СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Семейные чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика.  Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа «Семейные чтения» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке.

Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика.  Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа «Семейные чтения» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Семейные чтения"»

Рабочая программа разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. № 1897» Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия №34 имени Г.Д.Ермолаева»

Пояснительная записка

Данная программа внеурочных занятий «Семейные чтения » для 6 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).

В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 6 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий (УУД) на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и Списке, составленном Минобр науки России (Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению направлен в регионы 16 января 2013 года).

Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа «Семейные чтения» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию. Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное - привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.

Цель программы:

• организация чтения школьников,

• создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, чтения с родителями.

• стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

• углубление знаний учащихся по литературе;

• расширение круга чтения детей; чтение и обсуждение книг с родителями.

• воспитание грамотного компетентного читателя;

• проявление гуманитарных и художественных способностей;

• развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности;

• расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду

Задачами реализации программы учебного предмета являются:

• обеспечивать освоение основных литературоведческих понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;

• обеспечивать литературное развитие школьника, готовить его к глубокому пониманию художественных произведений различного уровня сложности;

• учить приобретать и систематизировать знания по литературе;

• развивать речевые, творческие способности, навыки творческого чтения;

• развивать знаний об общении литературы с другими видами искусства;

• развитие навыков художественного освоения действительности;

• развитие стремления к самовоспитанию;

• развитие навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки;

• развивать коммуникативные навыки, сценическое искусство;

• обучать основам исследовательской работы;

• формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

Место кружка «Семейные чтения» в учебном плане

1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

( 34 часа – 1час в неделю)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

В результате работы кружка «Семейные чтения» учащиеся научатся:

-анализировать литературные произведения разных жанров

-выразительно читать

-рецензировать актерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение

-давать собственную оценку прочитанного произведения чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения

- правильно исполнять малые роли;

- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;

- выражать собственные эмоции

- чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

- индивидуально и коллективно работать;

- творчески подходить к занятию;

- практически показать и исполнить освоенный материал;

- уметь эмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы.

Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами освоения литературного кружка является формирование следующих умений:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

-осознание своей этнической принадлежности;

-знание истории, языка, культуры своего народа;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

-формирование целостного мировоззрения;

- осознание роли книги в жизни людей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Мета предметными результатами изучения курса «Семейные чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной

деятельности;

- реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;

- самостоятельно работать с книгой, осознавать недостаток информации, использовать различные типы словарей;

- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками

- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса

Предметными результатами изучения курса «Семейные чтения » является формирование следующих умений:

- выразительно читать;

-определять тему, основную мысль произведения;

-давать характеристику литературного героя;

- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;

- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

- сочинять тексты разных жанров на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;

- исполнять тексты, подбирать цитаты;

- знать и различать основные термины теории литературы, учитывать их специфику; - использовать сведения по теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;

-осуществлять работу с различными источниками информации;

- выполнять письменные работы различного характера.

Планируемые результат:

Ученик получит возможность научиться:

• ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

• определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

• вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.

В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:

• потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

• умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

• учебной самостоятельности и познавательного интереса;

• умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

• умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;

• умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

• понимания значимости работы в группе.

Данный курс не предполагает наличия контрольных работ и материалов.



















Содержание курса внеурочной деятельности

1.Введение. Как создается книга. Знакомство с целями задачами и планированием деятельности кружка, работа над замыслом творческой работы.

2.Немецкие народные сказки и русские народные сказки. Сопоставительный анализ сказок братьев Гримм и русских аналогов («Красная шапочка», «Соломинка, уголек и боб и т.д.)

3. Песенное творчество. Знакомство с авторской песней, стихами, на которые положена музыка. Песни о войне, поэты - барды.

4. Фантастика в литературе. Зарождение фантастической литературы. Мистика в литературе. Русские писатели – фантасты. Готический роман и новелла.

