001. - 42 с.

8.История Сахалинской области. Учебное пособие по краеведению для учащихся /Под ред. Н.И. Колесникова, В.П. Полякова. - Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1981.- 249 с.

9. Костанов А.И. Освоение Сахалина русскими людьми. - Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство* Сахалинское отделение, 1991.-152 с.

10.Образование как фактор национального единства и социального прогресса //Стандарты и

мониторинг в образовании,- 2001.- №6.

11. Рыжков А.Н. Бои за родные острова. - Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1980.-146 с. и др.

Стрелова О.Ю. Понятие «регион» в проектировании национально-регионального компонента Госстандарта// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2001.- №6.

12. Теплинский М. А.П. Чехов на Сахалине.- Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство Сахалинское отделение, 1990.-144 с.

13. Цуренко В. Негасимая свеча,- Южно-Сахалинск: ДОК, 1992,- 50 с.

14. Чехов А.П. Остров Сахалин // Чехов А.П. Поли. Собр. Соч. и писем- В 30 т. Т. 14-

15. Прим. М.С. Семеновой. - Южно-Сахалинск: Сахалинское отделение Дальневосточного книжного издательства, 1980. — 303 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!