Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ермолаевская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО на заседании ШМО классных руководителей Протокол № от « __ » _____ 2022 г. Афанасьева А.А. _____________ | СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по ВР Директор Тазетдинова Р.Д.__________ Заболотный В.В.__________ «__» ______________2022 г. «__»________________2022 г. |
Рабочая программа
кружка «Сад и огород своими руками»
срок реализации 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Павлова Елена Николаевна
Ермолаево 2022
Пояснительная записка
Основной идеей построения программы кружка является: углубление знаний обучающихся о разнообразии комнатных и овощных растений. Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы. Занятия формируют у детей умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, своей роли в нем как преобразователя, являются эффективным средством для развития интеллекта и психики детей.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий: 4 часа в неделю (двухчасовое занятие с 15- минутным перерывом 2 раза в неделю).
Программа позволяет сформировать у детей стойкий интерес к работе и желание выполнить работу самостоятельно, организационные умения в труде, воспитывает положительные качества личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность, целеустремленность, умение работать в коллективе). Растения, правильно подобранные и со вкусом размещенные в помещении создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей.
Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать окружающий мир, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности.
Обучение по программе основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
- принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;
- принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;
- принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;
- принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;
- принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;
- принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся.
Цель программы – привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углубить их знания по природоведению, ботанике вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур, получить начальные профессиональные навыки по растениеводству.
Задачи программы:
Обучающие:
-углубить знания по ботанике в соответствии с возрастом и способностями воспитанников;
-привить навыки исследовательской работы как в природе, так и в лаборатории;
-научиться применять на практике полученные на занятиях знания;
-научить обращаться с микроскопом, приготовлять препараты. Развивающие:
-развивать у воспитанников умения самостоятельно работать с популярной литературой по ботанике;
-развивать интерес к изучению природы родного края;
-развивать интерес к исследованиям и к проведению опытов;
-развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге . Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природным богатствам;
-воспитывать экологически грамотных исследователей природы;
-воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
-способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
-Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.
-Материал творческого объединения предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания.
Предполагаемым результатом реализации данной программы является взращивание творческого потенциала личности, как базиса внутренней потребности к постоянному саморазвитию.
-Использование ИКТ позволяет расширить рамки изучаемого материала, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного мира.
-Проводятся практические работы по размножению растений и уходу за ними. Работа в творческом объединении нацелена на овладение навыками исследования, на знание законов об охране природы.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- основные сельскохозяйственные культуры;
- агротехнику овощных культур;
- что такое почва;
- полезных и вредных жителей огорода;
- основные болезни овощных культур;
- сорные растения;
- правила техники безопасности при работе с инвентарём.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать семена овощных культур;
- правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
- проводить наблюдения за овощными растениями;
- проводить наблюдения за природными явлениями;
- работать со справочной литературой;
- собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом.
Формы и методы работы. Занятия с воспитанниками организуются группами (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, тренинг, практическая природоохранная деятельность,), и индивидуально (практические и творческие задания, беседы, консультации).
Ведущими методами работы являются метод практической работы (посев семян, пикирование, черенкование, оформление клумб и цветников, уборка территории, работа в теплицах); и метод проблемных ситуаций.
В процессе практической работы обучающиеся легче воспринимают учебный материал ввиду его наглядности. Метод проблемных ситуаций развивает способность у воспитанников мыслить самостоятельно и находить правильное решение.
Продолжая опытные работы на рассаде, воспитанники на школьном участке наблюдают за растениями, изучают дополнительную литературу и решают проблемную задачу по оптимизации выращивания конкретной культуры.
Организация образовательного процесса
Для проведения кружка выбраны наиболее приемлемые формы проведения занятий. Учащиеся ведут наблюдения за растениями, выращивают разные виды комнатных растений с воспитателем. Во время этой деятельности используется время общения с цветами для воспитания любви к природе.
Занятия кружка проводятся не только в кабинете, но и на пришкольном участке. Беседы, игры, рисование, наблюдения за растениями в течение года - все это позволяет сделать занятия кружка интересными, познавательными для детей. Знания и умения, полученные на занятиях кружка, учащиеся применяют на уроках природоведения, на уроках естествознания в старших классах, в повседневной жизни.
Содержание программного курса Содержание программного курса осуществляется по этапам: I этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. II этап углублённого изучения. III этап закрепления знаний, умений и навыков по трудовому обучению и дальнейшего их совершенствования.
Календарно – тематическое планирование
| Тема | Всего часов | Теория | Практика | Дата |
1 | Вводное занятие | 2 ч | | | |
| Задачи обучения в предстоящем учебном году Распределение трудовых обязанностей. Техника безопасности | | 1ч 1ч | | |
2 | Осенние работы на участке. Цветоводство | 80 ч | | | |
| Сроки и техники уборки урожая овощных культур Значение осенней обработки почвы Уборка урожая овощных культур, послеуборочных остатков. Перекопка почвы. Сбор семян. Черенкование. Заготовка земли. Сбор семян садовых растений Виды цветковых растений Признаки созревания семян Способы размножения цветковых культур Однолетние цветковые растения Многолетние цветковые растения Зимующие многолетние цветковые растения Практическая работа «Сбор семян однолетних растений» | | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 7ч 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 4ч | |
3 | Овощеводство | 24 ч | | | |
| Вводное занятие. Овощные растения. Однолетние, овощные, корнеплодные растения. Условия, необходимые для выращивания культурных растений Особенности весенней обработки почвы Виды удобрений и правила их внесения. Весенние обработки почвы, внесение удобрений урожайных растений Всхожесть семян Особенности ухода за культурами с учётом их биологических особенностей | | 4ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч | |
4 | Весенние работы в овощеводстве | 30ч | | | |
| Понятие о сорте. Рассада. Виды защищенного грунта Практическая работа «Подготовка рассадных ящиков» Практическая работа «Посев семян томатов» Пикировка рассады Уход за рассадой Высадка рассады в грунт Защита культурных растений от сорняков | | 2ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 3ч 4ч 4ч 4ч 3ч 3ч 3ч | |
| Итого | 136 часов | | | |
Литература
Баранов В.Д. Устименко Г.В. Мир культурных растений. М.. Мысль, I994г
Ганичкина О.Д. Ваш огород. М.. «Арнадия», 1997г.
Колпаков Н.А. Биолого-хозяйственная характеристика и сорта овощных культур - Барнаул.: Изд-во АГАУ, 1998. 126с.
Кудрявец Д.Б.. Петренко Н.Д. Как вырастить цветы. М.. Просвещение, 1993г
Пантиелев Я.Х. Овощи на приусадебном участке, Москва 2005, 205с