СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по физике "Элементы астрономии"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена согласно педагогической целесообразности перехода от изучения физики к  изучению астрономии, использования любознательности, пытливости ума  школьников.

В работе используются следующие методы:

  • лекция;
  • беседа;
  • семинар;
  • практические наблюдения;
  • решение практических задач;
  • подготовка и представление докладов.

Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по физике "Элементы астрономии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №12 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ

___________/Веретенникова С.В./ МБОУ лицея №12 лицея №12

Протокол №1 от ____/Федюнина Н.К./ ____/Клюева С.С «24»августа 2022г. « 25 »августа 2022г. Приказ № 238-ОД от

« 31 » августа 2022г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Звездное небо» 11 А классе.

Учителя физики: Красновой Татьяны Рамильевны









Лениногорск,2022г.





Планируемые результаты

Личностные:


-знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;

-осознание личной ответственности за нашу планету;

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные:


-умение работать с разными источниками информации;

-составлять рассказы, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

-Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;


Предметные:

-расширить и углубить основы знаний, приобретаемые на уроке физики;

-получить дополнительные знания в области естественных наук;

-изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

-изучить влияние небесных объектов на Землю;

-повысить эрудицию и расширить кругозор.



Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Возраст учащихся 11 класс. Количество часов – 68 часа.

Необходимые условия для реализации программы:

  1. Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.

  2. Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа составлена согласно педагогической целесообразности перехода от изучения физики к изучению астрономии, использования любознательности, пытливости ума школьников.

В работе используются следующие методы:

  • лекция;

  • беседа;

  • семинар;

  • практические наблюдения;

  • решение практических задач;

  • подготовка и представление докладов.

Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности учащихся.



Формы контроля за обучением:

  • Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.

  • Представление детьми своих результатов работы в виде сообщений, докладов, рефератов или научных работ.

  • В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.

  • При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.

Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.



Содержание программы

1. Астрономия – звездная наука.
Особенности астрономических наблюдений. Основные точки и линии небесной сферы. Зодиак и эклиптика. Изучение строения и принципа действия телескопа.

2. Наша Земля.
Закон всемирного тяготения в жизни. Знания о Земле и небе. Различные модели Земли и небесной сферы. Птолемей и Коперник.

3. Мир солнечной системы.
Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники планет и Луна. Малые тела, орбиты и периодичность комет .

4. Солнце.
Ближайшая звезда. Пятна и факелы на солнце. Вращение солнца и обращение вокруг центра Галактики.

5. Звезды и галактики близкие и далекие.
Мифы о созвездиях. Звездное небо в различные времена года. Виды и характеристика звезд. Черные дыры и белые карлики. Галактика Млечный путь. Строение и возраст Вселенной.

6. Освоение Вселенной.
Происхождение Солнечной системы. «Есть ли жизнь на Марсе?» Открытие реактивного движения и его роль в полетах в космос. Существуют ли доказательства существования инопланетян.



























Календарно-тематическое планирование.


Тема

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

примечание

Теория

Практика

1.

Особенности астрономических наблюдений. Техника безопасности на занятиях.

2

 

7/09

7/09



2.

Основные точки и линии небесной сферы. Зодиак и эклиптика.

2

 

14/09

14/09



3.

Устройство и принцип действия телескопа. Виды телескопов.

2

 

21/09

21/09



4.

Древние и современные астрономические инструменты.

2

 

28/09

28/09



5

Открытие Ньютоном закона Всемирного тяготения.

2

 

5/10

5/10



6

Птолемей и Коперник. Чья модель правильна?

2

 

12/10

12/10



7

Законы Кеплера.

2

 

19/10

19/10



8

Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия.

 1

1

26/10

26/10



9

Солнечная система – состав и особенности.

2

 

9/11

9/11



10

11

Планеты Земной группы. Наблюдение Венеры и Меркурия.

2

2

16/11

16/11

23/11

23/11



12

13

Планеты Гиганты. Наблюдение Юпитера и его спутников. Сравнение групп планет.

2

2

30/11

30/11

7/12

7/12



14

15

Земля и Луна. Наблюдение Луны в телескоп

2

2

14/12

14/12

21/12

21/12



16

Сколько раз человек может увидеть одну и ту же комету?

2

 

11/01

11/01



17

Астероиды: есть ли опасность столкновения?

2

 

18/01

18/01



18

19

Наблюдение зимнего неба. Мифы о зимних созвездиях.

2

2

25/01

25/01

1/02

1/02



20

Солнце – ближайшая звезда.

2

 

8/02

8/02



21

Пятна и факелы на Солнце. Движение Солнца.

2

 

15/02

15/02



22

Особенности наблюдения Солнца.

 1

1

22/02

22/02



23

Наблюдение зимнего неба.

 1

1

1/03

1/03



24

Мифы о созвездиях. Звездное небо на других планетах и в других мирах.

2

 

8/03

8/03



25

Измерение расстояний до звезд.

2

 

15/03

15/03



26

Наблюдение зимнего неба, луны, планет.

 1

1

22/03

22/03



27

Виды галактик. Млечный путь.

2

 

5/04

5/04



28

Черные дыры и белые карлики. Возраст Вселенной.

2

 

12/04

12/04



29

30

Наблюдение весеннего неба. Весенние созвездия.

2

2

19/04

19/04

26/04

26/04



31

Подготовка пресс-конференции «Одиноки ли мы во Вселенной?»

2


3/05

3/05



32

Подготовка празднования дня космонавтики.

 2


10/05

10/05



33

Наблюдение весеннего неба. Планет.

 1

1

17/05

17/05



34

Летние созвездия.

2

 

24/05

24/05









Литература:

  1. Дорожкин Н.Я. «Космос», ООО «Издательство Астрель», 2004

  2. Карл Саган «Космос», С-Петербург, ЗАО ТИД Амфора, 2004

  3. Бердышев С., «Законы космоса» , М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002

  4. Я.И. Перельман «Занимательная астрономия», - Д., ВАП, 1994

  5. А. Шимбалов. Атлас созвездий. Москва. 2005

  6. Н. Д. Козлова. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001

  7. Методика преподавания астрономии в школе. Под редакцией Л. Мордовцева. Москва. 1973








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!