5. Басня как жанр. Знакомство с баснями разных жанров и эпох (Эзоп, Лафонтен, Крылов)

6. Природа в поэзии (на примере А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, Н. Рубцова и т.д.) Анализ стихотворений, посвященных природе, заучивание наизусть.

7. Сказки народов мира. Знакомство с европейскими и восточными сказками. Чтение и анализ произведений, обсуждение прочитанного, сопоставительный анализ.

8. Вечер, посвященный Сергею Есенину. Литературная гостиная, посвященная юбилею поэта. Изучение биографии. Анализ стихов об осени.

9. Играем со сказкой. Работа над написанием собственной сказки в разных стилях русского литературного языка.

10. Поэты серебряного века. Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через представление образов.

11. «Любви все возрасты покорны». Необычные стихи о любви известных мастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви.

12. Разработки сценария, посвященного Дню Матери «Все начинается с любви». Распределение ролей, подбор репертуара.

13. Выступление для мам «Все начинается с любви».

14. Образы еды на страницах русской классики. Чтение и анализ произведений, где встречается русская кухня и кухня других народов мира. Анализ произведений.

15. Сказка его жизни». Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Г. Х. Андерсена.

16. Подготовка сообщений «Писатели-юбиляры» Работа над выразительным чтением.

17. Подготовка проекта «Традиции моей семьи». Рассказ о традициях своей семьи. Генеалогическое древо.

18. «Путешествие в Великий Устюг». Откуда родом Дед Мороз и Снегурочка? Мастерская Деда Мороза

19. Современная русская поэзия. Представление своего любимого поэта современника. Аргументация своего выбора.

20. Литературный вечер «Чистейшей прелести чистейший образец…», посвящённый А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой.

21. Театрализованное представление «Коляда, коляда, открывай

ворота» (по произведениям на тему Рождества). Рождественский посиделки. История праздника.

22. Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Прочтение и сравнительный анализ сказки с мультипликационным фильмом.

23. «Прочитал – проиллюстрируй!» Обсуждение и подготовка иллюстраций к различным произведениям.

24. «Великий подвиг не забыт». Чтение и обсуждение произведений о партизанах – героях, погибших в Великой Отечественной войне.

25. Страна «Фантазия» Е.С. Велтистов «Миллион и один день каникул». А как умею фантазировать я? Чтение отдельных глав, слушание. Сочинение фантастической истории.

26. Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия» С.А. Есенин «Берёза», Ф.И. Тютчев «Весна», В.А. Жуковский «Жаворонок», И.З. Суриков «Утро», А.А. Фет «Чудная картина» Чтение наизусть, слушание.

Беседа, иллюстрирование.

27. «Афганистан – незаживающая рана». Литературно-музыкальная композиция.

28. Литературные сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Каким я представляю аленький цветок? Рисование по представлению. Чтение, слушание.

29. Международный женский день 8 марта. Чтение стихов наизусть

про мам и бабушек. Сочинение-рассуждение « Моя мама лучшая на свете».

30. Широкая Масленица. История праздника. Традиции и обычаи. Масленичная неделя.

31. Поэты серебряного века. Углубленное знакомство с творчеством

поэтов серебряного века через представление образов.

32. « Весна идёт, весне дорогу». Чтение рассказов о весне.

33. Литература военных лет. Работа с стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). Война как трагедия народа.

34. Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».

Методические особенности организации занятий

1) Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.

2) Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

3) Ряд занятий проводится в библиотеке совместно с библиотекарем.

4) Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для шестиклассников.

Формы работы:

1. Экскурсия в библиотеку.

2. Презентация прочитанной книги.

3. Выставка прочитанных книг и участие в создании Буккроссинга. Буккроссинг – инструмент продвижения книги и чтения.

4. Викторина.

5. Конкурс иллюстраций и презентаций к любимой книге.

6. Беседа.

7. Дискуссия.





















Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов


Форма занятия


1

Как создается книга

1

Беседа,

2

Немецкие народные сказки и русские

1

Чтение по ролям

3

Песенное творчество

1

Беседа

4

Фантастика в литературе

1

Беседа

5

Басня как жанр

1

Беседа, чтение по ролям

6

Природа в поэзии

1

Круглый стол

7

Сказки народов мира

1

Беседа

8

Вечер, посвященный Сергею Есенину

1

Литературно музыкальная композиция

9

Играем со сказкой

1

Проба пера

10

Поэты серебряного века

1

Беседа

11

«Любви все возрасты покорны».

1

Беседа, проба пера

12

Разработки сценария, посвященного Дню мам «Всё начинается с любви..»

1

Разработки сценария,

13

Выступление для мам «Все начинается с любви..»

1

Участие в концерте

14

Образы еды на страницах русской

1

беседа

15

Сказка его жизни»


1

Литературно музыкальная

композиция

16

Подготовка сообщений «Писатели-юбиляры»

1

Практическая

работа

17

Подготовка проекта «Традиции моей

1

проект

18

«Путешествие в Великий Устюг»

1

Творческая мастерская

19

Современная русская поэзия

1

Беседа

20

Литературный вечер «Чистейшей

прелести чистейший образец…»


1

Литературный вечер

21

Театрализованное представление

1

Театрализованное представление

22

Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Беседа

23

«Прочитал – проиллюстрируй!»

1

Практическая работа

24

«Великий подвиг не забыт»

1

Беседа

25

Страна «Фантазия» Е.С. Велтистов

1

беседа

26

Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия» С.А. Есенин

«Берёза», Ф.И. Тютчев «Весна», В.А.

Жуковский «Жаворонок», И.З.

Суриков «Утро», А.А. Фет «Чудная

картина»

1

беседа

27

«Афганистан – незаживающая рана»

1

Круглый стол

28

Литературные сказки С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

1

Беседа с элементами постановки


29

Международный женский день 8 марта


1

Литературная композиция

30

Широкая Масленица

1

Беседа

31

«Золотой век русской литературы»

1

Беседа

32

« Весна идёт, весне дорогу»

1

Беседа

33

Литература военных лет.

1

Круглый стол

34

Подведение итогов работы кружка

1

беседа

















































Тематическое планирование

№ п/п

Кол-во

часов


Наименование разделов, тем

Дата факт


корректировка

Примечание

1

1

Как создается книга




2

1

Немецкие народные сказки и русские




3

1

Песенное творчество




4

1

Фантастика в литературе




5

1

Басня как жанр




6

1

Природа в поэзии




7

1

Сказки народов мира




8

1

Вечер, посвященный Сергею Есенину




9

1

Играем со сказкой




10

1

Поэты серебряного века




11

1

«Любви все возрасты покорны».




12

1

Разработки сценария, посвященного Дню мам «Всё начинается с любви..»




13

1

Выступление для мам «Все начинается с любви..»




14

1

Образы еды на страницах русской




15

1

«Сказка его жизни»




16

1

Подготовка сообщений «Писатели-юбиляры»




17

1

Подготовка проекта «Традиции моей




18

1

«Путешествие в Великий Устюг»




19

1

Современная русская поэзия




20

1

Литературный вечер «Чистейшей

прелести чистейший образец…»




21

1

Театрализованное представление




22

1

Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»




23

1

«Прочитал – проиллюстрируй!»




24

1

«Великий подвиг не забыт»




25

1

Страна «Фантазия» Е.С. Велтистов




26

1

Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия» С.А. Есенин

«Берёза», Ф.И. Тютчев «Весна», В.А.

Жуковский «Жаворонок», И.З.

Суриков «Утро», А.А. Фет «Чудная

картина»




27

1

«Афганистан – незаживающая рана»




28

1

Литературные сказки С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»




29

1

Международный женский день 8

марта




30

1

Широкая Масленица




31

1

Золотой век русской литературы




32

1

« Весна идёт, весне дорогу»




33

1

Литература военных лет.




34

1

Подведение итогов работы кружка











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!