СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.

Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии,

праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе»



Рабочая программа

кружка по экологическому воспитанию

«Юный эколог»

в средней группе

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума»

В. Сухомлинский.

Пояснительная записка

             Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

      В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние  «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

1. Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

2. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

3.       Программно - методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и  парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

4.Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

5.Задачи экологического кружка «Юный эколог»:

·         Подвести к осознанному пониманию ценности природы,  что взрослые и дети, это тоже часть природы;

·         Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

·         Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.

·         Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.

·         Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.

·         Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)

·         Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями,  цветника (поливка, рыхление).

·         Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.

·         Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

6.Основные направления экологического кружка «Юнный эколог».

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
·        Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
·        Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
·        Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. 
·        Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
·        Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
·        Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

7.       Организация деятельности  и режим экологического кружка:

 Кружок проводится  1 раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью  20 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.


8.Методы, используемые для реализации работы кружка

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений

9.Ожидаемый результат взаимодействия с детьми .

Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В качестве подведения итогов планирую провести развлечение

«В мире природы»

10.Работа с родителями .

Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.

Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии,

праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.

В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы:

«Прогулки в природу»

«Осень золотая»

«Овощи богаты витаминами»

«Шесть советов о морозной погоде»

«Весна – красна»

«Игры детей летом»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

«Лето опасное и безопасное»

«Игры детей осенью»,

а также фотовыставку «Четвероногие друзья» и провести конкурс на тему «Осенние фантазии».


В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…

 

 В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. 



Дошкольник должен:

 

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от  

 изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях

природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к

окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного

 поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на

участке,    уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.













Перспективный  план экологического кружка «Юный эколог»

Месяц

Тема

Цель


Сентябрь



1.«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.



2.Развлечение :«Осень в гости к нам пришла!»

Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью.

Формировать  желание играть в подвижные и дидактические игры.

Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво.











Октябрь



3. У медведя во бору грибы, ягоды беру...

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.









4.«Куда исчезают насекомые ?»

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о

приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.












Ноябрь





5. «Перелетные птицы»


Способствовать обобщению представлений

 о птицах в осенний период: собираются в

 стаи, улетают на юг.

Воспитывать любознательность и

наблюдательность у детей.

Активизировать словарь детей: перелетные,

 юг. Знакомить детей с зимующими птицами:

воробьи. Активизировать словарь детей: зимующие,

перелетные.

6.«Как звери готовятся к зиме!»

Закрепить названия и характерные

 признаки диких животных, их среду

 обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.





Декабрь

7.«Волшебная льдинка»

опыт

Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определения

свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный,

холодный лед.

8.«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом

хвойного дерева.

Способствовать развитию умения называть

 характерные особенности строения ели,

признаки, отличающие ее от других деревьев.

Формированию умения видеть отличие

игрушечной ели от настоящей.

Воспитывать бережное и заботливое

отношение к живой природе.

Активизировать словарь детей: красавица,

зеленая.







Январь

9.«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц,

 различать их по размеру, окраске

оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их

 названиями, жизненными трудностями зимой.

Воспитывать желание подкармливать их,

делать кормушки.

Активизировать словарь детей: зимующие,

холодно, голодно.

10.«Мороз – удивительный художник»

опыт

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям

 природы. Развивать зрительную наблюдательность,

 способность замечать необычное в

окружающем мире и желание отразить

 увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные

узоры.









Февраль

11.«Выращиваем лук на окошке»

опыт

Вызывать интерес к выращиванию

огорода на окошке.

Развивать  желание наблюдать за

изменениями в луковицах.

Учить создавать ситуацию опыта.

Формировать представления о свойстве

лука и его пользе для человека зимой.

Активизировать словарь детей: полезный,

 горький.

12.«Полезные витамины» .

Формировать представления о том, что в

весеннее время особенно полезны витаминная пища

(зеленый лук и др.) и солнце.

Развивать у детей умения заботиться о

 своем здоровье.  Воспитывать чувства

заботы о больном товарище.

Активизировать словарь детей: здоровый,

 больной.





Март

13.«Птицы прилетели»

Познакомить с первыми перелетными

птицами – грачами. Способствовать

обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.

Воспитывать любознательность,

желание заботиться о птицах.

Активизировать словарь детей: перелетные,

чирикают.

14.«Сосульки».

Звенит капель.

опыт

Познакомить с понятием – капель.

Продолжать учить детей наблюдать явления

 природы: сосульками.

Формировать осторожность и опасность

около домов.
Активизировать словарь детей: холодная,

 белая, капель.



Апрель

15.«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия

весенних месяцев.

Дать представления об изменениях,

происходящих  весной в природе.

Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Активизировать словарь детей: весенняя,

греет.

16.«Первоцветы»

Побуждать детей радоваться первым в

весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями,

с особенностями строения.

Воспитывать интерес и любознательность.

Активизировать словарь детей:

подснежники, нежные.





Май

17.«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды,

 образовании облаков.

Познакомить с явлением весной –

грозой в доступной форме.

Познакомить детей с правилами

поведения во время грозы.

Активизировать словарь детей:

страшно, испугались.

18.Итоговое развлечение:

«В мире природы»

Развлечь детей.

Формировать положительные эмоции к

окружающему нас миру, к природе и

всему живому.

Развивать чувство красоты, желание

участвовать в конкурсах и играх со

сказочными героями.








Показатели диагностических исследований определения уровней развития детей экологического кружка « Юный эколог» для детей  средней группы группы.  
        Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью  диагностики три раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив следующие диагностические карты.

 За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл.

 

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

 

 

 

 

 

 

 

Имеет представления о сезонных изменениях  в природе (Название и характерные особенности времен года)

Имеет частично представления.

Не имеет представления.

 

 

 

 

 

Знает природные явления (дождь, ветер, снег)

Знает частично.

Не знает.

 

 

 

 

 

 

Имеет представление о многообразии растительного мира, называет по 3 представителя

Частично имеет представления.

Не имеет представления.

 

 

 

 

 

овощи

фрукты

ягоды

 

 

 

 

 

Владеет навыками ухода за растениями.

Владеет частично.

Не владеет.

 

 

 

 

 

Имеет представление о многообразии животного мира, называет по 3 представителя

Имеет частично представления.

Не имеет представления.

 

 

 

 

 

 

Дикие животные.

Домашние

Животные.

Дикие птицы.

Домашние птицы

Насеко-мые.

Дете-ныши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знает о существовании различных сред обитания (земля, воздух, вода).

Знает частично.

Не знает.

 

 

 

 

 

Отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ).


Отражает свои впечатления частично.

Не отражает.

 















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знает  правила поведения в природе.

Знает частично.

Не знает

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы:

• С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
• С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
• Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
• Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы

 



Воспитатель: Смолянская Л.В.



Используемая литература


1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).


2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.


3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей группы детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.


4. Сборник конспектов занятий по экологическому воспитанию детей.


5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!